Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Музыка. 8 класс.
рабочая программа по музыке (8 класс)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Музыка. 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Музыка. 8 класс. | 368.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 8 класса основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания.
Структура рабочей программы определяется Положением с учетом требований ФГОС ООО, ФГОС ООО-2021, ФОП ООО,
- Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 №712 «О рабочих программах воспитания».
Данная рабочая программа предназначена для организации процесса обучения музыке в предметной области «Искусство» в образовательном учреждении основного общего образования на основе линии УМК «Искусство. Музыка» (5-8 классы) авторов / Сергеева Г.П., Критская Е.Д. В настоящей программе также учтены цели Программы воспитания и основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, так как миссия кадетского образовательного учреждения -интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, формирование основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на поприще государственной гражданской, военной и правоохранительной службы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 8 классе составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «Музыка моего края».
Семейный фольклор.
Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания.
Наш край сегодня.
Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при наличии). Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория.
Модуль «Жанры музыкального искусства».
Театральные жанры.
Опера, балет, Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле.
Модуль «Русская классическая музыка».
Русский балет.
Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны.
Русская музыка – взгляд в будущее.
Идея светомузыки. Мистерии А.Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е.А. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А.Г. Шнитке, Э.Н. Артемьева и других композиторов).
Модуль «Европейская классическая музыка».
Музыкальный стиль.
Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приемов, музыкального языка. (На примере творчества В.А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шенберга и других композиторов).
Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления».
Джаз.
Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация).
Мюзикл.
Особенности жанра. Классика жанра – мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э.Л. Уэббера). Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене.
тема I полугодия: «Классика и современность» 16 часов
Урок 1. Классика в нашей жизни. Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).
Урок 2. В музыкальном театре. Опера Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
Урок 3. Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» Музыка пробуждает национальное самосознание Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.
Урок 4. В музыкальном театре. Балет. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль. Может ли быть современной классическая музыка. Актуализировать знания, учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни.
Урок 5. В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. «Человек есть тайна». Рок-опера «Преступление и наказание»
Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка.
Урок 6. Мюзикл «Ромео и Джульетта». Современные жанры музыки. Традиции и новаторство. Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки.
Урок 7. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» - зарисовки для симфонического оркестра. Драматургия музыкального спектакля - конфликтное противостояние. Драматический спектакль – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
Урок 8. Музыка к драматическому спектаклю Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э.Грига, к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».
Урок 9. Музыка к драматическому спектаклю «Гоголь – сюита» А.Шнитке. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка А. Шнитке, к спектаклю «Ревизская сказка». Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей,
в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Урок 10. Музыка в кино. Музыка немого кино. Экскурс в современный музыкальный кинематограф.
Урок 11. Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».
Урок 12. В концертном зале. В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского, Симфония №5 П.Чайковского, симфония №1 («Классическая»), С.Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.
Урок 13. «Музыка – это огромный мир, окружающий человека…». Проектная работа.
Урок 14. «Музыканты – извечные маги» Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.
И снова в музыкальном театре… «Мой народ – американцы…» Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
Урок 15. Защита проекта.
Урок 16. Обобщающий урок- викторина.
Тема II полугодия. «Традиции и новаторство в музыке» 18 часов
Урок 17. В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс». Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе (Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
Урок 18. Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
Урок 19. Портреты великих исполнителей. Елена Образцова.
Урок 20. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Современное прочтение музыки. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров музыки.
Урок 21. Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.
Урок 22. Современный музыкальный театр. Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки.
Урок 23. Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось»
Урок 24. Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Кошки».
Урок 25. Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы».
Урок 26. Классика в современной обработке. Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве.
Урок 27. В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.
Урок 28. Музыка в храмовом синтезе искусств.Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
Урок 29. Галерея религиозных образов. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов. А.Рублев. Спас Нерукотворный.
Урок 30. Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм».
Урок 31. Цикл «песнопения и молитвы» Свет фресок Дионисия – миру.
Урок 32. Музыкальные завещания потомкам.
Урок 33. Исследовательский проект. Защита.
Урок 34. Пусть музыка звучит. Обобщающий урок.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурноми многоконфессиональном обществе;
знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;
знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру;
интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры;
стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
2) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
осознание комплекса идей и моделей поведения, отраженных в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отраженными в них;
активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтера в дни праздничных мероприятий.
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральныхи духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики;
готовность придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе;
осознание ценности творчества, таланта;
осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой;
овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла;
овладение основными способами исследовательской деятельностина звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии.
6) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства;
соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности;
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7) трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учебе, настойчивость в достижении поставленных целей;
интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
8) экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
нравственно-эстетическое отношение к природе,
участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества
9) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;
воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;
выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация) в зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных учебных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности – музыкального мышления.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
эффективно использовать интонационно-выразительные возможностив ситуации публичного выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
2) вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
выражать свое мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
3) совместная деятельность (сотрудничество):
развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповойи индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретенному опыту;
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
выявлять и анализировать причины эмоций;
понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
признавать свое и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой регулятивных универсальных учебных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по музыке:
осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление;
знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);
понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включенного в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
К концу изучения модуля «Музыка моего края» обучающийся научится:
отличать и ценить музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.
К концу изучения модуля «Жанры музыкального искусства» обучающийся научится:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.
К концу изучения модуля «Русская классическая музыка» обучающийся научится:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторовклассиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
К концу изучения модуля «Европейская классическая музыка» обучающийся научится:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
К концу изучения модуля «Современная музыка: основные жанры и направления» обучающийся научится:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.
Тематическое планирование 8 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем учебного предмета | Кол-во часов | Программное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ | ||||
Модуль 1 «Музыка моего края» | ||||
1.1 | Наш край сегодня | 2 | Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при наличии). Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория | Разучивание и исполнение гимна республики, города, песен местных композиторов; знакомство с творческой биографией, деятельностью местных мастеров культуры и искусства; вариативно: посещение местных музыкальных театров, музеев, концертов, написание отзыва с анализом спектакля, концерта, экскурсии; исследовательские проекты, посвященные деятелям музыкальной культуры своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим коллективам); творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных мелодий; съемка, монтаж и озвучивание любительского фильма), направленные на сохранение и продолжение музыкальных традиций своего края |
Итого по модулю | 2 | |||
Модуль 2 «Народное музыкальное творчество России» | ||||
2.1 | На рубежах культур | 2 | Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга. Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора | Изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этноисполнителей, исследователей традиционного фольклора; вариативно: участие в этнографической экспедиции; посещение (участие) в фестивале традиционной культуры |
Итого по модулю | 2 | |||
Модуль 3 «Русская классическая музыка» | ||||
3.1 | Русский балет | 2 | Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны | Знакомство с шедеврами русской балетной музыки; поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом; посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи); характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом; вариативно: исследовательские проекты, посвященные истории создания знаменитых балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров; съемки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра, мультипликации) на музыку какого-либо балета (фрагменты) |
3.2 | История страны и народа в музыке русских композиторов | 1 | Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов – Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова и других композиторов) | Знакомство с шедеврами русской музыки XIX–XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения патриотического содержания, сочиненного русским композиторомклассиком; вариативно: просмотр видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или посещение театра) или фильма, основанного на музыкальных сочинениях русских композиторов |
3.3 | Русская исполнительская школа | 2 | Творчество выдающихся отечественных исполнителей (А.Г. Рубинштейн, С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и другие исполнители). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П.И. Чайковского | Слушание одних и тех же произведений в исполнении разных музыкантов, оценка особенностей интерпретации; создание домашней фоно- и видеотеки из понравившихся произведений; дискуссия на тему «Исполнитель – соавтор композитора»; вариативно: исследовательские проекты, посвященные биографиям известных отечественных исполнителей классической музыки |
Итого по модулю | 5 | |||
Модуль 4 «Жанры музыкального искусства» | ||||
4.1 | Театральные жанры | 4 | Опера. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле | Знакомство с отдельными номерами из известных опер; разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы, слушание данного хора в аудио- или видеозаписи, сравнение собственного и профессионального исполнений; музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей; различение, определение на слух: тембров голосов оперных певцов; оркестровых групп, тембров инструментов; типа номера (соло, дуэт, хор); вариативно: посещение театра оперы и балета (в том числе виртуального); предварительное изучение информации о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и исполнители, наиболее яркие музыкальные номера); последующее составление рецензии на спектакль |
4.2 | Симфоническая музыка | 4 | Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония | Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии; освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развертывания музыкального повествования; образно-тематический конспект; исполнение фрагментов симфонической музыки; слушание целиком не менее одного симфонического произведения; вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки; предварительное изучение информации о произведениях концерта; последующее составление рецензии на концерт |
Итого по модулю | 8 | |||
Количество часов по инвариантным модулям | 17 | |||
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ | ||||
Модуль 5 «Музыка народов мира» | ||||
5.1 | Музыкальный фольклор народов Азии и Африки | 3 | Африканская музыка – стихия ритма. Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии (для изучения данного тематического блока рекомендуется выбрать 1–2 национальные традиции из следующего списка стран: Китай, Индия, Япония, Вьетнам, Индонезия, Иран, Турция), уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей | Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Европы; выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России; разучивание и исполнение народных песен, танцев; двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо) |
Итого по модулю | 3 | |||
Модуль 6 «Европейская классическая музыка» | ||||
6.1 | Музыка – зеркало эпохи | 2 | Искусство как отражение, с одной стороны – образа жизни, с другой – главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Полифонический и гомофонногармонический склад на примере творчества И.С. Баха и Л. ван Бетховена | Знакомство с образцами полифонической и гомофонно-гармонической музыки; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе); исполнение вокальных, ритмических, речевых канонов; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; вариативно: составление сравнительной таблицы стилей барокко и классицизм (на примере музыкального искусства, либо музыки и живописи, музыки и архитектуры); просмотр художественных фильмов и телепередач, посвященных стилям барокко и классицизм, творческому пути изучаемых композиторов |
Итого по модулю | 2 | |||
Модуль 7 «Духовная музыка» | ||||
7.1 | Религиозные темы и образы в современной музык | 3 | Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX–XXI веков. Религиозная тематика в контексте современной культуры | Сопоставление тенденций сохранения и переосмысления религиозной традиции в культуре XX–XXI веков; исполнение музыки духовного содержания, сочиненной современными композиторами; вариативно: исследовательские и творческие проекты по теме «Музыка и религия в наше время»; посещение концерта духовной музыки. |
Итого по модулю | 3 | |||
Модуль 8 «Современная музыка: основные жанры и направления» | ||||
8.1 | Музыка цифрового мира | 1 | Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плейлисты). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды | Поиск информации о способах сохранения и передачи музыки прежде и сейчас; просмотр музыкального клипа популярного исполнителя, анализ его художественного образа, стиля, выразительных средств; разучивание и исполнение популярной современной песни; вариативно: проведение социального опроса о роли и месте музыки в жизни современного человека; создание собственного музыкального клипа |
8.2 | Мюзикл | 2 | Особенности жанра. Классика жанра – мюзиклы середины XX века. Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене | Знакомство с музыкальными произведениями, сочиненными в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль); анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных средствах массовой информации; просмотр видеозаписи одного из мюзиклов. |
8.3 | Традиции и новаторство в музыке | 2 | Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация) | Знакомство с различными джазовыми музыкальными композициями и направлениями (регтайм, биг бэнд, блюз); определение на слух: принадлежности к джазовой или классической музыке; исполнительского состава (манера пения, состав инструментов); вариативно: сочинение блюза; посещение концерта джазовой музыки |
Итого по модулю | 4 | |||
Модуль 9 «Связь музыки с другими видами искусства» | ||||
9.1 | Музыка кино и телевидения | 4 | Музыка в немом и звуковом кино. Жанры фильма-оперы, фильмабалета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А.Шнитке и др.). Внутрикадровая и закадровая музыка | Знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов; просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой; разучивание, исполнение песни из фильма |
Итого по модулю | 3 | |||
Количество часов по вариативным модулям | 17 | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
Поурочное планирование 8 класс
№ п/ п | Тема урока | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | |||
1. | Классика в нашей жизни. | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b748 |
2. | В музыкальном театре. Опера | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b5b8 |
3. | Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» | 1 | 0 | 0 | http://www.muz urok.ru/index.ht m |
4. | В музыкальном театре. Балет. | 1 | 0 | 0 | http://www.muz urok.ru/index.ht m |
