Формирование литературоведческой компетенции учащихся через технологию проблемного обучения
статья
Предварительный просмотр:
Формирование литературоведческой компетенции учащихся
через технологию проблемного обучения
В процессе изучения литературы учащиеся накапливают необходимый эстетический и нравственный опыт познания действительности и в то же время развивают свою читательскую культуру, овладевают научным инструментарием и совершенствуют свое владение русским языком. Связи литературы с историей, лингвистикой, культурологией и другими областями знаний делают процесс изучения литературы универсальным (и уникальным) способом познания действительности как целостной, взаимосвязанной системы, меняющейся во времени.
К современному уроку литературы предъявляется ряд требований:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времесбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока — дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи.
Важно усилить мотивацию ребенка к познанию литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Цели и задачи изучения литературы в школе
Цели:
- воспитание грамотного, эстетически развитого, заинтересованного читателя, способного к полноценному осмыслению произведений художественной словесности;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощенных в отечественной и зарубежной художественной литературе;
Задачи:
- воспитать уважение к отечественной классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену, одному из высочайших достижений национальной культуры, что предполагает развитие чувства патриотизма, гражданского самосознания и формирование национально-культурной идентичности;
- воспитывать и развивать потребность в чтении художественных произведений;
- способствовать формированию у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, включая основы специальных литературоведческих знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественного произведения, в том числе умения воспринимать его в историко-культурном контексте, выстраивать сопоставления с произведениями других видов искусства;
- развивать читательские умения, интеллектуальные и творческие способности, образное и логическое мышление, эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус учащихся в процессе взаимодействия с искусством слова;
- совершенствовать речь учащихся на примере высоких образцов произведений художественной литературы, формировать умения создавать разные виды высказываний на литературную и свободную темы в устной и письменной форме (в том числе в жанре сочинения).
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование
метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. И сделать его таким позволяет технология проблемного обучения (М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, М.Н. Скаткин), целями которой являются:
- создание под руководством учителя проблемной ситуации,
- организация активной деятельности по её разрешению.
На уроках с использованием данной технологии учитель создаёт ситуацию проблематизации учебного материала (в постановке и решении теоретических учебных и практических учебных проблем), оказывает помощь в поиске способа применения известного знания в новой ситуации, создаёт ситуацию связи обучения с жизнью, игрой, трудом. Ученик же овладевает знаниями, умениями, навыками и развивает мыслительные способности, осуществляет поиск способа применения известного знания в новой ситуации, создаёт художественное решение на основе творческого воображения.
В результате применения данной технологии возрастает уровень творческой активности, который определяет устойчивую самостоятельность выполнения работ, наличие творческого воображения, логический анализ, открытие нового способа решения проблемы, самостоятельные доказательства.
При подготовке к уроку с использованием технология проблемного обучения следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из следующих этапов:
- - определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.
- - конструирование проблемной ситуации. Проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
- – планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.
- - планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме, к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества.
- - планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»
- - планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Центром внимания учителя и учеников становится словесно-художественное произведение, ребята открывают его для себя как произведение искусства, а учитель пытается помочь им его понять. Кроме того, текст произведения становится полноправным субъектом урока. Задача читающего (в нашем случае и учителя, и ученика) – понять смысл текста, закодированный автором посредством языка художественных образов. Позиция учителя отличается от позиции ученика тем, что он уже знает код или коды, уже познал структуру текста и осмыслил его, а потому может выступить посредником между творцом текста (произведения) и учеником в их диалоге.
В 5-6 классах учащиеся входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить наблюдения над языком произведения, выполнять устные и письменные работы. Изучая народные сказки, учащиеся наблюдают, как построены произведения, в чем их художественное своеобразие, вводится понятие о жанрах фольклора. Такие виды работ, как словесное рисование, создание иллюстраций, выразительный пересказ, наконец, создание собственных сказок, загадок, инсценирование сказок способствуют формированию читательской и литературоведческой компетенций.
