доклад на тему "Особенности работы с семьями детей и подростков с ограниченными возможностями развития". Мастер-класс по организации и проведению семейных праздников.
методическая разработка по теме

Иванникова Наталья Петровна

теоретический и практический материал для педагогов и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы для выступления                                                                                     на Методическом объединении воспитателей и специалистов

Иванникова Наталья Петровна,                                                                    социальный педагог стационарного отделения

Тема: «Особенности работы с семьями детей и подростков                                               с ограниченными возможностями развития»

Слайд 2 Статья 18 Закона «Об образовании» РФ гласит: «Родители является первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, эстетического, нравственного, правового и интеллектуального развития личности ребенка».

Слайд 3 В настоящее время все чаще приходится сталкиваться с проблемой, когда между ребёнком и родителями нет эмоциональной привязанности. Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку не на эмоциональное развитие ребенка (развитие внутреннего мира, чувств, переживаний), а на развитие его познавательных способностей. Родители не знают возрастные и физиологические особенности ребёнка, не понимают его потребности.

Попустительское и безразличное отношение к ребенку из-за полной занятости экономическими, бытовыми и личными проблемами является еще одной проблемой современной семьи. Отсутствие свободного времени у родителей, перегрузка на работе приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что в свою очередь сказывается на психическом здоровье ребенка.

Наряду с вышеперечисленными стоит проблема неполных семей. В связи с трудностями решения жизненных задач родитель,  воспитывающий ребёнка (чаще мать),  становится тревожным, беспокойным, нервным и раздражительным в общении с ребенком и окружающими.

С каждым годом становиться всё больше «проблемных детей» и семей «группы риска». Необходимо  «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень, неуверенность, помочь увидеть свои родительские возможности.

        В настоящее время все чаще приходится сталкиваться с семьями, в которых на все перечисленные проблемы накладывается проблема воспитания ребенка с ограниченными возможностями развития.

Родители таких детей наряду с жилищными, бытовыми и  материальными особенно остро сталкиваются с проблемами, связанными с медико-социальной реабилитацией ребенка. В результате чего они испытывают потребность в расширении своих социальных контактов со специалистами различных учреждений и организаций, нуждаются в особой защите и помощи компетентных специалистов.

Слайд 4 Работа с родителями в учреждении не может носить эпизодический характер. Добиться результатов в реабилитационном процессе можно лишь при условии тесного сотрудничества с родителями.

Выбор форм и методов взаимодействия – это попытка помочь семье выполнить функции воспитания, обучения, социализации ребенка. Педагоги в своей работе могут использовать различные формы. Важно, чтобы между родителями и педагогами сложилось чувство доверия. Также при взаимодействии с родителями необходимо учитывать их интересы, мысли, не ущемлять чувство уверенности в себе.

Слайд 5 Выделяют 3 основных направления работы с семьей:

  • Диагностическое - определение методов воспитательного воздействия; выявление особенностей внутрисемейных отношений; выявление родителей, нарушающих права ребёнка (опрос родителей, сбор информации о воспитательной позиции родителей; анализ диагностики детей, изучение уровня развития; анализ имеющейся наглядной информации, содержания материала и формы подачи).
  • Профилактическое - повышение педагогической культуры, педагогической компетентности родителей в воспитании ребенка; ориентация семьи на воспитание здорового ребенка (пропаганда психолого-педагогических знаний среди родителей и обучение их взаимодействию с детьми; содержание    работы: проведение встреч, диспутов, тренингов, бесед, совместных с детьми праздников).
  • Заключительное (реабилитационное) - оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи (научить взрослых видеть себя глазами ребенка).

Слайд 6  Различают традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей

Слайд 7 К традиционным относятся:

  • анкетирование;
  • родительские собрания;
  • индивидуальные беседы, консультации;
  • оформление информационных стендов, памятки для родителей;          
  • проведение совместных досугов;
  • посещение семьи.

Слайд 8 К нетрадиционным формам относятся:

  • школа молодых родителей; 
  • родительский клуб;                                            
  • конкурсы для родителей;                                  
  • проведение  тренингов;  
  • совместные праздники, гостиные, чаепитие;
  • дискуссионные клубы (только для отцов, только для
    бабушек и.т.д.);
  • круглый стол;
  • педагогическая гостиная;
  • неформальные беседы;
  • мастер-классы;
  • творческие мастерские;
  • копилки идей;
  • брошюры;
  • информационные бюллетени;
  • индивидуальные кармашки с записками об успехах ребенка;
  • личные фотоальбомы, альбомы, дневники;
  •  «Почтовый ящик» для пожеланий и предложений.