5. | В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. . «Человек есть тайна». Рок-опера «Преступление и наказание» | 1 | 0 | 0 | http://www.muz urok.ru/index.ht m |
6. | Мюзикл «Ромео и Джульетта» | 1 | 0 | 0 | http://www.muz urok.ru/index.ht m |
7. | Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» | 1 | 0 | 1 | http://www.muz urok.ru/index.ht m |
8 | Музыка к драматическому спектаклю Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э.Грига, к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт». | 1 | 1 | 0 | |
9 | Музыка к драматическому спектаклю «Гоголь – сюита» А.Шнитке. | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b270 https://m.edsoo.ru/f5e9b5b8 |
10 | Музыка в кино. Музыка немого кино. | 1 | 0 | 0 | http://www.muz urok.ru/index.ht m |
11 | Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец». | 1
| 0 | 0 | http://www.muz urok.ru/index.ht m |
12 | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. | 1 | 0 | 0 | http://www.muz urok.ru/index.ht m |
13 | «Музыка – это огромный мир, окружающий человека…». | 1 | 0 | 0 | http://www.muz urok.ru/index.ht m |
14 | Музыканты – извечные маги» | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9e6a0 |
15 | Защита проект а. | 1 | 0 | 0 | http://www.muz zal.ru/index.htm |
16 | Обобщающий урок - викторина. | 1 | 0 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9d85e |
17 | В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» | 1 | 1 | 0 | http://www.muz zal.ru/index.htm |
18 | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. | 1 | 0 | 0 | http://www.muz zal.ru/index.htm |
19 | Портреты великих исполнителей. Елена Образцова | 1 | 0 | 0 | http://www.muz zal.ru/index.htm |
20 | Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9f884 |
21 | Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. | 1 | 0 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9f104 |
22 | Современный музыкальный театр. Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки. | 1 | 0 | 0 |
http://www.muz zal.ru/index.htm |
23 | Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось» | 1 | 0 | 1 | http://www.muz zal.ru/index.htm |
24 | Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Кошки». | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9d85e |
25 | Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы». | 1 | 0 | 0 | http://www.muz zal.ru/index.htm |
26 | Классика в современной обработке. Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве. | 1 | 1 | 0 | http://www.muz zal.ru/index.htm |
27 | В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. | 1 | 0 | 0 |
http://www.muz zal.ru/index.htm |
28 | Музыка в храмовом синтезе искусств. Музыка И. С. Баха | 1 | 0 | 0 |
http://www.muz zal.ru/index.htm |
29 | Галерея религиозных образов. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. | 1 | 0 | 0 | http://www.muz zal.ru/index.htm |
30 | Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм». | 1 | 0 | 1 | http://www.muz zal.ru/index.htm |
31 | Цикл «песнопения и молитвы» Свет фресок Дионисия – миру | 1 | 0 | 0 | http://www.muz zal.ru/index.htm |
32 | Музыкальные завещания потомкам. | 1 | 0 | 0 | http://www.muz zal.ru/index.htm |
33 | Исследовательский проект. Защита. | 1 | 0 | 1 | http://www.muz zal.ru/index.htm |
34 | Пусть музыка звучит. Обобщающий урок. | 1 | 1 | 0 | http://www.muz zal.ru/index.htm |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 4 | 6 |
Календарно-тематическое планирование 8 класс:
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Виды учебной деятельности | |||
План | Факт | |||||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||
1 | Классика в нашей жизни. | Вводный, изучение нового материала Урок – беседа | Актуализировать знания школьников о значении классической музыки в жизни современного человека, привлечь их музыкально-слуховой опыт к аргументации по данной теме. | Уважительно относиться к «Серьезной» и «Легкой» музыке. Самостоятельно определять стиль музыки | Ориентироваться в музыкальных терминах. Знать новые версии и интерпретации муз. классических произведений участие в хоровом исполнении музыкальных произведений. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение | ||
2 | В музыкальном театре. Опера | Комбинированный:комплексное применение знаний и умений. Урок-путешествие | Расширить и углубить понятие опера. Актуализация знаний об оперном спектакле; классификация опер по их источнику; распознавание различных музыкальных жанров, форм, характеризующих действующих лиц и события в опере | Научиться понимать оперное искусство. | самостоятельно определять эмоциональный строй и муз. язык главных героев в опере, | Интонационно-образный анализ прослушанной музыки | ||
3 | Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» | Комбинированный изучение нового материала | Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев | Вдумчиво относиться к опере и сопоставлять исторические события происходившие в России. | Знать интонационно-жанровые особенности построения музыки самостоятельно определять интонационную выразительность музыки хора «Славься!»уметь описывать женские образы на картинах различных художников | Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Разучить народные песни своего края, объяснить их сходство и различие | ||
4 | В музыкальном театре. Балет. | Комбинированный сообщение и усвоение новых знаний Урок -беседа | Актуализация знаний учащихся о балете на знакомом музыкальном материале | Понимать сложные внутренние взаимоотношений действующих лиц выраженные в танце. Уважать патриотические чувства русского народа. Четко знать муз. термины, сопоставлять плач-песню и плач-причитание. самостоятельно определять выразительные муз.средства использованные в песне Знать роль музыки в балете. понимать пластику движений эмоционального состояния героев. | Самостоятельно определять главные темы героев. | Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение | ||
