Конспект и презентация родительского собрания. «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье».
методическая разработка (7 класс) по теме

Антипина Елена Вячеславовна

Научить ребёнка быть счастливым нельзя,

 но воспитать его так,  чтобы он был счастливым можно.

          А. Макаренко

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tipy_semeynogo_vospitaniya.ppt1.54 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_roditelskogo_sobraniya.doc94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания.

 

«Типы семейного воспитания.
Возможные нарушения процесса воспитания в семье».

(сопровождается презентацией)

 

                                                                               

Выполнила:

учитель биологии

 МКУ СОШ №10 г. Нижнеудинска

Антипина Елена Вячеславовна

2012 год

                                                                                  Научить ребёнка быть счастливым нельзя,

                                                                                                  но воспитать его так,
                                                                                                  чтобы он был счастливым можно.

                                                                                                                                       А. Макаренко

Цели: 

  1. Ознакомить родителей со стилями воспитания и возможными нарушениями в процессе воспитания;
  2. Способствовать формированию умений родителей видеть отрицательные моменты в воспитании детей.

Ход собрания:

1. Вступление

- Каким мы хотим видеть своего ребёнка в будущем?

- Конечно же, счастливым. А это значит обладающим такими качествами, которые позволят ему быть успешным на работе, в семье, в общении с друзьями. «Научить ребенка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно». (А.Макаренко).

Слайд 2

- Как мы воспитываем своих детей? Как подсказывает интуиция, жизненный опыт, складывающиеся обстоятельства. Проще говоря, как получится. А получается по-разному: Добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный, внимательный или безучастный...   Любые качества ребёнка зависят от родительских установок в вопросах воспитания и стилей родительского поведения.

2. Стили родительского поведения и их влияние на развитие детей

  В педагогической литературе принято выделять четыре основных стиля родительского поведения, они определены на основе двух факторов воздействия на ребёнка: родительского контроля и родительской теплоты.

  Понятие «родительский контроль» имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций, выражающееся в требованиях, подчинениях правилам, выполнениях детьми своих обязанностей. Контроль – это попытка влиять на деятельность ребенка.

 Родительская теплота указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение, выражающееся в похвалах, поддержке ребенка или, наоборот, в какой степени они критикуют и наказывают ребёнка.

  Слайд 3 Авторитарный – характеризуется высоким контролем со стороны родителей. Родители ждут неукоснительного выполнения своих требований. Они хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В общении с ребенком родители отдают приказы и ждут, что их ребенок в точности выполнит. Отношения холодные, отстраненные. Ребенку порой неуютно под их контролем.

Слайд 4  Влияние стиля родительского поведения на черты характера ребёнка. (курсив)

Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны.  Девочки в большинстве  своем – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.

Слайд 5 Если Вы авторитарный родитель: Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Ребёнку порой очень неуютно под вашим контролем.

  Авторитетный - предполагает высокий уровень контроля,  когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований).

Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой, они хорошо учатся в школе.

Слайд 5 Если Вы авторитетный родитель: Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

  Либеральный – предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируют поведение детей. Родители  слишком высоко ценят своего ребенка, считают простительным его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всем, не склонны к запретам и ограничениям, детям предоставлен избыток свободы.

Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях,  дети становятся активными, решительными, творческим людьми. Но это воспитание эгоиста.

Если Вы  либеральный родитель: Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

  Индифферентный – с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей.

 Дети во всём самостоятельны, легко решают свои проблемы, но враждебны, импульсивны и склонны  к отклоняющемуся поведению.

Если Вы индифферентный родитель: Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны! 

  Это деление условно, но, как правило, какой-то стиль преобладает в семье в большей степени.

Слайд 5

  Какой вы родитель? Какой из этих стилей соответствует вашему типу воспитания? Какому отдать предпочтение? Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребёнка. И вообще может ли воспитание быть неправильным? Однако, как бы это не звучало, парадоксально может…

  Кроме стилей родительского поведения, выделено огромное количество типов воспитания, но я хочу обратить ваше внимание только на те, которые негативно влияют на развитие ребёнка. Типы воспитания, которых следует избегать.

