Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Музыка. 8 класс.
рабочая программа по музыке (8 класс)

Волощенко Наталья Михайловна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Музыка. 8 класс.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

C:\Users\ADMIN\Downloads\тит 8 класс.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 8 класса основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания.

Структура рабочей программы определяется Положением с учетом требований ФГОС ООО, ФГОС ООО-2021, ФОП ООО,

   - Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 №712 «О рабочих программах воспитания».

Данная рабочая программа предназначена для организации процесса обучения музыке в предметной области «Искусство» в образовательном учреждении основного общего образования на основе линии УМК «Искусство. Музыка» (5-8 классы) авторов / Сергеева Г.П., Критская Е.Д. В настоящей программе также учтены цели Программы воспитания и основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, так как миссия кадетского образовательного учреждения -интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, формирование основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на поприще государственной гражданской, военной и правоохранительной службы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.

Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.

Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —подсознательном — уровне.

Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.

Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).

        В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
        
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
        
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
        
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.

        Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
        
1.   Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.

2.   Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.

3.   Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.

4.   Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.

        5.   Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
        
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);
        
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
        
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);
        
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.);
        
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
        
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.

6.   Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.

Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.

        Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:


        
модуль № 1 «Музыка моего края»;
        
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
        
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
        
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
        
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
        
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
        
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
        
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
        
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.

Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 8 классе составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Модуль «Музыка моего края».

Семейный фольклор. 

Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания.

Наш край сегодня.

Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при наличии). Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория.

Модуль «Жанры музыкального искусства».

Театральные жанры.

Опера, балет, Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле.

Модуль «Русская классическая музыка».

Русский балет.

Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны.

Русская музыка – взгляд в будущее.

Идея светомузыки. Мистерии А.Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е.А. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А.Г. Шнитке, Э.Н. Артемьева и других композиторов).

Модуль «Европейская классическая музыка».

Музыкальный стиль.

Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приемов, музыкального языка. (На примере творчества В.А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шенберга и других композиторов).

Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления».

Джаз.

Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация).

Мюзикл.

Особенности жанра. Классика жанра – мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э.Л. Уэббера). Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене.

тема   I полугодия: «Классика и современность» 16 часов

Урок 1. Классика в нашей жизни. Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого Классика это  тот опыт, который  донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают  отношение автора к жизни. Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия:   «классика», «жанр»,  «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).

Урок 2. В музыкальном театре. Опера  Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее  составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере Расширение и углубление знаний учащихся  об оперном спектакле, понимание  его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы  музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.

Урок 3. Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» Музыка пробуждает национальное самосознание Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить  учащихся с героическими образами русской истории.        

Урок 4.  В музыкальном театре. Балет. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера   в балете. Современный и классический балетный спектакль. Может ли быть современной классическая музыка. Актуализировать знания, учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности     драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического  развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни.

Урок 5.  В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера.  «Человек есть тайна».  Рок-опера «Преступление и наказание»

Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл,  симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка.

Урок 6. Мюзикл «Ромео и Джульетта».  Современные жанры музыки. Традиции и новаторство. Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки.

Урок 7. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» - зарисовки для симфонического оркестра. Драматургия музыкального спектакля - конфликтное противостояние. Драматический спектакль – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

Урок 8. Музыка к драматическому спектаклю Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э.Грига,  к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».

Урок 9. Музыка к драматическому спектаклю «Гоголь – сюита»  А.Шнитке. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка А. Шнитке,  к спектаклю «Ревизская сказка». Музыкальные образы героев оркестровой  сюиты. Полистилистика Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей,

в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Урок 10. Музыка в кино. Музыка немого кино. Экскурс в современный музыкальный кинематограф.

Урок 11. Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».

Урок 12. В концертном зале. В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского,  Симфония №5 П.Чайковского, симфония  №1 («Классическая»), С.Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.

Урок 13. «Музыка – это огромный мир, окружающий человека…».  Проектная работа.

Урок 14. «Музыканты – извечные маги» Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.

 И снова в музыкальном театре… «Мой народ – американцы…» Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»  Новые краски музыки XX века  («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл,  симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

Урок 15. Защита проекта.

Урок 16. Обобщающий урок- викторина.

