Опыт работы
статья на тему

Опалева Ольга Адольфовна

Тема: "Возможности Интернет-технологий в развитии интеллектуальных и творческих способностей обучающихся".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon opisanie_opyta_raboty_22.zip25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы

учителя математики муниципального образовательного учреждения Коляновская средняя общеобразовательная школа

Ивановского района Ивановской области Опалевой О.А.

Тема

Возможности Интернет-технологий

в развитии интеллектуальных и творческих способностей обучающихся

Оглавление

  1. Актуальность и перспективность опыта___________________ стр. 3

  1. Внедрение Интернет- технологий в учебный процесс:

плюсы и минусы ______________________________________ стр. 4

  1. Технология опыта _____________________________________стр.5

  1. Результативность опыта ________________________________ стр. 10

  1. Список литературы и интернет- источников _______________стр.12

  1. Приложения _________________________________________ стр. 13

  1.  Актуальность и перспективность опыта

   В современном обществе одним из важнейших направлений его развития стал процесс модернизации образования. Педагоги понимают, что на рынке труда возросла  заинтересованность в людях высокого профессионального уровня, приветствуется  способность  принимать нестандартные решения,  творчески мыслить. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором  предметных знаний, но и сформировать такие личностные качества личности, как инициативность, самостоятельность, конкурентноспособность, креативность в мышлении и принятии решений.

Математика, как школьная дисциплина, не в состоянии обеспечить ученика отдельными практическими  умениями на всю жизнь: как оформить кредит, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому  школьники должны научиться рассуждать, доказывать, находить нужный материал, искать рациональные пути решения, делать  выводы, одним словом - думать.

     В современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через организацию личностно- деятельностного подхода в урочной и внеурочной работе. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно. Необходимы новые педагогические технологии, в том числе технологии, связанные с использованием интернета.

   Прежде чем говорить о применении Интернет- технологий в образовательной деятельности, следует определить  понимание  этого термина.

   Интернет- технологии – информационные, телекоммуникационные и иные технологии, а также сервисные услуги, на основе которых происходит деятельность в сети или с помощью сети Интернет.

  1. Внедрение Интернет- технологий в учебный процесс: плюсы и минусы.

    Интернет- технологии позволяют обеспечивать учебный процесс:

  1.  поурочными учебными и учебно-методическими материалами
  2. возможностью общения участников образовательного процесса
  3.  доступом к статическим Интернет- ресурсам (отечественным и зарубежным библио-, видео-, аудио- медиатеки)
  4. доступом к динамическим Интернет- ресурсам (обучающие программы, тесты, тренинги)
  5. возможностью участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах
  6. возможностью организации дистанционного обучения
  7. возможностью участия в Интернет- проектах.

Интернет- технологии позволяют прогнозировать результаты:

Личностные:  включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

сформированность мотивации к обучению, познанию, выбор индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные:  включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.

Предметные: включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфический для данной предметной области деятельности по получению нового учебного знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащую в основе современной научной картины мира.

   Работая в Интернет необходимо учитывать опасности (вирусы, спамы и др.) и соблюдать  правила (авторское право, интернет-безопасность).

Определенные трудности и негативные моменты возникают в результате применения поисково-навигационных систем. Это, в первую очередь, связано со свободой, которой не так просто распоряжаться. Ученик подвергается соблазну следовать по предлагаемым ссылкам. При неумелом использовании это может отвлечь от основного русла изложения учебного материала. Вторая причина – излишек информации или "информационный мусор", который сопровождает практически любой запрос в сети Интернет. Также общение с компьютером сокращает живое общение педагогов и учеников, учеников между собой, и так ограниченное в учебном процессе. Это особенно характерно для ребят, обучающихся дистанционно. Наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное использование средств информационных технологий негативно отражается на здоровье. И в первую очередь, на здоровье детей, чьим неокрепшим организмам очень хочется, но никак непозволительно, проводить за компьютером много времени.

  1. Технология опыта.

    Для того чтобы грамотно организовать работу учащихся в сети, учитель прежде всего сам должен быть компетентен в данном вопросе, что предполагает постоянное самообразование, повышение  квалификации.

    Участие в сетевых сообществах или профессиональных объединениях позволяет педагогам, живущим в разных уголках большой планеты, общаться, решать методические вопросы, творчески реализоваться.

Подробнее остановимся  на тех возможностях, которые помогают мне как учителю математики добиваться высокой эффективности в работе.

