Проектирование и организация уроков творчества
статья по теме
Проектирование и организация уроков творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_i_organizaciya_urokov_tvorchestva.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование и организация уроков творчества
Учитель черчения Кузьмин. В.А МОУ «Лицей №23» Воскресенского
муниципального района
Позиция учителя. По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Это неизбежно, так как диплом педагогического вуза – всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нём чувство человеческого достоинства, составляющая которого – осознание ответственности за свои поступки перед собой, товарищами, школой, обществом. От веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников на трудном пути познания.
Посторонний посетитель, придя в реутовскую школу № 2, может увидеть непривычную картину: Ученики I класса идут на урок, а в руках у них… молотки. Нет, не игрушечные молоточки из детского набора, а настоящие, а настоящие, рабочие. Куда они идут? Что будут делать? Да и можно ли 7-летним детям давать такой опасный инструмент?
Давайте посмотрим, что будет дальше. Ребята уверенно направляются в класс, на двери которого весить табличка «Творческая комната». Они садятся на столы и кладут на них молотки. Перед каждым лежат заранее заготовленные учителем альбомы для черчения, инструменты – чертёжные, столярные, кусок деревяшки, проволока.
Когда все усаживаются, учитель начинает объяснение урока.
- Ребята! На прошлом уроке мы делали макет корабля. Некоторые из вас брали работу домой, чтобы закончить, улучшить её. Таня, Люда, Коля, соберите работы по рядам.
У учителя на столе уже стоит эскадра, и к ней добавляется ещё несколько домашних работ. Всего стало 40 кораблей, среди которых нет двух одинаковых: большие, маленькие, простые, сложные, гражданские и военные. Учитель берёт несколько работ и показывает их ребятам.
- Вот работа Серёжи В. Его корабль длинной около 20 сантиметров, на нём палубные надстройки: орудийные башни, мачты, труба. Серёжа – молодец, он правильно сделал работу, она выполнена аккуратно, доведена до конца, видно, что это военный корабль, и работа сложная – в ней 17 деталей из дерева. А вот пассажирский пароход Иры Е. Он размером поменьше, но сделан тоже отлично, и в нём 14 деталей. Пароход празднично украшен разноцветными флажками. А Саша Щ. сделал два корабля – большой и маленький…
Конечно, учитель больше хвалит учеников. Но и почти все модели заслуживают одобрения: ребята справились с заданием. После 5-7-минутного просмотра работ учитель говорит: «Итак, ребята, мы уже умеем делать макет корабля из дерева, теперь мы будем скульпторами и попробуем выполнить фигуру рыцаря»…
Так что же это за уроки? Чем занимались дети? Техническим творчеством? Но тогда почему они делали скульптуру, куклы и инкрустацию по дереву? Прикладным искусством? Но тогда причем тут катапульта, корабль, черчение?
Это самый обычный класс самой обычной общеобразовательной школы. Вот только уроки необычны. Ни урока труда, ни урока изобразительного искусства, а уроки творчества.
Что значит «учить творчеству»? По нашему мнению, единственно правильного, объективного толкования творческой деятельности, приемлемого для всех случаев, дать вообще нельзя, так как проявления творчества настолько многообразно, что сколько-нибудь четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства провести, по-видимому, нельзя.
Например, человек изобрел машину, которой до него еще не было, действует она по принципу, до сих пор неизвестному. Здесь, пожалуй, все согласятся, что такое изобретение-результат творчества. Но вот пианист, исполняя чужое произведение, трактует его по-своему. И тут мнения разойдутся. Одни скажут, что это творчество, а другие, что это проявление квалификации, мастерства исполнителя. Или игра в шахматы. Принято считать, что эта игра требует творческого подхода. Ну а игра в домино? Вряд ли кто будет утверждать, что игра в домино связана с творчеством. Но если игра в шахматы -творчество, а игра в домино нет, то какие объективные основания для такого утверждения? Таких объективных, единственно правильных оснований нет.
И уж, конечно, толкование термина (понятия) «творческая деятельность» применительно к взрослому и младшему школьнику будет различны…
Конечно, школьники в массе не могут создавать продукты, имеющие общественную новизну и значение, да это и не входит в задачи школы. Поэтому такое определение творческой деятельности для общеобразовательной школы, да еще для учащихся начальных классов, очевидно, принято быть не может.
