Раннее семейное воспитание в ЦРТДиЮ
статья (5 класс) по теме

Отчёт о работе по теме "Раннее семейное воспитание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Rannee_semeynoe_vospitanie.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

_________________________________________________________________________________________

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Горьковский центр развития творчества детей и юношества»

______________________________________________________________________

Красный Путь ул., д. 1,  р.п. Горьковское,

Горьковский район, Омская область,646600

Тел. (38157) 21-262

ОКПО 59226064

ОГРН 1035521000019

ИНН/КПП 5512004960/551201001

Отечественная практика и многочисленные исследования в разных странах мира показывают, что вклады в раннее детское развитие и дошкольное образование являются наиболее результативными с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов. Успешное развитие на ранних этапах в значительной степени определяет успешность дальнейшего обучения. Поэтому, самостоятельным элементом современной модели образования «2020» становится система раннего развития детей (от 0 до 3 лет). Уже к 2010 году, как утверждается в модели образования «2020», будут созданы специальные службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевые программы сопровождения детей из семей группы риска.

В результате усиления внимания к раннему развитию детей можно будет добиться снижения числа детей в программах коррекционного обучения и значительного повышения качественных результатов начального образования.

Дошкольное детство характеризуется развитием элементарных мыслительных процессов: интенсивным развитием речи, накоплением опыта в различных жизненных ситуациях, логическим мышлением, которое осуществляется в форме усвоения конкретных операций, группировки, обобщения.  Ребёнку нужно помочь сформировать качества, необходимые для овладения учебной деятельности.

Дети, которые посещали детские сады, к середине первого класса так или иначе выходят на достаточно успешный уровень школьного функционирования, а на их фоне выделяется группа школьников, испытывающих трудности в общении в школьной среде, внутреннем психическом или физическом самочувствии. Было выявлено, что эти ребята не посещали дошкольные образовательные учреждения по разным социальным причинам. Таким образом возникла необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных слоёв населения. Это свидетельствует о целесообразности введения «предшкольного образования», создания условий для обеспечения доступности дошкольного образования детей, ориентированного на  формирование успешности ребёнка, развитие его индивидуальных способностей.

Третий год на базе МОУ ДОД «Горьковский ЦРТДиЮ» работают две группы раннего развития для детей 5,5-6 лет, не посещающих дошкольные учреждения, которыми руководят педагоги дополнительного образования, прошедшие курсы по предшкольному образованию, Березовская Тамара Евгеньевна и Клевакина Людмила Владимировна.

Приём в группы раннего развития осуществляется на основании заявления от родителей и договора, который составляется между ЦРТДиЮ и родителями ребёнка. Режим работы групп – посменно. Первая смена занимается с 9.00. до 11.30, вторая – с 12.00.-14.30 ч. Количество детей в группе 16 человек.

Группы работают по программе Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора». В программе определены 2 важнейшие цели: социальная – обеспечение возможности единого старта шестилетних дошкольников; педагогическая – развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

В ней выделяются шесть разделов:

1. Познаём других людей и себя.

2. Познаём мир.

3. Учимся думать, рассуждать, фантазировать.

4. Учимся родному языку.

5. Учимся рисовать.

6. Играем и фантазируем.

Нами включены в программу занятия по хореографии (2 раза в неделю), что позволяет больше внимания уделять физическому здоровью и творческому – музыкальному развитию детей. Эти занятия проводит педагог дополнительного образования Леонова Светлана Викторовна с хореографическим образованием.

Для реализации программы используются пособия из серии «Предшкольная пора». Срок реализации программы один - два года. В учебном кабинете оформлены по всем разделам предметно - развивающие зоны. Степень выполнения задач, заложенных в данную программу достаточно высокая, что позволило реализовать важнейшие цели программы.

В этом учебном году была использована такая нетрадиционная новая форма работы с детьми как «уроки общения». Детям очень нравятся такие занятия, где они учатся с помощью мимики, игр, рисунков в различной технике выражать свое настроение, эмоциональное состояние, отношение к кому-то, или к чему-то. Серии занятий, которые дали наибольший педагогический эффект - это о дружбе и друзьях, о настроении, об общении, об умении знакомиться и др.

Поскольку по данной программе нет готовых методических разработок, то все занятия приходиться разрабатывать самим педагогам, используя свой опыт работы с дошкольниками, пособия из комплекта «Предшкольная пора», дополнительную литературу для работы с детьми данного возраста. Оформлены методические папки по всем разделам программы.

Всегда обязательно учитываются индивидуальные особенности воспитанников. На занятиях предлагаются задания различной степени сложности, с каждым ребенком используются разные методы и приемы, дающие наибольший педагогический эффект. Кроме этого, проводится индивидуальная работа по всем разделам в свободное от занятий время.

Также постоянно функционирует стенд «Умелые ручки», где выставляются работы воспитанников в основном по изобразительной деятельности.

Основная форма контроля на занятиях - это наблюдение, вне занятий используются такие формы - как опрос ребят, анкетирование рисунками, беседа.

Кроме учебных занятий с детьми проводятся и досуговые мероприятия. Это - «День именинника»; просмотр кукольных спектаклей «Волшебное слово» и «Веселый поросенок»: «Новый год», «8-Марта», «Выпускной бал». Все досуговые мероприятия проходят на очень хорошем уровне и дают детям много позитивных эмоций. Традицией в коллективе является проведение «Дня именинника». Это очень способствует образовательному и воспитательному процессу, так как хорошо сплачивает детский коллектив.

