Доклад по теме: «Основы семейного воспитания в условиях семейного центра».
материал

светлова татьяна евгеньевна

Семейное воспитание детей в условиях центра помощи детям - это одна из наиболее важных, актуальных направлений воспитательного процесса.

Семейные ценности являются одним из элементов здорового функционирования общества. Собственно семейное воспитание закладывает в нас определенные качества, которые мы используем в нашей взрослой жизни, что коренным образом влияет на всю жизнь общества целиком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семейное воспитание21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение

Доклад по теме:

«Основы семейного воспитания в условиях семейного центра».

Доклад подготовила:

воспитатель ГКУСО МО «Преображение»

Светлова Т.Е.

Г.Егорьевск

2023г.

Семейное воспитание детей в условиях центра помощи детям - это одна из наиболее важных, актуальных направлений воспитательного процесса.

Семейные ценности являются одним из элементов здорового функционирования общества. Собственно семейное воспитание закладывает в нас определенные качества, которые мы используем в нашей взрослой жизни, что коренным образом влияет на всю жизнь общества целиком.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д.

Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменят никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов, в учреждении интернатного типа, особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом  важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье.

Государственной программы развития и воспитания ребенка в центре помощи детям пока не существует. Многие учреждения разрабатывают собственные программы. Однако важнее создавать такие условия, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, в организации быта.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А.Сухомлинского, который считал, что задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если общественные организации поддерживают связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

В настоящее время все чаще возникают такие ситуации, когда дети, при живых родителях, должны противостоять жизненным проблемам в одиночку. Родители заняты решением своих проблем и до родных детей им дела нет. Именно поэтому,  с каждым годом, растет число детей, попадающих в так называемую группу риска, находящиеся в трудной жизненной ситуации. А кто создает эту трудную жизненную ситуацию? Естественно взрослые и прежде всего родители, а часто и они сами ведут асоциальный образ жизни. Очень часто мы стали слышать о насилии над детьми в семье, о жестоком обращении к детям со стороны собственных родителей. А ведь жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.

В нашем центре находятся дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Ребенок  в трудной жизненной ситуации – это следствие того, что в его семье большие проблемы. Поэтому важнейшей задачей работы центра является возвращение ребенка в нормальную семью, воспитать в ребенке способность к тому, чтобы он не только не повторил негативный опыт своих родителей, но и мог сам в будущем, создавая свою собственную семью, преодолеть трудности. Одна из возможных форм поддержки семьи – временное помещение ребенка в учреждение, если условия его пребывания в семье препятствуют полноценному развитию,  а также в случае болезни родителей или при наличии других индивидуальных обстоятельств.

В центре созданы условия проживания, приближенные к семейным. Помещения включают в себя жилые комнаты не более чем на 2-3 человека (каждый ребенок имеет «личное пространство» с местом для сна, отдыха, занятий, хранения личных вещей), санузлы, комнаты для отдыха и игр, приготовления и приема пищи, бытовые помещения. Группа («семья») не более 7-8 детей с постоянным воспитателем. Дети участвуют в благоустройстве своего быта, приготовлении пищи, уборке своих комнат, старшие воспитанники помогают в уходе за младшими детьми.

Воспитание в домашних условиях, в группах с небольшим количеством детей, позволяет проводить индивидуальную работу с ними, а именно: обучать их навыкам самообслуживания: готовить, стирать, убирать.

Также активно формируются санитарно-бытовые и трудовые навыки, актуализируется творческий потенциал. В летний период дети из семейных воспитательных групп оздоравливаются и приучаются к труду на приусадебном участке. В огороде они учатся различать сорняки, удалять их, поливать и пропалывать грядки и с большим удовольствием осенью собирать урожай с огорода. Дети продвигаются в своем эмоциональном развитии: они ощущают себя более эмоционально благополучными, способны самостоятельно выполнять положительные социальные роли в семье, классе.    

 

Семейная воспитательная группа позволяет приобрести опыт семейной жизни и создается с целью реализации приоритетного права ребенка жить и воспитываться в семье

При этом есть две заинтересованные стороны: воспитанники социального учреждения и воспитатели, желающие дать им семейное тепло. В ходе такого сотрудничества дети получают позитивный опыт семейной жизни, а воспитатели, в свою очередь, дают им возможность выработать представления о разнообразии социальных ролей в семье и способов внутрисемейных отношений.

Особую роль в жизни детей, лишенных естественной социальной среды играет воспитатель. Ребенок, имеющий семью, взаимодействует с большим количеством людей. В этом взаимодействии он овладевает различными социальными ролями. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи.

В деятельность воспитателя заложены следующие подходы:

Личностно – ориентированный – направлен на развитие всех качеств личности;

Компетентностный – выдвигает на первое место не информированность, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности;

Диалектический – обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассматривания и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии;

Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов. В период пребывания в центре именно воспитатель ежедневно взаимодействует с ребенком, от его компетенции зависит эффективность процесса реабилитации. Поэтому в своей работе воспитатели используют разнообразные формы и методы, ищут индивидуальный подход к каждому ребёнку. Они планируют и проводят коррекционно-реабилитационную работу на основе пунктов программы реабилитации по направлениям: «Я здоров», «Я гражданин» , «Социально – правовое ориентирование», «Я семьянин», «Этикет», «Я работник» и «Социально – бытовой практикум».

В своей работе я использую следующие методы:

 Словесный

Наглядный

Практический

 Игровой

Сотрудничества

Данные методы я использую в системе, комбинирую их сочетание в зависимости от условий, в которых проводится то или иное занятие.

Работа в социальном центре имеет свою специфику.

Обусловлена она тем, что процесс реабилитации воспитанников имеет разный временной промежуток. Согласно нормативно – правовой базе учреждения процесс реабилитации длится до решения дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего, что может составлять как одни сутки, так и несколько месяцев. Считаю важным отметить и разновозрастной коллектив воспитанников: от 3 -4 до 18 лет.

В нашем центре воспитываются дети, попавшие сюда по различным причинам. Есть те, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняются добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но, в то же время, ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой- то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.  К сожалению, имеются и примеры, когда работа с семьёй всех органов системы профилактики в течение длительного времени результатов не даёт, дети в очередной раз поступают в наше учреждение. Специалисты стараются поддержать в детях положительное отношение к родным, компенсировать их отсутствие в тяжелый период адаптации.  Дети, передача которых в семью по различным причинам невозможна, живут в Центре в семейных разновозрастных группах, где создаются условия для круглосуточного проживания детей в возрасте от 3 до 18 лет. Нельзя обойти вниманием важнейший вопрос о содействии семейному жизнеустройству воспитанников. В связи с этим, в структуре учреждения, где проживают воспитанники, лишенные семейного попечения, необходимы целевые структурные подразделения. В структуре Центра «Преображение» это «Школа приемных родителей» и «Отдел сопровождения замещающих семей».

Особого внимания педагогов семейных центров требует развитие взаимодействия со школой, где обучаются их воспитанники. Целесообразно, если позволяют условия, направлять воспитанников в разные школы, чтобы они могли чувствовать себя более самостоятельными и автономными, осваивать различный опыт общения, деятельности этих школ, обогащать тем самым опыт своего семейного центра . Педагогам этих учреждений необходимо обеспечить взаимную информированность о делах школы, семейного центра, об особенностях, успехах, проблемах воспитанников, взаимную помощь в решении проблем, в продвижении и развитии детей.

Комплексными средствами являются экскурсии, путешествия, походы, поездки в другие районы, регионы страны, а также временные детские объединения, которые создаются на базе оздоровительных центров, прежде всего в каникулярное время. Здесь дети узнают, осваивают отличные от семейного центра традиции, нормы, иную систему взаимоотношений, своеобразный ритм и характер жизнедеятельности, разнообразие общения с новыми людьми, детьми из семей, обогащаются их представления о жизни, окружающем мире. С помощью условий, созданных в центре, задача педагогов – воспитать хорошего человека, семьянина, умеющего в дальнейшем создать свою нормальную семью, способную воспитать своих детей, умеющую ориентироваться в различных жизненных ситуациях, научить ребенка практическим навыкам ведения домашнего хозяйства. 

Открытость семейного центра местному сообществу, многообразие его социальных связей, активность педагогов в организации взаимодействия с социальными институтами и учреждениями, использовании их воспитательного потенциала создают такую воспитательную систему центра, которая обеспечивает его выпускникам высокий уровень социализации, формирование социально зрелой личности.

Вся наша работа направлена  на то, чтобы  совместными усилиями взрослых, а  именно -  нас педагогов, родителей, социальных партнёров  оказать помощь семьям, попавшим  в трудную жизненную ситуацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Основы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в школе-интернате 8 вида"

Психологические основы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью"...

Доклад на тему "Основы вокала. Гигиена голоса"

В докладе кратко освещаются вопросы правильного вокального звукоизвлечения, вопросы гигиены и охраны голоса, а также приведены некоторые упражнения для развития, укрепления и развития голоса....

доклад на тему "Заповеди семейного воспитания"

в докладе говорится о проблемах отцов и детей....

Семейное воспитание – необходимое условие обеспечения духовного единства поколений

Семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Благодаря семье крепне...

Программа семейного воспитания в условиях детского дома "Мой дом"

Семейное воспитание детей в условиях детского дома - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит ег...

Доклад «Индивидуально – психологические особенности развития ребенка в условиях семейной депривации».

Доклад «Индивидуально – психологические особенности развития ребенка в условиях семейной депривации»....

Анализ программы «Семейное воспитание в условиях детского дома».

Каждый воспитатель работает с группой детей по развивающей программе. Моя программа нацелена на развитие социальных качеств у воспитанников детского дома, которая надеюсь, в будущем поможет нашим ребя...