5 | В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. . «Человек есть тайна». Рок-опера «Преступление и наказание» | Комбинированный интегрированный Урок-беседа. | Знакомство с творчеством Эдуарда Николаевича Артёмьева. Знакомство с современным жанром – мюзиклом. Новаторство в оперном искусстве - синтез современных музыкальных направлений. Музыкальная драматургия рок-оперы. | Уважать исторические корни России. Уважать героику русского народа. | Самостоятельно определять главные темы героев. | Послушать темы Шахриара и Шехеразада из сюиты Н.Римского-Корсакова. | ||
6 | Мюзикл «Ромео и Джульетта» | Закрепление знаний, выработка умений и навыков, комплексное применение знаний и умений. Урок-беседа | Знакомство с мюзиклом «Ромео и Джульетта». Музыкальные образы героев мюзикла. Драматургия мюзикла. | Составить словарь направлений современной популярной музыки. | Эссе на прослушанный фрагмент пение хором отрывков из рок-оперы. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ Послушать одну из «Песен венецианских гондольеров» Ф.Мендельсона и «Баркаролу»из «Времён года»П.Чайковского | ||
7 | Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» | Комбинированный сообщение и усвоение новых знаний Урок -беседа | Уметь: - приводить примеры музыкальных произведений, в которых отражена героическая тема; - рассуждать на поставленные проблемные вопросы; проводить сравнительный анализ музыкальных произведений | Активность, самостоятельность, креативность; развитие способности критически мыслить | Самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в проектно-исследовательской деятельности. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ | ||
8 | Музыка к драматическому спектаклю Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э.Грига, к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт». | Расширение и углубление знаний, комплексное применение знаний и умений. Урок-беседа | Знакомство с жизнью и творчеством Э.Грига. Музыкальное развитие драмы Г.Ибсена «Пер Гюнт». | Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки сопоставлять плач-песню и плач-причитание соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора
| Хоровое пение Прослушивание музыкальных сочинений разных композиторов, в основу которых положены интонации народных песен и напевов. | |||
9 | Музыка к драматическому спектаклю «Гоголь – сюита» А.Шнитке. | Расширение и углубление знании, комплексное применение знаний и умений. Урок-путешествие | Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы | выявлять различные по смыслу музыкальные интонации соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом. | Демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе. воплощать эмоциональное состояние в различных видах музыкально – творческой деятельности передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы | Хоровое пение. Беседа по теме занятия. Сравнение музыкальных произведений, созданных на основе метода «тождества и контраста» Послушать фрагменты симфонии-действа «Перезвоны»: «Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва». | ||
10 | Музыка в кино. Музыка немого кино. | Урок изучения нового материала. урок - путешествие в мюзикл | Знакомство с разными видами кино (внутрикадровая, закадровая, музыкальная характеристика персонажа Экскурс в музыкальный кинематограф. Киномузыка: прошлое и настоящее. | Осознания учащимися роли музыки в кино Расширение опыта использования ИКТ выполнять творческие задания, владеть умениями совместной деятельности | Вспомнить и спеть полюбившиеся песни из кинофильмов, телепередач | |||
11 | Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец». | Урок изучения нового материала | Осознания учащимися роли музыки в кино. передавать в движениях содержание муз. Произведений. | Производить оценку своих действий и действий одноклассников передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы | Интонационно-образный анализ фрагментов из оперы «Садко» | |||
12 | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского, Симфония №5 П.Чайковского, симфония №1 («Классическая»), С.Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знакомство с симфонической музыкой русских композиторов. | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к классической музыке слушание музыки и размышление о ней. | Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки. | Хоровое пение. | ||
13 | «Музыка – это огромный мир, окружающий человека…». | Урок повторения и обобщения знаний | Знакомство с симфонической музыкой русских и зарубежных композиторов | Осознание личностных смыслов музыкальных произведений. | Создание музыкально-танцевальных импровизаций | Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений | ||
14 | Музыканты – извечные маги» | Урок повторения и обобщения знаний | Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к классической музыке | Выявлять особенности развития музыкальных образов, определять музыкальные и речевые интонации, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры. рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании. | Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Прослушать фрагменты из мюзикла:»Песню Джелликл-кошек», «Песню Бастофера Джонса»-важного, солидного кота, «Песню Макэвити»-кота-разбойника и финальный хор «Как приручить кошек» | ||
15 | Защита проект а. | Урок повторения и обобщения знаний | Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях | осознание личностных смыслов музыкальных произведений. | Оценка своей музыкально-творческой деятельности. | Сказки Э.-Т.-А. Гофмана. Музыкальные характеристики литературных героев | ||
16 | Обобщающий урок - викторина. | Урок повторения и обобщения знаний | Оосознание личностных смыслов музыкальных произведений. | Оценка своей музыкально-творческой деятельности. | Хоровое пение. | |||
17 | В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» | Урок новых знаний. Форма урока-урок концерт Форма урока – урок – презентация | Узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к классической музыке определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу муз. произведения | Участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы. | Слушание музыки. Хоровое пение Рассмотреть произведения изобразительного искусства, подумать, можно ли услышать живопись, а вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку. | ||