3. Типы воспитания, которых следует избегать. (типы неадекватного поведения родителей)

 Слайд 6

  1. Гиперпротекция потворствующая: Ребёнок – кумир семьи 

Слайд 7

  Ребенок воспринимается родителями как сверхценность, смысл жизни, кумир, которому подчинен весь уклад жизни семьи. Он находится в центре внимания, семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Говоря об этом типе воспитания, невольно кажется — ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него. Любая прихоть ребенка — закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Ежесекундно, ежеминутно, родители в нем открывают новые «таланты», любуясь ими и демонстрируя нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям. В семье для ребенка нет понятия режима, дисциплины, слово “нельзя” произносится крайне редко, да и, то так неуверенно, что ребенку ничего не стоит превратить его в “можно”. А он, начинает чувствовать свою ценность и значимость, и твердо веря в свою исключительность, растет капризным,  своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен. Расторможен, неуступчив, упрям,  истеричен,  как правило, имеет завышенную самооценку. Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться, родители освобождают ребенка от всех обязанностей. Окружающие – и дети, и взрослые, столкнувшись с таким царьком, почему-то отказываются играть роль подданных, и то, что дома вызывает восторг, воспринимается в лучшем случае равнодушно. В худшем, его претензии вызывают смех или жестокий отпор, его не хотят признать кумиром. В отношениях с людьми особенно со сверстниками терпит неудачу.

  Во взрослой жизни людей, обожаемых в детстве, нередко случаются стрессы и трагедии. Та ситуация, с которой другие справляются быстрее, может у этого человека вызвать депрессию или нервный срыв. Детские иллюзии по поводу того, что все тебя любят, оборачиваются недоумением и разочарованием. Неприспособленность к жизни может выражаться, в абсолютном неумении заботиться о себе, не говоря уже об окружающих.

  Когда у таких людей появляются дети, они могут повторить в воспитании родительский сценарий или, напротив, будут равнодушными, безучастными, капризными, если воспримут малыша как соперника.

Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным? Приучить его не встречать ни в чем отказа.

  1. Гиперпротекция доминирующая: Ребёнок – робот

 Слайд 8

 Родители не проявляют своей любви и вместо покровительства относятся к ребенку строго. Жизнь ребенка с самых первых дней подчинена строгим правилам. Всё в жизни ребенка  регламентировано, всё разделено только на белое, и только на чёрное, на дозволенное и недозволенное. Ребенок лишен права выбора, и его собственные наклонности и желания в расчет не принимаются. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до малейших мелочей «разработали», её маршрут, невольно превращаясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребёнку и контролируют его во всём, наверно, даже в мыслях. Они вмешиваются в его взаимоотношения со сверстниками и навязывают свои пути выхода из детских конфликтов. Они запрещают все, что с их точки зрения может представлять хотя бы малейшую угрозу его здоровью, вплоть до катания с крутых горок.         Основное для таких родителей – чтобы “ребенок вышел в люди”, чтобы у него было не хуже чем у других. Под «пресс - контролем» их ребенок теряет индивидуальность, напоминая робота. Он твердо знаёт: это надо сделать так, а это — так... Он эмоционально сдержан, сориентирован на то, что скажут, подумают, как оценят его поступки другие люди. Как результат - неуверенность в себе. Лишенный самостоятельности ребёнок и не стремится к ней,  не проявляет инициативы, рассеян, инфантилен, пассивен, зависим, робок и безответственен. Старшеклассники все больше предпочитают проводить время вне дома. Пренебрежения со стороны родителей интересами ребенка, создают барьер между ними.

Жизнь по подсказкам — существование. Такие дети уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников.

Гипопротекция:

Слайд 9

  Гипоопека  - стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенок, оказывается, предоставлен самому себе, лишен необходимых ему внимания и заботы. У родителей отсутствует интерес к тому, как ребенок проводит время, где он бывает вне дома, чем занимается, каковы его переживания. Если ребенок не получает нужного ему внимания, необходимого для нормального развития и эмоционального благополучия, он может найти свой способ его получить: непослушание. Ребенок не хочет примириться с тем, что он никому не нужен и любой ценой отстаивает свое право на внимание. Его опыт подсказывает ему, что на него обращают внимание лишь тогда, когда он делает что-то плохое. И он начинает вести себя агрессивно. Он может замахнуться на маму, исцарапать лицо младшему брату или сестре, в гневе ломать или разбрасывать игрушки, нарочно сбросить со стола тарелку. Разрядка отрицательных переживаний через разрушительные действия может в дальнейшем закрепиться и стать устойчивой характеристикой поведения.

  Потворствующая гипопротекция Слайд 9 - это нередко встречающаяся манера воспитания, характеризующаяся, с одной стороны, отсутствием контроля, за поведением и попустительством всем проделкам ребенка, а с другой - стремлением родителей оградить его от воспитательных мер детского коллектива, педагогов, других взрослых, случайно или по долгу службы пытающихся оказать влияние на ребенка.

  Доминирующая гипопротекция Слайд 10 Ребёнка воспитывают «от случая к случаю» временами вспоминая, что он есть. От предшествующей ситуации отличается наличием, лишь видимости какого-то интереса к воспитанию, однако дальше «правильных» слов родители не идут, они не требуют выполнения провозглашаемых и тут же забываемых ими правил поведения и режима; угрозы наказаний и обещания поощрений не выполняются. Такое формальное отношение к воспитанию дети очень хорошо чувствуют и переживают.
 

