Развитие критического мышления как фактор социализации и формирования законопослушного поведения детей и подростков
статья
Данная статья посвящена технологии развития критического мышления (ТРКМ) как инструмента формирования законопослушного поведения и успешной социализации детей и подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 192.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие критического мышления как фактор социализации и формирования законопослушного поведения детей и подростков
Приоритетной задачей современной школы является не только овладение учащимися определенным набором знаний, умений, навыков, но и воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, в том числе, в ситуациях нравственного выбора, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения в соответствии с нормами и требованиями социума.
Формирование законопослушного поведения детей и подростков – неотъемлемая часть воспитания зрелой, гармонично развитой, социально адаптированной личности.
События и печальная статистика последних лет убедительно доказывают актуальность этой задачи. В этой связи наглядным подтверждением является рост нападений или случайного использования холодного и огнестрельного оружия в российских школах (редакция ТАСС-ДОСЬЕ):
2013 год | 3 |
2014 год | 3 |
2015 год | 3 |
2016 год | 2 |
2017 год | 4 |
2018 год (за 3 месяца) | 5 |
Неслучайно 28 февраля 2018 года на расширенном заседании коллегии МВД РФ Президент России В.В.Путин особое внимание обратил на вопрос безопасности пребывания детей в образовательных учреждениях: «В поле вашего постоянного внимания должны находиться социальные, особенно образовательные учреждения. Надо всё сделать для того, чтобы учёба и жизнь наших детей были спокойными, свести к минимуму возможные правонарушения».
Одним из способов решения поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления, которое предполагает:
- умение видеть проблемы,
- готовность к нахождению нестандартных решений,
- умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную, коммуникативную, продуктивную виды деятельности,
- умение анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки,
- готовность отказаться от своего решения в пользу более эффективного,
- открытость для новых идей,
- умение делать объективные выводы,
- понимание неоднозначности мира.
В подростковом возрасте появляются внутренние, «поддержанные» возрастными особенностями предпосылки становления, развития и потребности использования навыков критического мышления:
- овладение процессом образования понятий;
- формирование и развитие рефлексивного мышления, позволяющего анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях;
- умение оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи;
- стремление отыскать разные возможные подходы к решению задачи, проверяя логическую эффективность каждого из них;
- характерный для этого возраста интерес к абстрактным, философским, религиозным, политическим и прочим проблемам;
- становление основ мировоззрения.
Несколько слов о педагогической (образовательной) технологии развития критического мышления (ТРКМ). Данная технология предназначена для использования в различных предметных и надпредметных областях, видах и формах работы.
Важным теоретическим источником РТКМ является теория таксономии Б.Блума, в которой он выделил шесть уровней познавательных целей:
- Знание – механическое запоминание информации (факты, термины, процессы, классификации);
- Понимание – способность объяснить факты, интерпретировать, перефразировать материал;
- Применение – способность использования знаний в новых ситуациях;
- Анализ – способность разделять целое на части для лучшего понимания;
- Синтез – умение комбинировать элементы для создания нового целого;
- Оценка – способность оценивать значение или использование информации на основе определенных стандартов.
Как всякая педагогическая технология ТРКМ имеет определённые технологические этапы:
Технология развития критического мышления | Традиционный подход к обучению |
I этап – ВЫЗОВ
| Введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся; |
II этап – ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
| Часть урока, посвящённая изучению нового материала |
III этап – РЕФЛЕКСИЯ
| Закрепление материала, проверка |
Казалось бы, в чем состоит новизна ТРКМ по сравнению с традиционными формами и методами обучения?
Тем не менее, элементами новизны данной технологии являются:
1. Использование методических приемов на каждой стадии ТРКМ, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности («Кластер», «Таблица “тонких” и “толстых” вопросов», «Таблица “Знаю-хочу знать – узнал”», «Дерево предсказаний», «Ромашка Блума», «Верные и неверные утверждения», «Верите ли вы?», «Корзина идей», «Рассказ-предположение по “ключевым” словам», «Синквейн», «Таск-анализ» (тезис, анализ, синтез, ключ)» и др.)
2. Приоритет задачи воспитания полноценной личности, умеющей ориентироваться в любых жизненных ситуациях и способной критически мыслить в условиях стремительно меняющегося мира и расширяющегося информационного пространства.
Мы, как специалисты службы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, обратили внимание на ТРКМ в связи с низкой эффективностью использования традиционных форм воспитательной работы, таких, как беседы приглашённых специалистов – сотрудников УВД, ОДН и т.п. Пассивное восприятие информации по правовым вопросам не находит, к сожалению, отклика у учащихся, не достигает нужного воспитательного эффекта. Наряду с этим, широко используемая нами технология развития критического мышления в детском, и, особенно, подростковом возрасте, является наиболее эффективным способом формирования законопослушного поведения. Показателями эффективности её использования являются:
- умение работать с информацией в разных областях знаний;
- умение выражать свои мысли, ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение решать проблемы;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением;
- умение сотрудничать и работать в группе;
- способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Для выявления наиболее злободневных проблем и тем для обсуждения разработан мониторинг школьных конфликтов, который включает следующие разделы:
Тип конфликта | Причина конфликта |
«Учитель- ученик» (претензии учителя к ученику) |
|
«Ученик-учитель» (претензии ученика к учителю) |
|
«Ученик- ученик» |
|
Кроме того, «держать руку на пульсе», позволяют регулярно проводимые анкетные опросы среди учащихся школы. Анализ результатов позволяет выявить проблемные классы и группы учащихся.
Результаты анкетного опроса учащихся по вопроснику |
Подводя итог, хочется ещё раз подчеркнуть, что, технология развития критического мышления является проверенным на практике и эффективным методом формирования законопослушного поведения детей и подростков.
Литература:
Федоров А.В. «Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза», М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007
И.В.Муштавинская «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя», «Каро», 2017
www.pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=13617:2015-10-22-09-31-45&catid=83:the-experience-of-professionals
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная технология развития критического мышления как одно из условий формирования коммуникативной компетенции в старшей школе
Задача повышения качества образовавния, формирование новой личности, которая стоит перед нашим обществом, требует от современного учителя пересмотра арсенала образовательных технологий, использования ...

Развитие критического мышления школьников на уроках истории и обществознания как фактор профилактики конформности
Развитие критического мышления школьников на уроках истории и обществознания как фактор профилактики конформности...
Учет факторов формирования социально-уверенного поведения детей и подростков в работе педагога с родителями и ребенком.
Выступление на методическом объединении педагоговдополнительного образования, педагогов-психологов и социальных педагогов ГБОУ ДО ЦПМСС "Живые потоки"...

Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха
В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...
Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних «Я – законопослушный гражданин»
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание п...

мастер-класс ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Мастер-класс по использованию на уроках химии Технологии развития критического мышления...