18 | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. | Урок изучения нового материала. | Интонация – ключ к раскрытию образа | Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки и живописи Расширять представления об ассоциативно-образных связях муз | Выполнять творческие задания в тетради, , оценивать собственную музыкально – творческую деятельность, анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. Расширять представления об ассоциативно-образных связях музыки. воплощать эмоциональное состояние в различных видах музыкально – творческой деятельности передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений | ||
19 | Портреты великих исполнителей. Елена Образцова | Урок изучения нового материала | Приобретение индивидуального опыта. Знакомство с творчеством великих исполнителей Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие. | Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации, соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора владеть умениями совместной деятельности | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений | |||
20 | Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. | Урок актуализации полученных знаний. Форма урока – философская беседа | Демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки в произведениях искусства, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки. | - слушание музыки; - анализ строения музыки и средств выразительности; - инструментальное музицирование, - самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность с применением ИКТ; | ||||
21 | Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. | Урок актуализации полученных знаний Форма урока – урок – экскурсия. | Приобретение индивидуального опыта. Знакомство с творчеством великих исполнителей | Оперировать терминами и понятиями музыкального искусства. Расширять представления об оперном искусстве зарубежных композиторов. Выявлять особенности драматургии классической оперы. Проявлять стремление к продуктивному общению со сверстниками, учителями. | - хоровое, ансамблевое и сольное пение; - самостоятельное составление исполнительского плана песни; - просмотр фрагментов кинофильма. | |||
22 | Современный музыкальный театр. Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки. | Урок изучения нового материала. Форма урока – урок – путешествие | Оценивать современные исполнительские интерпретации классической музыки с духовно-нравственных и эстетических позиций понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. | Выполнять творческие задания в тетради, , оценивать собственную музыкально – творческую деятельность. уметь аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или опровергать) мнение собеседника. | Слушание музыки. Рассматривание картин Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений | |||
23 | Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось» | Урок изучения нового материала. Форма урока –музыкальная презентация. | Сопоставление музыкального образа героев произведения. | Выражать личностное отношение, уважение к прошлому и настоящему страны, воссозданному в разных видах искусства Понимать художественный язык, особенности современной музыкальной драматургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов. | Оценка своей музыкально-творческой деятельности видеть границы между новаторскими тенденциями, развивающими традиции и разрушающими их. | Сравните язык произведений двух видов искусства: музыки и живописи. Какое состояние вызывают у тебя особенности композиции романса? картины? | ||
24 | Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Кошки». | Урок комплексного применения знаний Форма урока –музыкальная презентация | Сопоставление музыкального образа героев произведения. | Приобретение душевного равновесия Понимать художественный язык, особенности современной музыкальной драматургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов. анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.. | Участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений в музыке и других видах искусства | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ | ||
25 | Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы». | Урок изучения нового материала Форма урока –музыкальная презентация | Сопоставление музыкального образа героев произведения. | Осознания арттерапевтического влияния музыки на организм. | участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение | ||
26 | Классика в современной обработке. Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве. | Закрепление материала Форма урока – урок-концертный зал. | Раскрыть особое значение дирижера в исполнении. Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. | осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки. сопоставление терминов и понятий. | рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах, выполнять творческие задания в тетради. | - слушание музыки; - анализ строения музыки и средств выразительности; - инструментальное музицирование, - самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность с применением ИКТ; | ||
27 | В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. | Урок изучения нового материала Урок –презентация | Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Постижение обучающимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю. | понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя узнавать тембры инструментов симфонического оркестра. анализировать художественно – образное содержание , музыкальный язык произведений мирового муз. Искусства. формирование монологической речи учащихся, понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности. | Рассуждать о содержании симфоний разных композиторов. решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности | - слушание музыки; - анализ строения музыки и средств выразительности; - инструментальное музицирование, - самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность с применением ИКТ; | ||
