Рабочая программа Музыка 4 класс
методическая разработка по музыке
Рабочая программа по музыке на уровне 4 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа Музыка 4 класс | 810 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Управление по образованию г. Пыть-Ях
РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей _______________________ Протокол №1 от «26» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ________________________ Протокол №1 от «29» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО и.о. директора ______________________ . Приказ №424-ОД от «31» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
для 4 класса начального общего образования на 2023-2024 учебный год
г. Пыть-Ях 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 4 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
- становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательнойсферы;
- развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкальногоискусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
- формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации кмузицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
- Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
- Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия сприродой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
- Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение кобщечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.
- Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивнымиуниверсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
- Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практическогомузицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты.
- Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
- Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.
- Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре другихстран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 4 классе, составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Музыкальные пейзажи
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами
Танцы, игры и веселье
Музыка — игра звуками. Танец — искусство и радость движения. Примеры популярных танцев
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Мелодия
Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок
Интервалы
Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима
Дополнительные обозначения в нотах
Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги)
Вариации
Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации
Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Вокальная музыка
Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата.
Песня, романс, вокализ, кант.
Симфоническая музыка
Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина
Композиторы — детям
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш
Вокальная музыка
Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата.
Песня, романс, вокализ, кант.
Инструментальная музыка
Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет
Программная музыка
Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты
Русские композиторы-классики
Творчество выдающихся отечественных композиторов
Европейские композиторы-классики
Творчество выдающихся зарубежных композиторов
Мастерство исполнителя
ворчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского
Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА»
Звучание храма
Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов
Искусство Русской православной церкви
Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.). Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы
Религиозные праздники
Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Жанры музыкального фольклора
Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты
Русские народные музыкальные инструменты
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии
Первые артисты, народный театр
Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов
Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества
Сказки, мифы и легенды
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах
Народные праздники
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников
Модуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»
Сюжет музыкального спектакля
Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы
Балет. Хореография — искусство танца
Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов
Оперетта, мюзикл
История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др.
Модуль «СОВРЕМЕННЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»
Современные обработки классической музыки
Понятие обработки, творчество современных композиторов и исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики?
Модуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»
Музыка наших соседей
Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты)
Кавказские мелодии и ритмы
Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Композиторы и музыканты- исполнители Грузии, Армении, Азербайджана. Близость музыкальной культуры этих стран
с российскими республиками Северного Кавказа
Музыка Японии и Китая
Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника
Музыка Средней Азии
Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии, и других стран региона
Певец своего народа
Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов — ярких представителей национального музыкального стиля своей страны
Диалог культур
