«ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
материал по теме
Издавна начальная школа была важным звеном в образовании и воспитании молодого поколения. Ребенок младшего школьного возраста податлив на воспитывающее воздействие извне. Психологами установлено, что для младшего школьника характерно стремление к деятельности, к контактам с людьми, что позволило сделать вывод, что важнейшими развивающими способами являются деятельность и общение. В дошкольном детстве основным видом деятельности детей была игра, которая предоставляла им большие возможности для общения. С приходом в школу меняется их деятельность: ведущей становится учебная. Однако не должно быть резкой границы в деятельности ребенка при переходе в школу. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Поэтому и на этапе школьного обучения игра должна занимать определенное место.
Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_rabota.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Сделать серьезное занятие
для ребенка занимательным
вот задача первоначального
обучения.
К.Д. Ушинский.
Издавна начальная школа была важным звеном в образовании и воспитании молодого поколения. Ребенок младшего школьного возраста податлив на воспитывающее воздействие извне. Психологами (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина и др.) установлено, что для младшего школьника характерно стремление к деятельности, к контактам с людьми, что позволило сделать вывод, что важнейшими развивающими способами являются деятельность и общение. В дошкольном детстве основным видом деятельности детей была игра, которая предоставляла им большие возможности для общения. С приходом в школу меняется их деятельность: ведущей становится учебная. Однако не должно быть резкой границы в деятельности ребенка при переходе в школу. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Поэтому и на этапе школьного обучения игра должна занимать определенное место.
Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве.
Актуальность проблемы определила выбор темы моей научно – исследовательской работы.
Объектом исследования – явился учебно-воспитательный процесс по предмету «Окружающий мир».
Предмет исследования – игровая деятельность учащихся младших классов.
В связи с этим была поставлена цель: разработать и обосновать методику применения игровой деятельности для формирования знаний учащихся младших классов курса «Окружающий мир».
Цель исследования, его предмет и объект определили следующие задачи:
1. Выявить актуальность проблемы формирования системы знаний в курсе «Окружающий мир» путем применения игровой деятельности.
2. Изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления психофизиологических особенностей учащихся младших классов, позволяющих судить об их готовности к восприятию игр.
3. Разработать методику формирования знаний учащихся младших классов с использованием игровой деятельности на уроках «Окружающего мира».
4. Экспериментальным путем обосновать эффективность использования игровой деятельности на уроках «Окружающего мира».
В связи с этим мною была выдвинута Гипотеза – о том, что формирование знаний младшего школьника будет проходить эффективно при условии разработанности игровой деятельности предусматривающей:
- Повышение интереса учащихся к урокам «Окружающего мира» на основе применения различных форм игровой деятельности.
- Использование различных видов дидактических, настольных, словесных, интеллектуальных игр:
— кроссворды;
— шарады;
— ребусы;
— загадки;
— игры-путешествия;
- Закрепление полученных знаний в процессе игровой деятельности.
Я попытались проделать эксперимент по обоснованию эффективности игры в формировании знаний на уроках «Окружающего мира» с мая 2008 г по январь 2009 г, который предусматривал следующие этапы: констатирующий, организационно-практический (формирующий), обобщающий (контрольный).
Для исследования мною были выбраны 3 «А» и 3 «Б» классы, при этом 3 «А» класс – в качестве контрольного, 3 «Б» - как экспериментальный.
В ходе проведения научно - исследовательской работы я использовала следующие методы исследования:
1) Педагогическое наблюдение.
2) Анализ и обобщение передового практического опыта работы и существующих взглядов на рассматриваемые вопросы по материалам специальной литературы.
3) Анкетирование.
4) Естественный педагогический эксперимент.
5) Математическая обработка результатов исследования.
Чтобы проверить, действительно ли игра дает положительные результаты в формирование знаний младшего школьника на констатирующем этапе эксперимента мне необходимо, было выявить первоначальный уровень сформированности системы знаний в курсе «Окружающий мир».
Я проводила первичную диагностику уровня знаний экспериментального и контрольного класса, в виде тестирования, разработанного автором А.А.Плешаковым, как проверку домашнего задания. И в контрольном, и в экспериментальном классах результаты первого тестирования были приблизительно одинаковы.
Несколькими уроками позже в экспериментальном классе были проведены разработанные мною уроки, в которые включены игры. В этом случае, как показывают наблюдения, дети на уроке были более активны, высказывали много своих суждений и проявляли интерес к предмету. Стеснительные и робкие дети стали поднимать руку и пытаться ответить.
После проведения занятий в экспериментальном классе состоялось повторное тестирование 3 «А» и 3 «Б» классов.
В экспериментальном классе после проведения эксперимента результат тестирования изменился. Из вышесказанного следует, что уровень знаний в экспериментальном классе после проведения занятий стал выше.
После того как в уроках «Окружающего мира» я ввела методику формирования знаний учащихся с использованием игровой деятельности, которая способствовала повышению интереса учащихся к урокам, так же значительно улучшилось качество знаний. И составило 83,3% и в то же время в контрольном классе качество знаний остается на низком уровне и составляет 56,3%.
Полученные в ходе преобразующего этапа экспериментальной работы данные были подвергнуты математико-статистической обработке. Результаты расчетов показали наличие статистически достоверных различий между контрольным и экспериментальным классами по всем выделенным показателям. Таким образом, можно констатировать, что проведенная мною экспериментальная работа дала исчерпывающее подтверждение эффективности внедрения методик применения игровой деятельности для формирования знаний учащихся младших классов в курсе «Окружающий мир».
Подводя итоги проделанной научно-исследовательской работы я сформулировали следующие выводы:
Чтобы повысить уровень интереса учащихся к урокам "Окружающего мира и закрепить полученные знания необходимо:
- учитывать психологические особенности младшего школьника;
- использовать в работе разнообразные методы и приемы игровой деятельности;
- работу по использованию игровой деятельности на уроках "Окружающего мира" вести систематически;
- применять разнообразные методы, приемы и формы работы нужно в системе и в комплексе, взаимодополняя друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация игровой деятельности учащихся регионального ресурсного центра МОУ СОШ № 21 в курсе изучения физики.
Современному человеку необходимо быть креативным, эффективным, конкурентоспособным профессионалом, коммуникабельным, ответственным гражданином, способным решать проблемы как личные, так и коллек...
Организация внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности учащихся младших классов в условиях введения ФГОС
Данной методической разработке отражено спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности учащихся начальных классов, как компонент ФГОС....
Коррекционно-развивающие игры и упражнения способствующие развитию познавательной деятельности учащихся младших классов
В помощь родителям...
Методическая разработка «Влияние изобразительной деятельности на организацию игровых движений у учащихся младших классов на уроках фортепиано»
Помощь в организации игровых движений при помощи рисования пальчиками на уроках фортепиано....
Формирование финансовой грамотности через проектно-игровую деятельность учащихся (на примере собственного профессионального опыта)
Статья посвящена технологии игрового проектирования в области экономического образования в школе. Игровые технологии не потеряли свою актуальность и значимость, они становятся популярными и востребова...
Формирование математического мышления в процессе игровой деятельности учащихся
Формирование математического мышления в процессе игровой деятельности учащихся...
Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности учащихся младших классов ШИ
В данном проекте описаны здоровьесберегающие технологии для работы с младшими школьниками ШИ на музыкальных занятиях....