Формирование математического мышления в процессе игровой деятельности учащихся
методическая разработка

Щербакова  Елизавета Андреевна

Формирование  математического мышления в  процессе игровой деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_menya_eto_horosho_poluchaetsya.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

(там где выделено – показ слайда!!!!!!!!!)

Я, Щербакова Е. А., учитель математики   Гимназии  №3. Окончила  Алтайский государственный педагогический университет. Опыт работы педагогом – 2 года.

В настоящее время, как и всегда,   перед учителем  стоит задача  повышения  качества и эффективности обучения. Но чтобы добиться высоких результатов - у школьников должны быть сформированы определенные качества  мышления.  В  связи с этим становится актуальным применение нестандартных форм и  методов обучения. У  меня хорошо получается формирование  математического мышления у учащихся  в  процессе игровой деятельности. 

Игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий единством функций: образовательной, развивающей, воспитывающей. Ведь еще Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Без игры и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игровые технологии помогают мене в  достижении следующих целей:

  • активизация мыслительной деятельности и  развитие познавательных способностей учащихся;
  • развитие логического мышления у учащихся;
  • углубление знаний по математике;
  • восприятие  межпредметных связей;
  • привитие  математической культуры;
  • сплочение коллектива, формирование деловых взаимоотношений;
  • развитие  индивидуальности и коммуникативных способностей.

Хочется отметить, что игра только тогда будет выполнять свою роль именно в развитии  математического мышления  у детей, когда математическая сторона содержания игры будет выдвигаться на первый план.

В настоящее время издается большое количество методической литературы в помощь учителю. Например, вышла серия книг авторов Беленковой Е.Ю. и Лебединцевой Е.А. «Задания для обучения и развития учащихся», много интересных заданий и кроссвордов, содержится в книге А.Поповой «Поурочные разработки к учебнику Н.Я.Виленкина».

Некоторые задания  мною  переработаны с применением ИКТ и разработаны свои.

Чтобы  развить то тот или иной тип математического  мышления  необходимо,  прежде всего,  развитие пространственного мышления и логики.

Развить пространственное мышление   помогают   такие упражнения как «Представление», «Копирование», Графические тренажеры, игра в шахматы).  При этом происходит формирование гибкости ума, умения сопоставлять, соизмерять, находить соответствия…

А задачи «на соображение», головоломки, ребус,  кроссворды, нестандартные задачи и т.п. помогают  развивать логику.  При этом происходит формирование суждения, гибкости ума, умения расставлять приоритеты, планировать, анализировать…

Очень нравится ребятам проводить устный счет с помощью лото: Перед игрой ученики получают по одной большой карточке, разделенной на квадратики с ответами (числами) и буквами, а также  маленькие квадратики. Учитель предлагает задание (читает, пишет на доске или использует слайды). Выполняя упражнения, ученики закрывают маленькими квадратиками на большой карточке те числа, которые совпадают с ответами решенных примеров. При верных вычислениях после выполнения всех основных упражнений из всех чисел на карточке часть будет закрыта, а из оставшихся надо сложить слово. Можно сразу просмотреть и указать ошибки, выставить оценки.

Нравятся  ученикам и  игры с практической значимостью, особенно если они  преподносятся детям с применением  информационных технологий.

Хорошо развивают мышление  «Обманные задачи». Сама решаю быстро уравнение или задачу  на доске допускаю осознанно ошибки. Ученики решают самостоятельно. Естественно при проверке ответ не сходится

(5Х+ 8) х 2 – 3 = 19

10Х + 16 – 3 = 19

10Х = 19 – 16 – 3

10Х = 0

Х = 0

У нас есть  творческие работы, выполненные совместно с учениками.  Например на построение точек в системе координат.

       Особое место в уроке уделяю   Игре – соревнование, она  может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на звенья, группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества.(Мои ученики) Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами

Причем, такой вид игры можно применять как в 5,6 классах, так и 7-9 классах.

Яков Исидорович Перельман  считал, что  на уроках математики игра приобретает особенное значение, не столько для друзей математики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению. Учителю не следует путать игру с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую  удовольствие ради удовольствия – игра должна учить.

 Продуктивность  применения игровых моментов в уроке подтверждается позитивными результатами исследований удовлетворенности учащихся.

Показатели результативности:  это  прежде всего - повышение уровня учебно-познавательной мотивации гимназистов,  развитие мыслительной деятельности обучающихся, что на  прямую, я думаю,  повлияет на качество обученности детей.

Я пришла к выводу, что игровая деятельность на уроках математики не только  повышает интерес детей,  но усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Игра делает урок  эмоционально насыщенным, вносит стройность мыслей при решении логической задачи  и  бодрый настрой.  А приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности, ребусы, кроссворды  способствуют активизации мыслительной деятельности.

В будущем планирую  изучить более широкие развивающие возможности данной системы.

        Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Работа посящена изучению организации урока физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность ...

Развитие критичного мышления через исследовательскую деятельность учащихся в процессе физического воспитания

Материал посвящен формам построения  урока физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность....

Развитие критичного мышления через исследовательскую деятельность учащихся в процессе физического воспитания

Материал посвящен    организации уроков физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность....