Реализация принципов педагогической техники в рамках современного урока математики
статья на тему

В практике работы ведущую роль отвожу созданию позитивного отношения к предмету, поддержанию у детей достаточно высокого уровня мотивации на протяжении всех лет обучения, стимулированию любознательности, творческой активности учащихся.Поэтому основную задачу вижу в выборе оптимальных форм и методов организации учебной деятельности учащихся на уроке, главными критериями эффективности которых являются принципы педагогической техники. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл principy_ped._tehniki.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация принципов педагогической техники

 в рамках современного урока математики

Людмила Николаевна Менгазиева,

учитель математики,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»,

город Соликамск, Пермский край

т. 8(34253)52334

В практике работы ведущую роль отвожу созданию позитивного отношения к предмету, поддержанию у детей достаточно высокого уровня мотивации на протяжении всех лет обучения, стимулированию любознательности, творческой активности учащихся. Поэтому основную задачу вижу в выборе оптимальных форм и методов организации учебной деятельности учащихся на уроке, главными критериями эффективности которых являются принципы педагогической техники:

  1. Принцип свободы выбора: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставить ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
  2. Принцип открытости: не только давать знания – но ещё и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Использовать в обучении открытые задачи.
  3. Принцип деятельности: освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.
  4. Принцип обратной связи: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи.
  5. Принцип идеальности (высокого КПД): максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Остановлюсь на том, как эти принципы реализую в практике работы.

В нашем образовательном учреждении эффективной формой повышения профессионального мастерства педагогов являются постоянно действующие педсоветы: «Развитие индивидуальности личности в УВП», «Моделирование современного урока». В рамках работы педсоветов рассматривался вопрос, связанный с включением в урок заданий, направленных на развитие индивидуальности личности учащегося: задания на самопознание, самоопределение, самореализацию личности. Используя рекомендации педсоветов, стараюсь предоставить ученику «поле свободы» (принцип свободы выбора):

- предлагаю на выбор задания различной качественной направленности: теоретические или практические, разноуровневые;

- задания с аргументированным выбором способа учебной работы, характера учебного взаимодействия с одноклассниками (с кем выполнять работу, с кем сесть в группу и т.д.);

- выбор форм отчётности: письменный или устный отчёт, творческий отчёт;

- выбор режима учебной работы: интенсивный режим (работа выполняется в короткий срок) или долгосрочный;

- предлагаю задания на определение самим учеником зоны своего ближайшего развития (т.е. ученик сам определяет, какие задания он полностью выполняет самостоятельно, а какие – при помощи учителя).

Принцип открытости и обратной связи реализую через особое учебное мероприятие -  еженедельную домашнюю олимпиаду. Цель домашней олимпиады – помочь детям увидеть красоту математики, ощутить удовольствие от решения математической задачи, подготовиться к предстоящим конкурсам.

Ученики получают на одном из уроков еженедельно по три задачи. В домашнюю олимпиаду включаю задачи разного уровня трудности, решение которых, при всей их нестандартности и занимательности, опирается не только на пройденный школьниками учебный         материал, но и выходит за рамки изучаемого вопроса. Вместе с тем задачи должны  быть достаточно разнообразными по тематике, чтобы ученик мог делать выбор согласно своим интересам.

Разбор решений можно проводить по-разному. На первых занятиях ученики просто излагают свои решения у доски, на последующих – уже начинают спорить, доказывать, отстаивать свою точку зрения. Очень эффективна методика проведения «математического боя», когда у доски одновременно выступают докладчик и оппонент. Можно успешно применять и работу в парах, когда ученики друг другу рассказывают решения задач. Использую и групповую работу: класс делю на 3 группы, и каждая группа готовит для обсуждения решение одной задачи и своего докладчика.

Кроме того, должны быть обеспечены одинаковые условия для самостоятельной работы всех учащихся. Поэтому для каждого ученика сделала специальное дидактическое пособие «Еженедельные домашние олимпиады», с которыми они работают дома. Дети, увлекающиеся математикой, имеют возможность заглянуть вперед, прорешать понравившиеся им задачи, наметить вопросы. Ученики имеют возможность обратиться в течение недели за консультацией к учителю или за помощью к родителям.

Решая в системе открытые задачи, мои ученики показывают успешные результаты в муниципальных предметных олимпиадах по математике, в профильном физико-математическом лагере «Планета знаний», организованном на базе школы. До 62%  детей с желанием участвуют в Молодежном предметном чемпионате по математике, организованным Пермским Центром одаренности, Международном конкурсе «Кенгуру»,  Международной дистанционной олимпиаде по основам наук, организованной Уральским федеральным округом.