Тема II полугодия. «Традиции и новаторство в музыке» 18 часов

Урок 17. В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс». Новые краски музыки XX века  («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе (Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

Урок 18. Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

Урок 19. Портреты великих исполнителей. Елена Образцова.

Урок 20. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Современное прочтение музыки. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии   знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров музыки.

Урок 21. Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.

Урок 22. Современный музыкальный театр. Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки.

Урок 23. Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось»

Урок 24. Великие мюзиклы мира. Презентация проекта.         «Кошки».

Урок 25. Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы».        

Урок 26. Классика в современной обработке.  Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве.

Урок 27. В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.

Урок 28. Музыка в храмовом синтезе искусств.Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.

Урок 29. Галерея религиозных образов. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов. А.Рублев. Спас Нерукотворный.

Урок 30. Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм».

Урок 31. Цикл «песнопения и молитвы» Свет фресок Дионисия – миру.

Урок 32. Музыкальные завещания потомкам.

Урок 33. Исследовательский проект. Защита.

Урок 34. Пусть музыка звучит. Обобщающий урок.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения музыки на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:

1) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурноми многоконфессиональном обществе;

знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира;

проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;

знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру;

интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры;

стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.

2) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

осознание комплекса идей и моделей поведения, отраженных в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отраженными в них;

активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтера в дни праздничных мероприятий.

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральныхи духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики;

готовность придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе;

осознание ценности творчества, таланта;

осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства.

5) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой;

овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла;

овладение основными способами исследовательской деятельностина звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии.

6) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства;

соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения;

сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

7) трудового воспитания:

установка на посильное активное участие в практической деятельности;

трудолюбие в учебе, настойчивость в достижении поставленных целей;

интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

8) экологического воспитания:

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

нравственно-эстетическое отношение к природе,

участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества

9) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;

воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;

сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;

обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;

выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;

самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования.

Базовые исследовательские действия:

следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования.

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;

использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация) в зависимости от коммуникативной установки.

Овладение системой универсальных познавательных учебных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности – музыкального мышления.

Коммуникативные универсальные учебные действия

1) невербальная коммуникация:

воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;

передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;

эффективно использовать интонационно-выразительные возможностив ситуации публичного выступления;

распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.

2) вербальное общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

выражать свое мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;

публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.

3) совместная деятельность (сотрудничество):

развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;

понимать и использовать преимущества коллективной, групповойи индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;

планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

делать выбор и брать за него ответственность на себя.

Самоконтроль (рефлексия):

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретенному опыту;

использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания.

Эмоциональный интеллект:

чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;

выявлять и анализировать причины эмоций;

понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;

признавать свое и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой регулятивных универсальных учебных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по музыке:

осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;

воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление;

знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;

сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);

понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включенного в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.

        Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.

К концу изучения модуля «Музыка моего края» обучающийся научится:

отличать и ценить музыкальные традиции своей республики, края, народа;

характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;

исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.

К концу изучения модуля «Жанры музыкального искусства» обучающийся научится:

различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;

рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.

К концу изучения модуля «Русская классическая музыка» обучающийся научится:

различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторовклассиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

К концу изучения модуля «Европейская классическая музыка» обучающийся научится:

различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);

исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;

характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

К концу изучения модуля «Современная музыка: основные жанры и направления» обучающийся научится:

определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;

различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав;

исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.

Тематическое планирование 8 класс

п/п

Наименование разделов и тем учебного предмета

Кол-во часов

Программное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ

Модуль 1 «Музыка моего края»  

1.1

Наш край сегодня

2

Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при наличии). Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория

Разучивание и исполнение гимна республики, города, песен местных композиторов; знакомство с творческой биографией, деятельностью местных мастеров культуры и искусства; вариативно: посещение местных музыкальных театров, музеев, концертов, написание отзыва с анализом спектакля, концерта, экскурсии; исследовательские проекты, посвященные деятелям музыкальной культуры своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим коллективам); творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных мелодий; съемка, монтаж и озвучивание любительского фильма), направленные на сохранение и продолжение музыкальных традиций своего края

Итого по модулю

2

Модуль 2 «Народное музыкальное творчество России»