   Изучение учебных материалов, мультимедиа-материалов.

    Одним из базовых умений при работе в Интернете является умение пользоваться поисковыми системами. Учащиеся должны знать список основных поисковых серверов всемирной сети, а так же уметь находить, критически оценивать, хранить, использовать необходимую информацию. Провожу специальные занятия и консультации по данной тематике.        

Наибольшей популярностью у моих учеников пользуются:

1)  Сайт «Вся элементарная математика» http://www.bymath.net. Здесь содержатся все необходимые материалы по элементарной математике в полном объёме (теория – задачи – помощь – контрольные - консультации).   Сайт  может стать помощником и консультантом в учёбе.

2) Среди энциклопедий и справочников: Сайт «Мир энциклопедий» http://encyclopedia.ru, «Мир словарей» http://mirslovarei.com, Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия http://www.megabook.ru

 3) Электронные библиотеки: Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/default.asp. Коллекция школьных учебников по математике http://www.alleng.ru/edu/math1.htm.

4) Хранилище единой коллекции ЦОР доступно по адресу  http://school-collection.edu.ru, и предоставляет всем заинтересованным участникам образовательного процесса свободный доступ через Интернет к качественному и полному набору разнообразных образовательных ресурсов, представленных в Коллекции.

   Используя предоставленные материалы, школьники учатся работать с текстом,  излагать свои мысли, анализировать информацию, приобретают опыт публичного выступления, имеют возможность оформить материал в виде сообщения, реферата, презентации.

 5) Постоянно обращаемся к сайту «История математики»   (http://www.sch57.msk.ru:8101/collect/smogl.htm), на основе фондов которого был реализован исследовательский проект «Старинные задачи». Творческий проект «Мир многогранников» предложенный учащимися 10 класса, был создан благодаря одноимённому сайту (http://www.nips.riss-telecom.ru/poly/). (Приложение 2)

   Неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, увеличение объёма практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.

   Формирование и совершенствование умения учащихся работать с электронной почтой оказывается незаменимым в том случае, когда требуется работать с материалами длительное время и получать консультации педагога: есть возможность отправить  письмо, а коллекция закладок позволяет систематизировать ссылки, накопившиеся у учителя или ученика за время его путешествий по сети. На школьном сайте  или личном  учитель может разместить образовательные ресурсы в электронном формате, а также  ссылки на  дополнительный материал по каждой теме, доступный через использование Интернет-технологий (тематические видеолекции, моделирующие программы, экспериментальные проекты, интернет-семинары, блоги, форумы и пр.). (Приложение 3)

    Расширение познавательной сферы, развитие логического мышления ребят возможно через участие в творческих конкурсах и олимпиадах. При этом стимулируется самостоятельная исследовательская деятельность учащихся в рамках содержащихся в каждом туре предметных, проектных, экспериментальных заданий. Здесь Интернет предоставляет широкий спектр возможностей.

Лидеры рейтинга, составленного учащимися  школы, являются сайты:

  1. Математические олимпиады и олимпиадные задачи (http://www.zaba.ru),
  2. Фактор роста (http://www.farosta.ru/)
  3. Международная дистанционная олимпиада «Эрудит»,
  4. «Олимпус»,  «Эйдос»,  «Снейл»,  «Сократ», «МетаШкола» (Приложение 4).

   Традиционно принимаем участие в Интернет- каруселях. Особенностью этих олимпиад является то, что, выполняя задания, учащиеся работают в команде. Убеждаются в пользе совместного планирования, согласованного действия.

   Получая опыт участия в дистанционных олимпиадах, ребята приобретают уверенность, что побуждает желание участвовать в очных конкурсах, школьных и муниципальных олимпиадах. Традиционным является участие в международном конкурсе-игре «Кенгуру», организатором которого  являюсь.                                                          

                      Ребята  являются активными участниками проектов «Кенгуру-выпускник» и «Входной контроль». Выполнив работу, дети могут на форуме обсудить её, получить комментарии и подробный анализ заданий. Школьникам нравится общение, позволяющее делиться идеями, спорить, находить единомышленников.

   Повышение эффективности урока. Многократно усиливают эффект наглядности  плакаты,  таблицы, графические модели: (http://www.labstend.ru/site/index/uch_tech/index_full.php?mode=full&id=369&id_cat=1507), интерактивные плакаты (http://www.pmedia.ru/products/show).