Изучая в 6 классе сказку-быль К.Г. Паустовского «Кладовая солнца», ученик наблюдает за тем, как в портретных характеристиках выражено авторское отношение к героям. Ребята учатся работать на уроках литературы с карандашом, отмечая, подчеркивая в тексте те детали портрета героев, в которых выражено авторское отношение. Работу с карандашом на уроках литературы провожу в системе и в дальнейшем.
На формирование литературоведческой компетенций направлено задание озаглавить каждую часть текста. Проверяя выполнение этого задания, я контролирую качество чтения, так как умение озаглавить текст демонстрирует способность извлекать главную информацию из него. Этот прием работы использую и в дальнейшем, в 6-7 классах. Важна словарная работа на уроках и дома. Ученики составляют словари трудных и незнакомых слов, встретившихся в текстах (как правило, это архаизмы или историзмы). Это не только расширяет словарный запас учащихся, но и позволяет понять прочитанный текст.
Систематическое проведение викторин на знание и понимание текста также эффективно. Отвечая на вопросы викторины, ученик демонстрирует, насколько внимательно он читал текст, запоминая не только события и имена героев, но и портретные характеристики, пейзажные описания, интерьер, важные реплики персонажей и т.д. Такие викторины провожу в 6 классе по роману «Дубровский», повести В. Короленко «В дурном обществе», в 7 классе по повести Н. Гоголя «Тарас Бульба», рассказам А. Чехова, главам из повести Л. Толстого «Детство», «Отрочество», повести А. М. Горького «Детство». Учащиеся самостоятельно составляют вопросы викторины, эта работа творческого характера, ведь задать интересные и разнообразные вопросы, затронув разные аспекты текста, нелегко: здесь важны и внимание к деталям, и умение выделять главное, и способность грамотно сформулировать вопрос.
Например, на начальном этапе изучения рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» сначала определяется роль художественных средств в создании комического эффекта и «говорящих фамилий» как средства юмористической характеристики, затем проводится дискуссия «Причины и проявления хамелеонства героями рассказа. Чем опасно хамелеонство»? В течение семи минут группы обсуждают проблему, составляют общее мнение, а затем начинается дискуссия, в проведении которой помогают наблюдатели, следящие за участием каждого ученика в обсуждении проблемы, за работой группы, и в конце дискуссии дают оценку каждой группы в целом. Таким образом, дискуссия позволяет рассмотреть данную проблему с разных точек зрения.
В старших классах для более глубокого постижения программного материала, особенно в историко-литературном курсе, где важен социокультурный и историко-литературный контекст, литературные связи и влияния необходим анализ произведения, конспектирование, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов.
Внимательный, вдумчивый читатель способен не только выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы учителя, но и сам формулировать вопросы. Ребята часто получают задание сформулировать вопросы к тексту. Порой эти вопросы обращены к учителю, так как требуется разъяснение непонятного. Иногда сами вопросы ребят бывают интересны, свидетельствуют об умении видеть проблему и формулировать ее, внимании в художественному слову. Проблемный вопрос на уроках литературы – важнейшее средство формирования читательской и литературоведческой компетенций, а умение задать такой вопрос – главная черта пытливого, аналитически мыслящего читателя.
Анализ стихотворения — трудная форма работы на уроках литературы. Единой схемы анализа стихотворения нет и быть не может, потому что каждое произведение искусства уникально и глубоко своеобразно. Нужно внимательно присмотреться к нему, попытаться понять его секрет: или это удивительная метафора, или оригинальная композиция, или пространственно-временная структура, или звукопись - и этот доминирующий приём положить в основу анализа, соотнеся с ним все другие особенности. Принципиально важно, что анализировать стихотворение нужно в единстве формы и содержания. А начинать надо с работы над выразительным чтением стихов. Именно в процессе обучения выразительному чтению развивается эмоциональное восприятие и закладываются основы аналитического мышления учащихся. Только после такой работы заучивание наизусть станет осмысленным, а само чтение грамотным и выразительным.