2.1

На рубежах культур

2

Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга. Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора

Изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этноисполнителей, исследователей традиционного фольклора; вариативно: участие в этнографической экспедиции; посещение (участие) в фестивале традиционной культуры

Итого по модулю

2

Модуль 3 «Русская классическая музыка»

3.1

Русский балет

2

 Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны

Знакомство с шедеврами русской балетной музыки; поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом; посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи); характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом; вариативно: исследовательские проекты, посвященные истории создания знаменитых балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров; съемки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра, мультипликации) на музыку какого-либо балета (фрагменты)

3.2

История страны и народа в музыке русских композиторов

1

Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов – Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова и других композиторов)

Знакомство с шедеврами русской музыки XIX–XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения патриотического содержания, сочиненного русским композиторомклассиком; вариативно: просмотр видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или посещение театра) или фильма, основанного на музыкальных сочинениях русских композиторов

3.3

Русская исполнительская школа

2

Творчество выдающихся отечественных исполнителей (А.Г. Рубинштейн, С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и другие исполнители). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П.И. Чайковского

Слушание одних и тех же произведений в исполнении разных музыкантов, оценка особенностей интерпретации; создание домашней фоно- и видеотеки из понравившихся произведений; дискуссия на тему «Исполнитель – соавтор композитора»; вариативно: исследовательские проекты, посвященные биографиям известных отечественных исполнителей классической музыки

Итого по модулю

5

Модуль 4 «Жанры музыкального искусства»

4.1

Театральные жанры

4

Опера. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле

Знакомство с отдельными номерами из известных опер; разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы, слушание данного хора в аудио- или видеозаписи, сравнение собственного и профессионального исполнений; музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей; различение, определение на слух: тембров голосов оперных певцов; оркестровых групп, тембров инструментов; типа номера (соло, дуэт, хор); вариативно: посещение театра оперы и балета (в том числе виртуального); предварительное изучение информации о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и исполнители, наиболее яркие музыкальные номера); последующее составление рецензии на спектакль

4.2

Симфоническая музыка

4

Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония

Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии; освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение  за процессом развертывания музыкального повествования; образно-тематический конспект; исполнение фрагментов симфонической музыки; слушание целиком не менее одного симфонического произведения; вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки; предварительное изучение информации о произведениях концерта; последующее составление рецензии  на концерт

Итого по модулю

8

Количество часов по инвариантным модулям

17

ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ  

Модуль 5 «Музыка народов мира»  

5.1

Музыкальный фольклор народов Азии и Африки

3

Африканская музыка – стихия ритма. Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии (для изучения данного тематического блока рекомендуется выбрать 1–2 национальные традиции из следующего списка стран: Китай, Индия, Япония, Вьетнам, Индонезия, Иран, Турция), уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей

Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Европы; выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России; разучивание и исполнение народных песен, танцев; двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо)

Итого по модулю

3

Модуль  6 «Европейская классическая музыка»  

6.1

Музыка – зеркало эпохи

2

Искусство как отражение, с одной стороны – образа жизни, с другой – главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Полифонический и гомофонногармонический склад на примере творчества И.С. Баха и Л. ван Бетховена

Знакомство с образцами полифонической и гомофонно-гармонической музыки; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе); исполнение вокальных, ритмических, речевых канонов; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; вариативно: составление сравнительной таблицы стилей барокко и классицизм (на примере музыкального искусства, либо музыки и живописи, музыки и архитектуры); просмотр художественных фильмов и телепередач, посвященных стилям барокко и классицизм, творческому пути изучаемых композиторов

Итого по модулю

2

Модуль 7 «Духовная музыка»  

7.1

Религиозные темы и образы в современной музык

3

Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX–XXI веков. Религиозная тематика в контексте современной культуры

Сопоставление тенденций сохранения и переосмысления религиозной традиции в культуре XX–XXI веков; исполнение музыки духовного содержания, сочиненной современными композиторами; вариативно: исследовательские и творческие проекты по теме «Музыка и религия в наше время»; посещение концерта духовной музыки.