Культурные связи между музыкантами разных стран. Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
_______________________________________________________________________________________
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально- исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально- исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,
умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые,
ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на
основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства,
вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
Модуль «Современная музыкальная культура»:
иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора;
различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.);
анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении;
исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука.
Модуль «Музыка народов мира»:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);
различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Репертуар | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||||
всего | контрольные работы | практические работы | для слушания | для пения | для музицирования | ||||||
Модуль 1. Классическая музыка | |||||||||||
1.1 | Вокальная музыка | 1 | «Вокализ». С. Рахманинов. «Ты, река ль, моя реченька», рнп | «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской. | Знакомство с жанрами вокальной музыки Слушание вокальных произведений композиторов- классиков. Освоение комплекса; дыхательных, артикуляционных упражнений. Вокальные упражнения на развитие гибкости голоса, расширения его диапазона; Проблемная ситуация: что значит красивое пение?; | Устный опрос; Практическая работа | |||||
1.2. | Симфоническая музыка | 1 | Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов. | «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской. | Слушание фрагментов симфонической музыки. «Дирижирование» оркестром; Музыкальная викторина; | Устный опрос; Практическая работа | |||||
Итого по модулю | 2 | ||||||||||
Модуль 2. Народная музыка России |
2.1. | Жанры музыкального фольклора | 1 | Русские народные песни: "Вниз по матушке, по Волге", "Светит месяц" и т.д. | «А мы просо сеяли» в обраб. М. Балакирева, Н Римского-Корсакова. | Различение на слух контрастных по характеру фольклорных жанров: колыбельная, трудова лирическая, плясовая. Определение, характеристика типичных элементов музыкального языка (темп, ритм, мелодия, динамика и др.) Определение тембра музыкальных инструментов, отнесение к одной из групп (духовые, ударные, струнные); Разучивание, исполнение песен разных жанров, относящихся к фольклору разных народов РФ | Устный опрос; Практическая работа | https://xn--h1adlhdnlo2c.xn--p1ai/ www.culture.ru/s/vkz/https://radostmoya.ru/project/shishkina_shkola_muzyka/ | ||||
Итого по модулю | 1 | ||||||||||
Модуль 3. Музыкальная грамота | |||||||||||
3.1. | Мелодия | 1 | «Вокализ». С.Рахманинов | Г.Струве - "Музыка" | Определение на слух, прослеживание нотной записи мелодических рисунков с поступенным, плавным движением, скачками, остановками. Исполнение, импровизация(вокальная или на звуковысотных музыкальных инструментах) различных мелодических рисунков | Устный опрос; Практическая работа; | https://xn--h1adlhdnlo2c.xn--p1ai/ |
3.2. | Интервалы | 1 | Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром | Освоение понятия «интервал». Анализ ступеневого состава мажорной и минорной гаммы (тон-полутон).; Разучивание, исполнение попевок и песен с ярко выраженной характерной интерваликой в мелодическом движении. Элементы двухголосия.; | Устный опрос; Практическая работа; | Тесты по искусству онлайн | Online Test Pad onlinetestpad.com Шишкина школа. Музыка — телеканал «Радость моя» | |||||
Итого по модулю | 2 | ||||||||||
Модуль 4. Музыка в жизни человека | |||||||||||
4.1. | Музыкальные пейзажи | 1 | «В деревне». М. Мусоргский. «Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский. | Сл. М. Матусовский, муз. В. Баснер "С чего начинается Родина" | Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства.; Двигательная импровизация, пластическое интонирование.; Рисование «услышанных» пейзажей и/или абстрактная живопись — передача настроения цветом, точками, линиями.; | Устный опрос; Практическая работа; | Всероссийский виртуальный концертный зал https://www.culture.ru/s/vkz/ | ||||
4.2. | Танцы, игры и веселье | 1 | «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. | «Уж как по мосту, мосточку», хор из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский. | Слушание, исполнение музыки скерцозного характера. Разучивание, исполнение танцевальных движений. Танец- игра.; Рефлексия собственного эмоционального состояния после участия в танцевальных композициях и импровизациях.; Проблемная ситуация: зачем люди танцуют?; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Тесты по искусству онлайн | Online Test Pad onlinetestpad.com | ||||
Итого по модулю | 2 | ||||||||||
Модуль 5. Классическая музыка | |||||||||||
5.1. | Композиторы — детям | 1 | «Колыбельная» в обраб. А. Лядова, «Зимнее утро» из «Детского альбома». П. Чайковский. | Слушание музыки, определение основного характера, музыкально- выразительных средств, использованных композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке. Определение жанра.; Вокализация, исполнение мелодий инструментальных пьес со словами. Разучивание, исполнение песен.; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https://www.culture.ru/s/vkz/ Тесты по искусству онлайн | Online Test Pad onlinetestpad.com | |||||
5.2. | Вокальная музыка | 1 | С. Рахманинов. «Весенние воды» на слова Ф. И. Тютчева | «Звездная река». Слова и музыка В. Семенова. | Определение на слух типов человеческих голосов (детские, мужские, женские), тембров голосов профессиональных вокалистов.; Проблемная ситуация: что значит красивое пение?; Музыкальная викторина на знание вокальных музыкальных произведений и их авторов.; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Академия Занимательных Наук www.youtube.com Тесты по искусству онлайн | Online Test Pad onlinetestpad.com | ||||
5.3. | Инструментальная музыка | 1 | полонез ля мажор Ф. Шопена | сл. В.Викторова, муз Г.Струве "Полонез дружбы" | Знакомство с жанрами камерной инструментальной музыки. Слушание произведений композиторов- классиков. Определение комплекса выразительных средств. Описание своего впечатления от восприятия.; Музыкальная викторина.; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https://www.culture.ru/s/vkz/ | ||||
5.4. | Программная музыка | 1 | 0.5 | Р.Щедрин Озорные частушки Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Бородин. «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. | Слушание произведений программной музыки. Обсуждение музыкального образа, музыкальных средств, использованных композитором.; Рисование образов программной музыки.; | Тестирование; Устный опрос; ; | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https://www.culture.ru/s/vkz/ Академия Занимательных Наук www.youtube.com Тесты по искусству онлайн | Online Test Pad onlinetestpad.com | ||||
5.5. | Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель | 1 | Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор; Л. ван Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор К. Сен-Санс. Концерт для виолончели с оркестром № 1 | Детский ансамбль Гномы - Скрипочка | Игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки.; Музыкальная викторина на знание конкретных произведений и их авторов, определения тембров звучащих инструментов.; Разучивание, исполнение песен, посвящённых музыкальным инструментам.; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Академия Занимательных Наук www.youtube.com Шишкина школа. Музыка — телеканал «Радость моя» https://radostmoya.ru/project/shishkina_shkola_muzyka/ Центр народной культуры Вологодской области | ||||
Итого по модулю | 5 | ||||||||||
Модуль 6. Современная музыкальная культура | |||||||||||
6.1. | Современные обработки классической музыки | 1 | Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» в рок- обработке | Э.Григ "Заход солнца" «Пастушка», французская, в обраб. Ж. Векерлена | Различение музыки классической и её современной обработки.; Слушание обработок классической музыки, сравнение их с оригиналом. Обсуждение комплекса выразительных средств, наблюдение за изменением характера музыки.; Вокальное исполнение классических тем в сопровождении современного ритмизованного аккомпанемента.; | Устный опрос; Практическая работа; | Всероссийский виртуальный концертный зал https://www.culture.ru/s/vkz/ | ||||
Итого по модулю | 1 | ||||||||||
Модуль 7. Духовная музыка | |||||||||||
7.1. | Звучание храма | 1 | Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев. «Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков. | П.И. Чайковский Гимн Кириллу и Мефодию. | Обобщение жизненного опыта, связанного со звучанием колоколов. Диалог с учителем о традициях изготовления колоколов, значении колокольного звона. Знакомство с видами колокольных звонов.; Слушание музыки русских композиторов с ярко выраженным изобразительным элементом колокольности. Выявление, обсуждение характера, выразительных средств, использованных композитором.; Просмотр документального фильма о колоколах.; | Устный опрос; Практическая работа; | Всероссийский виртуальный концертный зал https://www.culture.ru/s/vkz/ | ||||
7.2. | Искусство Русской православной церкви | 1 | Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. «Земле Русская», стихира. | Разучивание, исполнение вокальных произведений религиозной тематики, сравнение церковных мелодий и народных песен, мелодий светской музыки.; Прослеживание исполняемых мелодий по нотной записи. Анализ типа мелодического движения, особенностей ритма, темпа, динамики и т. д.; Посещение храма.; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ | |||||
7.3. | Религиозные | 1 | «Богородице Дево, радуйся» № 6 из «Всенощного бдения». С. Рахманинов. | «Ай, как мы масленицу дожидали»,«Проводы зимы | Слушание музыкальных фрагментов праздничных богослужений, определение характера музыки, её религиозного содержания.; Просмотр фильма, посвящённого религиозным праздникам.; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https://www.culture.ru/s/vkz/ | ||||
праздники | |||||||||||
Итого по модулю | 3 | ||||||||||
Модуль 8. Народная музыка России | |||||||||||
8.1. | Русские народные музыкальные инструменты | 1 | И. П. Ларионов. «Калинка»; «Колокольчик» (сл. И. Макарова) | «Не шум шумит», | Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания русских народных инструментов; Определение на слух тембров инструментов. Классификация на группы духовых, ударных, струнных. Музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов.; Просмотр видеофильма о русских музыкальных инструментах.; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Тесты по искусству онлайн | Online Test Pad onlinetestpad.com Центр народной культуры Вологодской области https://onmck.ru/ | ||||