Примерная схема работы над выразительным чтением.
1.Читается стихотворение учителем
2.Перечитывается ученики про себя. Выявление непонятные слова и выражений (словарная работа по толковому словарю).
3.Определение смысловых частей, выявление композицию текста.
4.Определение основной интонации при чтении каждой части. Наблюдение за ритмом, особенностями стихотворного размера.
5.Наблюдение за поэтическим синтаксисом, постановкой логических пауз.
6. Наблюдение за поэтической лексикой, постановкой логических ударений.
7. Наблюдение за звукописью и выделение ее голосом.
8.Определение способа рифмовки и смысловой роли рифмы, выделение рифмы голосом.
9. Выразительное чтение по строфам.
10. Выразительное чтение всего стихотворение.
11.Заучивание стихотворения наизусть (домашнее задание).
Проверка чтения наизусть стихотворных текстов в классе сопровождается взаимным оцениваем ребятами проделанной работы. Конкурс чтецов на лучшее исполнение заданного стихотворения, когда слушатели исполняют роль жюри, выставляют баллы за верно выбранный темп чтения, удачную расстановку логических ударений, пауз, интонационную выразительность, достигает цели: и исполнители, и слушатели пытаются понять, как лучше донести, выразить мысли и чувства автора стихотворения.
На уроках изучения лирики эффективны такие приемы активизации мышления учащихся, как словесное рисование, создание или сопоставление музыкальных и живописных иллюстраций к стихотворному тексту, стилистические эксперименты (заполнение пробелов в текстах подходящими по смыслу словами, подбор рифм к словам, эпитетов и т. д.). Большой интерес ребят вызывает работа по восстановлению текстов из слов, стихов, строф и т.д. Квалифицированный читатель должен уметь пользоваться литературоведческими терминами, применять на практике теоретические знания. К 7 классу ребята изучили пять стихотворных размеров, разные способы рифмовки, основные виды тропов. Стараюсь систематически проверять знание теории литературы. Как эти средства помогают донести до читателя мысль и чувство автора произведения? На этот главный вопрос ищем ответ вместе.
Урок литературы – не совсем обычный урок. Он предполагает не только прочтение художественного текста, но и погружение в него, осмысление, ответную реакцию на прочитанное. На наших уроках ребята учатся высказывать своё мнение, часто расхожее с общепринятым, они не просто усваивают информацию, они учатся сочувствовать и сопереживать героям, таким образом постигая нравственные категории. И не важно, в каком классе это происходит: в 5 или 11. Важно, чему ребёнок научился, а не то, что выучил. Это и есть самое главное, по мнению Л. Айзермана, в преподавании литературы, потому что выученные или списанные ответы говорят о результатах работы учителя и об успехах ученика, – к постижению же литературы это не имеет никакого отношения. Но именно в процессе постижения литературы формируется и иной уровень чувствования: от низкого, когда литературное произведение не вызывает эмоций, до среднего уровня, при котором наблюдается эмоциональный отклик на прочитанное, умение видеть и подмечать красивое и художественное и, наконец, высокий уровень, который характеризуется восприятием центральной проблемы, поставленной в произведении, восприятием взаимоотношений персонажей, эмоционального состояния произведения. Учащиеся с высоким уровнем сформированности художественного восприятия не только интересуются эстетической стороной произведения, но и способны делать глубокий анализ произведений, могут уловить суть замысла и предположить дальнейшее развитие событий.
