Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС
статья
В данной статье представлены основные направления и формы организации совместной работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_s_roditelyami.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Шиманович Е.А. воспитатель
ГБОУ школа-интернат № 576 с углубленным
изучением предмета физическая культура
Василеостровского района г. Санкт-Петербурга
Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом, государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации.
Согласно требованиям ФГОС НОО (пункт 22): «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: «…участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся».
Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются:
- Участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации;
- Обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др.
Основной целью системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) является установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов, которая реализуется с учётом поставленных задач по организации совместной деятельности родителей и образовательного учреждения, направлений содержания деятельности, набора специальных методов и форм работы.
Основные направления организации совместной работы школы и родителей:
1) психолого-педагогическое просвещение родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
В условиях школы-интерната, когда воспитанники находятся вдали от своей семьи, особенно остро встаёт вопрос о постоянной и тесной взаимосвязи воспитателей и родителей. В школе-интернате широко применяются различные формы взаимодействия с родителями: очные, дистанционные, интерактивные, такие как:
- Изучение семей обучающихся:
1) Пополнение Банка педагогических данных родителях учащихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);
диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;
2) Диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;
3) Пропаганда успешного опыта семейного воспитания учащихся;
4) Психологическое тестирование родителей по уровню подготовки учащихся;
5) Индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях (очно и дистанционно);
∙ Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
∙ Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
∙ Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
∙ Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
∙ Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия воспитателя с семьей. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с воспитанниками. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и воспитателем. Воспитатель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить его в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
∙ Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
родительские собрания; “Психологический комфорт в семье и школе — условие успешной познавательной деятельности”, “Педагоги и родители — одна семья”, “О душевном тепле, заботе, любви в общении, с детьми”, “Коммуникационные особенности в общении с детьми “Как ликвидировать конфликт с ребенком?”.
- Проведение открытых мероприятий для родителей;
1) Конкурс отцов и сыновей “А ну-ка, парни!”;
2) Праздник, посвящённый Дню матери.
- Пропаганда здорового образа жизни в семье:
1) Родительские практикумы по закаливанию;
2) Практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;
3) Организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье;
4) Организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта;
5) Семинары по ОБЖ ребенка в условиях семьи.
Как показывает практика, деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Это помогает взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ориентиров, воспитании разносторонней личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестанд...
Организация работы школьных библиотек в условиях реализации ФГОС
Методические рекомендации...
Организация групповой и парной работы на уроках в условиях реализации ФГОС
Самое главное при организации подобной групповой работы важно давать ребятам четкую конкретную задачу, каждый из них должен четко понимать и выполнять свои действия для совмест...
Организация групповой и парной работы на уроках в условиях реализации ФГОС
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, он является основным критерием выбора технологии обучения....
Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)
Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...
Профилактическое занятие по ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС в группе обучающихся 7-х классов «Как работает телефон доверия»
Тема занятия: «Телефон доверия».Дата проведения: 25.01.2022 г.Состав группы: 25 обучающихся в возрасте от 12 до 14 лет.Цель занятия: Профилактика суицидальных настроений путем предост...