русская народная | |||||||||||
песня. | |||||||||||
8.2. | Первые артисты, | 1 | «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка»Н.А. Римский-Корсаков. | Частушки | Чтение учебных, справочных текстов по теме. Диалог с учителем.; Разучивание, исполнение скоморошин.; Просмотр фильма/ мультфильма, фрагмента музыкального спектакля. Творческий проект — театрализованная постановка; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Академия Занимательных Наук www.youtube.com | ||||
народный театр | |||||||||||
8.3. | Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов | 1 | «Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский. | "Как у наших у ворот..." | Диалог с учителем о значении фольклористики. Чтение учебных, популярных текстов о собирателях фольклора.; Слушание музыки, созданной композиторами на основе народных жанров и интонаций. Определение приёмов обработки, развития народных мелодий.; Разучивание, исполнение народных песен в композиторской обработке. Сравнение звучания одних и тех же мелодий в народном и композиторском варианте. Обсуждение аргументированных оценочных суждений на основе сравнения.; | Устный опрос; Практическая работа; | Всероссийский виртуальный концертный зал https://www.culture.ru/s/vkz/ Центр народной культуры Вологодской области | ||||
8.4. | Сказки, мифы и легенды | 1 | «Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого. «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых. | "Как у наших у ворот...", "Мак - маковистый" | Знакомство с манерой сказывания нараспев. Слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев.; Создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям.; Просмотр фильмов, мультфильмов, созданных на основе былин, сказаний.; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https://www.culture.ru/s/vkz/ Центр народной культуры Вологодской области | ||||
8.5. | Народные праздники | 1 | Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский. | Троицкие песни | Знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации.; Просмотр фильма/ мультфильма, рассказывающего о символике фольклорного праздника.; | Устный опрос; Практическая работа; | Академия Занимательных Наук www.youtube.com Центр народной культуры Вологодской области | ||||
Итого по модулю | 5 | ||||||||||
Модуль 9. Музыка народов мира | |||||||||||
9.1. | Музыка наших | 1 | "Косил Ясь конюшину" в исп. группы Песняры | "Бульба" бел.н.п. | Знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран. Определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации).; Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов.; Определение на слух Тембров инструментов.; Двигательная игра — импровизация- подражание игре на музыкальных инструментах.; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Академия Занимательных Наук www.youtube.com Тесты по искусству онлайн | Online Test Pad onlinetestpad.com | ||||
соседей | |||||||||||
9.2. | Кавказские мелодии и ритмы | 1 | Старинная - аварская песня, Черкесский танец Лъапэрисэ | Знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран. Определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации).; Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов.; Двигательная игра — импровизация-‐ подражание игре на музыкальных инструментах.; Разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах).; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ | |||||
9.3. | Музыка Японии и Китая | 1 | Д.Кабалевский - Вариации Вишня | Яп.н.п. "Вишня" Японский журавлик | Знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран. Определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации).; Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов.; Музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов.; Сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России.; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ | ||||
9.4. | Музыка Средней Азии | 1 | Знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран. Определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации).; Двигательная игра — импровизация‐ подражание игре на музыкальных инструментах.; Сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России; Разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах) | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ | ||||||
Итого по модулю | 4 | ||||||||||
Модуль 10. Музыкальная грамота | |||||||||||
10.1. | Дополнительные обозначения в нотах | 0.5 | «Арагонская хота». М. Глинка. | «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц. | Знакомство с дополнительными элементами нотной записи. Исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы; | Устный опрос; Практическая работа; | Тесты по искусству онлайн | Online Test Pad onlinetestpad.com Шишкина школа. Музыка — телеканал «Радость моя» | ||||
10.2. | Вариации | 0.5 | «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, фрагменты. П. Чайковский. | В.А.Моцарт "Турецкое рондо" | Слушание произведений, сочинённых в форме вариаций. Наблюдение за развитием, изменением основной темы. Составление наглядной буквенной или графической схемы.; Коллективная импровизация в форме вариаций; | Устный опрос; Практическая работа; | Шишкина школа. Музыка — телеканал «Радость моя» | ||||
Итого по модулю | 1 | ||||||||||
Модуль 11. Музыка театра и кино | |||||||||||