И тогда встаёт вопрос, как можно постичь и прочувствовать, когда на изучение романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» в 10 классе отводится 12 уроков; на «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского - 8 уроков. В 11 классе М.Ф. Булгакова и его «Мастера и Маргариту» пытаемся анализировать на 5 уроках, и в «Тихий Дон» М. Шолохова оказывается, можно (даже слово трудно подобрать) вчитаться на стольких же 5 уроках. В курсе средней школы мы «пробегаем» и творчество И.С. Тургенева, и И.А. Гончарова, и Б. Л. Пастернака, и всю (не побоюсь этого слова) поэзию Серебряного века в 11 классе. А потом хотим, чтобы наши ученики имели представление об акмеизме, футуризме, символизме, имажинизме как составляющих модернизма да ещё с соотнесением к данным течениям поэтов и особенностей их творчества. Не «закипает» ли голова у ребёнка, пусть и выпускника средней школы? Можно ли при таком объеме материала вести содержательный разговор? Не отпадает ли у детей желание не то что вчитываться, а читать через строчку, читать для того, чтобы не испортить аттестат? А ведь есть ещё примерно 10 предметов, которые требуют подготовки.
И я не перестаю удивляться тем детям (есть ещё такие!), которые выбирают литературу для сдачи ЕГЭ: 13 тестовых заданий и 5 творческих, но подведённых под установленные критерии. Получилось подстроиться – балл выше, проявил индивидуальность, погрузился в текст, не включил в сочинение теоретико-литературные понятия – не справился с заданием. При этом важно ещё не заблудиться в нескольких десятках произведений школьной программы, запомнить имена героев, подробности сюжета и особенности композиции. У нас же 2 урока в неделю: 3-ий ушёл на изучение родной литературы. Для того, чтобы достойно выйти на экзамен, нужны дополнительные занятия, репетиторы. И это тоже нагрузка, в том числе и материальная. Можно возразить: сами выбрали, пусть и силы рассчитывают. Наверное, да. Но именно мне искренне жаль таких детей. Читал, перечитал, а на экзамене – забыл. Не бывало ли с вами такое в самый ответственный момент? И всё, твой результат уже не показатель качества, потому что, расширяя информационное поле, мы неизбежно сокращаем его глубину. А одно из требований оценки ответа заданий № 8,9,15,16 – наличие глубоких знаний. Начинается поиск виновного: учитель плохо подготовил, администрация не проконтролировала, - и школа попадает в разряд школ с низкими образовательными результатами со всеми вытекающими последствиями. Поэтому я искренне разделяю радость тех учителей и школ, у которых выпускники не выбирают литературу в качестве необходимого предмета для поступления в высшее учебное заведение.
Но как бы то ни было, хочется надеяться, что урок литературы останется в жизни школы тем местом, где живёт хорошая книга и есть время на её прочтение. А учителю будут важны не только требования нормативных документов, обязательных для исполнения, но и размышления его учеников, не боящихся получить плохую отметку за мысли, высказанные вслух и не подходящие под установленные критерии. И помогает мне в этом технология проблемного обучения.
«Чудеса творят дети, когда читают книги», – говорила замечательная писательница Астрид Линдгрен. Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателях, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель. И замечательно, если школа, несмотря на поднятые проблемы, будет способствовать рождению талантливых читателей, которых выведут в жизнь талантливые учителя-словесники.
Уроки литературы – это уроки эстетической направленности, на которых мы учим и учимся сами не только понимать, но и создавать прекрасное, формируем творческую личность, способную через художественное произведение воспринимать жизнь во всех её проявлениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие ключевых компетенций через применение технологии проблемного обучения на уроках биологии и географии
Тема самообразования...
Развитие ключевых компетенций через применение технологии проблемного обучения на уроках биологии и географии
Презентация...
Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»
Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции? комплекс педагогических условий, обеспечива...
Развитие ключевых компетенций через применение технологии проблемного обучения на уроках биологии
Обобщение опыта работы учителя биологии...
Формирование УУД через применение технологии проблемного обучения на уроках русского языка
Развитие разных групп УУД на уроках русского языка через применение технологии проблемного обучения...
Развитие ключевых компетенций через применение технологии проблемного обучения на уроках биологии и географии.
Данный маетриал поможет учителю с легкостью применять элементы проблемного обучения на своих уроках...
«Технология проблемного обучения как средство формирования исследовательских компетенций обучающихся на уроках биологии и химии»
Актуальность опыта обусловлена изменениями, которые происходят в сфере образования, задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности. Воспитать такую лич...