В планировании деятельности групп большое внимание уделяется сохранению физическому и психическому здоровья. В течение занятий проводятся физкультминутки, между занятиями динамические паузы и «витаминные столы» (употребление фруктов и овощей с собственных огородов).

Очень большое внимание отводится работе с родителями не только тех детей, которые посещают группы раннего развития, но и тех, которые планируют посещать их в будущем. Это родители детей 3,5 - 5 лет. Было проведено 4 общих родительских собрания по темам: «Психологическая готовность ребёнка к школе» с приглашением психолога, «Итоги адаптации детей», «Развитие творческого потенциала у ребёнка», «Трудовое воспитание». Кроме этого, почти ежедневно проводятся индивидуальные беседы с родителями, организовываются  как   групповые   так   и   индивидуальные   консультации   по   всем интересующим их вопросам «Как выработать усидчивость?», «Сто вопросов – почему?», «Делу – время, потехе - час», «Какой характер у моего ребёнка?», «Что значит – друзья?», «Как учить читать?» и мн.др; посещаются отдельные семьи, периодически родители посещают игровой час, где имеется возможность понаблюдать за своими детьми в общении в играх. Родители с удовольствием посещают учебные занятия, все досуговые мероприятия с их детьми, принимают активное участие на праздниках.

Как следствие, уровень взаимопонимания детей в группах на конец года становиться достаточно высоким. Они умеют уступать друг другу, умеют договариваться, признавать свою неправоту, умеют просить прощения, извиняться, умеют организовывать самостоятельно совместные игры. Количество конфликтов значительно уменьшается, так как дети становятся более доброжелательными.

Опыт творческой деятельности детей пополняется за счет участие детей в играх -драматизациях, в досуговых мероприятиях, в выставке своих работ (в том числе на заседаниях методических объединений), участии в праздничной программе ко Дню Матери в ЗАГСе, за что дети были отмечены Благодарственным письмом, оформление каждым ребенком своего портфолио.

Для подведения итогов года проводятся итоговые контрольные занятия, оформляются итоговые выставки детских работ, предлагается самостоятельное выполнение заданий в рабочих тетрадях, творческие работы по замыслу, оформление портфолио. Это все доступно, наглядно и интересно детям.

Наиболее важным результатом такой деятельности считаем реализацию социальной и педагогической целей программы «Предшкольная пора». И результаты нашей деятельности вполне удовлетворяют воспитанников, их родителей и коллектив педагогов. Первые наши выпускники сейчас учатся во втором классе. От родителей и учителей до сих пор постоянно слышим слова благодарности, что является высшей оценкой нашей деятельности. Многие выпускники продолжают посещать наш центр творчества, но уже воспитанниками разных детских объединений, в частности хореографии.

Наш ЦРТДиЮ является опорной площадкой по работе с детьми 5,5-6 лет, не посещающих ДОУ. В октябре 2009 г. прошёл семинар для учителей начальной школы района, работающих по программе «Предшкольная пора». Педагогами было проведено 2 открытых занятия по разделам «Учимся родному языку» и «Учимся думать, рассуждать, фантазировать». Кроме этого были предоставлены методические материалы по планированию учебно-воспитательной работы, по диагностике, проведён «круглый стол»  по интересующим вопросам.

В данный момент в стадии разработки находится межведомственная программа «Школа молодой семьи», где участниками будут: ЦРТДиЮ, школы, детский сад, психологическая служба, центральная районная больница, комплексный центр социального обслуживания населения Горьковского района, служба занятости населения, отдел по культуре и искусству, , семьи с детьми 3-6 лет, так как у нас хорошо развито сетевое взаимодействие. Планируется проведение консультаций, бесед, собраний для родителей по разным направлениям, совместные с детьми праздники, занятия, игры.

Работа по этому направлению в современной обстановке времени очень актуальна и востребована и даёт возможность обновить и расширить деятельность ЦРТДиЮ, попробовать свои силы и возможности в инновационных преобразованиях.  

Директор МОУ ДОД «Горьковский ЦРТДиЮ» Е.П. Балоба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гуманизация семейного воспитания. Диалог семейного общения. Семейный досуг

Материалы для родительского собрания в 8 - 11 классах....

Конспект и презентация родительского собрания. «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье».

Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так,  чтобы он был счастливым можно.          А. Макаренко...

Типы семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей

Документ содержит информацию о типах семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей...

Роль семейного воспитания. Роль отца и матери в воспитании ребенка.

Семья начинается с детей.Семья как естественная среда воспитания ребенка.Материнская любовь. Чтобы любить и быть любимым.Отец – опора и защита.Если нет отца.Сын и дочь. Образ мужского и женского повед...

Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания. Положительный опыт воспитания, как основа успешности подростка.

В современной России одной из задач, продиктованных состоянием демографической ситуации, является сохранение института семьи. Существуют специальные государственные программы, например «Молодая семья»...

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Влияние семьи на становление и развитие личности ребенка очевидно....

Доклад по теме: «Основы семейного воспитания в условиях семейного центра».

Семейное воспитание детей в условиях центра помощи детям - это одна из наиболее важных, актуальных направлений воспитательного процесса.Семейные ценности являются одним из элементов здорового функцион...