Консультативная работа воспитателя ОВП детей и подростков (стационарное)
план-конспект по теме
Тема: Детская клептомания и методы ее преодоления.
Социально-экономическая нестабильность современного общества способствует обострению целого ряда проблем воспитания детей. Сталкиваясь с детским воровством, многие родители и педагоги испытывают сложную гамму отрицательных эмоций: гнев, стыд, страх за будущее ребенка, чувство собственной беспомощности. Причины этого явления зачастую скрыты, что затрудняет поиск правильной педагогической реакции на поступок ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Клептомания.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультативная работа воспитателя ОВП детей и подростков (стационарное)
Табаковой С.С.
Январь 2012г.
Тема: Детская клептомания и методы ее преодоления.
Социально-экономическая нестабильность современного общества способствует обострению целого ряда проблем воспитания детей. Сталкиваясь с детским воровством, многие родители и педагоги испытывают сложную гамму отрицательных эмоций: гнев, стыд, страх за будущее ребенка, чувство собственной беспомощности. Причины этого явления зачастую скрыты, что затрудняет поиск правильной педагогической реакции на поступок ребенка.
Воровство – это преступное присвоение и похищение чужой собственности, противоречащее законом морали и нравственности. Детское воровство - явление нередкое, но тщательно скрываемое, как алкоголизм и другие "постыдные" семейные тайны. В сознании большинства взрослых намертво спаяны две мифологемы: ребенок - невинный ангел, а воровство - примета криминального мира. Когда ребенок попадается на краже, родители обычно чувствуют себя совершенно растерянными. Специалисты считают, что единственно правильной реакции на воровство не существует - она зависит от причин, по которым ребенок ворует.
Исследователи выделяют социальные и психологические причины детского воровства.
К социальным причинам относятся прежде всего проблемы малообеспеченных семей. Иногда ребенок начинает воровать из "классовых" соображений, завидуя более обеспеченным детям и стремясь отомстить "богатеньким". Нередко воруют дети, родители или воспитатели которых уверены, что они лучше знают, «что ему в действительности нужно» и без достаточных оснований отказывают в покупке вещей, отвечающих глубинным потребностям ребенка. Воровство от безысходности возникает, если у ребенка вымогают деньги путем угроз или он страдает наркозависимостью.
Психологические причины детского воровства очень разнообразны. Знание и способность определить факторы детского поведения в конкретном случае во многом определяет результативность педагогических действий.
- Воздействие рекламы на детей. Специалистами отмечена непосредственная связь между воздействием агрессивной рекламы и взлетом краж рекламируемого товара.
- Привлекательность и доступность товаров в супермаркетах. В них присутствуют провоцирующие факторы: реклама товаров, красота прикассового пространства, конфеты россыпью на вес.
- Воровство из интереса и для компенсации стресса. Выброс адреналина после удачной кражи закрепляется в подсознании, и в результате воровство становится опасной и трудноизлечимой привычкой.
- Размытые правила относительно чужой собственности в семье. Несформированность таких понятий как «честность», «свое», «чужое». Вещи братьев и сестер, родителей, а так же самого ребенка находятся в свободном доступе для других без разрешения владельца.
- Недостаток внимания. Иногда ребенок путем воровства пытается привлечь к себе вни мание родителей для того, чтобы заставить их объединиться, решить про блемы ребенка и, тем самым, отвлечь их от мыслей о разводе. Психолог Э.Х. Давыдова проводила исследования в семьях ворующих детей. Выяснилось, какие это неуверенные в себе, уязвимые дети, насколько им необходима поддержка и эмоциональное принятие со стороны близких.
- Месть: сверстникам, братьями и сестрам, родителям. Воровство может быть сигналом для родителей: если вы не измените свое по ведение, я не позволю вам притворять ся перед окружающими, что вы хоро шие.
- Клептомания. Это патологическое импульсивно-возникающее стремление к воровству с непреодолимой потребностью его удовлетворения. Клептомания проявляется навязчивым воровством, причем человек ворует не ради получения ценностей, а ради процесса. М. И. Буянов рассматривает клеп томанию как одну из форм нарушения влечений. Кроме того, он говорит о суще ствовании некой «предрасположенности к воровству" (на генетическом уровне).
- Воровство-приключение для скучающего ребенка. В этом случае ребенок затрудняется найти сферу для самовыражнения, что зачастую связано с жестким ограничением его инициативы.
- Забывчивость и рассеянность. Дети могут про сто забывать - вернуть вещь хозяину или заплатить за нее. Искренний и добродушный ребенок, отличающийся рассеянностью, в этом случае может быть несправедливо обвинен в злом умысле.