Слайд 9  Рассмотрим подробнее мастер-класс как один из форм работы с семьей.

Существует множество определений понятия «мастер-класс».

Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.

Слайд 10 Мастер-класс — современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания

Слайд 11 Мастер-класс (от английского masterclass: master - лучший в какой-либо области, class - занятие, урок) является семинаром, который проводит эксперт в определенной дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете. Очевидно, что мастер-классы не показывают, а проводят.

   Мастер-классы похожи на курсы повышения квалификации для тех, кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше.

   Мастер-класс для профессионалов — это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками.

Слайд 12 Основной целью мастер-класса является обмен опытом. Мастера своего дела делятся со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими. По сути дела мастер-класс - это передача действующей технологии.

   Основной принцип мастер-класса – Я знаю, как это делать, и я научу вас.

Слайд 13 Предлагаем вам несколько рекомендаций, которые нужно учитывать при проведении мастер-классов:

  1.    В мастер-классе должно четко прослеживаться, что именно представляет педагог - прием, метод или технологию. Логично упомянуть, дать комментарий, где используется, какие результаты дает.
  2.    Отметим, что мастер-класс не должен сводиться к лекции, но и играть в течение всего мастер-класса тоже не стоит.
  3.    Во время мастер-класса старайтесь показывать не только себя, но и участников вашего мастер-класса, аудиторию.
  4.    Не бойтесь задавать трудные вопросы. Не стоит долго добиваться того ответа на поставленный вопрос, который нужен вам.
  5.    Приветствуется юмор, возможно привлечение членов жюри в происходящее.
  6.    В качестве рефлексии можно уточнить, что именно участники могли бы взять из проведенного мастер-класса.

  Слайд 14 Таким образом, мастер-класс является оптимальной формой взаимодействия с семьей.

Показателем результативности проведенной работы является:

- уменьшение социальной дистанции между родителями и детьми;

- улучшение взаимоотношений и стиля общения родителей с детьми;

- изменение стратегии семейного воспитания.

Слайд 15 Спасибо за внимание!

Тема: «Организация семейных праздников» (мастер-класс для родителей)

Слайд 2  Уважаемые родители! Если у вашего ребенка скоро День рождения, и вы столкнулись с трудными вопросами: «Как отметить день рождения?», «Где провести праздник?», «Чем развлечь гостей?» - мы поможем вам.

Слайд 3 Предлагаем вам один из вариантов проведения праздника – День рождения ребенка по сценарию самого любимого детского бестселлера  «Маша и Медведь», который надолго запомнится и гостям, и имениннику.  


Слайд 4 Цель данного мероприятия: организовать и провести оригинальный, запоминающийся праздник для именинника и небольшого количества приглашенных детей (5-6 человек).

Слайд 5  Важно определить место проведения праздника, оформить помещение, подготовить пригласительные для гостей, продумать меню, украшение стола и развлечение для гостей.            

Слайд 6 Итак, мы определили место проведения праздника: это просторная комната в своем доме или квартире.

Слайд 7 Как вы оформите помещение – зависит от вашей фантазии. Можно украсить комнату фигурками животных, цветами, сделанными из воздушных шариков.

Слайд 8 - 9  На слайдах представлены несколько вариантов оформления.

Слайд 10  Мы предлагаем оформить помещение воздушными шариками с мордашками Маши и Медведя (можно нарисовать фломастерами), плакатами-афишами к мультсериалу, включить записи песенок из мультфильма.

Слайд 11 Необходимо заранее подготовить пригласительные для гостей. Можно использовать готовые шаблоны, представленные на слайдах, такие как этот с шутливой надпсью: «Не приходите без подарков в День рождения, кому нужны такие прихождения!»

Слайд 12 Гораздо интереснее сделать пригласительные своими руками совместно с ребенком.

Слайд 13 Вашему вниманию представлены варианты пригласительных, изготовленные самими детьми.

Слайд 14 Для праздника по сценарию знаменитого мультсериала мы предлагаем сделать пригласительные с изображением персонажей этого мультфильма.

