«КОЛЛЕКТИВНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»
проект по технологии

Щебетина Вера Геннадьевна

Современные школьники в быстро меняющемся мире, не могут ограничиваться только освоением предметных знаний, умений, навыков. Очень важно применять  эти знания на практике, уметь работать с информацией, извлечённой из разных источников, для того чтобы приобрести новые знания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kollektivnaya_proektnaya_deyatelnost.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «КОЛЛЕКТИВНАЯ  ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

Щебетина В.Г. учитель технологии

Руководитель РМО учителей технологии

Саратовского района Саратовской области

В своём выступлении я хочу поделиться совместным опытом методического объединения учителей технологии Саратовского района.

Современные школьники в быстро меняющемся мире, не могут ограничиваться только освоением предметных знаний, умений, навыков. Очень важно применять  эти знания на практике, уметь работать с информацией, извлечённой из разных источников, для того чтобы приобрести новые знания. Молодому человеку необходимо адаптироваться в разных жизненных ситуациях, уметь решать проблемы, критически и творчески мыслить,  генерировать новые идеи. Для успешного  внедрения в социум, ему необходимо развить коммуникативные умения, а так же научиться сотрудничать с другими людьми и работать в группах. Поэтому одним из главных условий, работающих на повышение качества образования, является внедрение компетентностно - ориентированного подхода в обучении и воспитании. Одной из образовательных технологий, поддерживающих такой подход, является метод проектов. 

Метод проектов, не является новым и применяется давно. Под методом в предмете «Технология» понимают способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта – продукта труда. 

Проекты, выполняемые в урочной и во внеурочной деятельности, являются практико-ориентированными, так как они нацелены на решение социальной проблемы прикладного характера. Эти проекты предполагают практический выход – изделие, которое удовлетворяет конкретную потребность. 

В связи с этим хотелось бы рассказать о работе методического объединения учителей технологии  Саратовского района.

В большинстве своём, учителя технологии, люди творческие и инициативные, используют на уроках и во внеурочной деятельности инновационные педагогические технологии. Только творческий учитель, постоянно находящийся в поиске, увлекает за собой учащихся и своих коллег, предлагая различные идеи, задумки. Такой учитель всегда интересен в первую очередь для детей, а уж потом родителей,  коллег, администрации образовательного учреждения.

На метод советах, обсуждая и планируя работу на год,  учителя вносят в план свои предложения и нестандартные идеи.  Одна из таких идей, это  коллективный проект, приуроченный к определённой, знаменательной дате или юбилейному событию нашего края.

Совместный поиск лучших решений поставленной цели, общая творческая работа детей и взрослых, дело, которое не только задумывается и планируется сообща, но и выполняется и оценивается вместе.

О некоторых совместных проектах,  хотелось бы рассказать подробней. Возможно,  кому то наш опыт пригодится  для осуществления аналогичных задумок и идей.

I проект

2012 – 2013 учебный год

 75-лет Саратовскому району «Саратовский плат»

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу, по развитию и воспитанию таких детей. К сожалению, в некоторых населённых пунктах Саратовского района есть неблагополучные семьи. Дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, вынужденно попадают в приют для детей и подростков «Возвращение» г. Саратова. А ведь это бывшие наши ученики.

В связи с этим учителя технологии вместе с учащимися приняли решение не оставаться в стороне от этой проблемы, а подарить детям, хоть каплю доброты и сердечного тепла.  Но как это сделать? А надо просто заглянуть в прошлое!

В России, практика социальной помощи детям-сиротам имеет свои глубокие культурно-исторические традиции и до Октябрьской революции 1917 г. была связана, прежде всего, с милосердием и благотворительностью. Дети, оказавшиеся без родительской опеки, нуждаются в заботе, любви и защите в наше время особенно остро.

Лоскутное шитье – это народное прикладное искусство, имеющее богатые многовековые традиции. Коллективные лоскутные одеяла – Платы – создавались специально к важному событию в жизни городов или страны, и являлись оберегами обладателей.

Было принято решение, о создании обережного лоскутного одеяла «Саратовский Плат», приуроченного к Юбилейной - 75 летней дате основания Саратовского района, для детей из приюта «Возвращение» г. Саратова.

Таким образом, мы не только закрепляем в сознании наших учащихся знания о традициях, знакомим их с историей  малой Родины, но и учим творить  добро и дарить его людям!

