Образовательные технологии на уроках химии
статья по теме
Описание модульно - блочной технологии, презентация работы по данной технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bl-mod_tehnologiya-teoriya_agureeva_s.v..doc | 63 КБ |
bl-mod_tehnologiya_obucheniya_agureeva_s.v..ppt | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Агуреева С.В., учитель МОУ СОШ № 33 г. Энгельс
Блочно – модульная технология обучения
Важнейшими принципами работы школы являются гуманизация и гуманитаризация процесса образования, направленные на всестороннее развитие и воспитание личности ребёнка. Главной задачей, по-прежнему, остаётся качественное образование подрастающего поколения. Конечным результатом обучения определяется не сумма знаний, а умение учиться, добывать знания.
Традиционная парадигма образования УЧИТЕЛЬ–УЧЕБНИК–УЧЕНИК должна быть заменена на новую: УЧЕНИК–УЧЕБНИК–УЧИТЕЛЬ. Именно так построена система образования в лидирующих странах. Школа должна создать адаптивные условия для формирования личности, обладающей определенным набором качеств. И это задача не содержания образования, а технологий обучения.
В этих целях необходимо использовать такие педагогические технологии, которые позволяли бы решать поставленные задачи в сотворчестве учителя, ученика и родителей.
Понятие “педагогическая технология” можно рассматривать как “системный способ организации совместной деятельности субъектов образовательно-развивающего процесса с включениями всего арсенала средств учебно-материальной базы школы и других элементов педагогической системы” (Суртаева. И. И., 1997 год.)
В структуре педагогической технологии выделяют следующие компоненты: цели, диагностику (входную, текущую, итоговую); совместную деятельность субъектов образовательного процесса; организацию и отбор форм, методов и средств обучения; содержание учебного предмета.
Блочно-модульное обучение – это прежде всего личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: решении задач, выполнении лабораторных опытов, написании рефератов, участии в семинарах, изготовлении наглядных пособий и т.д.
Данная технология предполагает, что ребёнок должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся.
В литературе встречаются несколько определений понятий “блок” и “модуль”- это укрупнённая часть учебного материала, состоящую из нескольких элементов:
- учебная цель (целевая программа);
- банк информации (собственно учебный материал в виде обучающих программ);
- методическое руководство;
- контрольная работа (модуль)
Блок — группа знаний и навыков, которые учащийся должен продемонстрировать после его изучения. Блок устанавливает границы, в которых учащийся оценивается, и стандарты, в соответствии с которыми приходит обучение и оценка. Сам по себе блок не является учебной программой или планом. В свою очередь каждый блок состоит из нескольких модулей:
1 модуль (1-2 урока) — устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий; при подаче домашнего задания обращается внимание на: 1) теоретический материал; 2) опережающие задания; 3) изготовление карточек.
2 модуль (2-4 урока) — использование теоретического материала при выполнении типовых упражнений: самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют.
3 модуль (1-2 урока) — предварительный контроль знаний, повторение и обобщение материала темы (возможна работа с компьютером или индивидуальные карточки задания, тесты разного уровня и т.д.).
4 модуль (1-2 урока) — контроль знаний, учащимся предлагается контрольная или зачетная работы.
Рассмотрим примерную логическую структуру содержания урока по модульной технологии.
Модуль | |
Состав | Содержание учебного элемента |
УЭ0 | Постановка целей урока. |
УЭ1 | Входной контроль. Повторение изученного. |
УЭ2 | Изучение теоретического материала по новой теме. |
УЭ3 | Закрепление материала. |
УЭ4 | Самопроверка. |
УЭ5 | Осмысление (рефлексия). |
УЭ6 | Экспертный контроль. |
Домашнее задание |
Требования к учителю:
Основная задача учителя – воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с педагогом, товарищами; воспитывать внимание, стремление к самостоятельной деятельности.
Использовать методы, позволяющие эффективно применять учебный материал, чтобы отработать у школьников навыки самообразования.
Чутко откликаться на мысли ученика, импровизировать.
Делать урок эмоционально ярким.
Делать ставку на самостоятельный труд учащихся.
Создавать психологический комфорт в классе.
