Организация игровой деятельности учащихся регионального ресурсного центра МОУ СОШ № 21 в курсе изучения физики.
статья по физике на тему
Современному человеку необходимо быть креативным, эффективным, конкурентоспособным профессионалом, коммуникабельным, ответственным гражданином, способным решать проблемы как личные, так и коллектива. Ему должны быть присущи потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация игровой деятельности учащихся регионального ресурсного центра МОУ СОШ № 21 в курсе изучения физики.
Л. Г. Маканова, учитель физики
МОУ СОШ № 21 с углубленным изучением отдельных предметов,
г. Волгограда
Современному человеку необходимо быть креативным, эффективным, конкурентоспособным профессионалом, коммуникабельным, ответственным гражданином, способным решать проблемы как личные, так и коллектива. Ему должны быть присущи потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.
Нынешнему школьнику недостаточно лишь поглощение «готовой» учебной информации, выполнение строго регламентированных заданий учителя (действий по указанию). Нужен самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, в будущей профессиональной деятельности, нужно активное познание реальной действительности, осуществление деятельностного подхода в обучении.
В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» главной задачей ставиться подготовка компетентных людей, которые были бы способны применить свои знания в изменяющихся условиях, и чья компетентность заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.
Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.В рамках модернизации образования кабинет физики был переоснащен новыми ТСО и ИКТ, в том числе и лабораторным оборудованием. Всвязи с этим появилась потребность в использовании инновационных педагогических технологий.
Опыт работы показал, что наиболее успешным является применение игровых технологий на уроках физики. Как считает Л.С. Выготский, игра – пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок, именно это позволило через игру развивать компетентности обучающихся на всех этапах изучения курса физики.
Компетенция проявляется в новой деятельности, при переносе знаний в новую ситуацию, в нестандартной ситуации. Реализовать это в условиях образовательного процесса возможно при применении игровых технологий.
По определению Г.К. Селевко, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
При сравнении функций игровой деятельности и компетентностей, соответствующих стандарту, ориентированному на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы») прослеживается их полное совпадение.
Они открывают ряд возможностей: максимально приближают обучение к реальным жизненным и производственным условиям; обеспечивают широкую самостоятельность учащихся, обстановку соревнования на уроке, способствует развитию инициативы учеников, развивают коммуникативные навыки, искореняет такие негативные явления, присущие традиционному обучению, как списывание, обман и др.
Деловые игры в учебном процессе могут быть организованы в виде разработки и защиты учащимися проектов на физико-технические темы, группового решения задач с производственным содержанием, выступления учащихся в роли учителей, коллективного решения какой-либо научно-практической проблемы методом беседы за «круглым столом», бригадного выполнения лабораторной работы и т. д.
Рассмотрим для примера методику проведения деловой игры при выполнении фронтальной лабораторной работы «Сборка электрических цепей» в 8 классе.
Замысел урока: на занятии в игровой форме моделируется деятельность нескольких конструкторских бригад, выполняющих задания по разработке электрических цепей, причем таких, которые могут быть использованы в быту, технике, на производстве.
Задачи урока: научить учащихся самостоятельно планировать, организовывать и выполнять работу по созданию схем электрических цепей и их сборке; внести вклад в развитие умений творчески мыслить и трудиться; сформировать положительное отношение к учебному сотрудничеству; развить коллективную взаимопомощь.
План урока
1.Объяснение порядка проведения игры.
- Осуществление игры:
а) работа бригад по выполнению полученных заданий;
б) создание группы приемки;
в) защита собственных конструкций;
г) объявление результатов работы бригад;
д) выступление бригады-победительницы в соревновании.
- Подведение итогов игры.
Методические рекомендации.
Для проведения игры класс разбивают на группы (бригады) по 4 человека, которые рассаживаются за разные столы. Желательно, чтобы состав бригад был неоднородным, т. е. чтобы в них входили ученики с разными способностями. Между бригадами проводится соревнование. Педагог поясняет ход работы (ее этапы записаны на доске).
Распределение обязанностей в бригаде (бригадир, конструктор-монтажник, технический секретарь, контролер-эксперт). Вручение соответствующих значков, которые прикалываются к костюмам.
Работа в бригадах начинается по общей команде. Через 10—12 мин после ее начала создается группа приемки, в которую каждая бригада направляет по одному человеку. Группа выбирает председателя и его заместителя. После краткого инструктажа главного конструктора (учителя) группа по очереди подходит к каждой бригаде, предлагает показать и пояснить собранную цепь.
Учитель подводит итоги игры, отмечает учащихся, проявивших выдумку, творчество, инициативу, организаторские способности; подчеркивает преимущества коллективного труда; анализирует причины неудач в работе.
Аналогичным образом могут быть проведены другие лабораторные работы. Для этого требуется учесть их специфику и видоизменить задания бригадам. Например, при измерении ускорения свободного падения или коэффициента поверхностного натяжения можно предложить бригадам самим выбрать метод измерения этих величин, поставив на столы разные комплекты оборудования; можно выдавать необходимые приборы по требованию бригад. Однако такие формы работы требуют специальной предварительной подготовки учащихся.
Заметим, что уже после проведения первых игр описанного типа отмечается повышенный интерес учащихся к физике. Занятия в условиях моделирования реальной трудовой деятельности заметно активизируют процесс учебного познания.
Список используемой литературы:
1. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1989.
2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/14/picture-280472-1376483881.jpg)
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки в 5 классе при изучении произведений искусства по героико-патриотической теме.
Это материал по данной теме, с которым я выступала на городском семинаре учителей музыки. В нём я делюсь опытом своей работы в школе. Описываю какие применяю виды учебных исследований, как использую п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/19/picture-312429-1382190376.jpg)
Организация проектной деятельности учащихся при изучении курса химии. Из опыта работы.
Организация проектной деятельности на уроках химии и во внеурочное время....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/20/picture-459024-1424433028.jpg)
Организация самостоятельной деятельности учащихся с ОВЗ при решении тренировочных задач на уроках физики
Самостоятельная работа - это метод, который помогает мне, выяснить способности учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-386154-1390141360.jpg)
Организация речевой деятельности учащихся на начальном этапе изучения английского языка с использованием игровых технологий
Организация активной речевой деятельности является наиболее сложной из тех задач, которые стоят перед учителями иностранного языка. Успешному решению этой зада...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/01/picture-1169643-1569946523.jpg)
Методика организации проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии 5 класса в условиях экспериментального обучения и ее результаты
Экспериментальное обучение проводилось с сентября по май 2016 - 2017 учебного года в пятом классе МБОУ Северная СШ Варнавинского района Нижегородской области, где работаю учителем биологии....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/07/picture-1050575-1675767428.jpg)
Роль регионального ресурсного центра в системе организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра во Владимирской области.
Роль регионального ресурсного центра в системе организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра во Владимирской области....
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/22/picture-1173407-1692712303.jpg)
Функции регионального ресурсного центра развития дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в реализации стратегических направлений программы развития детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге до 2030 года
Система детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге представляет собой слаженную структуру межведомственного взаимодействия, выстроенную для популяризации и развития школьного спорта, детско-юношеског...