Итого по модулю

3

Модуль 8 «Современная музыка: основные жанры и направления»

8.1

Музыка цифрового мира

1

Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плейлисты). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды

Поиск информации о способах сохранения и передачи музыки прежде и сейчас; просмотр музыкального клипа популярного исполнителя, анализ его художественного образа, стиля, выразительных средств; разучивание и исполнение популярной современной песни; вариативно: проведение социального опроса о роли и месте музыки в жизни современного человека; создание собственного музыкального клипа

8.2

Мюзикл

2

Особенности жанра. Классика жанра – мюзиклы середины XX века. Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене

Знакомство с музыкальными произведениями, сочиненными в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль); анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных средствах массовой информации; просмотр видеозаписи одного из мюзиклов.

8.3

Традиции и новаторство в музыке

2

Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация)

Знакомство с различными джазовыми музыкальными композициями и направлениями (регтайм, биг бэнд, блюз); определение на слух: принадлежности к джазовой или классической музыке; исполнительского состава (манера пения, состав инструментов); вариативно: сочинение блюза; посещение концерта джазовой музыки

Итого по модулю

4

Модуль 9 «Связь музыки с другими видами искусства»

9.1

Музыка кино и телевидения

4

Музыка в немом и звуковом кино. Жанры фильма-оперы, фильмабалета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А.Шнитке и др.). Внутрикадровая и закадровая музыка

Знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов; просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой; разучивание, исполнение песни из фильма

Итого по модулю

3

Количество часов по вариативным модулям

17

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Поурочное планирование 8 класс

п/ п

Тема урока

Количество часов

Электронные

(цифровые)

образовательные

ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Классика в нашей жизни.

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b748

2.

В музыкальном театре. Опера  

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b5b8

3.

Опера А. П. Бородина «Князь Игорь»

1

0

0

http://www.muz

urok.ru/index.ht m

4.

В музыкальном театре. Балет.

1

0

0

http://www.muz

urok.ru/index.ht m

5.

В музыкальном театре. Мюзикл.  Рок-опера.  .  «Человек есть тайна».  Рок-опера «Преступление и наказание»

1

0

0

http://www.muz

urok.ru/index.ht m

6.

Мюзикл «Ромео и Джульетта»

1

0

0

http://www.muz

urok.ru/index.ht m

7.

Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»

1

0

1

http://www.muz

urok.ru/index.ht m

8

Музыка к драматическому спектаклю Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э.Грига,  к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».

1

1

0

9

Музыка к драматическому спектаклю «Гоголь – сюита»  А.Шнитке.

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b270 https://m.edsoo.ru/f5e9b5b8

10

Музыка в кино. Музыка немого кино.

1

0

0

http://www.muz

urok.ru/index.ht m

11

Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».

1

 

0

0

http://www.muz

urok.ru/index.ht m

12

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее.

1

0

0

http://www.muz

urok.ru/index.ht m

13

«Музыка – это огромный мир, окружающий человека…».

1

0

0

http://www.muz

urok.ru/index.ht m

14

Музыканты – извечные маги»

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9e6a0

15

Защита проект а.

1

0

0

http://www.muz zal.ru/index.htm

16

Обобщающий урок - викторина.

1

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9d85e

17

В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»  

1

1

0

http://www.muz zal.ru/index.htm

18

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.

1

0

0

 http://www.muz zal.ru/index.htm  

19

Портреты великих исполнителей. Елена Образцова

1

0

0

http://www.muz zal.ru/index.htm

20

Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9f884

21

Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.

1

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9f104

22

Современный музыкальный театр. Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки.

1

0

0

 

http://www.muz zal.ru/index.htm

23

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось»

1

0

1

 http://www.muz zal.ru/index.htm  

24

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта.         «Кошки».

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9d85e

25

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы».        

1

0

0

http://www.muz zal.ru/index.htm

26

Классика в современной обработке.  Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве.

1

1

0

http://www.muz zal.ru/index.htm

27

В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.

1

0

0

 

http://www.muz zal.ru/index.htm

28

Музыка в храмовом синтезе искусств. Музыка И. С. Баха

1

0

0

 

http://www.muz zal.ru/index.htm  

29

Галерея религиозных образов. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России.

1

0

0

http://www.muz zal.ru/index.htm

30

Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм».