Мы считаем, что творчество младшего школьника -это создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения и т.д.), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи.
Обучающая творческая деятельность рассматривается нами в первую очередь как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; быстрой обучаемости; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе и решении задачи; трудолюбия; способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях и т. д. Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: модель, макет, стихотворение, игрушка и т. п.
Проектирование уроков творчества. Ц е л и и з а д а ч и у р о к о в. Бессмысленно проектировать «хороший процесс обучения» с «хорошим содержанием», если нет четкого определения конечной цепи. Так же нельзя и создать уроки творчества, предполагающие обучение творчеству вообще, развитие творческих способностей вообще. Если начинать проектирование с «бескритерийным» заданием, то получится как в сказке: пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что. Поэтому проектирование начинается с четкого определения конечной цели.
При выборе этой цели мы исходили из общих целей обучения творчеству, имеющегося педагогического опыта учителя, который должен был вести уроки творчества; его специальности, квалификации и конкретных условий школы.
В нашем случае школа общеобразовательная, класс самый обычный, без специального отбора, условия для работы типичные, специальность учителя, ведущего уроки творчества - «рисование и черчение». Конечная цель была определена так: общее развитие и формирование качества творческой личности младших школьников. Эта цель может быть достигнута благодаря созданию условий разнообразной деятельности для выявления и развития способностей детей (вооружение их способами деятельности, обучение действиям с реальными предметами и их образами, раскрытие путей и способов осуществления деятельности). Поэтому конкретные задачи были сформулированы так.
1. Включить детей в разнообразную деятельность. Это достигается специально подобранными видами практических работ (20-25 наименований). Успешное выполнение этих работ (в своем неповторимом варианте, т. е. творческое) требует использования знаний по труду, рисованию, черчению и др. Усвоение этих основных знаний в процессе изготовления конкретных изделий способствует, в свою очередь, их глубокому теоретическому осмыслению в старших классах.
2. Выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды труда (деятельности), т. е. перенос знаний и навыков.
3. Развить сообразительность и быстроту реакции при решении различных новых задач, связанных с практической деятельностью.
И с х о д н ы е п р и н ц и п ы. Анализируя наш многолетний опыт, учитывая цели и задачи обучения творчеству, а также психологические особенности школьников этого возраста, мы сформулировали исходные принципы, ориентиры, которыми руководствуемся при проектировании и организации уроков творчества.
1. Знания- фундамент творчества. Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. До начала обучения творческой деятельности младшеклассников практически отсутствуют необходимые для выполнения работ знания. Они не знают ни черчения, ни правил работы инструментами и на станках, ни технологии изготовления изделий и т. п. И уже поэтому они не могут создать не только оригинальный, творческий, а вообще любой продукт. Следовательно, надо детям сообщить эти необходимые основные знания, научить таким навыкам и приемам работы, которые были бы нужны для создания запроектированных (запланированных) продуктов, в том числе и творческих… Ребенка надо учит целенаправленно, целеустремленно и постепенно, многократно закрепляя уже полученные ранее навыки.
2. Строгий подбор учебного материала. Конан Дойл хотя и не был ученым-психологом, но словами Шерлока Холмса правильно сказал, что наш мозг подобен пустому чердаку. И от нас зависит, чем мы «этот чердак» заполним - хламом или нужными вещами. Если мы его забьем хламом, то тогда некуда будет поместить нужную вещь, а если в этом хламе есть что-то нужное, то его там нескоро найдешь. Следовательно, раз в единицу времени ученик может усвоить определенное, а не безграничное количество информации, надо строго отобрать сведения, нужные для решения данной задачи (или задач). Всякая же другая информация, не имеющая прямого или косвенного отношения к четко формализованной конечной цели, отодвигает ее достижение на длительное время, может быть, даже на несколько лет, резко снижая эффективность обучения.
3. Многократность повторения по- разному организованного изучаемого материала. Осмысление изучаемого материала у младшеклассников наступает при 100- 200-кратном повторении изучаемого… Если же он сразу напишет букву 100 или даже 200 раз, то это ничего не даст. Надо этот период растянуть на довольно длительное время, может быть, на несколько недель или месяцев.
Однако повторение не должно быть монотонным воспроизведением одного и того же учебного материала, чтобы не снизить интереса к знаниям, не вызвать усталости и равнодушия к учению. Чтобы избавиться от монотонности, надо ранее изученный материал повторять в новых разнообразных (новые задачи, изделия).