     На сайте «Математические этюды» (http://www.etudes.ru) представлены этюды, выполненные с использованием современной компьютерной  3D-графики,  увлекательно и интересно рассказывающие о математике и ее приложениях. Часто включаю в урок видео-лекции, видеофильмы. Коллекция видео-уроков по основным предметам школьной программы – постоянно пополняемая, в открытом доступе сайт «Интернет-урок» http://www.interneturok.ru. Не секрет, что заставить современного школьника открыть дома учебник и прочесть параграф практически невозможно. А ведь как необходимо закрепить дома пройденный материал. И здесь, на мой взгляд, идеальным решением являются видео-уроки. Они просты для понимания. Их можно, при необходимости, посмотреть столько раз, сколько нужно ученику для усвоения. А когда ребятам материал понятен, у них появляется вера в свои силы, желание учиться. Активно использую материалы, представленные федеральным центром информационно-образовательных ресурсов   http://fcior.edu.ru/.

   Одна из насущных проблем педагога  - отработка с учащимися навыков решения однотипных, несложных примеров. Во-первых, скорость восприятия учебного материала у разных учеников существенно отличается. Часто возникает ситуации, когда «сильным» ученикам уже достаточно решать простые задачи, а «слабые» ещё не разобрались. Во-вторых, в процессе повторения и закрепления знаний, требуется большое количество похожих примеров. Дидактических материалов недостаточно. В-третьих, было бы полезно снабдить такие примеры решениями, которые ученик может самостоятельно посмотреть, после неверного выполнения. Здесь не обойтись без ресурсов интернета.

    Постоянно использую в процессе работы сайт Uztest (http://uztest.ru/abstracts/), на котором зарегистрированы все мои ученики. Что предлагают создатели сайта?

   Сайт организован в виде виртуального кабинета учителя. Педагог создаёт тренинг - то есть группу однотипных примеров, которые должен решить ученик (интерфейс очень удобный). Далее задаёт условия тренинга: дату начала и окончания, состав учеников, минимальное количество примеров и допустимый результат ( например, 10 заданий результат 80%). У каждого обучающегося свой кабинет, где предоставлена вся заданная учителем информация. Проверка происходит автоматически. После решения каждого примера ученику показывается правильное решение. По истечении заданного времени, в кабинете учителя появляется таблица, где указаны Ф.И. ученика и его результаты (количество баллов, оценка), автоматически результаты выставляются в интернет-журнал (доступный ученикам и их родителям). Работу можно организовать на уроке в режиме: один компьютер - один ученик либо  дистанционно. Особенно ценно то, что и учитель, и ребёнок сразу же, в режиме он-лайн, понимают достижения и затруднения по теме и имеют возможность ликвидировать пробелы, видя правильное решение, анализируя свои ошибки.

   Для диагностики, существенно экономя время, на сайте Uztest  учитель может подготовить и тест (задаётся тема и условия). Система формирует уникальный вариант для осуществления дифференцированного подхода.                                                            Ученик, как и при выполнении тренинга, заходит на свою персональную страницу, смотрит условия задания, решает, записывает ответ, переходит к следующему, может вернуться и изменить ответ. Но в отличие от тренинга, должен следить за таймером (время выполнения учитель ограничивает по своему усмотрению). Проанализировав результаты теста, учитель решает вопрос о необходимости консультации по теме, подбирает задания  для каждого ученика лично, согласно результатам тестирования.

  1. Результативность опыта.

   Деятельность на сайте Uztest   в 2010-2011 учебном году с учащимися 11-х классов велась систематически. В результате у выпускников был накоплен запас общих подходов к основным типам задач, был преодолён психологический барьер перед сдачей ЕГЭ.  При организации обобщающего повторения также использую интернет. Помогают в работе открытые федеральные банки  заданий для подготовки к ЕГЭ http://mathege.ru/or/ege/Main и к ГИА http://mathgia.ru:8080/or/gia12/.

   Работа с применением Интернет- технологий в 2010-2011 учебном году позволила не только повысить качество обучения, но и успешно сдать ЕГЭ по математике.  Сдали с первого раза - 32 человека (100%)    

Результаты ЕГЭ (2010-2011учебный год)

Средний тестовый балл

в школе

Средний тестовый балл

в районе

Средний тестовый балл

в области

49,91

43,31

46,8

    Использование Интернет- технологий позволяет  повысить эффективность учебного процесса, даёт возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более интересным, ярким, а также позволяет выйти на новый, интерактивный уровень обучения. Важнейшая моя задача как учителя – формируя систему нравственных ценностей, передавая жизненный опыт, способствуя развитию информационных, коммуникативных, образовательных, рефлексивных компетенций, идти в ногу со временем, быть современным, разнообразным, жить интересами и проблемами своих учеников, стремиться пробудить в них жажду познания.

