доклад на тему "Особенности работы с семьями детей и подростков с ограниченными возможностями развития". Мастер-класс по организации и проведению семейных праздников.
методическая разработка по теме
теоретический и практический материал для педагогов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo.doc | 965.5 КБ |
ivannikova_prezentatsiya_po_formam_raboty_s_semey.pdf | 258.27 КБ |
master-klass_dlya_pedagogov.pdf | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Материалы для выступления на Методическом объединении воспитателей и специалистов
Иванникова Наталья Петровна, социальный педагог стационарного отделения
Тема: «Особенности работы с семьями детей и подростков с ограниченными возможностями развития»
Слайд 2 Статья 18 Закона «Об образовании» РФ гласит: «Родители является первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, эстетического, нравственного, правового и интеллектуального развития личности ребенка».
Слайд 3 В настоящее время все чаще приходится сталкиваться с проблемой, когда между ребёнком и родителями нет эмоциональной привязанности. Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку не на эмоциональное развитие ребенка (развитие внутреннего мира, чувств, переживаний), а на развитие его познавательных способностей. Родители не знают возрастные и физиологические особенности ребёнка, не понимают его потребности.
Попустительское и безразличное отношение к ребенку из-за полной занятости экономическими, бытовыми и личными проблемами является еще одной проблемой современной семьи. Отсутствие свободного времени у родителей, перегрузка на работе приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что в свою очередь сказывается на психическом здоровье ребенка.
Наряду с вышеперечисленными стоит проблема неполных семей. В связи с трудностями решения жизненных задач родитель, воспитывающий ребёнка (чаще мать), становится тревожным, беспокойным, нервным и раздражительным в общении с ребенком и окружающими.
С каждым годом становиться всё больше «проблемных детей» и семей «группы риска». Необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень, неуверенность, помочь увидеть свои родительские возможности.
В настоящее время все чаще приходится сталкиваться с семьями, в которых на все перечисленные проблемы накладывается проблема воспитания ребенка с ограниченными возможностями развития.
Родители таких детей наряду с жилищными, бытовыми и материальными особенно остро сталкиваются с проблемами, связанными с медико-социальной реабилитацией ребенка. В результате чего они испытывают потребность в расширении своих социальных контактов со специалистами различных учреждений и организаций, нуждаются в особой защите и помощи компетентных специалистов.
Слайд 4 Работа с родителями в учреждении не может носить эпизодический характер. Добиться результатов в реабилитационном процессе можно лишь при условии тесного сотрудничества с родителями.
Выбор форм и методов взаимодействия – это попытка помочь семье выполнить функции воспитания, обучения, социализации ребенка. Педагоги в своей работе могут использовать различные формы. Важно, чтобы между родителями и педагогами сложилось чувство доверия. Также при взаимодействии с родителями необходимо учитывать их интересы, мысли, не ущемлять чувство уверенности в себе.
Слайд 5 Выделяют 3 основных направления работы с семьей:
- Диагностическое - определение методов воспитательного воздействия; выявление особенностей внутрисемейных отношений; выявление родителей, нарушающих права ребёнка (опрос родителей, сбор информации о воспитательной позиции родителей; анализ диагностики детей, изучение уровня развития; анализ имеющейся наглядной информации, содержания материала и формы подачи).
- Профилактическое - повышение педагогической культуры, педагогической компетентности родителей в воспитании ребенка; ориентация семьи на воспитание здорового ребенка (пропаганда психолого-педагогических знаний среди родителей и обучение их взаимодействию с детьми; содержание работы: проведение встреч, диспутов, тренингов, бесед, совместных с детьми праздников).
- Заключительное (реабилитационное) - оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи (научить взрослых видеть себя глазами ребенка).
Слайд 6 Различают традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей
Слайд 7 К традиционным относятся:
- анкетирование;
- родительские собрания;
- индивидуальные беседы, консультации;
- оформление информационных стендов, памятки для родителей;
- проведение совместных досугов;
- посещение семьи.