4. Разностороннее развитие ученика. Так как во многих видах труда, наименований работ встречаются отдельные элементы, приемы и правила работы, с которыми ученик уже был знаком ранее по другим работам, то при изучении нового материала он применяет уже известные ему правила, перенося их в новую ситуацию. Так, если учить ребенка только лепке, он будет ее осваивать с большим трудом, чем если учить одновременно и лепке, и рисованию, и изготовлению моделей, и т. п. К тому же такая разносторонняя отработка навыков, приемов работы дает возможность ребенку ознакомиться с различными видами труда, что в будущем будет способствовать более сознательному выбору профессии.
5. Формирование устойчивого интереса к учению. С интересом младшеклассник может делать одну и ту же работу не более чем на 3-5 занятиях. Следовательно, чтобы поддержать интерес к труду, надо достаточно часто менять виды работ: 3 - 5 занятий на изготовление модели корабля, 3 – 5 - на изготовления узора из соломы и т. д. Таким образом, это «отрицательное явление» психики детей (неустойчивость интересов) можно использовать для осуществления на практике многостороннего развития и повышения эффективности обучения благодаря поддержанию активного интереса к занятиям.
6.Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого. Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого. Бесполезно ждать от ребенка творческих (в прямом смысле) и сколько-нибудь грамотных работ без руководства взрослых, даже если это и «сверходаренный» ребенок. Фантазия у детей достаточно богата, чтобы стул превратить в паровоз, а бабочку - в ракету. Но фантазия и творчество не одно и то же. И если у ребёнка развивать только фантазию, не связывая ее с грамотным выполнением работы, это значит в конце концов загнать ученика в тупик. Мы получим беспочвенных фантазеров, прожекторов, демагогов, которые все знают, но ничего не умеют, отрежем путь к достижению высокой квалификации…
Многократно повторяя упражнения, ученик закрепляет навык, вырабатывает определенный стереотип. Поэтому сразу надо учит правильному, грамотному выполнению работы. Грамота в данном случае - это прежде всего правила, принципы и способы решения задач, работы инструментами. В случае же закрепления неправильных навыков в дальнейшем трудно, а иногда и невозможно их изменить. Вооружив ребенка рациональным способом деятельности, освобождаем его от длительного пути «проб и ошибок», даем возможность совершенствовать навык, освобождаем время для тренировки в творческой деятельности.
7. Постоянный контроль учителя за работой ученика. Все действия ученика при выполнении работ различных видов должны находиться под полным контролем учителя, даже если навык вроде бы уже и осмыслен. В случае ослабления контроля навык может или исчезнуть совсем, или трансформироваться в неправильный.
8. Индивидуальный подход. Даже первоклассники в силу различных причин отличаются друг от друга и уровнем умственного развития, и интересами, и способностями, и психическими качествами. И если всех «стричь под одну гребенку», можно ли рассчитывать на успех в обучении и воспитании каждого ученика? Вот почему надо учитывать интересы и возможности детей при проектировании процесса обучения.
Этими основными принципами мы и руководствовались при проектировании уроков творчества…
Известный советский писатель Василий Белов в своей книге «Лад» высказал очень близкую мне мысль: «Каждый ребенок хочет играть, т. е. жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта)».
Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к ней, выиграют в конечном счете наши дети, наше будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проектированию и организации уроков творчества
Организация уроков с элементами метода проектов...
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....
Методика организации уроков коллективного творчества
Для объединения учащихся, воспитывающихся в разных социальных условиях, большими возможностями обладает коллективная форма учебно-творческой деятельности. Коллективная деяте...
Презентация "Методика организации уроков коллективного творчества"
Содержит виды и формы коллективной деятельности на уроках ИЗО и внеурочной деятельности....
Проектирование и организация образовательного процесса в условиях ФГОС нового поколения на разных ступенях общего образования в области "Искусство"
Развитие активно-учебной познавательной деятельности обучающихся с использованием технологий критического мышления на уроках «Искусства» (музыка)....
Проектирование УУД на уроках литературы (задания для организации работы по формированию УУД)
Для формирования универсальных учебных действий у учащихся на уроках литературы предлагаю использовать следующие нетрадиционные задания....
Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)
Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...