Предлагаемое нами блочно-модульное планирование уроков химии в Х - XI классах по органической и общей химии – это попытка “вращивания” модульной технологии в реалии современной школы. А реалии таковы: большая (по 22-27 человек) наполняемость старших классов; высокая (24-25 часов) нагрузка учителя; сложная дифференциация учащихся в плане обучаемости; необходимость подготовки старшеклассников к обучению в ВУЗе (именно к обучению, а не только к поступлению). При разработке данного планирования мы исходили из того, что учителю не придется коренным образом перестраивать весь образовательный процесс, всю систему работы в Х - XI классах. Блочно-модульное планирование – это, скорее, результат приведения в систему хорошо известных форм и методов работы; в систему, которая позволяет следовать в преподавании таким дидактическим принципам, как отбор и генерализация учебного материала, рациональное сочетание индуктивного и дедуктивного подходов, общих и специальных умений и навыков самостоятельного труда учащихся, ориентация старшеклассников на самостоятельное добывание знаний и умений; в систему, которая оптимизирует учебный процесс как в плане его вариативности, так и в плане гуманизации.
Сущность такого планирования – это разделение всего программного материала на крупные блоки-темы, в пределах которых выделяются модули трех типов: модули содержания, модули обучения и модули контроля.
Представленные в планировании модули обучения – это хорошо известные учителям формы уроков, такие, как лекции, семинары, уроки-практикумы, обобщающие уроки в форме зачетов, конференций, дискуссий; уроки совместного изучения – диалоги, беседы, комбинированные уроки и т.п. Одним из важнейших модулей обучения в данной системе являются самостоятельные работы учащихся. Они предполагают именно самостоятельное добывание учащимися знаний по теме из доступных источников информации, а не разновидность проверочной работы, как это зачастую понимается некоторыми учителями.
Особый интерес в планировании представляют модули контроля. Выборочный контроль – это добровольное выполнение заданий по выбору, как правило, носящее опережающий характер. Персональный контроль – это форма “тихого” опроса, когда учитель индивидуально опрашивает желающих учащихся у своего стола, в то время, как другие выполняют самостоятельную или практическую работу. Фронтальный контроль – это разновидность фронтального опроса – письменного или устного, обычно это работа с терминами, фактами, СМИ или химический диктант. Тематический контроль – это выступление ученика на семинаре, конференции, когда он получает оценку не за знание всего блока, а по конкретному вопросу.
Сокращения учебных модулей:
Модули содержания (М – С): ОМС – элементы обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования; СПУ - элементы содержания повышенного уровня; КАУ – категориальный аппарат урока; НОМ – номенклатура; ПРР – рекомендованные практические работы;
Модули обучения (М – О): ЛЕК – лекция; СЕМ – семинар; СИ - совместное изучение;
ПР - практикум; ОЗ - обобщение знаний; СР - самостоятельная работа.
Модули контроля (М - К): Выб – выборочный; Перс – персональный; Фронт –фронтальный; Тем – тематический; Зач – зачет по теме.
Раздел I. Углеводороды (12ч).
Блок 2. Планирование блока:
Тема | Предельные углеводороды | ||||
Урок | 1 (2) | 2 (3) | 3 (4) | 4 (5) | c |
М – О | ЛЕК | СЕМ | СИ | ПР | c |
М – К | Выб | Тем | Фронт | Зач | c |
Дата | c | c | c | c | c |
Преимущества блочно-модульного обучение
Во-первых, изучая материал блоками, ученик имеет возможность спланировать и распределить свое урочное и внеурочное время для знакомства с материалом учебника, для выполнения практических работ, подготовки к зачету и т.д.
Во-вторых, выбирая форму отчета, он находится в более комфортных психологических условиях.
В-третьих, каждый старшеклассник может осознанно выбрать для себя тот уровень усвоения материала, который соответствует его запросам и дальнейшим жизненным планам.
В-четвертых, на уроках между учителем и учениками создается спокойная обстановка делового сотрудничества, где каждый имеет возможность себя проявить с лучшей стороны.
В-пятых, такая система работы вплотную приближает школу к ВУЗу, где от студента требуется умение работать самостоятельно, системно, осознанно, где на него возлагается полная ответственность перед государством за качество приобретенных знаний, умений и навыков и где результат засчитывается по факту выполнения, а не по затраченному времени.
