Ключевые компетенции
статья по теме
Работа над ключевыми компетенциями учащихся на уроках естественно-математического цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Na_festival_innovacionnyh_tehnologiy_Russkih_SV_vystuplenie.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ.
«Элементарный круг занятий перегружен – это общая жалоба. Единственная альтернатива от реакционного возврата к воспитательным традициям прошлого заключается в разработке интеллектуальных возможностей и соответственной реорганизации круга занятий»
Дж. Дьюи «Психология и педагогика мышления»
Сто лет данному высказыванию, а как оно современно. Объем учебного материала возрастает, а количество часов уменьшается. Возникает необходимость научить детей учиться, т.е. выработать ключевые компетенции. Выпускник школы должен уметь правильно строить отношения с окружающими, применять знания на практике, анализировать и вычленять главное из большого объема новой информации. Я считаю, что больше всего к этому может подготовить проектная деятельность учащихся. Проектами я занимаюсь на протяжении 5 лет.
Проектная деятельность стимулирует интерес к предмету через организацию их свободной самостоятельной познавательной деятельности. Эта деятельность учащихся направлена на разрешение проблемной ситуации, осознанной его мышлением. Возможной становится теория, опережающая практику и служащая руководством к действию.
Используя классификацию Е.С. Полата можно выделить следующие типы проектов: практико-ориентированные, информационные и игры, реже (при наличии специальных умений) – исследовательские. Проекты по физике часто включают разные естественнонаучные знания и становятся межпредметными. Чтобы охватить большее число учеников, внутри класса я создаю несколько групп с разными заданиями.
Проектная деятельность делится на несколько этапов:
1 этап. Поиск проблемы (обычно она новая для ученика, но не обязательно – для учителя).
2 этап. Запуск инновационной деятельности. Запуск и корректировка действий в связи с реальными выявленными позициями участников проекта, появлением неожиданных помех, неочевидных и непрогнозируемых заранее. («Не ошибается только тот, кто ничего не делает»).
3 этап. Оформление результатов. Полученные результаты рефлексируются, вновь выявляются непрогнозируемые проблемы, оформляется все документально. Высказывается собственная личностная позиция на поставленную проблему.
4 этап. Защита. Публичное выступление с собственными разработками, если имеется, то конечным продуктом. Выступление может быть в виде конференции, стендовой конференции на уровне класса, межклассной, школьной.
В ходе проектной деятельности учащиеся формируют ряд компетенций, таких как:
1) поиск нужной информации, критический отбор информации;
2) ответственность за общее дело, т.к. дети в большинстве своем работают в группах;
3) развитие коммуникативных способностей:
4) умение планировать свою деятельность и рефлексировать: ведь каждый этап проекта подходит к логическому концу и учащийся анализирует полученный результат, сопоставляет с прогнозируемым, выясняет причины расхождений и планирует дальнейшую работу над проектом.
Для меня является очень сложным момент введения ребят в проект. Бывает очень трудно настроить учащихся на исследовательскую волну, поймать то, что действительно «цепляет», интересует.
Существуют определенные нормы разработки проекта.
Во-первых, проект – это развернутое идеальное представление ценности автора или группы авторов, того, что должно быть представлено в социальной практике.
Во-вторых, при реализации проекта необходимо учитывать его масштаб. В этом процессе должны участвовать только те, кто хочет и может выполнять эту деятельность.
В-третьих, проект должен учитывать нормы и ценности других людей, т.е. быть ситуативным…
В данный момент огромную помощь школе для поиска информации оказывает Интернет. Теперь помимо справочной литературы многолетней давности есть возможность в режиме on-line узнать новинки в научных открытиях, обменяться мнениями на форуме, быстро получить консультацию специалиста, связавшись с ним по электронной почте или посетив соответствующий сайт.
Например, я часто провожу уроки, в которых учащиеся выступают в роли исследователя (или эксперта), работающего со справочной литературой и Интернет. Это проект-упражнение. Уроки строятся по следующему плану: формулируем с детьми цель и тему урока. Выясняем, какие задачи для этого необходимо решить, а также средства, которые помогут в решении поставленных задач. На это уходит до 5 – 7 минут. Далее дети делятся по группам – интересам и принимаются за работу: до 15 минут дается на поиск информации в соответствии с выбранной темой и до 10 минут на оформление, обработку информации. В оставшееся время учащиеся делают сообщения по теме, задают уточняющие вопросы, дают рекомендации. Если дети по какой-либо причине не укладываются в один урок, то защита переносится на начало следующего. Я практикую и более широкие уроки-упражнения. В физике 9 и 11 класса есть перекликающиеся темы. Учащиеся каждого класса выполняют свои отчеты (как было описано выше), а потом обмениваются результатами. Таким образом, обмен информацией и защита проходит не только в рамках одного урока и одного класса, а гораздо шире…
Так как я работаю в сельской школе, то вынуждена совмещать несколько предметов, у меня это физика и информатика. Поэтому многие проекты являются межпредметными или социальными, например «Место МОУ «Мысовская СОШ» в районе», «Создание классного журнала в MS Access», «Рейтинговая система учащихся, расчеты в MS Excel», «Работа с архиваторами», «Использование MS Excel для составления меню в школьной столовой», «Создание тестовой оболочки в PowerPoint» и многие другие. Все темы проектов появляются после осмысления освоенной офисной программы и понимания того, что это где-то должно практически применяться. Полученные знания дети перекладывают на имеющуюся проблему и обрабатывают ее с помощью современных средств. В ходе практических действий возникает множество новых идей, вопросов, решение которых позволяет понять глубину и широту проблемы.