Чтобы знания становились инструментом, с ним нужно работать – научиться их применять. Поэтому, реализуя принцип деятельности, предлагаю классу:

- задания, требующие творчества в содержании работы: составление кроссвордов, ребусов, викторин, тестов на математическую тему;

- задания, требующие творчества в способе работы: самостоятельное выполнение практических работ по геометрии (изготовление моделей, наглядных пособий), создание и представление презентаций к изучаемым темам, что позволяет максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе проведения урока (принцип идеальности);

- задания, предполагающие реализацию себя в какой-либо роли: мини-инсценировки, определённые роли в деловой игре.

Использую в работе и формы совместного творчества учащихся: «мозговой штурм», технологию групповой работы, технологию коллективного взаимного обучения, интеллектуальные командные игры, групповую исследовательскую работу.

Уже в 5-м классе применяю в практике  урока технологию «подготовки к докладу», реализуя тем самым принципы открытости, деятельности, идеальности.

Первый этап технологии: карта сообщений. На этом этапе дети готовят короткие сообщения, не более 4-5 минут. Тема такого сообщения выбирается учеником самостоятельно: это может быть рассказ об одном интересном факте, фрагмент из биографии учёного и т.п. Главное условие – тема сообщения должна касаться математики.

Второй этап: отработка регламента. Цель этапа – научить ученика «чувствовать время».

Третий этап: доклад. Оптимальное время доклада – 5-7 минут. Если тема не вмещается в это время, то предлагаю доклад дробить, и тогда его готовят два ученика.

Четвёртый этап: доклад с затруднением. Этот этап не обязательный, но интересный. Суть его в том, что ученик проходит усложнённый тренинг, позволяющий в будущем легко адаптироваться в реальной обстановке. На этом этапе репетируется выход из затруднительного положения, когда докладчик неожиданно сбился с мысли, оговорился.

Пятый этап: оценка выступления (по специально разработанному плану).

Данная технология позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе с дополнительной литературой, научить его говорить перед аудиторией, что является жизненно полезным навыком для любого взрослого человека. Мои ученики  активно проявляют интерес к учебно-исследовательской и проектной деятельности: свои работы презентуют на занятии факультатива, классных часах перед учащимися школы, результативно представляют их на традиционной школьной научно-практической конференции «День науки и творчества», участвуют в конкурсах исследовательских работ краевого, Всероссийского и Международного уровней.

Эффективно реализовать принципы педагогической техники в рамках современного урока позволяют разработанные памятки по организации учебной работы, направленной на совместное творчество, на самостоятельный выбор, на развитие творческого начала школьников, на познание себя как ученика и человека.

Проведенная  экспресс-диагностика учебной мотивации старшеклассников (по М.Лукьяновой) показала достаточно хороший уровень сформированности учебной мотивации моих выпускников: из 43 человек очень высокий уровень – у 4-х, высокий – у 29, средний – у 8 человек, низкий – у 2-х. Данные показатели уровня мотивации подтверждаются результатами успешности учебной деятельности: ученики с высоким уровнем мотивации достойно выдерживают государственную (итоговую) аттестацию за курс среднего (полного) общего образования, продолжают стабильно учиться в высших учебных заведениях. Таким образом, к окончанию средней школы у основной массы учащихся сформировано стремление к самостоятельному приобретению знаний, интеллектуальному совершенствованию.

Используемые источники:

  1. Гин А.А. Приёмы педагогической техники. М., «Вита», 2003 год.
  2. Поляков С.Д., Резник А.Н. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе. Библиотека журнала «Директор школы», выпуск № 8, М., «Сентябрь», 1999 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Реализация принципов педагогической техники в информационном образовательном пространстве "Основ безопасности жизнедеятельности""

Принципы педагогической техники в ОБЖРеализация принципов педагогической техники в урочной деятельности в ОБЖДиагностика и самодиагностика достижений учащегося...

Реализация принципа практической направленности подготовки обучающихся на уроках математики в 5 – 9 классах

Тема исследования: «Реализация принципа практической направленности подготовки обучающихся на уроках математики в 5 – 9 классах».Объектом исследования является процесс обучения математике обучаю...

«Использование принципов коммуникативного подхода в сочетании с методом модульного обучения в рамках современного урока английского языка с целью обеспечения нового качества образования для каждого ученика.»

Pазвитие коммуникативной компетенций учащихся на уроках    английского языка посредством использования принципов коммуникативного обучения в сочетании с модульным обучением....

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ. ОТРАЖЕНИЕ ПЯТИ ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Теория развивающего обучения, как известно, берет свое начало  с древних времен и представляет собой систему диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса – процесса становления лич...

Использование принципов педагогической техники на уроках математики для повышения мотивации обучающихся

В практике работы ведущую роль отвожу созданию позитивного отношения к предмету, поддержанию у детей достаточно высокого уровня мотивации на протяжении всех лет обучения, стимулированию любознательнос...

презентация Использование принципов педагогической техники на уроках математики для повышения мотивации обучающихся

презентация к практике "Использование принципов педагогической техники на уроках математики для повышения мотивации обучающихся"...

Доклад на педагогическую конференцию на тему Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС СОО

Доклад на педагогическую конференцию на тему Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС СОО...