Консультативная работа воспитателя ОВП детей и подростков (стационарное)
план-конспект по теме

 

Тема: Детская клептомания и методы ее преодоления.

 

Социально-экономическая нестабильность современного общества способствует обострению целого ряда проблем воспитания детей. Сталкиваясь с детским воровством,  многие родители и педагоги испытывают сложную гамму отрицательных эмоций: гнев, стыд, страх за будущее ребенка, чувство собственной беспомощности. Причины этого явления зачастую скрыты, что затрудняет поиск правильной педагогической реакции на поступок ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Клептомания.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультативная работа воспитателя ОВП детей и подростков (стационарное)

Табаковой С.С. 

Январь 2012г.

Тема: Детская клептомания и методы ее преодоления.

Социально-экономическая нестабильность современного общества способствует обострению целого ряда проблем воспитания детей. Сталкиваясь с детским воровством,  многие родители и педагоги испытывают сложную гамму отрицательных эмоций: гнев, стыд, страх за будущее ребенка, чувство собственной беспомощности. Причины этого явления зачастую скрыты, что затрудняет поиск правильной педагогической реакции на поступок ребенка.

Воровство – это преступное присвоение и похищение чужой собственности, противоречащее законом морали и нравственности. Детское воровство - явление нередкое, но тщательно скрываемое, как алкоголизм и другие "постыдные" семейные тайны. В сознании большинства взрослых намертво спаяны две мифологемы: ребенок - невинный ангел, а воровство - примета криминального мира. Когда ребенок попадается на краже, родители обычно чувствуют себя совершенно растерянными. Специалисты считают, что единственно правильной реакции на воровство не существует - она зависит от причин, по которым ребенок ворует.

Исследователи выделяют социальные и психологические причины детского воровства.

К социальным причинам относятся прежде всего проблемы малообеспеченных семей. Иногда ребенок начинает воровать из "классовых" соображений, завидуя более обеспеченным детям и стремясь отомстить "богатеньким". Нередко воруют дети, родители или воспитатели которых уверены, что они лучше знают, «что ему в действительности нужно» и без достаточных оснований отказывают в покупке вещей, отвечающих глубинным потребностям ребенка. Воровство от безысходности возникает, если у ребенка вымогают деньги путем угроз или он страдает наркозависимостью.

Психологические причины детского воровства очень разнообразны. Знание и способность определить факторы детского поведения в конкретном случае во многом определяет результативность педагогических действий.

  1. Воздействие рекламы на детей. Специалистами отмечена непосредственная связь между воздействием агрессивной рекламы и взлетом краж рекламируемого товара.
  2. Привлекательность и доступность товаров в супермаркетах. В них присутствуют провоцирующие факторы: реклама товаров, красота прикассового пространства, конфеты россыпью на вес.
  3. Воровство из интереса и для компенсации стресса. Выброс адреналина после удачной кражи закрепляется в подсознании, и в результате воровство становится опасной и трудноизлечимой привычкой.
  4. Размытые правила относительно чужой собственности в семье. Несформированность таких понятий как «честность», «свое», «чужое». Вещи братьев и сестер, родителей, а так же самого ребенка находятся в свободном доступе для других без разрешения владельца.
  5. Недостаток внимания. Иногда ребенок путем воровства пытается привлечь к себе вни мание родителей для того, чтобы заставить их объединиться, решить про блемы ребенка и, тем самым, отвлечь их от мыслей о разводе. Психолог Э.Х. Давыдова проводила исследования в семьях ворующих детей. Выяснилось, какие это неуверенные в себе, уязвимые дети, насколько им необходима поддержка и эмоциональное принятие со стороны близких.
  6. Месть: сверстникам, братьями и сестрам, родителям. Воровство может быть сигналом для родителей: если вы не измените свое по ведение, я не позволю вам притворять ся перед окружающими, что вы хоро шие.
  7. Клептомания. Это патологическое импульсивно-возникающее стремление к воровству с непреодолимой потребностью его удовлетворения. Клептомания проявляется навязчивым воровством, причем человек ворует не ради получения ценностей, а ради процесса. М. И. Буянов рассматривает клеп томанию как одну из форм нарушения влечений. Кроме того, он говорит о суще ствовании некой «предрасположенности к воровству" (на генетическом уровне).
  8. Воровство-приключение для скучающего ребенка. В этом случае ребенок затрудняется  найти сферу для самовыражнения, что зачастую связано с жестким ограничением его инициативы.
  9. Забывчивость и рассеянность. Дети могут про сто забывать - вернуть вещь хозяину или заплатить за нее. Искренний и добродушный ребенок, отличающийся рассеянностью, в этом случае может быть несправедливо обвинен в злом умысле.