11.1. | Сюжет Музыкального спектакля | 1 | «Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из II действия; сцена и хор из III действия; сцена из IV действия. М. Глинка | Песня Марфы («Исходила младешенька») из оперы «Хованщина». М. Мусоргский. | Знакомство с либретто, структурой музыкального спектакля. Пересказ либретто изученных опер и балетов; Анализ выразительных средств, создающих образы главных героев, противоборствующих сторон. Наблюдение за музыкальным развитием, характеристика приёмов, использованных композитором; Вокализация, пропевание музыкальных тем; пластическое интонирование оркестровых фрагментов; Музыкальная викторина на знание музыки. Звучащие и терминологические тесты.; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Академия Занимательных Наук www.youtube.com Тесты по искусству онлайн | Online Test Pad onlinetestpad.com Шишкина школа. Музыка — телеканал «Радость моя» https://radostmoya.ru/project/shishkina_shkola_muzyka/ Центр народной культуры Вологодской области | ||||
11.2. | Балет. Хореография — искусство танца | 1 | «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». А. Хачатурян. Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский. | "Плетень" | Просмотр и обсуждение видеозаписей — знакомство с несколькими яркими сольными номерами и сценами из балетов русских композиторов. Музыкальная викторина на знание балетной музыки.; Вокализация, пропевание музыкальных тем; исполнение ритмической партитуры — аккомпанемента к фрагменту балетной музыки.; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Академия Занимательных Наук www.youtube.com Тесты по искусству онлайн | Online Test Pad onlinetestpad.com | ||||
11.3. | Оперетта, мюзикл | 1 | «Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус. Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу | «Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова. | Знакомство с жанрами оперетты, мюзикла. Слушание фрагментов из оперетт, анализ характерных особенностей жанра.; Сравнение разных постановок одного и того же мюзикла.; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Академия Занимательных Наук www.youtube.com Тесты по искусству онлайн | Online Test Pad onlinetestpad.com | ||||
Итого по модулю | 3 | ||||||||||
Модуль 12. Музыка народов мира | |||||||||||
12.1. | Певец своего народа | 1 | М. И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»; Н. А. Римский-Корсаков. Балет «Снегурочка | Вокализация наиболее ярких тем инструментальных сочинение. Разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений.; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https://www.culture.ru/s/vkz/ |
12.2. | Диалог культур | 1 | П. Чайковский. «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова) «Колокольчик» (сл. И. Макарова) | «Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко. | Знакомство с творчеством композиторов. Сравнение их сочинений с народной музыкой. Определение формы, принципа развития фольклорного музыкального материала.; Творческие, исследовательские проекты, посвящённые выдающимся композиторам; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Академия Занимательных Наук www.youtube.com Тесты по искусству онлайн | Online Test Pad onlinetestpad.com | |||||
Итого по модулю | 2 | |||||||||||
Модуль 13. Классическая музыка | ||||||||||||
13.1. | Русские композиторы- классики | 1 | «Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н. Римский- Корсаков. | Слова М. Танича Музыка Б. Савельева "Из чего наш мир состоит" | Чтение учебных текстов и художественной литературы биографического характера.; Разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений.; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https://www.culture.ru/s/vkz/ | |||||
13.2. | Европейские композиторы- классики | 1 | Прелюдии №7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано. Ф. Шопен. Соната № 8 («Патетическая»), финал. Л. Бетховен. | Слова Т. ЛИХОТАЛЬ, Музыка Ан. АЛЕКСАНДРОВА "Нас много на шаре земном" | Чтение учебных текстов и художественной литературы биографического характера.; Вокализация тем инструментальных сочинений.; Посещение концерта. Просмотр биографического фильма; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Всероссийский виртуальный концертный зал https://www.culture.ru/s/vkz/ Академия Занимательных Наук www.youtube.com | |||||
13.3. | Мастерство исполнителя | 1 | 0.5 | И.-С. Бах Маленькая двухголосная фуга 13 до минор М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке». | Сравнение нескольких интерпретаций одного и того же произведения в исполнении разных музыкантов.; | Тестирование; | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Тесты по искусству онлайн | Online Test Pad onlinetestpad.com | |||||
Итого по модулю | 3 | |||||||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1 | 0 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка. 4 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Рабочая тетрадь
Хрестоматия музыкального материала.(mp3) Пособие для учителя "Уроки музыки. 1-4классы."
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru
Федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru
"Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
Урок цифры https://xn--h1adlhdnlo2c.xn--p1ai/
Всероссийский виртуальный концертный зал https://www.culture.ru/s/vkz/
Академия Занимательных Наук www.youtube.com
Тесты по искусству онлайн Online Test Pad onlinetestpad.com
Шишкина школа. Музыка — телеканал
«Радость моя» https://radostmoya.ru/project/shishkina_shkola_muzyka/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-8 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программы....