Вся работа проводилась с целью объединения усилий всех участников проекта «Саратовский Плат».  Во  внеурочной деятельности, на кружках по рукоделию,  учащиеся шили лоскутное одеяло, придумывали игры,  готовили информационную страничку о Своём районе.  Много школьников, и их наставников, а так же родителей, откликнулись и приняли участие в проекте. Они написали письма «Сверстник-сверстнику», нарисовали поздравительные открытки, собрали книги, журналы,  игрушки, карандаши и многое, многое  другое.

 23 декабря 2012 года, педагоги и учащиеся посетили приют «Возвращение». Дети из приюта с интересом слушали информационную страничку «Саратовский район - 75 лет», с  большим удовольствием играли в игры, делали тряпичных кукол «Ангел-милосердия», «Вепская»,  «Желанница». Все получили подарки. Итогом работы состоялось вручение обережного  Одеяла доброты.

В свою очередь дети из приюта в ответ подарили большую коллективную открытку «С 75 летним юбилеем Саратовский район» написали свои поздравления и пожелания. 

От такой необычной работы, все без исключения получили радость творчества и неоценимый опыт.

II проект

2014 - 2015 учебный год.

70-лет Великой Победы в Великой Отечественной войне

 «Кто любит труд, того и люди чтут!»  

Сотрудники Саратовского государственного музея боевой славы, информировали жителей Саратова и области, о реализации нового масштабного экспозиционно-выставочного проекта, музея Трудовой Славы. 7 мая 2014 года был заложен Памятный камень.

С начала 2014 года  опубликован ряд статей в газетах «Саратовские вести», «Саратовская областная газета»;

 Размещены обращения к жителям Саратовской области о сборе экспонатов для нового музея на сайтах электронных изданий;

 Проведен круглый стол на радио ГТРК-Саратов,  пускалась «бегущая строка» по телеканалам;  

По всем районам региона был проведён «Благотворительный марафон» по сбору денежных средств и экспонатов для создания музея.

На этом фоне методическим объединением учителей технологии Саратовского района, на очередном заседании, было принято решение, не оставаться в стороне от столь значимого для всего региона события и внести свою посильную помощь, в создании нового Музея.

Проект назвали «Кто любит труд, того и люди чтут!» который был приурочен так же к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 Разработали положение и определили алгоритм действий. В ходе работы вносились коррективы и дополнения.

 В проекте приняли участие учителя технологии, краеведения, истории; учащиеся средних и старших классов общеобразовательных учреждений Саратовского района; родители и другие члены их семей; общественность.

В процессе работы над проектом, а это общение с местными жителями, ветеранами труда,  поиск информации в сельских библиотеках, клубах,  дети пришли к выводу, что в Саратовском районе проживают жители,  приехавшие из разных регионов России, но большинство, из районов Саратовской области.

 Изучая собранный материал,  участники проекта узнавали не только о трудящихся и их достижениях, узнали о специфике и особенностях районов входящих в Саратовскую область.  В процессе работы учащиеся  так же  знакомились и изучали с геральдикого Саратовского  края.  Герб может рассказать о многом, например, на гербе Балашовского  района изображёны арбузы,  этот район является крупнейший в области производитель бахчевых культур.  Два снопа, на гербе Пугачёвского района, говорят о том, что это крупный производитель качественного товарного зерна твёрдых сортов. Сабли, стрела и подкова символизируют историческое прошлое Ртищевского района, а бело-чёрный шнур, замкнутый в кольцо означает железную дорогу вокруг Ртищева. Основной фигурой на гербе Советского района является изображение горящих факелов, а ведь здесь основное направление экономики — нефтегазодобыча  и  т.д.

Таким образом, в геральдике предстают отрасли промышленности, сельского хозяйства, природные и культурные богатства нашего края, о которых подчас многие даже и не догадывались. Ведь территория Саратовской области удивительно разнообразна.  Уникальные промышленные производства соседствуют с традиционными для России отраслями сельского хозяйства: в Правобережье сеют рожь, овес, просо, ячмень - так называемые «серые хлеба», в Заволжье возделывают пшеницу, занимаются овцеводством.

В связи с этим дети совместно с учителями решили, не только собрать экспонаты, для музея,  но и сделать памятное, уже традиционное  геральдическое панно «Саратовский плат» в подарок, на котором будет отражаться вся трудовая  история Саратовского края.  Панно, выполненное детскими руками и руками педагогов, замечательный подарок ко Дню рождения музея Трудовой славы, и  к юбилейной дате 70 лет Великой Победы.  