Доминирование тех или иных причин детского воровства обусловлено возрастом детей. Дети дошкольного возраста чаще воруют из-за непонимания, что товары в магазине стоят денег, и часто не испытывают вины за свой поступок. Дети младшего школьного возраста чаще всего могут взять чужое из-за интереса или вследствие временной потери самоконтроля. Наиболее опасную группу воришек составляют дети старшего школьного возраста. Здесь психологи выделяют несколько причин воровства: желание выделиться, совершить «крутой» поступок; желание почувствовать себя взрослыми; за компанию; вследствие различных психологических проблем; а также поиска денег для пагубных привычек: алкоголя, наркотиков, игровых автоматов. Подростки в пубертатном периоде воруют компакт и DVD-диски со  взрослым содержанием, косметику, одежду и обувь для взрослых, сигареты и т. п. Большинство таких краж совершается группой, так как присутствие сверстников может субъективно снизить степень личностной ответственности за проступок.  

Таким образом, детское воровство в дошкольном возрасте являясь следствием недостаточного социального развития детей, при отсутствии адекватной реакции и профилактических мер со стороны взрослых, может послужить основой асоциального поведения в будущем.

В заключении хотелось бы дать рекомендации педагогам, что делать в ситуации, если ребенок украл:

  1. Не стоит реагировать слишком бурно. Чрезмерно суровое наказание только вызовет отчуждение ребенка. Следует помнить, что дети младше шести лет не достаточно четко понимают суть воровства.
  2. Анализ ситуации будет полным если взрослый сумеет ответить на пять основных вопросов: «Что произошло? Где и когда это случилось? С кем был ребенок? Почему он украл?».
  3. Необходимо объяснить ребенку понятие собственности, научить просить разрешения. Взрослым следует реагировать одинаково негативно, когда ребенок берет разные вещи без спроса.
  4. Постарайтесь поставить ребенка на место жертвы. Спрячьте его любимую игрушку и спросите, что он чувствует, справедливо ли это, что бы он сказал тому человеку, который это сделал.
  5. Следует подробно расспросить ребенка о произошедшем. Если ребенок признается в том, что взял какую-либо вещь, похвалить его за чистосердечное признание, а потом объяснить последствия такого поступка. Если он отрицает свою вину, расспросить настойчивее. Однако если ребенок настаивает на том, что он не виноват, вам придется поверить ему.
  6. После выяснения ситуации нужно потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. Переговорите предварительно с ее хозяином, чтобы ребенку простили содеянное. Если вещь испорчена, ее следует компенсировать деньгами,  за счет трат на удовольствия и развлечения.
  7. Если ребенок ворует беспричинно и постоянно, необходимо показать его специалисту. В некоторых случаях используется специальный дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

      Для того, чтобы случаев детского воровства не происходило, требуется соблюдать правила  его профилактики:

  1. Самая простая мера профилактики - не провоцировать ребенка, хранить деньги и ценности в специальном месте, не разбрасывать их.
  2. Важно, чтобы у ребенка был опыт обладания собственностью. Следует четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться.
  3. Вы сами должны подавать детям пример честности своим поведением, даже в мелочах не позволяя себе присваивать чужое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет воспитателя детского дома о работе по адаптации детей

отчет воспитателя детского дома о работе по социальной адаптации в современном обществе....

"Коррекционно-развивающая работа воспитателя, как средство адаптации и социализации детей". Доклад.

Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством при...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.

   Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни....

«Процессы возбуждения и торможения в нервной системе детей и подростков. Роль торможения в работе нервной системы у детей и подростков» Реферат

Слаженная деятельность организма человека, его связь с окружающей средой осуществляется центральной нервной системой, а именно головным мозгом.Головной мозг состоит из подкорковых отделов и коры. Объе...

Консультативная работа психолога с родителями в решении поведенческих проблем детей

Не будет результатов в изменении поведения ребенка, если Вы работаете только с ребенком, т.к. ребенок находится в подчинительной позиции к родителям!...

Статья: Проектирование занятий с использованием игровых технологий при работе с подростками «группы риска» (из опыта работы воспитателя социально-реабилитационного центра)

Игровые технологии являются эффективным методом реабилитации и обучения подростков благодаря своей способности мотивировать, вовлекать, развивать навыки, адаптировать, стимулировать мышление, создават...