1

0

1

http://www.muz zal.ru/index.htm

31

Цикл «песнопения и молитвы» Свет фресок Дионисия – миру

1

0

0

http://www.muz zal.ru/index.htm

32

Музыкальные завещания потомкам.

1

0

0

http://www.muz zal.ru/index.htm

33

Исследовательский проект. Защита.

1

0

1

http://www.muz zal.ru/index.htm

34

Пусть музыка звучит. Обобщающий урок.

1

1

0

http://www.muz zal.ru/index.htm

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

4

6

Календарно-тематическое планирование 8 класс:

п/п

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

План

Факт

Предметные

Личностные

Метапредметные

1

Классика в нашей жизни.

Вводный,

изучение нового материала

Урок – беседа

Актуализировать знания школьников о значении классической музыки в жизни современного человека, привлечь их музыкально-слуховой опыт к аргументации по данной теме.

Уважительно относиться к «Серьезной» и «Легкой» музыке.

 Самостоятельно определять стиль музыки

Ориентироваться в музыкальных терминах.  Знать новые версии и интерпретации муз. классических произведений участие в хоровом исполнении музыкальных произведений.

Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ музыки.

Хоровое

пение

2

В музыкальном театре. Опера  

Комбинированный:комплексное применение знаний и умений. Урок-путешествие

Расширить и углубить понятие опера.  Актуализация знаний об оперном спектакле; классификация опер по их источнику; распознавание различных музыкальных жанров, форм, характеризующих действующих лиц и события в опере

Научиться понимать оперное искусство.
знать жанры оперы,
(эпические, лирические, комические, драматические, сказочные, исторические, героические,бытовые).

самостоятельно определять эмоциональный строй и муз. язык главных героев в опере,
взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки

3

Опера А. П. Бородина «Князь Игорь»

Комбинированный  изучение нового материала

Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев

 Вдумчиво относиться к опере и сопоставлять исторические события происходившие в России.
четко  определять кульминационную сцену оперы.

Знать интонационно-жанровые особенности построения музыки самостоятельно определять интонационную выразительность музыки хора «Славься!»уметь описывать женские образы на картинах различных художников

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Разучить народные песни своего края, объяснить их сходство и различие

4

В музыкальном театре. Балет.

Комбинированный сообщение и усвоение новых знаний

Урок -беседа

Актуализация знаний учащихся о балете на знакомом музыкальном материале

 Понимать сложные внутренние взаимоотношений действующих лиц выраженные в танце.

 Уважать патриотические чувства русского народа.

Четко знать муз. термины, сопоставлять плач-песню и плач-причитание. самостоятельно определять  выразительные муз.средства использованные в песне  Знать роль музыки в балете. понимать пластику движений эмоционального состояния героев.

Самостоятельно определять главные темы героев.
Самостоятельно определять вид и тип танца: классический, характерный, кордебалет, пантомима.
Формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом.

Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение

5

В музыкальном театре. Мюзикл.  Рок-опера.  .  «Человек есть тайна».  Рок-опера «Преступление и наказание»

Комбинированный

интегрированный

Урок-беседа.

Знакомство с творчеством Эдуарда Николаевича Артёмьева. Знакомство с современным жанром – мюзиклом. Новаторство в оперном искусстве -  синтез современных музыкальных направлений.  Музыкальная драматургия рок-оперы.

Уважать исторические корни России. Уважать героику русского народа.
Сопоставление музыкальных образов первой и последней частей оперы;

Самостоятельно определять главные темы героев.
Формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом

Послушать темы Шахриара и Шехеразада из сюиты Н.Римского-Корсакова.  

6

Мюзикл «Ромео и Джульетта»

Закрепление знаний, выработка умений и навыков, комплексное применение знаний и  умений. Урок-беседа

Знакомство с мюзиклом «Ромео и Джульетта». Музыкальные образы героев мюзикла. Драматургия мюзикла.

 Составить словарь направлений современной популярной музыки.
Четко знать муз. Термины.

Эссе на прослушанный фрагмент пение хором отрывков из рок-оперы.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ

Послушать одну из «Песен венецианских гондольеров» Ф.Мендельсона и «Баркаролу»из «Времён года»П.Чайковского

7

Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»

Комбинированный сообщение и усвоение новых знаний

Урок -беседа

Уметь:

- приводить примеры

музыкальных произведений, в которых отражена героическая тема;

- рассуждать на поставленные проблемные вопросы;  

проводить сравнительный анализ музыкальных

произведений

 Активность, самостоятельность, креативность; развитие способности критически мыслить
проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе.

Самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в проектно-исследовательской деятельности.
Формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом

Передавать в собственном  исполнении различные музыкальные образы.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ

8

Музыка к драматическому спектаклю Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э.Грига,  к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».

Расширение и углубление знаний, комплексное применение знаний и  умений. Урок-беседа

Знакомство с жизнью и творчеством Э.Грига. Музыкальное развитие драмы Г.Ибсена «Пер Гюнт».

 Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки

сопоставлять плач-песню и плач-причитание соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора

 

Хоровое пение

Прослушивание музыкальных сочинений разных композиторов, в основу которых положены интонации народных песен и напевов.

9

Музыка к драматическому спектаклю «Гоголь – сюита»  А.Шнитке.

Расширение

и углубление

знании, комплексное применение знаний и  умений. Урок-путешествие

Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы

 выявлять различные по смыслу музыкальные интонации

соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора

формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом.

Демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки

 проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе.

 воплощать эмоциональное состояние в различных видах музыкально – творческой деятельности передавать в собственном  исполнении различные музыкальные образы

Хоровое пение. Беседа по теме занятия. Сравнение музыкальных произведений, созданных на основе метода «тождества и контраста»

Послушать фрагменты симфонии-действа «Перезвоны»: «Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва».

10

Музыка в кино. Музыка немого кино.

Урок изучения нового материала.

урок - путешествие в мюзикл

Знакомство с разными видами  кино (внутрикадровая, закадровая, музыкальная характеристика персонажа Экскурс в музыкальный кинематограф. Киномузыка: прошлое и настоящее.

Осознания учащимися роли музыки в кино Расширение опыта использования ИКТ

 выполнять творческие задания, владеть умениями совместной деятельности

Вспомнить и спеть полюбившиеся песни из кинофильмов, телепередач

11

Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».

Урок изучения нового материала

Осознания учащимися роли музыки в кино.
проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе.

передавать в движениях содержание муз. Произведений.

Производить оценку своих действий и действий одноклассников

передавать в собственном  исполнении различные музыкальные образы

Интонационно-образный анализ фрагментов из оперы «Садко»

12

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее.

Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского,  Симфония №5 П.Чайковского, симфония  №1 («Классическая»), С.Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Знакомство с симфонической музыкой русских композиторов.

Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к классической музыке
узнавать тембры инструментов симфонического оркестра

слушание музыки и размышление о ней.

Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки.
разделившись на группы подготовить мини-проекты о симфонии в целом

Хоровое пение.

13

«Музыка – это огромный мир, окружающий человека…».

Урок повторения и обобщения знаний

Знакомство с симфонической музыкой русских и зарубежных композиторов

 Осознание личностных смыслов музыкальных произведений.
слушание музыки и размышление о ней.        

Создание музыкально-танцевальных импровизаций
передавать в собственном  исполнении различные музыкальные образы

Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений

14

Музыканты – извечные маги»

Урок повторения и обобщения знаний

Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях

Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к классической музыке

Выявлять особенности развития музыкальных образов, определять музыкальные и речевые интонации, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры.

 рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах

передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании.

Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Прослушать фрагменты из мюзикла:»Песню Джелликл-кошек», «Песню Бастофера Джонса»-важного, солидного кота, «Песню Макэвити»-кота-разбойника и финальный хор «Как приручить кошек»

15

Защита проект а.

Урок повторения и обобщения знаний

Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях

осознание личностных смыслов музыкальных произведений.  
проявление устойчивого интереса к познанию классического музыкального наследия.

Оценка своей музыкально-творческой деятельности.
Владеть умениями совместной деятельности

Сказки Э.-Т.-А. Гофмана. Музыкальные характеристики литературных героев      

16

Обобщающий урок - викторина.

Урок повторения и обобщения знаний

Оосознание личностных смыслов музыкальных произведений.  
проявление устойчивого интереса к познанию классического музыкального наследия.

Оценка своей музыкально-творческой деятельности.
владеть умениями совместной деятельности

Хоровое пение.