Приложение 5.

Система организации повторения в 11 классе по математике.

  ЕГЭ по математике совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительный в ВУЗ. В связи с этим материал, усвоение которого проверяется при сдаче ЕГЭ, значительно шире материала, проверяемого при сдаче выпускного экзамена. Наряду с вопросами содержания школьного курса алгебры и начал анализа 10-11 классов проверяется усвоение ряда вопросов курсов алгебры 7-9 классов и геометрии 7-11 классов.

  Одним из условий успешной сдачи ЕГЭ, безусловно, является правильно организованное повторение. Как организовать? Зависит от многих причин. Учитель встречается с определёнными объективными проблемами, такими как:

  1. Насыщенность программного материала в 10-11 классах
  2. Большой объём экзаменационного материала (задания 1 части содержат все основные типы задач базового уровня, представленные в школьном курсе математики)
  3. Широкий спектр заданий (в школьных учебниках, как правило, используются стандартные формулировки. Большинство учеников незнакомые формулировки заданий ставят в тупик)

  Интернет- пространство открывает новые возможности для образования.  Организовывается систематическое повторение предмета с начала учебного года, параллельно с изучением нового материала.

Свою эффективность доказала следующая  организация работы

Вид работы

Форма организации работы

Количество часов

Обзорная лекция теоретического материала, необходимого для выполнения 1 части ЕГЭ

Аудиторное занятие

2

Задание В1 –анализ спектра задач

Аудиторное занятие

1

Задание В1 –тренинг

Дистанционное занятие

В течении недели

Задание В1 –индивидуальные консультации (по необходимости)

Дистанционное занятие

Задание В1 – тест

Дистанционное занятие

В аналогичном режиме прорабатываются все задания 1 части ЕГЭ

Диагностическая работа №1

Аудиторное занятие

2

Комплексное решение заданий 1 части ЕГЭ - тренинг

Дистанционное занятие

В течении недели

 Комплексное решение заданий 1 части ЕГЭ –индивидуальные консультации (по необходимости)

Дистанционное занятие

Комплексное решение заданий 1 части ЕГЭ - тест

Дистанционное занятие

Углублённое повторение по функционально- содержательным линиям

Выражения и их преобразования

Аудиторное занятие

1

Тест Выражения и их преобразования

Дистанционное занятие

В течении недели

Уравнения. Системы уравнений

Аудиторное занятие

1

Тест Уравнения. Системы уравнений

Дистанционное занятие

В течении недели

Неравенства. Системы неравенств

Аудиторное занятие

1

Тест Неравенства. Системы неравенств

Дистанционное занятие

В течении недели

Функции

Аудиторное занятие

1

Тест Функции

Дистанционное занятие

В течении недели

Планиметрия

Аудиторное занятие

1

Тест Планиметрия

Дистанционное занятие

В течении недели

Стереометрия

Аудиторное занятие

1

Тест Стереометрия

Дистанционное занятие

В течении недели

Диагностическая работа №2

Аудиторное занятие

2

Итоговое повторение

  В процессе работы результаты каждого ученика фиксируются в виде таблицы.

Диагностическая карта

Ф.И.О. ученика____________________________________________

Тренинг

Кол-во

оценка

Консультации

Тест

Кол-во

оценка

Дополнитель-

ные сведения

Задание В1

Задание В2

…………

Диагностиче-

ская работа №1

В1

В2

В3

….

Дата

_________

+

+

-

………..

  Таким образом, учитель имеет реальную картину усвоения знаний по темам на каждого обучающегося и возможность составления индивидуальной образовательной траектории каждого ребенка. Кроме того, диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяет своевременно корректировать ошибки и пробелы в усвоении и применении знаний и умений. К апрелю, при переходе к итоговому повторению, у школьника накоплен запас общих подходов к основным типам задач, есть опыт в их применении.

  На данный момент существует большое количество удобных для организации дистанционного обучения сайтов. Хочу отметить сайт

Uztest (http://uztest.ru/abstracts/).      

  Работая в подобном режиме возможно осуществит качественную подготовку выпускников к экзамену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...