Доминирование тех или иных причин детского воровства обусловлено возрастом детей. Дети дошкольного возраста чаще воруют из-за непонимания, что товары в магазине стоят денег, и часто не испытывают вины за свой поступок. Дети младшего школьного возраста чаще всего могут взять чужое из-за интереса или вследствие временной потери самоконтроля. Наиболее опасную группу воришек составляют дети старшего школьного возраста. Здесь психологи выделяют несколько причин воровства: желание выделиться, совершить «крутой» поступок; желание почувствовать себя взрослыми; за компанию; вследствие различных психологических проблем; а также поиска денег для пагубных привычек: алкоголя, наркотиков, игровых автоматов. Подростки в пубертатном периоде воруют компакт и DVD-диски со взрослым содержанием, косметику, одежду и обувь для взрослых, сигареты и т. п. Большинство таких краж совершается группой, так как присутствие сверстников может субъективно снизить степень личностной ответственности за проступок.
Таким образом, детское воровство в дошкольном возрасте являясь следствием недостаточного социального развития детей, при отсутствии адекватной реакции и профилактических мер со стороны взрослых, может послужить основой асоциального поведения в будущем.
В заключении хотелось бы дать рекомендации педагогам, что делать в ситуации, если ребенок украл:
- Не стоит реагировать слишком бурно. Чрезмерно суровое наказание только вызовет отчуждение ребенка. Следует помнить, что дети младше шести лет не достаточно четко понимают суть воровства.
- Анализ ситуации будет полным если взрослый сумеет ответить на пять основных вопросов: «Что произошло? Где и когда это случилось? С кем был ребенок? Почему он украл?».
- Необходимо объяснить ребенку понятие собственности, научить просить разрешения. Взрослым следует реагировать одинаково негативно, когда ребенок берет разные вещи без спроса.
- Постарайтесь поставить ребенка на место жертвы. Спрячьте его любимую игрушку и спросите, что он чувствует, справедливо ли это, что бы он сказал тому человеку, который это сделал.
- Следует подробно расспросить ребенка о произошедшем. Если ребенок признается в том, что взял какую-либо вещь, похвалить его за чистосердечное признание, а потом объяснить последствия такого поступка. Если он отрицает свою вину, расспросить настойчивее. Однако если ребенок настаивает на том, что он не виноват, вам придется поверить ему.
- После выяснения ситуации нужно потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. Переговорите предварительно с ее хозяином, чтобы ребенку простили содеянное. Если вещь испорчена, ее следует компенсировать деньгами, за счет трат на удовольствия и развлечения.
- Если ребенок ворует беспричинно и постоянно, необходимо показать его специалисту. В некоторых случаях используется специальный дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.
Для того, чтобы случаев детского воровства не происходило, требуется соблюдать правила его профилактики:
- Самая простая мера профилактики - не провоцировать ребенка, хранить деньги и ценности в специальном месте, не разбрасывать их.
- Важно, чтобы у ребенка был опыт обладания собственностью. Следует четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться.
- Вы сами должны подавать детям пример честности своим поведением, даже в мелочах не позволяя себе присваивать чужое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет воспитателя детского дома о работе по адаптации детей
отчет воспитателя детского дома о работе по социальной адаптации в современном обществе....
"Коррекционно-развивающая работа воспитателя, как средство адаптации и социализации детей". Доклад.
Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством при...
доклад на тему "Особенности работы с семьями детей и подростков с ограниченными возможностями развития". Мастер-класс по организации и проведению семейных праздников.
теоретический и практический материал для педагогов и родителей...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.
Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни....
«Процессы возбуждения и торможения в нервной системе детей и подростков. Роль торможения в работе нервной системы у детей и подростков» Реферат
Слаженная деятельность организма человека, его связь с окружающей средой осуществляется центральной нервной системой, а именно головным мозгом.Головной мозг состоит из подкорковых отделов и коры. Объе...
Консультативная работа психолога с родителями в решении поведенческих проблем детей
Не будет результатов в изменении поведения ребенка, если Вы работаете только с ребенком, т.к. ребенок находится в подчинительной позиции к родителям!...
Статья: Проектирование занятий с использованием игровых технологий при работе с подростками «группы риска» (из опыта работы воспитателя социально-реабилитационного центра)
Игровые технологии являются эффективным методом реабилитации и обучения подростков благодаря своей способности мотивировать, вовлекать, развивать навыки, адаптировать, стимулировать мышление, создават...