Проектирование УУД на уроках литературы (задания для организации работы по формированию УУД)
методическая разработка по литературе на тему
Для формирования универсальных учебных действий у учащихся на уроках литературы предлагаю использовать следующие нетрадиционные задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uud_na_urokah_literatury_v_5-6_klassah.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование универсальных учебных действий на уроках литературы в 5-6 классах
- Проектирование УУД на разных этапах обучения с позиций стандартов
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
5 класс | Осознавать трудности и стремиться к их преодолению. | Определять качество выполнения своей работы, опираясь на критерии, которые выработаны вместе с педагогом. | Отбирать необходимые для выполнения задания источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | Понимать другие позиции (взгляды, интересы). Уметь вести диалог (задавать вопросы, выделять главное, отвечать на вопросы других). |
Как проявляется в предмете: Самостоятельно формулировать трудности, возникшие при работе с текстом произведения, статьи. | Как проявляется в предмете: По алгоритму (по критериям) оценить свой устный ответ (пересказ эпизода произведения, статьи учебника; сообщение об истории создания книги; рассказ о герое; выразительное чтение басни, сказки). | Как проявляется в предмете: Подбирать цитаты из текста к иллюстрациям произведений. Выяснять значение незнакомых (устаревших) слов для понимания авторской позиции. | Как проявляется в предмете: Умение слушать сверстников и учителя, участвовать в обсуждении поступков героев, выражать свое мнение о них. Выделять существенное и главное в позиции собеседника по отношению к поступку литературного героя. Формулировать свои впечатления от произведения. Объяснять смысл названия произведения, мораль сказки. | |
6 класс | Самостоятельно оценивать свои действия, поступки. | Совместно с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими при оценивании своей деятельности, а также деятельности других. Уметь вносить коррективы в критерии оценивания устного ответа в зависимости от коммуникативной задачи. | Сопоставлять информацию, полученную из различных источников. | Аргументированно высказывать свою точку зрения. Оформлять в письменной речи свою позицию. |
Как проявляется в предмете: Формировать оценочное отношение к актуальным проблемам, поднятым в произведении. Воспитывать личностные ценности на основе образов героев произведения. | Как проявляется в предмете: Уметь комментировать ответ одноклассника об идейном содержании произведения. | Как проявляется в предмете: Сравнивать позиции литературных критиков по отношению к героям произведения. | Как проявляется в предмете: Формулировать отношение к авторской позиции. Использовать литературные термины в устной и письменной монологической речи. Выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей. Рассуждать на нравственно-этические темы, поднятые в произведении. Оценивать поступки героев на основе личностных ценностей. |
- Проектирование УУД на разных этапах обучения с позиций человекосообразного подхода
Класс | Когнитивные УУД | Креативные УУД | ОргдеятельностныеУУД | Коммуникативные УУД | Мировоззренческие УУД |
5 класс | Суть: умение задавать вопросы, отыскивать причины, отбирать информацию, устанавливать связи | Суть: умение фантазировать; раскованно мыслить; прогнозировать, чувствовать | Суть: умение поставить цель, организовать её достижение, оценивать свою деятельность, её результаты | Суть: умение взаимодействовать с другими людьми, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию | Суть: умение определять свою роль в обществе, проявлять толерантные и моральные качества |
Как проявляется в предмете: | |||||
Подбирать цитаты из текста к иллюстрациям произведений. Выяснять значение незнакомых (устаревших) слов для понимания авторской позиции. | Создавать собственные оригинальные художественные образы. | По алгоритму (по критериям) оценить свой устный ответ (пересказ эпизода произведения, статьи учебника; сообщение об истории создания книги; рассказ о герое; выразительное чтение басни, сказки). | Умение слушать сверстников и учителя, участвовать в обсуждении поступков героев, выражать свое мнение о них. Выделять существенное и главное в позиции собеседника по отношению к поступку литературного героя. Формулировать свои впечатления от произведения. Объяснять смысл названия произведения, мораль сказки. | Формировать систему моральных норм и ценностей на основе литературных произведений. Оценивать свои и чужие поступки в соответствии с нормами этики. | |
6 класс | Сравнивать позиции литературных критиков по отношению к героям произведения. | Предлагать разные варианты продолжения событий. | Уметь комментировать ответ одноклассника об идейном содержании произведения. | Формулировать отношение к авторской позиции. Использовать литературные термины в устной и письменной монологической речи. Выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей. Рассуждать на нравственно-этические темы, поднятые в произведении. Оценивать поступки героев на основе личностных ценностей. | Соотносить поступок героя со своими поступками и убеждениями. Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающегося поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время.
Доклад по теме: "Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время"....
Выступление на тему: «Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА. ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ЩЕРБАК Е.В. Выступление на тему: «Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы...
Организация работы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках истории и обществознания как способ повышения качества образования.
В материале представлены конкретные примеры формирования УУД на уроках истории и обществознанияя в соответствии с требованиями ФГОС...
Система заданий для самостоятельной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках химии.
Система заданий для самостоятельной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках химии....
Пример из комплекса организации работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в процессе реализации компетентностного подхода к обучению
Пример из комплекса организации работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в процессе реализации компетентностного подхода к обучению...
Методические приёмы формирования познавательных УУД при работе с картографическим материалом на уроках истории (рекомендации по организации работы с картами детей с нарушением зрения)
Для учащихся школы слепых знание карты важно особенно, так как историческая карта – это модель пространства, который так трудно познаётся незрячими. Информационное пространство карты познаётся п...
Методы и формы организации работы по формированию функциональной грамотности гимназиста на уроках русского языка и литературы
Презентация по теме "Методы и формы организации работы по формированию функциональной грамотности гимназиста на уроках русского языка и литературы"...