РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ. ОТРАЖЕНИЕ ПЯТИ ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
методическая разработка на тему

Самарина Елена Вячеславовна

  Теория развивающего обучения, как известно, берет свое начало  с древних времен и представляет собой систему диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса – процесса становления личности и всех его качеств: ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП. Я бы хотела остановиться на авторской  технологии развивающего обучения, так называемой ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) Г.С. Альтшуллера, или технологии технического творчества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

                                                           

ТЕМА: «РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ. ОТРАЖЕНИЕ ПЯТИ ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

«Кто не знает, в какую гавань он плывет,

для того нет попутного ветра»

/ Сенека/

  Теория развивающего обучения, как известно, берет свое начало  с древних времен и представляет собой систему диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса – процесса становления личности и всех его качеств: ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП. Я бы хотела остановиться на авторской  технологии развивающего обучения, так называемой ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) Г.С. Альтшуллера, или технологии технического творчества.

   Основная цель ТРИЗ-технологии  – это формирование сильного мышления и воспитания творческой личности, которая способна решать сложные проблемы в различных областях деятельности.  Априори, все методы и приемы ТРИЗ-технологии, пропущенные через призму педагогического опыта, основаны на пяти принципах педагогической деятельности: принцип свободы выбора,  принцип обратной связи, принцип открытости, принцип деятельности, принцип идеальности.

  Опуская подробности концептуального строения технологии, хотелось бы сразу перенести ее на практику. Облегчить свою учительскую жизнь и создать максимально удобный инструмент  для применения  вышеописанных принципов педагогики,  стало возможно,  благодаря   конструктору урока Анатолия  Гина, за что ему отдельное педагогическое спасибо (приложение №1). Исходя из уровня подготовки обучающихся,  использование  наиболее результативных методических  приемов педагогической техники можно  укомплектовать по условно количественному показателю. Я это сделала для себя, тем самым,  упорядочив многочисленные приемы  и,  определив приоритеты среди них.

   Теперь, как мне кажется,   каждому учителю предоставляется большой выбор проведения интересных и результативных уроков, причем только от  него зависит, насколько емким будет наполнение урока. Прошу ознакомиться с важнейшими, на мой взгляд,   вариантами решений изобретательских задач.

ПЯТЬ ПРИНИЦПОВ

Функциональные блоки

Раздел урока

Формула

1.

УМШ

А, В

Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма

2.

Творчество работает на будущее

Е

Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов

3.

Деловая игра «Точка зрения»

В

По заранее объявленной теме две группы обучающихся (оппоненты и наблюдатели), снабженные необходимыми знаниями и фактами, доказывают правильность противоположных точек зрения

4.

Деловая игра «НИЛ»

В, Г

Научно-исследовательская лаборатория, где одна группа обучающихся решает задачи, другая обрабатывает результаты, третья анализирует и принимает (или нет) решения

ЧЕТЫРЕ ПРИНЦИПА

Функциональные блоки

Раздел урока

Формула

1.

Своя опора

Г

Ученик составляет авторский опорный конспект всей ранее изученной темы, по новому материалу

2.

Да-нетка!

А, В, Г

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами «да», «нет», и «да» и «нет».

3.

Пресс-конференция

Б

Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам  задать дораскрывающие ее вопросы

4.

Повторяем с расширением

Г

Ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме

5.

Свои примеры

Г

Ученики подготавливают свои примеры

6.

Вопрос к тексту

Б

Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов

7.

Деловая игра «Компетентность»

В

Конкуренты (придумывают друг для друга по пять заданий по теме); фирма-наниматель (оценивает по 5-ти бальной системе вопрос; по 10-ти бальной системе ответ), принимает решение, кто принят на работу, кто не; арбитр – учитель, проводящий «разбор полетов», делает выводы.

8.

Театрализация

Б

Разыгрывается сценка на учебную тему

ТРИ ПРИНЦИПА

Функциональные блоки

Раздел урока

Формула

1.

Простой опрос (по базовым вопросам)

А

На первом же уроке новой темы учитель вывешивает «базовый лист контроля». В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые обязан знать каждый.

2.

Повторяем с контролем

Г

Ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по всей ранее изученной теме

3.

Лови ошибку!

Б, В

Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом

4.

Удивляй!