Слайд 15 Заранее необходимо договориться с родителями приглашенных детей, чтобы  девочки были наряжены в яркие сарафаны и косыночки, как Маша; а мальчики – в костюмах или масках Медведя.

Слайд 16 После того, как вы определились с местом проведения праздника, оформили помещение, пригласили гостей, - необходимо продумать меню. Учитывая то, что дети едят то, что красиво и необычно оформлено, мы предлагаем «превратить» обычные блюда в кулинарные шедевры с необычными названиями. Так, на столе обязательно должен быть торт. Это может быть торт «Мишкино подворье», который можно заказать или испечь самим.

Дети очень любят желе, поэтому приготовим трехслойное желе в корзиночках «Три медведя».

На столе обязательно должны быть сладости: это конфеты «Мишка на севере» и «Мишка косолапый».

Слайд 17 Оригинально смотрится и прост в приготовлении бутерброд «Мишка».

Слайд 18 Закуска «Божьи коровки» не только украсит праздничный стол, но и очень вкусная.

Слайд 19 Детям нравятся закуски на шпажках, поэтому можно приготовить «Шашлык из копченостей с сыром и оливками».

Слайд 20 Непременным атрибутом стола должен быть самовар (хотя бы небольшой). Детям можно подать травяные чаи и морсы, разные варенья в розетках, красиво нарезанные фрукты.

Слайд 21 Следующий шаг – это украшение стола. Для этого необходимо приобрести яркую скатерть, красочную одноразовую посуду и украшения (трубочки, зонтики и др.)

Слайд 22   Призами могут служить любимые Машины красные леденцы-петушки на палочке. Победит тот, у кого в конце праздника их окажется больше.

Слайд 23 Развлечение проводится в форме игры-путешествия по детскому мультсериалу «Маша и Медведь». Заранее на листе ватмана следует сделать красочную карту в стиле детских настольных игр.  На карте выделить  остановки – зарисовки к некоторым сериям мультфильма.

Ведущий праздника должен досконально знать каждую серию мультфильма. Он путешествует по карте вместе с детьми и организует конкурсы на каждой из остановок.

Слайд 24 Конкурсы: 

1). «День варенья» - участникам нужно с закрытыми глазами определить,  из чего сварено варенье (малиновое, клубничное, вишневое, яблочное, клюквенное)

Слайд 25

2). «Следы невиданных зверей» - определить по рисункам (либо фотографиям), кто оставил следы на снегу (заяц, волк, лиса, ворона, белка, медведь).

Слайд 26

 3).«Раз, два, три! Елочка, гори!» - а) раскрасить аккуратно, не нарушая закономерности, огоньки на нарисованной елке; б) кто выше выстроит пирамиду из подарков.

Слайд 27

4).«Лыжню!» - а) кто объедет аккуратнее препятствия в виде мягких игрушек, стульчиков на велосипеде; б) кто быстрее допрыгнет (как заяц), надев ласты на ноги.

Слайд 28

5).«Граница на замке» - а) кто больше закинет с определенного расстояния шишек в корзинку; б) кто быстрее пройдет нарисованный лабиринт и поймает зайца - воришку морковки.

Слайд 29

6).«Первый раз в первый класс» - а) мальчикам - построить из конструктора «Лего» корабль. У кого будет более похож и за меньшее время.
б) девочкам – решить примеры на сложение и вычитание в пределах первого десятка. Кто лучше справится с заданием.

Слайд 30

7).«Ловись, рыбка!» - поймать импровизированной удочкой из аквариума (пустого, без воды) карточки с загадками и отгадать  их. Для игры нужно наклеить на каждую карточку с одной стороны магнитик, удочку сделать из любой прочной палочки и привязанной к ней нитки с магнитиком.

Слайд 31

8). «Большая стирка» - кто быстрее развесит на веревочке кукольные одежки и пристегнет их прищепками.

Слайд 32  В заключение праздника подсчитываются призовые фишки, гостям вручаются памятные сувениры. Затем все рисуют или пишут свои пожелания имениннику. Именинник или взрослый их зачитывает,  привязывает  к воздушным шарам и запускает шары в небо.

Уважаемые коллеги. Я предлагаю Вам написать для меня свои отзывы о мероприятии, пожелания, предложения на лепестках ромашки!

Слайд 33 Желаем вам успехов и веселого праздника!

