Рабочая программа хорового кружка "Музыкальный калейдоскоп"
рабочая программа по музыке

Цель программы - заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека. Основной задачей ппрограммы является сформировать вокально - хоровые навыки учащихся, привить любовь к хоровому и вокальному пению и воспитать певческую культуру.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                      Рабочая программа  хорового кружка

 «Музыкальный калейдоскоп»

                                         Составила: Безрукова Татьяна Фёдоровна,

учитель музыки МАОУ СОШ №4 г. Покачи , ХМАО – Югра 2023 г.

Пояснительная записка

              В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта и концепции «Духовно-нравственного воспитания» возникла необходимость создания программ нового уровня. Определены новые подходы и принципы построения обучения, которые требуют постановку новых целей и задач воспитательного значения, а соответственно получение результата нового качества.

В рамках реализации регионального проекта «Образование» и входящего в него проекта «Цифровая образовательная среда», утвержденного на 2019-2024г.

( Приказ №223-О от 27.06.2019г) мною разработана и внедрена программа хорового кружка «Музыкальный калейдоскоп».

Программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального искусства. Способствует приобретению детьми определенного комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокально-хоровые произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Вырабатывает у детей опыт творческой деятельности. Воспитывает учащихся культурным ценностям народов мира и Российской Федерации.

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время, несмотря на большое количество появившихся хоровых школ, вокальных студий, эстрадных коллективов, уровень певческого развития детей неуклонно снижается.

Как важно сегодня воспитывать детей на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на нас. Не случайно песню называют вечным спутником человека. На протяжении всей нашей жизни она сопровождает нас, вдохновляет на труд, на подвиги, любовь. Ей мы доверяем лучшие свои чувства, с нею вместе грустим и радуемся, надеемся и мечтаем.

Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь тесную связь искусства с жизнью, историей страны, народов, способствует нравственному развитию молодого поколения.

Для реализации данной программы были привлечены социальные партнеры  из Детской школы искусств нашего города, ДК «Октябрь».

Данный курс рассчитан на 1 год для обучающихся 11-13 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Общее количество занятий - 105.

Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в хоре.

При составлении программы внеурочной деятельности учтены требования и основные задачи для развития образования в ХМАО - Югре и РФ:

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015 (ред. от 13.12.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • приказа Департамента образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 30.01. 2007 года №99 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, реализующих программы общего образования».

Цель программы: заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой   частью жизни каждого человека.

              Задачи:

  • Научить каждого вокалиста  владеть певческим голосом.
  • Привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально– хоровые навыки, чувство музыки, стиля.
  • Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.
  • Создать  условия  для развития личности - воспитание нравственных чувств, понимания истинных духовных ценностей, развитие эстетических и этических качеств и способностей школьников, которые обеспечат им наилучшую самореализацию в условиях современного общества.
  • Создание условий для сохранения здоровья учащихся, внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе пения.

            Программа предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей  на  групповых и  индивидуальных занятиях.

           Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий,  анализ подготовки и участия воспитанников хора в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри,  анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой занятий является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование  специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами голоса, навыки следования дирижерским указаниям; навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания.

         Хорошо организованная работа хора способствует сплочению детей в единый дружный коллектив, выявляя их творческую активность. В осуществлении этих задач и заключается художественно – воспитательное значение данной программы.

Организационные условия реализации программы

Исходя из возрастных особенностей кружковцев, в хоровом коллективе организованы следующие группы хорового пения:

  • первая (5 классы);
  • вторая (6 классы);
  • третья (7 классы).

Исходя из задач коллектива, занятия проводятся следующим образом:

  • первая группа – 1 раз в неделю по 1 часу;
  • вторая группа – 1 раз в неделю по 1 часу;
  • третья группа – 1 раза в неделю по 1 часу.

Формы проведения занятий: индивидуальные, мелкогрупповые, групповые, крупногрупповые (сводная репетиция).