Слайд 8 К нетрадиционным формам относятся:
- школа молодых родителей;
- родительский клуб;
- конкурсы для родителей;
- проведение тренингов;
- совместные праздники, гостиные, чаепитие;
- дискуссионные клубы (только для отцов, только для
бабушек и.т.д.); - круглый стол;
- педагогическая гостиная;
- неформальные беседы;
- мастер-классы;
- творческие мастерские;
- копилки идей;
- брошюры;
- информационные бюллетени;
- индивидуальные кармашки с записками об успехах ребенка;
- личные фотоальбомы, альбомы, дневники;
- «Почтовый ящик» для пожеланий и предложений.
Слайд 9 Рассмотрим подробнее мастер-класс как один из форм работы с семьей.
Существует множество определений понятия «мастер-класс».
Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.
Слайд 10 Мастер-класс — современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания
Слайд 11 Мастер-класс (от английского masterclass: master - лучший в какой-либо области, class - занятие, урок) является семинаром, который проводит эксперт в определенной дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете. Очевидно, что мастер-классы не показывают, а проводят.
Мастер-классы похожи на курсы повышения квалификации для тех, кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше.
Мастер-класс для профессионалов — это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками.
Слайд 12 Основной целью мастер-класса является обмен опытом. Мастера своего дела делятся со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими. По сути дела мастер-класс - это передача действующей технологии.
Основной принцип мастер-класса – Я знаю, как это делать, и я научу вас.
Слайд 13 Предлагаем вам несколько рекомендаций, которые нужно учитывать при проведении мастер-классов:
- В мастер-классе должно четко прослеживаться, что именно представляет педагог - прием, метод или технологию. Логично упомянуть, дать комментарий, где используется, какие результаты дает.
- Отметим, что мастер-класс не должен сводиться к лекции, но и играть в течение всего мастер-класса тоже не стоит.
- Во время мастер-класса старайтесь показывать не только себя, но и участников вашего мастер-класса, аудиторию.
- Не бойтесь задавать трудные вопросы. Не стоит долго добиваться того ответа на поставленный вопрос, который нужен вам.
- Приветствуется юмор, возможно привлечение членов жюри в происходящее.
- В качестве рефлексии можно уточнить, что именно участники могли бы взять из проведенного мастер-класса.
Слайд 14 Таким образом, мастер-класс является оптимальной формой взаимодействия с семьей.
Показателем результативности проведенной работы является:
- уменьшение социальной дистанции между родителями и детьми;
- улучшение взаимоотношений и стиля общения родителей с детьми;
- изменение стратегии семейного воспитания.
Слайд 15 Спасибо за внимание!
Тема: «Организация семейных праздников» (мастер-класс для родителей)
Слайд 2 Уважаемые родители! Если у вашего ребенка скоро День рождения, и вы столкнулись с трудными вопросами: «Как отметить день рождения?», «Где провести праздник?», «Чем развлечь гостей?» - мы поможем вам.
Слайд 3 Предлагаем вам один из вариантов проведения праздника – День рождения ребенка по сценарию самого любимого детского бестселлера «Маша и Медведь», который надолго запомнится и гостям, и имениннику.