Приложение 1

Меню на день рождения ребенка

Закуска «Божьи коровки»

 

(Рецепт взят из книги И. Ройтенберг "Малышкам на обед")
Для приготовления потребуется: 

  • консервированный лосось - 100гр.,
  • помидоры-черри или маленькие помидоры - 12 штук,
  • зеленый лук - 4 пера,
  • вареные яйца - 2 шт.,
  • гвоздика - 12 штук,
  • чеснок,
  • майонез,
  • соль,
  • листья салата.

Приготовление. Натираем яйца на мелкой терке, разминаем лосось. Зеленый лук мелко шинкуем, чеснок выдавливаем через чеснокодавилку. Все продукты заправляем майонезом, солим и перемешиваем. У помидоров срезаем верхушки и разрезаем напополам. Вырезаем мякоть и наполняем приготовленной начинкой. Разрезанные половинки помидора вставляем сверху в виде крылышек, делаем точки с помощью майонеза, из лука получаем "усики", а из гвоздики - "глазки". На блюдо выкладываем листья салата, на которые ставим приготовленных "божьих коровок".

Шашлык из копченостей с сыром и оливками

 

Для приготовления потребуется: 

  • деревянные палочки для шашлыка,
  • копчености - 2-3 вида,
  • сыр,
  • оливки.

Копчености, колбасу и сыр нарезаем кубиками. Нанизываем на палочки, добавляя оливки. Выкладываем на общую тарелку или же каждому ребенку отдельно.


Бутерброд «Мишка»

http://www.izum.darievna.ru/uploads/september-10/buterbrod.jpg

Ингредиенты:

  • 1 булочка с кунжутом;
  • 1 ломтик сыра;
  • 2 ломтика варёной колбасы;
  • небольшой помидор;
  • фаршированная красным перцем зелёная оливка;
  • чёрная маслина без косточки;
  • кусочек красного сладкого перца;
  • лист зелёного салата;
  • майонез.

Способ приготовления. Булочку разрезать на 2 части. Нижнюю часть намазать майонезом, положить кусочек сыра, лист салата и ломтик варёной колбасы. Закрыть верхней частью булочки.

В верхней части булочки сделать 2 отверстия для «ушек» и «мордочки».

Из ломтика колбасы вырезать два кружочка — «ушки». Свернуть конусом и вставить в отверстия. На место «мордочки» поставить половинку помидорки.

Разрезать оливку на 2 половинки, сделать «глазки». И половины маслины сделать «носик». «Ротик» из перца приклеить майонезом.

Фруктовые десерты

Украшение блюд, блюда для детей, день рождения ребенка

Бананы, из которых вы строите пальмы, нужно обязательно сбрызнуть лимоном, иначе они потемнеют

А это еж из груши и винограда. Ну как отказаться от такого угощения!

еж из груши

Литература:

1. Красновский Л. О родительских собраниях //Воспитание школьников – 2003. – № 5.

2. Сухомлинский В. А. Мудрость родительской любви. – М., 1988.

3. Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях // Воспитание школьников – 2004. – № 6.

4. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний // Социальная педагогика – 2005. – № 3.

5. Материалы интернет-сайтов: www.domprazdnik.ru, http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-20579


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правил дорожной грамотности у детей и подростков с ограниченными возможностями.

Социальное воспитание детей с проблемами развития на сегодняшний день - актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического развития ребенка-инвалида - важный фактор интеграции его в обще...

Возможности применения творческих средств социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

В докладе рассматриваются проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями. воспитательные технологии, используемые в реабилитации детей   и подростков с ОВЗ. Арт-терапия, библиотерапия,, ...

Сценарий Городского праздника-мастерской «Золотые ручки» для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья - 2017

          Праздник-мастерская разработан для  социальной реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных условий для их творческой...

Программа социально-бытовой ориентировки детей и подростков с ограниченными возможностями (дополненная)

Представленная программа разработана на основе Программы СБО для 5-9 классов под ред. Воронковой В.В. и адаптирована для реализации в условиях реабилитационных центров для детей и подростков с огранич...

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями (для специалистов, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями)

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями предназначены для педагогов и руководителей учреждений соци...

Методическая разработка доклада «Сетевое взаимодействие как условие социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», 2024

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30792147","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30792126","attributes":{"alt":"","class"...