Блочно-модульная технология обучения может с успехом применяться в старшей школе, особенно в профильных классах по профилирующим предметам. Это позволяет формировать всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самовыражению.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Традиционная парадигма образования УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК УЧЕБНИК Современная (инновационная) парадигма образования УЧЕНИК УЧЕБНИК УЧИТЕЛЬ
Блочно – модульная технология Личностно - ориентированная Самостоятельная траектория обучения Реализация своих возможностей
Надо научиться получать информацию обрабатывать информацию получать готовый продукт
Блок и модуль УКРУПНЕННАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА А именно: учебная цель (целевая программа); банк информации (собственно учебный материал в виде обучающих программ); методическое руководство; контрольная работа (модуль)
группа знаний и навыков, которые учащийся должен продемонстрировать после его изучения БЛОК 1 модуль (1-2 урока) — устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий 2 модуль (2-4 урока) — использование материала при выполнении типовых упражнений: самостоятельные и практические работы, где учащиеся работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют 3 модуль (1-2 урока) – предварительный контроль знаний, повторение и обобщение материала темы (возможна работа с компьютером или индивидуальные карточки задания, тесты разного уровня и т.д.) 4 модуль (1-2 урока) — контроль знаний, учащимся предлагается контрольная или зачетная работы
Модули Модули содержания Модули обучения Модули контроля Выборочный контроль, персональный контроль, фронтальный контроль, тематический контроль лекции, семинары, уроки-практикумы, обобщающие уроки конференций, дискуссий; уроки совместного изучения – диалоги, беседы Элементы обязательного минимума содержания учебного материала (ОМС)
Планирование блока Тема СПИРТЫ (5 ч). Урок 1 (2) 2 (3) 3 (4) 4 (5) 5 (6) М – О ЛЕК СЕМ СИ ПР Конф М – К Выб Тем Фронт Зач Перс Дата ------ -------- -------- --------- --------
Блок 1 Введение в курс органической химии. Органические вещества. Модуль 3. Химические реакции в органической химии (6 часов) Цель: Познакомить с основными типами реакций в органической химии, в сравнении с аналогами из неорганической химии. Раскрыть способы разрыва ковалентной связи в органических соединениях. Начать формировать понятия о мезомерном и индуктивном эффектах. Познакомить с механизмами течения химических реакции. Содержание модуля. Реакции замещения, присоединения, отщепления, изомеризации. Виды разрыва ковалентной связи. Понятие о нуклеофиле, электрофиле. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный, мезомерный эффекты. Правило Марковникова. Демонстрации. Горение органических веществ, получение этилена из этанола. Расчетные задачи. Расчеты массовой доли химического элемента в органическом веществе.
Преимущества блочно – модульного обуче ния Во-вторых, выбирая форму отчета, он находится в более комфортных психологических условиях Во-первых, изучая материал блоками, ученик имеет возможность спланировать и распределить свое урочное и внеурочное время для знакомства с материалом учебника, для выполнения практических работ, подготовки к зачету и т.д. В-третьих, каждый старшеклассник может осознанно выбрать для себя тот уровень усвоения материала, который соответствует его запросам и дальнейшим жизненным планам
Преимущества блочно – модульного обуче ния В-четвертых, на уроках между учителем и учениками создается спокойная обстановка делового сотрудничества, где каждый имеет возможность себя проявить с лучшей стороны В-пятых, такая система работы вплотную приближает школу к ВУЗу, где от студента требуется умение работать самостоятельно, системно, осознанно, где на него возлагается полная ответственность перед государством за качество приобретенных знаний, умений и навыков и где результат засчитывается по факту выполнения, а не по затраченному времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий на уроках химии для повышения мотивации обучения.
Обобщение опыта работы за три года по повышению мотивации к изучению химии, за счет использования на уроках современных образовательных технологий....
Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...
Статья: "Использование новых образовательных технологий на уроках химии и биологии"
Использование на уроках химии и биологии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)....
современные образовательные технологии на уроках химии
доклад на тему современные образовательные технологии на уроках химии...
Список используемых современных образовательных технологий на уроках химии
Список используемых современных образовательных технологий на уроках химии...
Методический семинар Современные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС
Методический семинар Моя педагогическая деятельность в соответствии с новыми требованиями ФГОС Тема:Современные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС...
Инновационные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
Фальгот Любовь ВикторовнаУчитель химии, физики, биологииМБОУ ООШ №16 сГыршелун Инновационные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС(из опыта работы)«Надо учит...