Компьютерная компетентность учителя: пути, способы и принципы формирования.
статья по теме
Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompyuternaya_kompetentnost_uchitelya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Компьютерная компетентность учителя:
пути, способы и принципы формирования.
Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.
Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных для учителей и учителями. Огромное количество всевозможных курсов по информационным технологиям предлагают свои услуги педагогам. В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски). Но, к сожалению, приходится признать, что не все учителя могут и работают на этом оборудовании.
Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время. Профессионализм учителя - синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. В научной педагогической литературе множество работ посвящено уточнению понятий " как:
Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Остановимся на вопросе формирования и развития ИКТ - компетентности учителей.
Под ИКТ-компетентностью учителя понимается не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Для формирования базовой ИКТ-компетентности необходимо:
- наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
- овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;
- использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
- формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.
Для повышения уровня ИКТ-компетентности учителю можно
- участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;
- участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;
- использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;
- обеспечить использование ресурсов Интернет;
- формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;
- разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.
Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании ИКТ на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.
Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать».
Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
А цветовое и мультимедийное оформление незаметно учит отмечать ту или иную особенность информационного сообщения, которое (внешне непроизвольно) доходит до их сознания. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране.
Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка. Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть, например, математикой «легко». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны изучаемого предмета.
Понятно, что учитель должен быть подготовлен, что бы вести такую деятельность. Поэтому в образовательной среде, необходимо создавать систему мероприятий, призванных повысить компьютерную грамотность учителя.
Основной путь - передача опыта от более компетентных менее компетентным.
Способ действия - через форму какого-либо мероприятия дать возможность обменяться опытом. Затем выдержать время для самоосмысления, апробации и отработки в повседневной деятельности, а далее - создать условия для демонстрации результата.
Основные принципы:
модульность (осваиваем одну программу, переходим к другой);
сжатия информации, приоритета деятельностного содержания над информационным;
осознанной перспективы.
Проблемы: учителя, избегающие любых «встреч» с компьютером.
На примере нашего образовательного учреждения методическая работа строилась следующим образом:
- на Школьных педагогических чтениях заслушали выступление учителя информатики по теме «Возможности компьютерных технологий в учебном процессе»;
- провели акцию «Умеешь сам – научи другого» (создание презентаций в программе PowerPоint;
- организовали занятие «Интернет-кафе»;
- в школе проходил конкурс мультимедийных презентаций среди учителей;
- учащийся 11 класса провёл мастер-класс с группой учителей по созданию видеороликов;
- в рамках методической недели провели Виртуальные педагогические Интернет – гонки.
На сегодняшний день компьютерная компетентность нашего коллектива представлена на этой диаграмме, большая его часть владеет основными программами ПК.
Наши планы: провести занятия для знакомства с функциональными возможностями интерактивной доски; познакомиться с технологиями создания баз данных (MS Office Access); освоение сайтостроительства.
Использование компьютера во внеурочной деятельности, на мой взгляд, особенно актуально и перспективно. Сегодня в нашей практике пользуются успехом видео опросы, проводимые по итогам школьных акций, с помощью практики проведения таких опросов мы анализируем на сколько эффективно прошла данная акция. Используем творчество детей как художников практиков, так и художников компютерщиков для изготовления различного информационного материала например листовок экологического характера, буклетов. Вызывают так же интерес, изготовление видеороликов по итогам учебного года или в рамках проведения школьных мероприятий, подборка и нарезка музыки для выступления классных коллективов. Ученики, входящие в состав школьной редколлегии выпускают школьную газету Намедни new в компьютерной обработке, фото и видео репортёры школы формируют архив школьных мероприятий. По меткому выражению А. Конан Дойля, мозг человека «подобен пустому чердаку». Чем будет заполнен «этот чердак» - хламом или нужными вещами, - зависит прежде всего от учителя.
Сегодня современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем, не ссылаясь на то, что "в наше время все было иначе и мне не под силу освоить новое". Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но в большей - от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании.
Я хочу закончить свое выступление с высказывания Билла Гейтса: «Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлечённых учащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлённых родителей, а также общества, в котором подчёркивается ценность обучения на протяжении всей жизни».
И я глубоко убеждена, что современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Принцип формирования машинной строчки
Презентация "Принцип формирования машинной строчки", картинка анимационная, надеюсь, что она поможет Вашим ученикам , как помогает моим, усвоить принцип формирования машинной строчки....
Научно – методические принципы формирования навыков развития речи учащихся школьными музейными средствами
Важным аспектом решения задачи модернизации российского образования является введение государственного стандарта регионального компонента. Требования времени и задачи модерниз...
Формирование УУД. Способы и приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы.
В работе рассматриваются важные вопросы, связанные с введением ФГОС, анализируются приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы, педтехнологии, отвечающ...
Статья "Формирование социальной компетентности школьников, как способа предотвращения асоциального поведения".
В данной статье собраны рекомендации по формированию социальной компетенции обучающихся....
Методическая разработка. Технологическая карта урока в системе учебных заданий Технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) Тема: "Способы сравнения дробей"
Вашему вниманию предлагается разработка урока математики в 5 классе в технологии ТРИИК "Способы сравнения дробей". Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности явл...
«Способы и приёмы формирования и развития навыков социальной компетентности у младших подростков с нарушениями зрения».
В 2017 – 2018 учебном году я начала работать в группе № 10 специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 2.Группа состоит из 11 воспитанников младшего подросткового возраста....
МОДЕЛЬ И ЕЁ ЭЛЕМЕНТЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОВЕРКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье формулируются основные элементы модели организации подготовки преподавателей дополнительного образования по компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста.Также выделены ...