28 | Музыка в храмовом синтезе искусств. Музыка И. С. Баха | Урок изучения нового материала. Урок – проект. | Углубление знакомства с духовной музыкой. | Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; | Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; развитие навыков постановки проблемных вопросов во время поиска и сбора информации о музыке, музыкантах, в процессе восприятия и исполнения музыки. | Слушание музыки. Хоровое пение | ||
29 | Галерея религиозных образов. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. | Изучение нового материала. Форма урока – урок – путешествие. | Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере духовной музыки отечественных и зарубежных композиторов. | Понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя. понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности. | анализировать художественно – образное содержание ,музыкальный язык произведений мирового муз. искусства формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия. | Слушание музыки. Хоровое пение. Рассматривание иллюстраций (репродукций картин) Всмотритесь в картины М. Чюрлёниса. Что новое, необычное увидел ты в них? Послушать музыку М. Чюрлениса. Симфоническая поэма «Море» | ||
30 | Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм». | Урок актуализации полученных знаний. Форма урока – урок –презентация | Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере музыки отечественных композиторов. | Понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя. понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности. | Анализировать художественно – образное содержание ,музыкальный язык произведений мирового муз. искусства формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ Рассматривание иллюстраций. Хоровое пение | ||
31 | Цикл «песнопения и молитвы» Свет фресок Дионисия – миру | Изучение нового материала. Форма урока – урок-путешествие | Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере духовной музыки отечественных и зарубежных композиторов. | Понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя. понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности. | Анализировать художественно – образное содержание, музыкальный язык произведений мирового муз. искусства формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях. | Спойте известные тебе современные песни, которые звучат в День Победы 9 мая? Перечитайте рассказ К.Паустовского «Струна» из творческой тетради. Какой силой обладает музыка? Какую роль она играла в годы войны? | ||
32 | Музыкальные завещания потомкам. | Закрепление пройденного материала. Форма урока – урок –презентация. | Обобщить представления обучающихся о взаимодействии музыкального образа на внутренний мир человека на примере произведений русских и зарубежных композиторов | Проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством. | Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных произведении, формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация) самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов. | Слушание музыки. Хоровое пение | ||
33 | Исследовательский проект. Защита. | Обобщение и закрепление знаний. Форма урока –урок – концерт | Обобщить представления обучающихся о взаимодействии музыкального образа на внутренний мир человека на примере произведений русских и зарубежных композиторов | Участвовать в подготовке и проведении школьных концертов и фестивалей, проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством. | Знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ | ||
34 | Пусть музыка звучит. Обобщающий урок. | Обобщение и закрепление знаний. Форма урока –урок – концерт | Обобщить представления обучающихся о взаимодействии музыкального образа на внутренний мир человека на примере произведений русских и зарубежных композиторов | Проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством. | Сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. | Слушание музыки. Хоровое пение Интонационно-образный анализ |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Искусство: Музыка, 8 класс/ Сергеева Г.П., Критская Е.Д. ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
УМК «Искусство. Музыка» (5-8 классы) авторов / Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Издательство Просвещение» Музыка. 8 класс: Учебник. Рабочая тетрадь.
Музыка. Рабочие программы. 5-8 классы. Хрестоматия музыкального материала (mp3) Пособие для учителя "Уроки музыки. 5-8 классы."
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.muz-urok.ru/index.htm
http://www.muzzal.ru/index.htm http://www.kindermusic.ru/detskie_pesni.htm
https://resh.edu.ru/subject/6/5/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ноутбук, колонки, проектор, экран
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
фортепиано
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 1 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 1 класс на 2020-2021 учебный год...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 2 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 2 класс на 2020-2021 учебный год...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 3 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 3 класс на 2020-2021 учебный год...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 4 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 4 класс на 2020-2021 учебный год...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 5 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 5 класс на 2020-2021 учебный год...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 6 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 6 класс на 2020-2021 учебный год...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 7 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 7 класс на 2020-2021 учебный год...