Б

Учитель находит такой угол зрения, при котором, даже обыденное,  становится удивительным

5.

Фантастическая добавка

Б, А

Учитель добавляет реальную ситуацию фантастической

6.

Роль «психолог»

Ж

Ученик участвует в управлении обучением, выполняет некую роль

7.

Роль «подводящий итоги»

Ж

Ученик самостоятельно подводит итог урока

8.

Идеальное задание

Е

Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию

9.

Обсуждаем домашнее задание

А, Г, Ж

Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материла был качественно закреплен.

10.

Релейная контрольная работа

Д

Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач

11.

Доклад

Б

Подготовка учеников к чтению докладов проводится в несколько этапов.

Технология:

  1. Карта сообщения
  2. Отработка регламента
  3. Доклад (5-7 мин)
  4. Доклад с затруднениями

(4 вида затруднений)

12.

Взаимоопрос

А, Б

Ученики опрашивают друг друга по базовым листам

13.

Показательный ответ

Г

Олин ученик отвечает у доски, остальные слушают

ДВА ПРИНЦИПА

Функциональные блоки

Раздел урока

Формула

1.

Привлекательная цель

Б

Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он, волей-неволей, выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог

2.

Светофор

Д, А

При опросе ученик поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу

3.

Задание массивом

Е

  1. Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом
  2. Задается большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой  или повторяемой темы

4.

Опрос - итог

Ж, Г

В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока

5.

Опрос по цепочке

Д

Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

6.

Три уровня домашнего задания

Е

Учитель одновременно дает домашнее задание двух или трех уровней (обязательный, тренировочный, творческий)

7.

Отсроченная отгадка

Ж

  1. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
  2. 2. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

8.

Особое задание

Е

Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания (учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом)

9.

Игра-тренинг

В

1. Если необходимо переделать большое количество однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

2. Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия, в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие  зависти от предыдущего

10.

Практичность теории

Б

Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам

11.

Фактологический диктант

Д

Диктант проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопрос – один-два на повторение из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе; здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память.

12.

Пересечение тем

Г

Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой

13.

Блиц – контрольная работа

Д

Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения  простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики  для дальнейшей  успешной учебы

14.

Выборочный контроль

Д

Проверить работы учеников выборочно

15.

Тренировочная контрольная работа

В

Учитель проводит контрольную работу,  как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников

ОДИН ПРИНЦИП

Функциональные блоки

Раздел урока

Формула

1.

Тихий опрос

Д

Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время, как класс занят другим делом, например, тренировочной контрольной работой или групповой работой

2.

Необычная обычность

Е

Учитель задает задание необычным способом

3.

Программируемый опрос

Д, В (устный)

Ученик выбирает один правильный ответ  из нескольких предложенных

4.

Идеальный опрос (почти шутка)

Д, А

Ученик сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю

5.

Игры в случайность

В, А, Г

Учитель вводит в урок элементы случайного выбора

6.

Щадящий опрос

А, В

Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответы учеников

   

  Определяя цели и задачи урока, конструируя  заданную тему  и   учитывая уровень подготовки обучающихся, в проект урока вносится необходимый разработанный педагогом материал, и урок спланирован полностью.  Подобная организация деятельности учителя позволяет, с моей точки зрения, выполнять и решать более сложные педагогические и образовательные задачи. Более того, формы  и методы могут постоянно меняться.

  Применение педагогом различных вариаций урока позволяет сделать конструктор урока и вышеуказанную подборку педагогических принципов постоянно меняющейся моделью, стимулирует педагога к повышению своего педагогического мастерства, что  способствует, в конечном счете,   формированию сильного мышления и воспитанию творческой личности обучающегося.

   Творческих успехов Вам, уважаемые коллеги, на педагогическом олимпе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принцип активности ребенка в процессе обучения

Принцип активности ребенка в процессе обучения...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....

Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения

Цель моей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности школы. Это развитие и воспитание образованной, культурной, социально зрелой, мобильной, талантливой личности....

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

Проблемы в общении обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, трудности выпускников в выборе профессии, в самореализации. Создание условий учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) ш...

Принципы формирования мотивации в процессе обучения иностранному языку

Роль мотивации при овладении любым иностранным языком велика, особенно при обучении английскому языку, который сейчас является языком международного общения и признан самым распространенным в мире....

Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...