Самым важным шагом работы над проектом считаю момент публичной защиты, даже если он был краткосрочным. В эти моменты дети учатся доказывать свою точку зрения, отстаивать позиции, а также глубоко прочувствовать затронутую проблему. Этот опыт является ценным при дальнейшем обучении в техникумах и высших учебных заведениях. Проходя такую школу, детям дальше легче осваивать большой объем информации и приобретенные навыки не пропадают даром.
Одним из крупных воспитательных проектов, осуществленных нашим классом, является подготовка и проведение праздника, посвященного Дню Победы. Ценность его в том, что в реализацию была вовлечена вся школа. Выбрали тему «Дети войны». Сначала ученики совместно со мной составили сценарий праздника. В ходе размышления над сценарием возникла идея привлечь учащихся каждого класса к праздничным мероприятиям. Ученики младших классов были озадачены подготовкой подарков для ветеранов войны и тыла, для тех, кто был еще совсем ребенком в военные годы. Кроме того, каждый класс подготовил концертный номер. Самым важным в этом проекте является период подготовки. Когда дети очередной раз пересматривают литературу о Великой Отечественной войне и уже глазами своих сверстников переживают события тех лет. Оказалось, что многие даже не знали о знаменитой «банке варенья», которой были награждены лучшие рабочие Мотовилихинского завода, а было-то им в то время всего по 11- 12 лет.
В этом учебном году я совместно с психологом работаю над проектом «Профессиональное самоопределение учащихся 8 класса». Учащиеся этого коллектива начали предпрофильную подготовку в 7 классе: администрация школы заключила договор с ближайшим колледжем и «пропустила» всех учащихся через имеющиеся специальности. В текущем учебном году дети задались вопросом: «А стоит ли также бессознательно посещать все предлагаемые занятия по профориентации, если они совершенно не стыкуются с интересами и возможностями учеников? Если будет возможность выбора, то куда пойти?» Рамки одного часа занятий технологии, где одновременно занимаются мальчики и девочки, не могут дать ответ на поставленный вопрос. Так были сформулированы цель и задачи проекта.
Цель: определить профессиональную направленность учащихся.
Задачи: 1. Путем анкетирования определить склонности учащихся.
2. Определиться с выбором СУЗ или соответствующей профильной школы.
3. Простроить образовательный маршрут.
Средства решения проблемы: Написание сочинения учащимися, диспут учащихся, выпуск газеты, анкетирование учащихся, посещение ярмарки профессий, круглый стол.
Масштаб: учащиеся 8 класса, продолжительность – 4 месяца.
Планируемый результат: выбор факультативов, элективных курсов согласно выбранному профилю. Далее - успешное обучение в соответствующем СУЗ или профильной школе.
К чему приводит моя деятельность? Хочу обратить внимание на то, что на данный момент физика не является обязательным предметом для сдачи экзаменов, а у меня экзамен выпускники выбирают почти ежегодно. Вот результаты за последние три года.
Физика, 9 класс.
Учебный год | Количество учеников, сдающих экзамен | % сдающих | Успеваемость, % | Качество, % |
2005-2006 | 2 из 14 | 14 | 100 | 100 |
2006-2007 | 7 из 11 | 64 | 71, 4 | 57,1 |
2007-2008 | 7 из 18 | 39 | 100 | 71 |
В заключении хочу сказать, что, встречаясь со своими выпускниками, я задаю всегда один и тот же вопрос: «Остались ли обиды на школу? Какие проблемы с физикой, информатикой» Самый распространенный ответ: «Никаких», но больше радуют слова: «Я единственный получил «автоматом» пять по физике» или «А помните наш проект? Я с ним еще и в техникуме выступила, было всем интересно» Такие слова – самая лучшая похвала и оценка моей работы, значит, я иду в нужном направлении.
Подводя итог всему сказанному, хочу еще раз отметить, что выбранная мной методика проектной деятельности должна быть в арсенале каждого учителя. Она даёт конкретный результат, а самое главное, развивает ребенка всесторонне, научает способам освоения и обращения со знаниями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций
Итоговая квалификационная работа слушательницы курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания...
Организация воспитательной работы в школе как средство развития ключевых компетенций школьников
Данный материал можно использовать для проведения педагогических советов. методических мероприятий. В конспекте охарактеризованы основные ключевые компетенции школьников и способы их формирования....
«Ключевые компетенции учителя и ученика начальных классов». Практические советы психолога
Предлагаемое методическое пособие включает только психологический блок: психологическая компетентность учителя начальных классов. Также здесь есть уникальная информация о профилактике профессион...
Формирование ключевых компетенций школьников на уроках русского языка в основной школе
Представлен опыт учителя-практика по содержанию основных компетенций, формируемых в 5-9 классах общеобразовательной школы. Материал дан в виде таблицы, включающей содержание работы по формированию ком...
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...
Информационно-педагогическая компетенция - одна из ключевых компетенций современного учителя
В эру информационно-компьютерных технологий, внедрившихся во все сферы нашей жизни, формируется новая компетенция учителя - информационно-педагогическая, т.е. владение информационн...
Взаимосвязь компетенции и квалификации.Ключевые компетенции.Условия возникновения ключевых компетенций.
Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления современных исследований....