Слайд 5 Важно определить место проведения праздника, оформить помещение, подготовить пригласительные для гостей, продумать меню, украшение стола и развлечение для гостей. Слайд 6 Итак, мы определили место проведения праздника: это просторная комната в своем доме или квартире. Слайд 7 Как вы оформите помещение – зависит от вашей фантазии. Можно украсить комнату фигурками животных, цветами, сделанными из воздушных шариков. Слайд 8 - 9 На слайдах представлены несколько вариантов оформления. Слайд 10 Мы предлагаем оформить помещение воздушными шариками с мордашками Маши и Медведя (можно нарисовать фломастерами), плакатами-афишами к мультсериалу, включить записи песенок из мультфильма. Слайд 11 Необходимо заранее подготовить пригласительные для гостей. Можно использовать готовые шаблоны, представленные на слайдах, такие как этот с шутливой надпсью: «Не приходите без подарков в День рождения, кому нужны такие прихождения!» Слайд 12 Гораздо интереснее сделать пригласительные своими руками совместно с ребенком. Слайд 13 Вашему вниманию представлены варианты пригласительных, изготовленные самими детьми. Слайд 14 Для праздника по сценарию знаменитого мультсериала мы предлагаем сделать пригласительные с изображением персонажей этого мультфильма. Слайд 15 Заранее необходимо договориться с родителями приглашенных детей, чтобы девочки были наряжены в яркие сарафаны и косыночки, как Маша; а мальчики – в костюмах или масках Медведя. Слайд 16 После того, как вы определились с местом проведения праздника, оформили помещение, пригласили гостей, - необходимо продумать меню. Учитывая то, что дети едят то, что красиво и необычно оформлено, мы предлагаем «превратить» обычные блюда в кулинарные шедевры с необычными названиями. Так, на столе обязательно должен быть торт. Это может быть торт «Мишкино подворье», который можно заказать или испечь самим. Дети очень любят желе, поэтому приготовим трехслойное желе в корзиночках «Три медведя». На столе обязательно должны быть сладости: это конфеты «Мишка на севере» и «Мишка косолапый». Слайд 17 Оригинально смотрится и прост в приготовлении бутерброд «Мишка». Слайд 18 Закуска «Божьи коровки» не только украсит праздничный стол, но и очень вкусная. Слайд 19 Детям нравятся закуски на шпажках, поэтому можно приготовить «Шашлык из копченостей с сыром и оливками». Слайд 20 Непременным атрибутом стола должен быть самовар (хотя бы небольшой). Детям можно подать травяные чаи и морсы, разные варенья в розетках, красиво нарезанные фрукты. Слайд 21 Следующий шаг – это украшение стола. Для этого необходимо приобрести яркую скатерть, красочную одноразовую посуду и украшения (трубочки, зонтики и др.) Слайд 22 Призами могут служить любимые Машины красные леденцы-петушки на палочке. Победит тот, у кого в конце праздника их окажется больше. Ведущий праздника должен досконально знать каждую серию мультфильма. Он путешествует по карте вместе с детьми и организует конкурсы на каждой из остановок. Слайд 24 Конкурсы: 1). «День варенья» - участникам нужно с закрытыми глазами определить, из чего сварено варенье (малиновое, клубничное, вишневое, яблочное, клюквенное) Слайд 25 2). «Следы невиданных зверей» - определить по рисункам (либо фотографиям), кто оставил следы на снегу (заяц, волк, лиса, ворона, белка, медведь). Слайд 26 3).«Раз, два, три! Елочка, гори!» - а) раскрасить аккуратно, не нарушая закономерности, огоньки на нарисованной елке; б) кто выше выстроит пирамиду из подарков. Слайд 27 4).«Лыжню!» - а) кто объедет аккуратнее препятствия в виде мягких игрушек, стульчиков на велосипеде; б) кто быстрее допрыгнет (как заяц), надев ласты на ноги. Слайд 28 5).«Граница на замке» - а) кто больше закинет с определенного расстояния шишек в корзинку; б) кто быстрее пройдет нарисованный лабиринт и поймает зайца - воришку морковки. Слайд 29 6).«Первый раз в первый класс» - а) мальчикам - построить из конструктора «Лего» корабль. У кого будет более похож и за меньшее время. Слайд 30 7).«Ловись, рыбка!» - поймать импровизированной удочкой из аквариума (пустого, без воды) карточки с загадками и отгадать их. Для игры нужно наклеить на каждую карточку с одной стороны магнитик, удочку сделать из любой прочной палочки и привязанной к ней нитки с магнитиком. Слайд 31 8). «Большая стирка» - кто быстрее развесит на веревочке кукольные одежки и пристегнет их прищепками. Слайд 32 В заключение праздника подсчитываются призовые фишки, гостям вручаются памятные сувениры. Затем все рисуют или пишут свои пожелания имениннику. Именинник или взрослый их зачитывает, привязывает к воздушным шарам и запускает шары в небо. Уважаемые коллеги. Я предлагаю Вам написать для меня свои отзывы о мероприятии, пожелания, предложения на лепестках ромашки! Слайд 33 Желаем вам успехов и веселого праздника! |
Приложение 1
Меню на день рождения ребенка
Закуска «Божьи коровки»
(Рецепт взят из книги И. Ройтенберг "Малышкам на обед")
Для приготовления потребуется:
- консервированный лосось - 100гр.,
- помидоры-черри или маленькие помидоры - 12 штук,
- зеленый лук - 4 пера,
- вареные яйца - 2 шт.,
- гвоздика - 12 штук,
- чеснок,
- майонез,
- соль,
- листья салата.