23 апреля 2015 г., в канун праздника состоялась  передача более 100 экспонатов (орудия труда сельского хозяйства, наградные материалы, предметы утвари, одежды, газеты журналы и др.) А так же вручение обережного одеяла «Саратовский Плат!»,  которое сейчас находится в музее на почётном месте.

Проект объединил и сплотил людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое и  настоящее для будущих потомков.

Участники проекта  проявили  интерес к трудовой истории своего Отечества и родного края в целом. Дети более внимательно и уважительно стали  относится к ветеранам труда, к старшему поколению. В ходе реализации творческой части проекта, учащиеся приобрели потребность дарить людям радость, тепло своих рук

Патриотическое сознание, уважение к трудовым традициям, гордость за личную принадлежность к историческому событию Саратовского региона, создание первого в России музея Трудовой славы, не оставила никого равнодушным, а поэтому впереди много интересной и плодотворной работы.

9 мая 2015 г. состоялось открытие Музея.

Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды в будущем. Знание трудового наследия, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность подростковой личности.

III проект

2015 - 2016 учебный год

80-лет Саратовской области «На земле Саратовской живём!»

В 2016 году исполнилось 80 лет образования Саратовской области с центром в г. Саратове.

Администрацией Саратовского района, управлением культуры, в честь 80 летия образования Саратовской области, был объявлен конкурса по изготовлению герба Саратовского муниципального района. В целях воспитания у жителей  района чувства патриотизма через любовь к народному творчеству, выявления творческих и одаренных авторов, создающих работы эстетической, гражданско-патриотической направленности, приобщения широких масс к историческим и культурным традициям страны.

 Педагоги пришли к единому мнению об участии в социальном проекте «На земле Саратовской живём!» к юбилейной дате  80-лет Саратовской области, а заодно и в конкурсе. Самые активные школьники Саратовского района, вместе с педагогами с большим удовольствием взялись за уже знакомую и интересную работу. Панно «80-лет Саратовской области» выполненное в технике аппликация, получилось красочным, ярким, незабываемым. В школах прошли массовые мероприятия, посвящённые юбилейной  дате, где школьники ещё больше узнали о своей Родине.

Саратовская область

 

Далеки твои просторы,
Широки твои поля,
Вся Саратовская область,
Это Родина моя.

Пусть проходят год за годом,
День за днём бегут рекой,
Но богата ты народом,
С очень светлою душой.

Твой народ, встаёт с рассветом,
И с зарёй ложится спать,
Чтоб свою родную область,
Своим делом прославлять.

Наполняет вновь водою,
Волга мать твои поля,
Чтоб пшеницы, стало вволю,
Чтоб цвела твоя земля.
 

IV Проект

2019 -2020 учебный год

«Учитель, без границ!»

Повышая свой профессиональный уровень, педагоги принимают участие в семинарах, фестивалях, конкурсах. География не маленькая,  г. Саратов,  г.Хвалынск, п. Степное Советского района, г. Петровск Саратовской области. Не однократно были за пределами региона. Так группа самых активных учителей оказалась в Краснодарском крае, и приняла участие в межрегиональном семинаре «Его Величество Учитель» в п. Лазаревское.

Это бесценное ощущение радости человеческого общения с близкими тебе по духу людьми на берегу Чёрного моря, в благоухающем южном уголке России. Семинар учит и побуждает своих участников бесконечно двигаться вперёд, заглядывать в будущее, ориентироваться на новые идеи.

Воодушевлённые педагоги Саратовского района, от творческих и талантливых коллег, в 2019 году решили поделиться собственным опытом, уже на Юбилейном, Межрегиональном 15 Фестивале «Его Величество Учитель!» И уже по отработанной схеме, было изготовлено лоскутное одеяло «Учитель без границ!» Учащиеся с удовольствием подхватили эту идею, ведь в новом проекте  необходимо было изготовить  Гербы из разных уголков  России.

Участники семинара «Его Величество Учитель!»