17

В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»  

Урок новых знаний.

Форма урока-урок концерт

Форма урока – урок – презентация

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке

Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к классической музыке

определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу муз. произведения

Участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы.

Слушание музыки.

Хоровое пение

Рассмотреть произведения изобразительного искусства, подумать, можно ли услышать живопись, а вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку.

18

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.

Урок изучения нового материала.

Интонация – ключ к раскрытию образа

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки и живописи

Расширять представления об ассоциативно-образных связях муз

Выполнять творческие задания в тетради, , оценивать собственную музыкально – творческую деятельность, анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии

передавать в собственном  исполнении различные музыкальные образы. Расширять представления об ассоциативно-образных связях музыки.

воплощать эмоциональное состояние в различных видах музыкально – творческой деятельности передавать в собственном  исполнении различные музыкальные образы

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

19

Портреты великих исполнителей. Елена Образцова

Урок изучения нового материала

Приобретение индивидуального опыта. Знакомство с творчеством великих исполнителей Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие.

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации,

соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора

 владеть умениями совместной деятельности

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

20

Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.

Урок актуализации полученных знаний.

Форма урока – философская беседа

Демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки в произведениях искусства, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки.

- слушание музыки;

- анализ строения музыки и средств выразительности;

- инструментальное музицирование,

- самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность с применением ИКТ;

21

Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.

Урок актуализации полученных знаний

Форма урока – урок – экскурсия.

Приобретение индивидуального опыта. Знакомство с творчеством великих исполнителей

 Оперировать терминами и понятиями музыкального искусства.

Расширять представления об оперном искусстве зарубежных композиторов.

Выявлять особенности драматургии классической оперы.

Проявлять стремление к продуктивному общению со сверстниками, учителями.

- хоровое, ансамблевое и сольное пение;

- самостоятельное составление исполнительского плана песни;

- просмотр фрагментов кинофильма.

22

Современный музыкальный театр. Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки.

Урок изучения нового материала.

Форма урока – урок – путешествие

Оценивать современные исполнительские интерпретации классической музыки с духовно-нравственных и эстетических позиций

понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Выполнять творческие задания в тетради, , оценивать собственную музыкально – творческую деятельность. уметь аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или опровергать) мнение собеседника.

Слушание музыки.

Рассматривание картин

Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

23

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось»

Урок изучения нового материала.

Форма урока –музыкальная презентация.

Сопоставление музыкального образа героев произведения.

Выражать личностное отношение, уважение к прошлому и настоящему страны, воссозданному в разных видах искусства

Понимать художественный язык, особенности современной музыкальной драматургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов.

Оценка своей музыкально-творческой деятельности

видеть границы между новаторскими тенденциями, развивающими традиции и разрушающими их.

Сравните язык произведений двух видов искусства: музыки и живописи. Какое состояние вызывают у тебя особенности композиции романса? картины?

24

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта.         «Кошки».

Урок комплексного применения знаний

Форма урока –музыкальная презентация

Сопоставление музыкального образа героев произведения.

Приобретение душевного равновесия

Понимать художественный язык, особенности современной музыкальной драматургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов.

анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии..

Участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений в музыке и других видах искусства

Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ

25

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы».        

Урок изучения нового материала

Форма урока –музыкальная презентация

Сопоставление музыкального образа героев произведения.

Осознания арттерапевтического влияния музыки на организм.
присвоение опыта предшествующих поколений в области музыкального исполнительства и творчества.
анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность, выполнять творческие задания в рабочей тетради. Понимать особенности мюзикла.

участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы.

Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ.

 Хоровое пение

26

Классика в современной обработке.  Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве.

Закрепление материала

Форма урока – урок-концертный зал.

Раскрыть особое значение дирижера в исполнении. Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами.

осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.

сопоставление терминов и понятий.

рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах, выполнять творческие задания в тетради.
хоровое пение.

- слушание музыки;

- анализ строения музыки и средств выразительности;

- инструментальное музицирование,

- самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность с применением ИКТ;

27

В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.

Урок изучения нового материала

Урок –презентация

Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Постижение обучающимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.

понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя

узнавать тембры инструментов симфонического оркестра.