Каждое занятие кружка является комплексным, так как оно включает в себя различные виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, игру на ДМИ, музыкально-ритмические движения).

Основные показатели эффективности реализации данной образовательной программы:

- высокий уровень мотивации кружковцев к вокально-хоровому исполнительству;

- профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкально-хорового образования;

- творческая самореализация воспитанников, участие вокально-хоровых коллективов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

Предметные результаты программы

Реализация программы должна обеспечить:

- развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся;

- развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления, развитие навыка пения по нотам;

- умение осознанно применять навыки академического звукообразования для музыкального образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания;

- навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди которых могут быть народные песни, сочинения композиторов – классиков, произведения современных композиторов, произведения духовной музыки с аккомпанементом и a cappella;

- способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других людей.

В результате обучения хоровому пению ученик должен знать и понимать:

- специфику певческого искусства;

- основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;

- многообразие музыкальных образов и способов их развития.

Уметь:

- эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения;

- исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную запись;

- устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов.

Метапредметные результаты

Личностные результаты:

        • формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

        • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений;

        • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с исполнительской;

        • формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал;

        • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

        Учащиеся научатся:

        • логическим действиям сравнения, анализа,  построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

        • применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании различных исполнительских схем хорового произведения);

        • рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности;

        • адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;

        Учащиеся получат возможность:

        • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своё выступление и выступая перед зрителями;

        • удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально  обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.

Регулятивные:

        Учащиеся научатся:

        • планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению хоровых произведений;

        • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

        • выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться на практике этими критериями;

        • мобилизовать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

        •  формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности;

        • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.

Коммуникативные:

        Учащиеся научатся:

        • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

        •  понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов исполнительской интерпретации;

        • использовать речевые средства (а при необходимости и средства информационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач (например, при обсуждении особенностей исполнения народных песен);

        • опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

 Учащиеся получат возможность:

        • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый в ходе хоровых занятий и выступлений сценический опыт публичного  исполнения музыкальных произведений.

Формы и режим занятий:

- учебное занятие;

- контрольный урок;

- музыкальные спектакли;

- отчетный концерт;

- участие в конкурсах, фестивалях;

- посещение концертов, музыкальных спектаклей.

Каждое занятие строится по схеме:

- настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием;

- дыхательная гимнастика;

- речевые упражнения;

- распевание;

- пение вокализов;

- работа над произведениями;

- анализ занятия.

Принципы и методы работы:

Принципы:

В основе ансамблевого пения лежат следующие педагогические принципы:

- единство технического и художественно-эстетического развития учащихся;

- постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения;

- использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми;

- принцип эмоционального положительного фона обучения;

- индивидуальный подход к учащемуся.

Методы:

1.Метод-демонстрация (прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример);

2.Словесный метод (беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач);

3.Метод разучивания (по элементам, по частям, в целом виде);

4.Метод анализа (все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчеркивать лучшие моменты выступления.

Критерии определения оценки

Основными критериями определения оценки учащихся являются:

- уровень сформированности вокально-исполнительских навыков;

- степень выразительности исполнения;

- проявление совместной творческой активности;

- умение слышать участников ансамбля (хора) и не выделяться из общего звучания.

        При этом также учитывается участие учащегося в концертной деятельности, конкурсах и фестивалях.

        Ученики, проявившие особые способности и склонности к профессиональному вокальному исполнительству, подготавливаются к поступлению в колледжи соответствующего профиля.

Содержание программы

Тема занятий

Количество часов

Теория

Практика

  1. Вокально-хоровая работа - 88 час.

1.

Диагностика. Прослушивание детских голосов

1

1

2.

Введение. Владение голосовым аппаратом.

1

1

3.

Певческая установка и певческая позиция. Дыхание.   Отработка полученных вокальных навыков.

1

9

4.

Распевание. Упражнения.

1

10

5.

Звуковедение. Использование певческих навыков.

1

9

6.

