"Коррекционно-развивающая работа воспитателя, как средство адаптации и социализации детей". Доклад.
план-конспект урока (5 класс) по теме
Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством применения специальных средств образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
222.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ТОГБОУ «Инжавинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
"Коррекционно-развивающая работа воспитателя, как средство адаптации и социализации детей".
Доклад Солозобовой И.В.
2013 г
Воспитание – дело совести;
образование – дело науки.
Позднее, в уже сложившемся человеке,
оба эти вида познания дополняют друг друга.
Виктор Гюго.
Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством применения специальных средств образования. Она является основой процесса социализации аномальных детей. Коррекционной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у детей общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков.
Внеклассная работа, внеурочная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени обучающихся.
Внеурочная деятельность может быть:
учебной – один из видов деятельности школьников, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач;
вне учебной – направленной на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеурочное время.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В чем заключается моя работа и как в ней реализуется тема, рассматриваемая на этом педсовете?
Прежде всего я составляю план воспитательной работы к началу учебного года, в котором делаю анализ достижений и недостатков предыдущего школьного года. С учетом результатов анализа строю планирование так, чтобы были созданы условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
План педагогически целесообразен, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт воспитательный эффект.
Поскольку деятельность является ведущим средством формирования личности, то методами коррекции целесообразно считать те способы организации и осмысления деятельности, которые изменяют к лучшему черты школьника и способствуют исправлению, коррекции трудновоспитуемости и педагогической запущенности.
Расскажу об основных видах проводимой коррекционной работы, способствующих социализации детей.
В этом году в соответствии со школьной программой, я провожу занятия по основам социализации. Этот цикл называется «Уроки общения», где у детей формируются коммуникативные навыки, навыки позитивного общения, происходит формирование положительной нравственной оценки таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других; развитие умения слушать, понимать, сопереживать.
Приведу пример нескольких тем, которые были наиболее интересны детям.
Темы.
Знакомство.
Как справиться с эмоциями.
Конфликты.
Критика и благодарность.
Просьба.
Раз в четверть проходят классные часы, ориентирующие детей на выбор профессиональной деятельности:
«Для чего люди работают?»
«На что ориентироваться в выборе профессии».
«Мы выбираем, нас выбирают».
«Могу, хочу, надо. Что важнее в профессии».
В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.
Трудности социализации детей, воспитывающихся в подобных нашему учреждениях, связаны с обеднением основных источников социализации:
у детей-сирот (детей из неблагополучных семей) либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер;
Сложившиеся в детстве поведенческие образцы всецело определяют способы ориентации взрослой личности по отношению к другим.
Поэтому, большое внимание мы уделяем семейному воспитанию. Провели классные часы, беседы по темам:
- Наши предки – славяне.
- Семейные и родственные отношения.
- Роль семьи в современном мире.
- Семейные праздники.
- О тех, кого мы вспоминаем с грустью. (К дню пожилых людей.)
В декабре состоялось заседание круглого стола по теме "Благосостояние семьи", где ребята учились определять экономический уровень своей семьи, научились разбираться в терминах -"бюджет", "доход", "расход" и т.д. Подобные мероприятия помогают ребятам усвоить, что благосостояние каждого зависит от его трудоспособности, упорства.
Нужно признать, что этот год достаточно сложен для пятиклассников, т. к. они приспосабливаются к новым школьным условиям, ступив в среднее возрастное звено. Существенно прибавилось учебных предметов, обязанностей в быту.
В связи с этим в октябре прошел цикл практических занятий на темы:
"Правила ухода за обувью и одеждой".
"Правила пользования столовыми приборами".
"Приёмы ухода за жилищем"
"Создание и сохранение порядка в спальне".
Постоянно организуются ситуативные обсуждения, беседы.
В начале года хотелось дать больше самостоятельности ребятам, хотя бы в вопросах распределения дежурств, поручений; чтобы система самоуправления класса работала эффективнее. Нет, не получилось. Эффекта не произошло, участились конфликты, ссоры. Тактику пришлось менять. Думаю, что причина кроется в привыкании детей к постоянному контролю взрослых, с возрастом ребенок должен получать больше самостоятельности. Конструктивно решать эту проблему помогает согласованность действий учителей, воспитателей, работающих с группой, скоординированность работы. Мы находимся в постоянном контакте, информированы о работе друг друга.
На данный момент можно отметить, что ребята со своими многочисленными обязанностями справляются , научились дежурству по спальне, по столовой, по школе. Дежурные выполняют различные работы в классе – полив цветов, подметание и мытье пола, расстановка книг и тетрадей, вытирание пыли с мебели. На следующий день аналогичную работу выполняют другие дежурные. Таким образом, каждый ученик периодически выполняет хозяйственные обязанности. Здесь и прививаются такие качества как слаженность в работе, взаимовыручка и поддержка, столь необходимые в дальнейшей самостоятельной жизни. Всегда охотно включаются в трудовую деятельность: Горюшин В., Тришин С.
Мероприятия по охране жизни и здоровья учащихся, так же способствуют социализации ребенка в обществе.
С детьми разбираются и усваиваются правила поведения на дорогах и при ДТП, изучаются причины возникновения пожаров в помещении, в лесу, рассматриваются возможные модели поведения в различных ЧС и т.д. Например, продуктивно и эмоционально прошла неделя по ПДД. С ребятами проводились беседы, классный час, конкурс плакатов. Итоговое мероприятие "Зеленый огонек" прошло при высокой активности всего класса, ребятам приятно было ощущать себя знатоками, получить соответствующее удостоверение из рук сотрудника ДПС.
Отчеты и фото отчеты о наиболее крупных событиях в классе, мы публикуем на сайте школы dnevnik.ru.
Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда – вниз. И надо сделать все для того, что наши дети шли по лестнице успеха, а не провала. Ведь только тот и счастлив, кто успешен. Опыт работы в школе и жизненные наблюдения подсказывают, чтобы человек чему-то научился в жизни, необходим определенный опыт. Поэтому перед обучающимися нужно ставить такие жизненные ситуации, с которыми придётся столкнуться и принимать решение.
Главное условие успеха – участие детей в ежедневной разнообразной практической деятельности.
Список литературы
Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию - М.: Междунар. пер. Академия, 1995. -264с.
Вахромов Е.Е. психологические особенности самоактулизации подростков с отклоняющимся поведением: автореферат дис… канд. психол. наук. - М.: 2003. - 20с.
Безленкина Л.Ф. Социально-коррекционная работа с подростками девиантного поведения. - М.: Наука, 1995. С.65-67
Божович Л.И. Психологическое изучение детей в школе-интернате. М.
Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998. - 140с.
Интернет ресурсы.
http://www.bibliofond.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...
Формирование активной роли учащихся и воспитанников с отклонениями в развитии в процессе адаптации и социализации детей для дальнейшей интеграции в современное общество.
Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида....
Социальная адаптация и социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ в условиях современной школы-интерната
Социальная адаптация детей-сирот...
Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью....
Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
В последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам, - осознается обществом, как важнейшее. В связи с этим в специальной психо...
Доклад по теме: « Игровые технологии как средство развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Изучение английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе...
Коррекционно-развивающая программа по формированию социально- бытовой адаптации детей с ТМНР
Социально-бытовая адаптация детей с ТМНР В связи с актуальностью данного вопроса формулируется следующая цель: изучение и формирование социальной адаптации детей с ТМНР....