 анализировать художественно – образное содержание , музыкальный язык произведений мирового муз. Искусства.

 формирование монологической речи учащихся, понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя

расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.  

Рассуждать о содержании симфоний разных композиторов.

решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности

- слушание музыки;

- анализ строения музыки и средств выразительности;

- инструментальное музицирование,

- самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность с применением ИКТ;

28

Музыка в храмовом синтезе искусств. Музыка И. С. Баха

Урок изучения нового материала.

Урок – проект.

Углубление знакомства с духовной музыкой.

Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка

Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;

развитие навыков постановки проблемных вопросов во время поиска и сбора информации о музыке, музыкантах, в процессе восприятия и исполнения музыки.

Слушание

музыки.

Хоровое

пение

29

Галерея религиозных образов. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России.

Изучение нового материала.

Форма урока – урок – путешествие.

Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере духовной музыки отечественных и зарубежных композиторов.

Понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя. понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя

расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.

анализировать художественно – образное содержание ,музыкальный язык произведений мирового муз. искусства

формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия.

Слушание музыки.

Хоровое пение.

Рассматривание иллюстраций (репродукций картин)

Всмотритесь в картины М. Чюрлёниса. Что новое, необычное увидел ты в них?

Послушать музыку М. Чюрлениса. Симфоническая поэма «Море»

30

Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм».

Урок актуализации полученных знаний.

Форма урока – урок –презентация

Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере музыки отечественных композиторов.

Понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя. понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.

Анализировать художественно – образное содержание ,музыкальный язык произведений мирового муз. искусства

 формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в

Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ

Рассматривание иллюстраций. Хоровое пение

31

Цикл «песнопения и молитвы» Свет фресок Дионисия – миру

Изучение нового материала.

Форма урока – урок-путешествие

Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере духовной музыки отечественных и зарубежных композиторов.

Понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя. понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя

расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.

Анализировать художественно – образное содержание, музыкальный язык произведений мирового муз. искусства

формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях.

Спойте известные тебе современные песни, которые звучат в День Победы 9 мая? Перечитайте рассказ К.Паустовского «Струна» из творческой тетради. Какой силой  обладает музыка? Какую роль она играла в годы войны?

32

Музыкальные завещания потомкам.

Закрепление пройденного материала.

Форма урока – урок –презентация.

Обобщить представления обучающихся о взаимодействии музыкального образа на внутренний мир человека на примере произведений русских и зарубежных композиторов

Проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством.
формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;

Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных  произведении, формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация)

самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.

Слушание музыки.

Хоровое

пение

33

Исследовательский проект. Защита.

Обобщение и закрепление знаний.

Форма урока –урок – концерт

Обобщить представления обучающихся о взаимодействии музыкального образа на внутренний мир человека на примере произведений русских и зарубежных композиторов

Участвовать в подготовке и проведении школьных концертов и фестивалей, проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством.
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.  сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов.

Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ

34

Пусть музыка звучит. Обобщающий урок.

Обобщение и закрепление знаний. Форма урока –урок – концерт

Обобщить представления обучающихся о взаимодействии музыкального образа на внутренний мир человека на примере произведений русских и зарубежных композиторов

Проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством.
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.  

Сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Слушание музыки.

Хоровое

пение

Интонационно-образный анализ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Искусство: Музыка, 8 класс/ Сергеева Г.П., Критская Е.Д. ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение» 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

УМК «Искусство. Музыка» (5-8 классы) авторов / Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Издательство Просвещение» Музыка. 8 класс: Учебник. Рабочая тетрадь.

Музыка. Рабочие программы. 5-8 классы. Хрестоматия музыкального материала (mp3) Пособие для учителя "Уроки музыки. 5-8 классы."

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://www.muz-urok.ru/index.htm 

http://www.muzzal.ru/index.htm  http://www.kindermusic.ru/detskie_pesni.htm 

https://resh.edu.ru/subject/6/5/   

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ноутбук, колонки, проектор, экран

 

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

фортепиано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 1 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 1 класс на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 2 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 2 класс на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 3 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 3 класс на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 4 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 4 класс на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 5 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 5 класс на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 6 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 6 класс на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 7 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 7 класс на 2020-2021 учебный год...