Взаимосвязь компетенции и квалификации.Ключевые компетенции.Условия возникновения ключевых компетенций.
статья на тему

Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления современных исследований.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Взаимосвязь компетенции и квалификации. Ключевые компетенции. Условия возникновения ключевых компетенций

                                                                   

                                                                       

                                                                                     

    Компетентность, компетенция, квалификация – основные направления современных исследований. Современный рынок труда предъявляет требования не к конкретным знаниям, а к компетенциям работников, востребует их личностные качества.

     Стандарты профессионального образования нового поколения уже формулируются на языке компетенций, однако внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс требует решения многих исследовательских задач.

     В педагогике и психологии высшего образования наряду с понятием «компетенции» и «компетентность» используются такие понятия, как «ключевые компетенции», «квалификации», «профессиональная компетентность», «ключевые квалификации», «профессионально важные личностные качества». Здесь также присутствуют разные подходы к классифицированию, что осложняет использование этих понятий.

Понятия «компетентность», «компетенция» могут трактоваться как:

  • совокупность (система) знаний в действии;
  • личностная черта, свойства и качества личности;
  • как критерий проявления готовности к деятельности;
  • способность, необходимая для решения задач и для получения необходимых результатов работы;
  • интегрированная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовать на практике свою компетентность, мотивированная способность;
  • деятельностные знания, учения, навыки, опыт (интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач), а также мотивационная и эмоционально-волевая сфера личности;
  • проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая её социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость её постоянного совершенствования» и многое другое.

     При всём многообразии компетенций их можно классифицировать,

например по уровню и по виду. По уровню выделяют ключевые (универсальные, базовые, элементарные),  метапредметные  (обще-профессиональные,  надпредметные) и предметные (специальные) компетенции. Ключевые компетенции – «наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества» [1, с. 8].  Они носят надпрофессиональный  и  надпредметный характер и составляют основу жизнедеятельности человека. Таким образом, овладеть ключевыми компетенциями должен каждый член общества. Их усвоение обеспечивает функциональную грамотность, а она в свою очередь – социализацию, потенциальную эффективность в профессиональной деятельности.

    Существуют разнообразные российские классификации, в составе которых представлены  ценностно-смысловая, общекультурная,  учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции и компетенция личностного самосовершенствования. Наиболее убедительна классификация представлена в работах А.В. Хуторского и его последователей:

1. Средства мировоззренческой ориентировки (ценностно-смысловая

компетенция);

2. Знания и умения в определённой сфере (учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции);

3. Круг вопросов, по которым следует быть осведомлённым (общекультурная компетенция);

4. Основание для освоения способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития (компетенция личностного самосовершенствования).

При этом образовательные компетенции дифференцируются А.В. Хуторским по тем же уровням, что и содержание образования:

– ключевые (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании);

– общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для

совокупности предметов, образовательной области);

– предметные (формируемые в рамках отдельных предметов).

    Перечень ключевых компетенций зависит от тех ценностей, которые

считаются значимыми на данном этапе развития социума. Тем не менее

можно выделить ядро (минимум) ключевых компетенций, которые в меньшей степени зависят от конъюнктуры и ориентированы на долгосрочную перспективу. В это ядро обязательно будет входить коммуникативная компетенция, без которой невозможна социализация индивида. Следовательно, одна из задач современной школы – формирование коммуникативной компетенции школьников на протяжении всех лет обучения и средствами всех учебных предметов.

   Представленный перечень показывает, какие трудности объективно возникают при переходе на компетентностную модель обучения. Назовём некоторые из них.

1. Компетенции формируются на личностной основе: необходимо создать условия для индивидуального развития каждого ученика; мотивировать обучаемых на проявление самостоятельности, овладение компетенциями.

2. Учитель должен быть не только компетентным в той или иной области,

но и уметь организовать обучение компетенциям. Педагог перестаёт быть носителем знания – он становится руководителем, наставником как конкретного ученика, так и группы учащихся.

3. Необходимо определить критерии оценки уровня овладения компетенциями. Оценка должна иметь целью сравнение учащегося с самим собой, а не с едиными нормами.

4. Трудно составить единый список знаний и умений, относящийся к тому

или иному реальному объекту, но без выделения некоего перечня, ядра знаний и умений теряется предмет обучения. Такой список должен включать интеллектуальные, деятельностные и эмоционально-ценностные аспекты.

5. Компетенции формируют способность самостоятельно определять

цель и достигать её при любых ситуациях. Для этого должен активно использоваться как социальный опыт решения проблем, так и личный опыт

учащихся.

6. Приобретение опыта деятельности требует создания условий, максимально приближенных к реальным. Так расширяется образовательное пространство, увеличивается значение практики, внеурочных форм обучения.

7. Формируемые компетенции  должны быть актуальны для школьников, студентов, приближать их к ожидаемым результатам.

8. Образовательный процесс, основанный на компетентностной парадигме, шире учебного процесса. Следовательно, он должен пронизывать разные стороны жизни ребёнка (учебную, внеучебную, сферу дополнительного образования и т.д.).

Несмотря на кажущуюся новизну, компетентностный подход не содержит ничего революционного. Цели ключевых компетенций сводятся к базовым постулатам педагогики: научить учиться, признать  субъектность, равность ученика учителю, в том числе в определении цели и траектории образования, использовать практико-ориентированные ситуации и активные методы обучения.

Литература

1. Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. – М. : Чистые пруды, 2007.

2. Сергеев, Г.А. Компетентность и компетенции в образовании / Г.А. Сергеев. – Владимир :Изд.  Владимирского гос. ун-та, 2010.

3. Сергеев, И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / И.С. Сергеев, В.И. Блинов. – М. :

АРКТИ, 2007.

4. Тесленко, В.И. Коммуникативная компетентность : формирование, развитие, оценивание / В.И. Тесленко, С.В. Латынцев. – Красноярск : Изд-во Красноярского гос. пед. ун-та,2007.

5. Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В. Хуторской. – М. : Ин-т новых образовательных технологий, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций

Итоговая квалификационная работа слушательницы курсов повышения квалификации  учителей истории и обществознания...

Ключевые компетенции

Работа над ключевыми компетенциями учащихся на уроках естественно-математического цикла....

Организация воспитательной работы в школе как средство развития ключевых компетенций школьников

Данный материал можно использовать для проведения педагогических советов. методических мероприятий. В конспекте охарактеризованы основные ключевые компетенции школьников и способы их формирования....

«Ключевые компетенции учителя и ученика начальных классов». Практические советы психолога

Предлагаемое методическое пособие включает  только психологический блок: психологическая компетентность учителя начальных классов. Также здесь есть уникальная информация о профилактике профессион...

Формирование ключевых компетенций школьников на уроках русского языка в основной школе

Представлен опыт учителя-практика по содержанию основных компетенций, формируемых в 5-9 классах общеобразовательной школы. Материал дан в виде таблицы, включающей содержание работы по формированию ком...

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...

Информационно-педагогическая компетенция - одна из ключевых компетенций современного учителя

   В эру информационно-компьютерных технологий, внедрившихся во все сферы нашей жизни, формируется новая компетенция учителя - информационно-педагогическая, т.е. владение информационн...