Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий
методическая разработка по теме
Примеры формирования по ссылке http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/mify-i-realnost
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnyy_dialog_kak_sredstvo_formirovaniya_universalnyh_uchebnyh_deystviy.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Паначёва И.Е МОУ Уйско-Чебаркульская сош
МИФЫ и РЕАЛЬНОСТЬ
Понятие "миф" - одно из наиболее многозначных в современном языке, употребляющееся с различной смысловой наполненностью в диапазоне от "вымысла" ("иллюзии") до "священной традиции, первородного откровения". Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Миф сам по себе не является ни хорошим, ни плохим, его нельзя оценивать с точки зрения морали. В нашем контексте мы рассматриваем миф как устоявшийся в обществе слух, претендующий на роль истины.
Реа́льность - это существующее вообще; объективно явленный мир; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно. Различают объективную (материальную) реальность и субъективную (явления сознания) реальность. В контексте наших занятий мы рассматриваем реальность как некоторый теоретический объект, доказанный наукой и практическими исследованиями.
Примеры http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/mify-i-realnost
Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий
Актуальность: | Тесный контакт и взаимопонимание между учителем и учеником на занятии — это половина процесса успешного восприятия последним материала. Определяющей чертой современных методических новаций является ориентация на поисковую деятельность, формирование навыков рефлексивного мышления. В дидактических поисках незаменимым ресурсом становится учебный диалог, понимаемый и как способ работы над содержанием урока, и как форма организации обучения. |
Цели: | -выявление информированности подростков по теме «Безопасное поведение»; - обобщение, систематизация знаний учащихся об изучаемом вопросе; - создание условий для осознания подростками необходимости защищать себя, свой выбор, свою точку зрения; – развитие речевых и коммуникативных навыков .
|
Особенности: | - Наибольшие затруднения обычно связаны с вхождением в диалог. Необходимым элементом структуры занятия является предварительное пояснение вопроса, проблемы, ситуации. Вводную часть надо строить так, чтобы актуализировать имеющиеся у аудитории сведения, ввести нужную новую информацию, пробудить интерес к предмету беседы. -Главное назначение диалога в процессе обучения — стимулирование познавательного интереса, вовлечение аудитории в активное обсуждение спорных научных проблем, побуждение к осмыслению различных подходов в аргументации своей и чужой позиции. -Ведущая роль диалога в процессе воспитания — формирование убеждений молодежи, ответственного нравственного выбора. - Важно направлять диалог в конструктивное русло. Нужно избегать переключения внимания на другие темы, а также обучать аудиторию многостороннему видению проблемы. - Обязательно соблюдение правил ведения диалога всеми его участниками. Необходимо выработать цивилизационные нормы сотрудничества и стремиться к их выполнению, избегая некорректного, оскорбительного поведения. - Ключевая роль должна принадлежать инициатору обсуждения. - Педагогический диалог требует заинтересованного отношения ко всем учащимся, уважительного отношения к «я» ребенка. - Для того чтобы учебный диалог состоялся, необходимо предварительно подготовить его участников. Во первых, требуется эмоционально-психологическая настройка. Педагог должен объяснить специфику такой формы работы, снять поведенческие барьеры и др. Во вторых, надо обсудить организационные вопросы (регламент диалогического урока, время и очередность выступлений и т. п.). В третьих, важно провести предметную (содержательную) подготовку, чтобы учащиеся владели учебным знанием, имели материал для дискуссии. |
Специфика: | Специфика диалога в том, что его ход и результат принципиально нельзя предсказать, так как в нем участвуют равноправные голоса, каждый из которых ведет свою линию. Педагог выступает в роли организатора этого хора голосов, но не претендует на роль всезнающего оракула. |
Формы учебного диалога: | Учебный диалог — понятие довольно широкое. Его разновидностями считаются беседа, спор, диспут, дискуссия, но они неравноценны. Чаще всего на уроке мы сталкиваемся с беседой, когда развитие темы происходит в линейном направлении от известного к новому. Спор предполагает наличие двух или нескольких точек зрения, и только одна из них действительно верная. Диспут строится на узнавании и выяснении всех позиций учеников и выявлении «правильного» знания. Абсолютной свободой обладает дискуссия. Ее развитие соотнесено с изменениями развивающегося знания, диалоговое действие происходит в открытой ситуации и имеет исследовательский характер. |
Предмет обсуждения: | Предмет обсуждения – это вопрос (процесс, ситуация и т.д) , который дает возможность рассмотрения его с альтернативных точек зрения. |
Основные приёмы: | -Предварительное обсуждение вопроса в малых группах. -Выступление ученика перед классом с докладом (сообщением), раскрывающим суть проблемы. -Краткий предварительный опрос. -Ролевые игры, инсценировки, иллюстративный материал (диафильмы, фото- и кинофрагменты, аудиозаписи и пр.). |
Чтобы избежать ощибок | Нужно: -дать достаточно времени, чтобы сосредоточиться и обдумать ответы (это может быть пять семь секунд); |
Рефлексия: | Для проведения итоговой рефлексии можно использовать такие вопросы. 1. Ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале диалога? 2. В чем мы не достигли успеха и почему? 3. Отклонялись ли мы от темы? 4. Все ли принимали участие в обсуждении? 5. Были ли факты нарушения порядка во время ведения диалога? Кем и когда? |
Реализация: | В системе уроков выводы предыдущего урока могут стать отправной точкой для перехода к следующей теме. Тогда отдельный урок становится составной частью педагогической деятельности диалогического типа. Его можно провести отдельным учебным занятием или включением вопросов в текущее занятие до 10 -15 минут. |
Правила поведения: | -слушать и слышать друг друга, -говорить по очереди, -не перебивать, -не давать оценки чужому мнению, -не обижать и не обижаться, -участвовать всем, -не критиковать, -уважать позицию любого, -инициатива вопроса не наказуема и поощряется. |
Форма представления: | мультимедийная презентация |
Основные понятия: | -выбор, -расстановка приоритетов, - коммуникативность, -альтернативное мнение -правила поддержки. |
Аудитория: | учащиеся 9-11 классов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронные учебники и дополнительные электронные учебные материалы как средство формирования универсальных учебных действий.
Ориентация на современные технологии и прогрессивные средства обучения вызывает необходимость применения в образовательном процессе электронных учебников.Согласно Статьи 18 Закона «Об образовании в Ро...
Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников
В данном материале рассмотрены формы учебного диалога, условия и способы его организации на уроке, а также способы продоления трудностей учебного диалога в работе с детьми с ограниченными возможностям...
«Проектная и учебно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий»
Еще Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к «изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились»». Сегодня одним из «таких способов» явля...
Проект «Учебное сотрудничество как условие и средство формирования универсальных учебных действий»
Проект создан группой учителей русского языка и литературы МКОУ "Глушковская средняя общеобразовательная школа"...
Использование компьютерной системы интенсивного развития способностей (СИРС) в учебном процессе как инновационного средства формирования универсальных учебных действий
C 2012 года на базе МБОУ «СОШ №1 им. Ярослава Василенко» организована дошкольная подготовительная группа «Капельки».С 2014 года наше образовательное учреждение сотрудничает с Сибирским институто...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ МАТЕМАТИКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, т.е. способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.Формировать УУД можно, как на аудиторных...
Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"
В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...