Развитие универсальных учебных действий школьников через технологию проблемного обучения на уроках географии
статья на тему

Титенко Надежда Анатольевна
За последние годы четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского образования. Стратегия модернизации образования в Российской федерации предполагает, что в основу обновления содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». Ключевые компетенции можно охарактеризовать как наиболее общие универсальные учебные действия, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества. Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. На мой взгляд, проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика и формирования универсальных учебных действий. Результат, достигаемый при проблемном обучении, заключается в том, что ученик не получает информацию в готовом виде, а сам открывает новое знание. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Опыт моей работы показывает, что предпосылки успешной деятельности обучающихся в жизни формируются в период обучения в школе. Одной из точек соприкосновения между этапами среднего и общего образования может стать умение учиться как результат овладения универсальными учебными действиями. Я считаю, что проблемное обучение наиболее полно обеспечивает весь цикл учебной и внеклассной творческой деятельности, эффективно развивает творческие умения учащихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, т.е. реализует социальный заказ – формирование творческой личности. А универсальные учебные действия школьников можно развивать через технологию проблемного обучения. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в основной школе. Что такое универсальные учебные действия?
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Дидактические материалы учебника и развитие универсальных учебных действий школьника"

В данной статье на примере учебника русского языка для 5 класса под редакцией Т.А Ладыженской, М.Т Баранова и др. рассматриваются некоторые содержательные аспекты дидактического материала в свете разв...

Технология проблемного обучения на уроках географии.

Одной из важнейших задач педагогической науки является активизация учебного процесса. Цель образовательного процесса сегодня - научить школьников самостоятельно приобретать новые знания, развивать уме...

Применение технологии проблемного обучения на уроках географии.

В данном учебном материале  размещён план открытого урока по географии в 10 классе по теме "Соединённые Штаты Америки. ЭГП. Население", в котором используются технологии проблемного обучения....

Формирование универсальных учебных действий в системе технологии деятельностного метода на уроках математики в среднем звене при переходе к ФГОС ООО

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекратить...

Технология проблемного обучения на уроках географии

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание (на уроках по ФГОС) под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоя...

Развитие универсальных учебных действий учащихся по технологии – новизна стандарта нового поколения

Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждый год объём информации увеличивается, её потоки обрушиваются на учеников. Знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нужда...