Приготовление. Натираем яйца на мелкой терке, разминаем лосось. Зеленый лук мелко шинкуем, чеснок выдавливаем через чеснокодавилку. Все продукты заправляем майонезом, солим и перемешиваем. У помидоров срезаем верхушки и разрезаем напополам. Вырезаем мякоть и наполняем приготовленной начинкой. Разрезанные половинки помидора вставляем сверху в виде крылышек, делаем точки с помощью майонеза, из лука получаем "усики", а из гвоздики - "глазки". На блюдо выкладываем листья салата, на которые ставим приготовленных "божьих коровок".
Шашлык из копченостей с сыром и оливками
Для приготовления потребуется:
- деревянные палочки для шашлыка,
- копчености - 2-3 вида,
- сыр,
- оливки.
Копчености, колбасу и сыр нарезаем кубиками. Нанизываем на палочки, добавляя оливки. Выкладываем на общую тарелку или же каждому ребенку отдельно.
Бутерброд «Мишка»
Ингредиенты:
- 1 булочка с кунжутом;
- 1 ломтик сыра;
- 2 ломтика варёной колбасы;
- небольшой помидор;
- фаршированная красным перцем зелёная оливка;
- чёрная маслина без косточки;
- кусочек красного сладкого перца;
- лист зелёного салата;
- майонез.
Способ приготовления. Булочку разрезать на 2 части. Нижнюю часть намазать майонезом, положить кусочек сыра, лист салата и ломтик варёной колбасы. Закрыть верхней частью булочки.
В верхней части булочки сделать 2 отверстия для «ушек» и «мордочки».
Из ломтика колбасы вырезать два кружочка — «ушки». Свернуть конусом и вставить в отверстия. На место «мордочки» поставить половинку помидорки.
Разрезать оливку на 2 половинки, сделать «глазки». И половины маслины сделать «носик». «Ротик» из перца приклеить майонезом.
Фруктовые десерты
Бананы, из которых вы строите пальмы, нужно обязательно сбрызнуть лимоном, иначе они потемнеют
А это еж из груши и винограда. Ну как отказаться от такого угощения!
Литература:
1. Красновский Л. О родительских собраниях //Воспитание школьников – 2003. – № 5.
2. Сухомлинский В. А. Мудрость родительской любви. – М., 1988.
3. Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях // Воспитание школьников – 2004. – № 6.
4. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний // Социальная педагогика – 2005. – № 3.
5. Материалы интернет-сайтов: www.domprazdnik.ru, http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-20579
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование правил дорожной грамотности у детей и подростков с ограниченными возможностями.
Социальное воспитание детей с проблемами развития на сегодняшний день - актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического развития ребенка-инвалида - важный фактор интеграции его в обще...
Возможности применения творческих средств социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
В докладе рассматриваются проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями. воспитательные технологии, используемые в реабилитации детей и подростков с ОВЗ. Арт-терапия, библиотерапия,, ...
Статья на тему "Коррекция и профилактика агрессивного поведения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях сиротского образовательного учреждения»
Целью работы было изучить детскую агрессию и ее причины....
Сценарий Городского праздника-мастерской «Золотые ручки» для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья - 2017
Праздник-мастерская разработан для социальной реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных условий для их творческой...
Программа социально-бытовой ориентировки детей и подростков с ограниченными возможностями (дополненная)
Представленная программа разработана на основе Программы СБО для 5-9 классов под ред. Воронковой В.В. и адаптирована для реализации в условиях реабилитационных центров для детей и подростков с огранич...
Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями (для специалистов, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями)
Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями предназначены для педагогов и руководителей учреждений соци...
Методическая разработка доклада «Сетевое взаимодействие как условие социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», 2024
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30792147","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30792126","attributes":{"alt":"","class"...