  Крайнее выражение гипоопеки—это безнадзорность, когда воспитание по существу отсутствует. В этом случае в семье не осуществляется в необходимой мере удовлетворение физических потребностей ребенка. Его забывают накормить, переодеть одежду, соответствующую погоде, вымыть, постричь и т. д. Совсем не учитывают его духовные потребности. У него нет своего угла, своих книг, игрушек. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворить. Он с малолетства вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители.

 Любая форма гипоопеки приводит к серьезным нарушениям в развитии личности ребенка.  Накопив горький опыт равнодушия в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе и приходит к выводу: "Меня не любят".  Он ощущает себя ненужным, лишним и со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка, преследует его потом всю жизнь, являясь одной из частых причин порождающих  девиантное поведение, трудности в построении собственной семьи, правонарушения и т. п.

  1. Повышенная моральная ответственность:

Слайд 11  

  Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышенным уровнем родительских ожиданий в отношении будущего своего ребёнка: успехов, способностей, талантов. Свои не оправдавшиеся чаяния, надежды взрослые мечтают реализовать в детях: либо в области образования, либо в жизненной карьере и малыши должны учить английский, играть на скрипке, писать, читать, едва родившись, чтоб оправдать тщеславие родителей. Другой вариант такого воспитания — когда ребенку поручают заботиться о младших в доме или же о престарелых. Эта огромная ответственность, обычно непосильная для возраста, тяжким бременем ложится на плечи ребенка и отражается на его психике: приводит во многом к бесполому воспитанию, эмоциональной уплощенности, неумению ребёнка вписаться  в любую жизненную ситуацию. Ребёнок не по возрасту серьезен, все время озабочен и ищет выход из создавшегося положения. У таких  детей практически в 100% случаев формируются неврозы.

  1. Эмоциональное отвержение: воспитание по типу «Золушки»

Слайд 12

  Воспитание по типу "Золушки" - открытая демонстрация негативных эмоций по отношению к ребенку. Это воспитание по типу «Золушки», когда вне зависимости от поведения ребенка, его заслуг, связанных с выполнением поручений и обязанностей, он не только не получает одобрения или поощрения, но и никогда не удостаивается ласки и внимания. В ребенке все раздражает, все вызывает досаду, на ребенка постоянно сердятся, его все время ругают, ему ничего не прощается. Его замечают лишь для того, чтобы чем-то загрузить или наказать за недостаточно быстрое или некачественное выполнение подчас непосильных заданий. Переживания или трудности ребенка игнорируют, а если они все-таки попадают в поле зрения родителей, то вызывают  раздражение и приводят к дополнительным наказаниям за «неблагодарность и нерадивость». Ребенка постоянно заставляют чувствовать, что он плох, в чем-то виноват, несообразителен и неумел, что он помеха родителям в их жизни. Родители стремится, уйти от ребенка к своей работе или другим занятиям, предоставив заботу о ребенке другим лицам.

  Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Ребенок улавливает отсутствие материнской любви, но она для него сверхпотребность, безопасность. Поэтому неприятие рождает в нем страх, а затем приводит к неприятию родителей и порождает чувство протеста. Ребенок ищет компанию и утешение вне семьи. Как правило, он находит, что ищет - компанию, где праздно проводят время, пренебрегают учебой.  У него может сформироваться  склонность к бурным сценам протеста, с “двигательной бурей”, с потерей самоконтроля, поведение становится вызывающим как в семье, так и  вне семьи. Характер приобретает черты эгоистичности, лживости, манерности, склонности всегда и во всем обвинять других, начиная с родителей и кончая всеми окружающими.

  В другом случае следствием эмоционального отвержения ребёнка, может стать формирование пассивного, апатичного характера. Ребенок замыкается, он не уверен в себе, его отношение к миру враждебно и безразлично.

  Этот стиль воспитания часто приводит к подростковому алкоголизму и подростковой наркомании, и за этим стоят не любящие своих детей родители.

  Дети не получившие в детстве так необходимой им родительской любви  вырастая, просто не в состоянии проявлять и испытывать это чувство по отношению к собственным детям.

