Формирование математического мышления в процессе игровой деятельности учащихся
методическая разработка
Формирование математического мышления в процессе игровой деятельности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_menya_eto_horosho_poluchaetsya.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
(там где выделено – показ слайда!!!!!!!!!)
Я, Щербакова Е. А., учитель математики Гимназии №3. Окончила Алтайский государственный педагогический университет. Опыт работы педагогом – 2 года.
В настоящее время, как и всегда, перед учителем стоит задача повышения качества и эффективности обучения. Но чтобы добиться высоких результатов - у школьников должны быть сформированы определенные качества мышления. В связи с этим становится актуальным применение нестандартных форм и методов обучения. У меня хорошо получается формирование математического мышления у учащихся в процессе игровой деятельности.
Игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий единством функций: образовательной, развивающей, воспитывающей. Ведь еще Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Без игры и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Игровые технологии помогают мене в достижении следующих целей:
- активизация мыслительной деятельности и развитие познавательных способностей учащихся;
- развитие логического мышления у учащихся;
- углубление знаний по математике;
- восприятие межпредметных связей;
- привитие математической культуры;
- сплочение коллектива, формирование деловых взаимоотношений;
- развитие индивидуальности и коммуникативных способностей.
Хочется отметить, что игра только тогда будет выполнять свою роль именно в развитии математического мышления у детей, когда математическая сторона содержания игры будет выдвигаться на первый план.
В настоящее время издается большое количество методической литературы в помощь учителю. Например, вышла серия книг авторов Беленковой Е.Ю. и Лебединцевой Е.А. «Задания для обучения и развития учащихся», много интересных заданий и кроссвордов, содержится в книге А.Поповой «Поурочные разработки к учебнику Н.Я.Виленкина».
Некоторые задания мною переработаны с применением ИКТ и разработаны свои.
Чтобы развить то тот или иной тип математического мышления необходимо, прежде всего, развитие пространственного мышления и логики.
Развить пространственное мышление помогают такие упражнения как «Представление», «Копирование», Графические тренажеры, игра в шахматы). При этом происходит формирование гибкости ума, умения сопоставлять, соизмерять, находить соответствия…
А задачи «на соображение», головоломки, ребус, кроссворды, нестандартные задачи и т.п. помогают развивать логику. При этом происходит формирование суждения, гибкости ума, умения расставлять приоритеты, планировать, анализировать…
Очень нравится ребятам проводить устный счет с помощью лото: Перед игрой ученики получают по одной большой карточке, разделенной на квадратики с ответами (числами) и буквами, а также маленькие квадратики. Учитель предлагает задание (читает, пишет на доске или использует слайды). Выполняя упражнения, ученики закрывают маленькими квадратиками на большой карточке те числа, которые совпадают с ответами решенных примеров. При верных вычислениях после выполнения всех основных упражнений из всех чисел на карточке часть будет закрыта, а из оставшихся надо сложить слово. Можно сразу просмотреть и указать ошибки, выставить оценки.
Нравятся ученикам и игры с практической значимостью, особенно если они преподносятся детям с применением информационных технологий.
Хорошо развивают мышление «Обманные задачи». Сама решаю быстро уравнение или задачу на доске допускаю осознанно ошибки. Ученики решают самостоятельно. Естественно при проверке ответ не сходится
(5Х+ 8) х 2 – 3 = 19
10Х + 16 – 3 = 19
10Х = 19 – 16 – 3
10Х = 0
Х = 0
У нас есть творческие работы, выполненные совместно с учениками. Например на построение точек в системе координат.
Особое место в уроке уделяю Игре – соревнование, она может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на звенья, группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества.(Мои ученики) Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами
Причем, такой вид игры можно применять как в 5,6 классах, так и 7-9 классах.
Яков Исидорович Перельман считал, что на уроках математики игра приобретает особенное значение, не столько для друзей математики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению. Учителю не следует путать игру с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия – игра должна учить.
Продуктивность применения игровых моментов в уроке подтверждается позитивными результатами исследований удовлетворенности учащихся.
Показатели результативности: это прежде всего - повышение уровня учебно-познавательной мотивации гимназистов, развитие мыслительной деятельности обучающихся, что на прямую, я думаю, повлияет на качество обученности детей.
Я пришла к выводу, что игровая деятельность на уроках математики не только повышает интерес детей, но усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Игра делает урок эмоционально насыщенным, вносит стройность мыслей при решении логической задачи и бодрый настрой. А приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности, ребусы, кроссворды способствуют активизации мыслительной деятельности.
В будущем планирую изучить более широкие развивающие возможности данной системы.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование презентаций на уроках как средство развития наглядно-образного мышления, активизации познавательной деятельности учащихся
тема по самообразованию...
«Использование презентаций на уроках как средство развития наглядно-образного мышления, активизации познавательной деятельности учащихся
тема по самообразованию...
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Работа посящена изучению организации урока физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность ...
Развитие критичного мышления через исследовательскую деятельность учащихся в процессе физического воспитания
Материал посвящен формам построения урока физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность....
Развитие критичного мышления через исследовательскую деятельность учащихся в процессе физического воспитания
Материал посвящен организации уроков физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность....
Мастер-класс «Использование технологии критического мышления в проектной деятельности учащихся»
Мастер-класс по современным педтехнологиям...
Развитие критического мышления через исследовательскую Деятельность учащихся в процессе физического воспитания
критическое мышление у учащихся в ходе развития физического воспитания...