Как создать мультимедийный урок
статья по теме

Предлагаемая статья рассматривает основные моменты, которые необходимо учитывать педагогу при создании мультимедийного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_cozdat_myltimediyniy_yrok.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как создать мультимедийный урок

Как создать мультимедийный урок? Вопрос актуален сейчас для каждого педагога, работающего в системе образования. К сожалению, в педагогике штампы появляются очень быстро. Сейчас сплошь и рядом встречаются такие, на мой взгляд, уродливые  сочетания: «конструирование мультимедийного урока», «конструктор мультимедийного урока». Почему это происходит? Видимо, здесь сработал принцип аналогии (по мотивам известного в педагогических кругах «конструктора» А. Гина). Однако  готовых рецептов конструирования мультимедийного урока до сих пор как не было, так и нет. Причин для этого я вижу много: и недостаток опыта педагогов, и отсутствие достаточной методической и методологической составляющей, и, чего грешить, отсутствие материальной заинтересованности, да и банальная загруженность. Кроме этого, немаловажным фактором можно считать стремительно обновляющиеся электронные технические средства, а отсюда - необходимость создания новых форм и методов работы.  Например, целую революцию в проведении уроков с мультимедийным сопровождением произвела в своё время интерактивная доска. А сейчас она есть если не в каждом кабинете, то в каждом учебном заведении – точно. Каждый день появляются уникальные новинки: и пульты обратной связи, и интерактивные указки, и электронные лаборатории и многое другое. Человеческая изобретательность не знает границ. И педагог настойчиво ищет методические рекомендации, практические советы, как подготовить эффективный мультимедийный урок?

Прежде всего, на мой взгляд, необходимо понимать, что отведенные на урок 40 или 45 минут, а в колледже – полтора часа – это чрезвычайно много! И ответственно расходовать  каждую минуту.

С чего начать? С цели урока. При проектировании будущего мультимедийного урока  педагог должен задуматься над тем, какие цели он преследует, используя мультимедиапродукцию, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Итак, для чего предназначен мультимедийный урок:

 для изучения нового материала, предъявления новой информации;

для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;

для обобщения, систематизации знаний.

И здесь следует сразу определить: благодаря чему будет усилен обучающий и воспитывающий эффект урока, чтобы проведение мультимедийного урока не стало банальной данью новомодным увлечениям. Исходя из этого, педагог подбирает необходимые формы и методы проведения урока, образовательные технологии, приемы педагогической техники.

Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов.

Второе,  необходимо воспринимать учебный эпизод как самостоятельную  дидактическую единицу. Определенный комплекс устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод (УЭ), то есть в относительно самостоятельную часть урока. Обратите внимание, что не должно быть в мультимедийном уроке очень большого количества слайдов; их количество должно примерно соответствовать количеству планируемых учебных эпизодов. Педагог должен стремиться превратить каждый из эпизодов в самостоятельную дидактическую единицу.

Современные педагогические справочники определяют дидактическую единицу как логически самостоятельную часть учебного материала, по своему объему и структуре соответствующую таким компонентам содержания как понятие, теория, закон, явление, факт, объект и т.п. Из чего состоит дидактическая единица? Дидактическая единица состоит из одного или нескольких фреймов.

Возникает вопрос: а что такое фрейм? Фрейм – минимальное описание явления, факта, объекта, при удалении из которого какой-либо составной части данное явление, факт или объект перестают опознаваться (классифицироваться), т.е. описание теряет смысл. Набор связанных по смыслу и логике фреймов составляет дидактическую единицу.

Значит, готовя учебный эпизод и рассматривая его как дидактическую единицу, педагог должен ясно представлять следующее: какие учебные задачи он преследует данным эпизодом, какими средствами он добьется их реализации. Понятие фрейма ставит одно важное условие: минимизации предъявляемой информации. В хорошо сконструированном учебном эпизоде не должна присутствовать банальная репродукция знаний. Мысль рождается тогда, когда информации недостаточно или она в избытке. Педагог, таким образом, обеспечивает на уроке «гимнастику ума» своим подопечным.

Вывод: ни в коем случае не перегружать ребят излишней наглядностью, текстом и т.п. И, конечно, новыми средствами обучения нужно разумно пользоваться, чтобы умело создавать проблемные ситуации на уроке, предъявлять эпизоды урока обучающимся как учебные задачи. Практика показывает, что часто обучающиеся не понимают, чего от них хочет педагог, так как цели работы не сформулированы чётко и доступным ему языком. А отсюда и результат: мысли заняты «посторонним», дисциплина нарушается, материал неусвоен.

Какие же цели обучения должен поставить педагог? Цель обучения на уроке должна включать следующее: 1) четко очерченный круг деятельности: описание того, что обучаемый будет уметь делать после изучения данного дидактического материала; 2) ясные условия, при которых должна осуществляться деятельность: связанные с этой деятельностью люди, учебное окружение, а также физические, социальные и психологические факторы; 3) точные стандарты, которые должны соблюдать обучаемые: нормы времени, производительность, точность и т.п.А для обучающихся учебные цели должны превратиться в понятные им  учебные задачи, где присутствуют глаголы, обозначающие законченность (очень важно!) учебного действия:

Напиши –

Перечисли –

Выдели –

Покажи –

Выбери –

Сравни –

и другие.

Учитывая особенности восприятия информации обучающимися (аудиалами и визуалами), необходимо учебные задачи не только устно озвучивать, но и прописывать на экране.

И ещё, превращение слайда в учебный эпизод – весьма трудоёмкое дело, к которому нужно относиться серьёзно. С чего начать? Прежде всего необходимо обратить внимание на экран, подумать о месте «активных зон», порядке размещения информации, управляющих кнопок и т.д. Зрительное восприятие экрана, как установлено учёными, начинается с его левой верхней части. Поэтому здесь мы разместим  начальную информацию или наиболее актуальную, задающая тон всему содержанию учебного эпизода. Экран должен отражать не только сущность, но и структуру проблемной ситуации, облегчать мышление, придавать учебному материалу большую точность и силу. А для этого экран желательно разбивать на зоны, имеющие зрительно - смысловое значение, назначение зон лучше разъяснить с помощью надписей.

При создании учебного эпизода педагог обязательно продумывает, какими мультимедийными средствами он обеспечит организацию и управление познавательной деятельностью, её координацию, чтобы при постановке учебной задачи обучающиеся чётко представляли себе следующее: 1) что необходимо выполнить, 2) какие средства для этого у них есть, 3) как будут проверяться результаты их учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мультимедийный урок-соревнование "Страны и континенты"

Данный урок разработан в качестве обобщающего для уч-ся 6 класса школ с углубленным изучением английского языка по курсу Верещагиной И.Н.Урок включает в себя работу с мультимедийной картой "Страны и к...

Конспект мультимедийного урока по теме: "Shakespeare\'s Land" с использованием презентации "Уильям Шекспир"

Конспект урока для 7 класса с использованием презентации "Уильям Шекспир"....

Мультимедийный урок Двигатель внутренего сгорания

Мультимедийная разработка урока по общему устройству ДВС.Материал изучается на первом году обучения в 10-м классе по программе подготовки водителей категорий "В" и "С". Кратко представлены устройство,...

Мультимедийный урок математики по теме "площадь прямоугольника"

Урок посвященный теме "площадь прямоугольника" с презентацией...

Мультимедийный урок по обществознанию «Нации и межнациональные отношения в РФ».

Тема урока «Нации и межнациональные отношения в РФ»Предмет обществознаниеКласс8Автор/ы урока  Ерофеева Ирина ЕвгеньевнаОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №1»Страна РФРеспублика/край  Респуб...

Рекомендации для преподавателя "Как правильно создать мультимедийную лекцию"

В этой работе даются рекомендации   для создания мультимедийной лекции....