  1. Воспитание в культе болезни

Слайд 13

  Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием или когда родители, боясь, что ребенок вдруг внезапно, заболеет. Родители  в ужасе трясутся над ним, предупреждая - все его  желания,  а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им.  Такой ребенок хочет, чтобы в доме потворствовали всем его желаниям, дрожали бы над ним, заботились о нем.  Он хорошо усвоил все свои права, не думая, что есть еще обязанности. Такой ребенок — маленький тиранчик. Он добивается всего, пусть даже иногда для этого придется притвориться, придумать новую болезнь. Он ждет сочувствия от всех сочувствия и сострадания, и даже «борется» за это. У него возникает представление о том, что он особенный из-за своей болезни. Такие дети, вырастая, часто с трудом могут приспособиться к действительности. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.  В будущем такие дети проявляют пессимизм и,  лелея лишь самих себя и не привыкнув ничем жертвовать, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь — участь слабовольных и изнеженных людей.

  1. Жестокое обращение

Слайд 14

  Главным средством воспитания является физическое или моральное (унижение, ограничение свободы и т. п.) наказание. Ребенка держат в ежовых рукавицах, он обычно подневольное, бесправное и безголосое существо. Ему диктуют; ему приказывают, на нем срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение. Чуть что не так — ремень, угрозы и избиения. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками. Такой рёбенок, не зная ласки и тепла беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.

  Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребёнка, нарушение личности.

   Жесткие правила, усвоенные с детства, он без изменений принес в свою взрослую жизнь - в семье, на работе, среди друзей, отдавая предпочтение принципиальным и авторитарным людям. При этом он будет постоянно жаловаться на жизнь и  не пытаться что-то менять.

  1. Противоречивое воспитание

Слайд 15

  Противоречивое воспитание – это сочетание различных стилей в одной семье, возникает при несогласованности воспитательных действий у членов семьи – у мамы один стиль, у папы другой, а у бабушки с дедушкой третий, как правило,  зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи.

  Противоречивое воспитание оказывает особо пагубное влияние на психику ребенка. Ребенок всегда находится в крайне напряженном состоянии, у него нет понятия единства требований, наказаний, он не знает, как поступить в той или другой ситуации. В результате он начинает приспосабливаться, манипулировать взрослыми и сверстниками. Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ребенком, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию.

Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка и часто приводит невротическому состоянию.

4. Заключение

  Неправильное воспитание калечит детскую душу, отзываясь самыми серьёзными проблемами в будущей взрослой жизни ребёнка. Как же воспитывать правильно? Готовых рецептов воспитания не существует, но позвольте вам предложить советы психологов, которые помогут вам создать благоприятную обстановку для эмоционального и нравственного развития личности.

Слайд 16  Советы психолога:

  1. Культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и взаимной поддержки
  2. Сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного.
  3. Подавать детям пример, поддерживать и вознаграждать просоциальное поведение детей (заботу о других, помощь, сочувствие и т.д.).
  4. Предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении.
  5. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, и быть последовательными.
  6. Избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей.
  7. Помогать ребенку научиться владеть собой и развить чувство контроля над обстоятельствами.
  8. Использовать объяснение и убеждение для того, чтобы помочь понять детям правила поведения в обществе.
  9. Счастливые дети обнаруживают большую зрелость, у них лучше развит самоконтроль и просоциальное поведение.  

  Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. И родители сыграют определённую роль в его жизни – разрушительную или созидательную, запуская программу неудачника или счастливого человека. Хотите видеть своего ребёнка счастливым? Воспитайте его таким.

Слайд 17  Успехов Вам в воспитании!

Список литературы:

  1. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя 1-4 классы. М.: ВАКО, 2003.
  2. Рожков М. И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. М.: ГИЦ Владос, 2001.
  3. Барылкина л, П., Королёва Н. А. Завуч начальной школы 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008.

Интернет источники: www.solnet.ee,  www.family72.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "ТИПЫ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ".

Рассматривается проблема взаимодействия родителей и подростка в семье...

Родительское собрание на тему «Типология семьи и семейного воспитания».

       На сегодняшний день многие молодые люди легкомысленно относятся к семейной жизни. Вместе с тем, она сопряжена с огромным количеством трудностей, которые необходимо ре...

Презентация к родительскому собранию "Особенности семейного воспитания"

Презентация "Особенности семейного воспитания" знакомит родителей с типами воспитания негативно влияющих на психику ребенка, побуждает родителей к размышлению об особенностях  воспитагия в их сем...

Презентация к родительскому собранию "Заповеди семейного воспитания"

Презентация к родительскому собранию "Заповеди семейного воспитания"...

презентация к родительскому собранию "Особенности семейного воспитания"

Презентация поможет при подготовке к родительскому собранию...

Конспект родительского собрания "Особенности семейного воспитания"

Конспект родительского собрания "Особенности семейного воспитания"...

РОДИТЕЛЬСКОЕ собрание Университет семейного воспитания для родителей на тему: «Древо моей семьи»

Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. Одной из причин кризиса семьи и воспитания является утрата преемственности с прошлым, нарушение связей между поколениями...