Взаимосвязь компетенции и квалификации.Ключевые компетенции.Условия возникновения ключевых компетенций.
статья на тему
Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления современных исследований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anpilova_o.n._160_zo_vzaimosvyaz_kompetentsii_i_kvalifikatsii.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь компетенции и квалификации. Ключевые компетенции. Условия возникновения ключевых компетенций
Компетентность, компетенция, квалификация – основные направления современных исследований. Современный рынок труда предъявляет требования не к конкретным знаниям, а к компетенциям работников, востребует их личностные качества.
Стандарты профессионального образования нового поколения уже формулируются на языке компетенций, однако внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс требует решения многих исследовательских задач.
В педагогике и психологии высшего образования наряду с понятием «компетенции» и «компетентность» используются такие понятия, как «ключевые компетенции», «квалификации», «профессиональная компетентность», «ключевые квалификации», «профессионально важные личностные качества». Здесь также присутствуют разные подходы к классифицированию, что осложняет использование этих понятий.
Понятия «компетентность», «компетенция» могут трактоваться как:
- совокупность (система) знаний в действии;
- личностная черта, свойства и качества личности;
- как критерий проявления готовности к деятельности;
- способность, необходимая для решения задач и для получения необходимых результатов работы;
- интегрированная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовать на практике свою компетентность, мотивированная способность;
- деятельностные знания, учения, навыки, опыт (интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач), а также мотивационная и эмоционально-волевая сфера личности;
- проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая её социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость её постоянного совершенствования» и многое другое.
При всём многообразии компетенций их можно классифицировать,
например по уровню и по виду. По уровню выделяют ключевые (универсальные, базовые, элементарные), метапредметные (обще-профессиональные, надпредметные) и предметные (специальные) компетенции. Ключевые компетенции – «наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества» [1, с. 8]. Они носят надпрофессиональный и надпредметный характер и составляют основу жизнедеятельности человека. Таким образом, овладеть ключевыми компетенциями должен каждый член общества. Их усвоение обеспечивает функциональную грамотность, а она в свою очередь – социализацию, потенциальную эффективность в профессиональной деятельности.
Существуют разнообразные российские классификации, в составе которых представлены ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции и компетенция личностного самосовершенствования. Наиболее убедительна классификация представлена в работах А.В. Хуторского и его последователей:
1. Средства мировоззренческой ориентировки (ценностно-смысловая
компетенция);
2. Знания и умения в определённой сфере (учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции);
3. Круг вопросов, по которым следует быть осведомлённым (общекультурная компетенция);
4. Основание для освоения способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития (компетенция личностного самосовершенствования).
При этом образовательные компетенции дифференцируются А.В. Хуторским по тем же уровням, что и содержание образования:
– ключевые (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании);
– общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для
совокупности предметов, образовательной области);
– предметные (формируемые в рамках отдельных предметов).
Перечень ключевых компетенций зависит от тех ценностей, которые
считаются значимыми на данном этапе развития социума. Тем не менее
можно выделить ядро (минимум) ключевых компетенций, которые в меньшей степени зависят от конъюнктуры и ориентированы на долгосрочную перспективу. В это ядро обязательно будет входить коммуникативная компетенция, без которой невозможна социализация индивида. Следовательно, одна из задач современной школы – формирование коммуникативной компетенции школьников на протяжении всех лет обучения и средствами всех учебных предметов.
Представленный перечень показывает, какие трудности объективно возникают при переходе на компетентностную модель обучения. Назовём некоторые из них.
1. Компетенции формируются на личностной основе: необходимо создать условия для индивидуального развития каждого ученика; мотивировать обучаемых на проявление самостоятельности, овладение компетенциями.
2. Учитель должен быть не только компетентным в той или иной области,
но и уметь организовать обучение компетенциям. Педагог перестаёт быть носителем знания – он становится руководителем, наставником как конкретного ученика, так и группы учащихся.
3. Необходимо определить критерии оценки уровня овладения компетенциями. Оценка должна иметь целью сравнение учащегося с самим собой, а не с едиными нормами.
4. Трудно составить единый список знаний и умений, относящийся к тому
или иному реальному объекту, но без выделения некоего перечня, ядра знаний и умений теряется предмет обучения. Такой список должен включать интеллектуальные, деятельностные и эмоционально-ценностные аспекты.
5. Компетенции формируют способность самостоятельно определять
цель и достигать её при любых ситуациях. Для этого должен активно использоваться как социальный опыт решения проблем, так и личный опыт
учащихся.
6. Приобретение опыта деятельности требует создания условий, максимально приближенных к реальным. Так расширяется образовательное пространство, увеличивается значение практики, внеурочных форм обучения.
7. Формируемые компетенции должны быть актуальны для школьников, студентов, приближать их к ожидаемым результатам.
8. Образовательный процесс, основанный на компетентностной парадигме, шире учебного процесса. Следовательно, он должен пронизывать разные стороны жизни ребёнка (учебную, внеучебную, сферу дополнительного образования и т.д.).
Несмотря на кажущуюся новизну, компетентностный подход не содержит ничего революционного. Цели ключевых компетенций сводятся к базовым постулатам педагогики: научить учиться, признать субъектность, равность ученика учителю, в том числе в определении цели и траектории образования, использовать практико-ориентированные ситуации и активные методы обучения.
Литература
1. Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. – М. : Чистые пруды, 2007.
2. Сергеев, Г.А. Компетентность и компетенции в образовании / Г.А. Сергеев. – Владимир :Изд. Владимирского гос. ун-та, 2010.
3. Сергеев, И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / И.С. Сергеев, В.И. Блинов. – М. :
АРКТИ, 2007.
4. Тесленко, В.И. Коммуникативная компетентность : формирование, развитие, оценивание / В.И. Тесленко, С.В. Латынцев. – Красноярск : Изд-во Красноярского гос. пед. ун-та,2007.
5. Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В. Хуторской. – М. : Ин-т новых образовательных технологий, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций
Итоговая квалификационная работа слушательницы курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания...
Ключевые компетенции
Работа над ключевыми компетенциями учащихся на уроках естественно-математического цикла....
Организация воспитательной работы в школе как средство развития ключевых компетенций школьников
Данный материал можно использовать для проведения педагогических советов. методических мероприятий. В конспекте охарактеризованы основные ключевые компетенции школьников и способы их формирования....
«Ключевые компетенции учителя и ученика начальных классов». Практические советы психолога
Предлагаемое методическое пособие включает только психологический блок: психологическая компетентность учителя начальных классов. Также здесь есть уникальная информация о профилактике профессион...
Формирование ключевых компетенций школьников на уроках русского языка в основной школе
Представлен опыт учителя-практика по содержанию основных компетенций, формируемых в 5-9 классах общеобразовательной школы. Материал дан в виде таблицы, включающей содержание работы по формированию ком...
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...
Информационно-педагогическая компетенция - одна из ключевых компетенций современного учителя
В эру информационно-компьютерных технологий, внедрившихся во все сферы нашей жизни, формируется новая компетенция учителя - информационно-педагогическая, т.е. владение информационн...