Дикция. Артикуляция.

1

5

7.

Гигиена певческого голоса.

1

1

8.

Сценическая культура и сценический образ.

1

9

9.

Движения  вокалистов под музыку.

1

4

10.

Вокально-хоровая работа.

3

15

11.

Импровизация.

1

4

12.

Работа с солистами.

0

7

  1. Концертно-исполнительская деятельность -  17 час.

ИТОГО:    105 часов

Тематический план

программы хорового кружка «Музыкальный калейдоскоп»

Тема

Содержание

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Диагностика. Прослушивание детских голосов

Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач хорового кружка. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

1

1

2

Введение. Владение голосовым  аппаратом

Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.

1

1

3

Певческая установка и певческая позиция. Дыхание.   Отработка

полученных вокальных навыков.

Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.

1

9

4

Распевание.

Упражнения.

Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Упражнения первого уровня  формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

1

10

5

Звуковедение.

Использование певческих навыков.

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).

1

9

6

Дикция. Артикуляция

Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).

1

5

7

Гигиена певческого голоса.

Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

1

1

8

Сценическая культура и сценический образ.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.

1

9

9

Движения вокалистов под музыку.

Использование элементов ритмики. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ.   Пластичность и статичность вокалиста.

1

4

10

Вокально-хоровая работа.

Регулировочный образ вокалиста.  Хор: особенности исполнения вокалистов в составе хора. Проблемы хора. Требования к хору: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость. Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в хоре). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму. Развитие мышц глотки и языка.

Атака звука: твердая, мягкая, преддыхательная. Работа хора или вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.

1

15

11

Импровизация.

Импровизация: сущность, важность использования в вокальном искусстве. Особенность вокальной импровизации. Эффекты импровизации. Требования к импровизации.

1

4

12

Работа с солистами.

Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.

0

7

Концертно – исполнительская деятельность

В течение года.

17

Итого: 105 часов

Слушание музыкальных произведений,

разучивание и исполнение песен в течение года:

Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни разных народов сольно и хором.

Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.

Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и хором. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

Описание учебно-методического

и материально-технического обеспечения курса

Материально – техническое оснащение:

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетиционного зала (сцена).

3. Фортепиано, синтезатор,  музыкальный центр, компьютер.

4. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

5. Электроаппаратура.

  6. Нотный материал, подборка репертуара.

  7. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

Список литературы:

  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения а общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. 112 с.
  2. Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. // М.:1975. С. 104-113.
  3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 220 с.
  4. Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 148с.
  5. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. 367с.
  6. Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974. 282 с.
  7. Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978. С. 28-37.
  8. Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса.// От простого к сложному. Л., 1964. С. 97=106..
  9. Овчинникова Т. Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором.// Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. С. 17-23.
  10. Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Л.: Музыка, 1982. 152 с.
  11. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: МПГУ им. Ленина, 1992. 270 с.
  12. Струве, Г.А. Школьный хор : Кн. для учителя / Г. А. Струве. – М.: Просвещение, 1981. — 191 с., ил.
  13. Тевлина В. К. Вокально-хоровая работа. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1982. С. 43-77.
  14. Федотова Н. Постановка голоса и развитие вокальных данных детей и подростков. Волжск, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа хорового кружка "До-ми-солька"

Программа составлена на основе авторских программ "Певческая школа" В.В.Емельянова,"Народное пение" И.А. Ильина,"Сольное пение" Р.А.Жданова...

Рабочая программа хорового кружка "Пою моё Отечество" 1 класс (ФГОС, внеурочная деятельность)

Данная рабочая программа составлена на основе репертуара гжельского композитора Владимира Стрелкова в соответствии с ФГОС НОО. Необходимый музыкальный материал можно найти по ссылке http://yadi....

Рабочая программа Хорового кружка

Рабочая программа хорового кружка для 5-7 классов общеобразовательной школы....

Рабочая программа "Хоровая студия"

Рабочая программа хоровой студии отделения дополнительного образования на два года....

Рабочая программа "Хоровое пение"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 классов....