  1. Герб России
  2. Ленинградская область
  3. Московская область
  4. г. Москва
  5. г. Химки
  6. г. Электросталь
  7. Рязанская область
  8. г. Рязань
  9. г. Подольск
  10. Брянская область
  11. Волгоградская область
  12. Воронежская область
  13. г. Воронеж
  14. Липецкая область
  15. Краснодарский край
  16.  г. Сочи
  17. г. Анапа,
  18. г. Новокубанск
  19. Ростовская область
  20. Ставропольский край
  21. г. Невинномысск
  22. Ставрополь
  23. г. Самара
  24. Саратовская область
  25. г. Саратов
  26. г. Балаково
  27. г. Красноармейск
  28. Саратовский район
  29. Республика Татарстан
  30. Ульяновская область
  31. г. Оренбург
  32. Крым
  33. Башкортостан
  34. Камчатский край
  35. Северная Осетия
  36. Республика Калмыкия
  37. Чеченская Республика
  38. Республика Адыгея
  39. Ямало-Ненецкий АО
  40. Великий Новгород
  41. Дагестан
  42. Санкт – Петербург

***

1. На Руси так издавна считали-

Не пропало, чтобы лоскутка,

Всех их воедино собирала,

Русской женщины умелая рука.

День за днем, кусочек за кусочком

Превращались в чудо-полотно.

И сшивались крепкой, верной строчкой,

Много разноцветий – все в одно.

2. Так и наша матушка - Россия:

42 кусочков собрала,

Регионы малые, большие

Воедино  вместе их сплела.

Каждый герб – как зеркало России,

Всех  достоинств в них не перечесть!

И богатства, и почет, и сила –

Все, что важно, в каждом гербе есть!

3. Важным  смыслом символ наш наполнен,

Неба цвет и солнца света круг.

И решили мы в своей сторонке

На проект объединить учащихся вокруг.

4. Мы живем в Саратовском районе,

На реке, что Волгою зовется,

И любовь к Отчизне нежным звоном,

Как гармони трелью отзовется.

Не за ночь одну, как в русской сказке,

Провели в труде с детьми мы дней немало,

Но довольны  - результат прекрасный-

Получилось чудо-одеяло!

5. Жить в ладу, трудиться дружно, вместе -

Наш девиз – у каждого спроси!

Ну а труд любой закончить песней –

Так давно ведется на Руси!

Про Саратов и  огни златые,

Про любовь к женатому  споем!

Поддержите нас, коллеги занятые!

Петь то вместе лучше, чем вдвоём!

Коллективное взаимодействие детей и взрослых в реализации проектной деятельности, даёт  большие возможности для действий, когда от каждого школьника зависит успешность выполнения проекта.  Работа способствует формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология», развивает коммуникативные умения, а так же учит сотрудничать с другими людьми и работать в группах.

Итогом  работы по созданию коллективных проектов является не только создание конечного продукта, самое главное воспитание духовно-нравственной, социально адаптированной, творческой, инициативной личности, личности, которая способна приносить пользу обществу.  

А так же не менее важно привлечение внимания широких масс граждан к предмету «Технология» и осознание ими необходимости его должной оценки.

В заключении хотелось бы назвать фамилии наиболее активных, творческих и преданных своему делу педагогов, которые своей жизненной и творческой энергией зажигают детские сердца: Федорчук Р.С. рп Красный Октябрь.,  Жиганова Е.П п. Дубки,  Каташевская Е.В. с. Синенькие,  Воронкова О.В. с. Михайловка,  Сафина Ф.М. д. Юрловка,  Рыбицкая И.В. с. Александровка, Цвигун Е.Н. с. Константиновка,  Щебетина В.Г. п. Красный Текстильщик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Школьное самоуправление как фактор социализации личности воспитанника"

Школьное самоуправление как фактор социализации личности воспитанника...

Развитие художественно-творческих способностей школьников как один из факторов социализации личности

Опыт показывает, что развитие художественно-творческих способностей  школьников на уроках изобразительного искусства, позволяет воспитать в них способность адаптироваться к социальной действитель...

Взаимодействие семьи и школы – один из факторов социализации личности воспитанников.

В современных сложных социально-экономических условиях социализация подрастающего поколения требует особого внимания к успешной адаптации Социальный педагог принимает активное участие в этой работе , ...

Традиции класс как фактор социализации личности

презентация и выступление на педагогическом совете по теме "Традиции класа как фактор социлизации личности"...

Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации личности.

Внимание  к  проблеме - социализации подростков с ОВЗ через организацию  культурно-досуговой деятельности  отражён в научном анализе  теории и практики подростковой куль...

Гражданско-правовое воспитание – как фактор социализации личности старшеклассника.

межрегиональная научно-практическая конференция "Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка"...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

laquo;Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построены   на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовател...