«Межпредметные связи в разработке уроков музыки и ОДНКНР (духовно-нравственная культура народов России) в 5 классе»
статья по музыке (5 класс)
Проблема междисциплинарности находит разнообразные аспекты рассмотрения в научно-методических работах различных авторов. Вот и мое исследование посвящено изучению и разработке модулей двух предметов гуманитарного цикла: музыке и ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России). "Связь музыки с другими видами искусства" нам ясно, понятно и принято уже давно, но новый предмет учитывает специфику развития педагогики сегодняшнего дня, а также потребности в культурологическом и воспитывающем разговоре, обогащенном методиками предметов эстетического курса. Статья посвящена сопоставлению и тем модулей рабочих программ этих двух предметов на основе собственного опыта и практического достижения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2024_statya_fadeeva_m.g.doc | 76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Направление исследовательского проекта:
«Воспитательный потенциал уроков музыки»
Тема исследования:
«Межпредметные связи в разработке уроков музыки и ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России) в 5 классе»
Пояснительная записка
Проблема междисциплинарности находит разнообразные аспекты рассмотрения в научно-методических работах различных авторов. Ученые связывают эти аспекты с понятиями «комплексность», «интеграция», «взаимодействие», «межпредметные связи», «синтез». Единство мира и взаимосвязь его многосоставных процессов, взаимодействие человека и окружающего мира нашло отражение в работах мыслителей древности (М.А. Аврелий, С. Аристотель, A. Демокрит, С. Пифагор, А. Платон и др.). Значительную роль междисциплинарные подходы приобрели в философских трудах Ф. Бекона, Р. Декарта, И. Канта, а также в трудах по эстетике (М.С. Каган, Д.С. Лихачев, А.Ф.Лосев, B.C. Соловьев).
Связь искусства с психоэмоциональной сферой человека рассматривается в работах Б.В. Асафьева, Л.С. Выготского, B.В. Медушевского, Б.М. Теплова.
Междисциплинарную основу различных видов искусства образует объективная связь, которая обусловлена их универсальной эстетической природой. «Несмотря на коренные различия, искусства, по-видимому, произрастают из одного корня, и стоит начать вглядываться в них, как единство выступает все более и более убедительно», - отмечал П.А. Флоренский (226, С.63).
Вопросам междисциплинарных взаимодействий посвящены исследования представителей общей педагогики (Г.И. Батурин, И.Д. Зверев, В.К. Кириллов, Я.А. Коменский, И.Я. Лернер, Н.А. Лошкарев, К.Д. Ушинский, Г.Ф. Федорец и др.).
Проблема настоящего исследования обусловлена необходимостью выработки системы обучающих воздействий, которая позволила бы реализовать на практике междисциплинарные подходы, применяемые в содержании музыкального образования.
Объект исследования — образовательно-воспитательный процесс на уроках музыки в условиях применения междисциплинарных взаимодействий. [Кичак Татьяна Николаевна/кандидат педагогических наук].
Обоснование актуальности выбранного направления исследования через призму опыта учителя музыки.
В 2024 году тенденции российского образования показывают стремление к созданию более целостной, современной и инклюзивной образовательной системы. Упор делается на укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, развитие патриотизма и гражданственности, а также усиление акцента на практические навыки и безопасность жизнедеятельности во всех сферах. Программы и мероприятия в образовании теперь должны рассматриваться через призму соответствия традиционным духовно-нравственным ценностям.
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур. Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком — подсознательном уровне.
Основная цель реализации программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания;
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека;
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
«Чем больше различных жизненных связей музыки будет на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как часть жизни, как сама жизнь!» - это слова композитора и педагога, посвятившего свою жизнь детям, Д. Б. Кабалевского.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание»,
«Иностранный язык» и др.
В качестве примера разработки уроков межпредметных связей музыки с другими гуманитарными дисциплинами можно предложить модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства».
Можно присоединить к новым направлениям междисциплинарных связей и гуманитарный предмет ОДНКНР. Поскольку в последние пять лет предмет ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России) занял особое место в обновленных ФГОС, хотелось бы отметить и эту дисциплину в перечне развивающих эмоциональную сферу учащихся.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно- нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Добавлю от себя, что совпадение многих тем по смыслу, дают право учителю музыки разрабатывать и обогащать их своими методиками.
Темы, которые присутствуют в рабочей программе ОДНКНР вполне сопоставимы с компетенцией учителя музыки в пятом классе:
Тема 27. Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Возрастная психологическая предпосылка
Особая восприимчивость к различным видам искусства – возрастная предпосылка для формирования эстетических способностей. Если в детском возрасте ребенок не будет получать «достаточного» количества художественных впечатлений, то в зрелом возрасте он не сможет наверстать упущенное.
Известно, что у детей младшего и среднего школьного возраста ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником творческого развития школьников на уроках музыки. Анализируя рабочие программы и модули, представленные в обновленных ФГОС, при анализе материала для гуманитарных дисциплин, приходишь к мысли о тождественности многих тем и подходов в методиках.
Сопоставим темы модулей из рабочей программы для учителя в пятом классе по МУЗЫКЕ:
Модуль № 1 «Музыка моего края»;
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства»: литература, живопись, и т.д. - эти темы вполне совместимы с преподаванием для учителя музыки в пятом классе предметной области ОДНКНР, вполне коррелируются с темами по программам других дисциплин, а именно: музыки, литературы, изобразительного искусства и т. д.
Вывод:
Актуальность темы исследования: состоит в необходимости развития межпредметных связей в современном учебном процессе, что особенно сильно проявляется в изучении музыки, где сложно отделить собственно учебный материал от культурного и исторического контекста.
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
2. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения,
отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве
волонтёра в дни праздничных мероприятий.
3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
Активные формы и методы обучения: изучение музыки предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими учебными предметами, как изобразительное искусство, литература, география, история, обществознание, иностранный язык и т.д.
Виды деятельности обучающихся на тематических уроках:
«Фольклор – народное творчество»
- определение на слух;
- разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр;
- поиск информации о соответствующих фольклорных традициях;
- реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента; участие в народном гулянии, празднике на улицах своего города, поселка:
- знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки;
«Музыка и литература»
- импровизация, сочинение мелодий на основе стихотворных строк, сравнение своих вариантов с мелодиями, сочиненными композиторами (метод «Сочинение сочиненного»);
- сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением от восприятия инструментального музыкального произведения;
- рисование образов программной музыки;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.
«Музыка и живопись»
- знакомство с музыкальными произведениями программной музыки, выявление интонаций изобразительного характера;
- музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;
- разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности, сочинение к ней ритмического и шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительного эффекта;
- вариативно: рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера;
- сочинение музыки, импровизация, озвучивание картин художников.
ВЫВОД:
Тема изучения: «Межпредметные связи в освоении разработки уроков духовно-нравственной направленности» не возникла в моем изучении ниоткуда, она всегда имела отклик у педагогов в различные исторические периоды.
Современные исторические условия в развитии и государственной потребности в становлении мировоззренческих позиций «маленького гражданина» нашей страны дают возможность по-новому взглянуть на тематическую основу воспитательного процесса на уроках эстетического и духовно-нравственного цикла. Появление новых предметов, которые расширяя кругозор, дают позитивный толчок к размышлениям о том, что такое «любовь к Родине», ответственность за свою семью, оживление традиций российского народа, гордость за героев своей земли, защищающих ее многие века. Потребность в самоиндефикации у ребенка должна поддерживаться на всех предметах в школе положительными примерами из истории нашей страны, в том числе и музыкальных.
Важность формирования у учеников представлений о взаимосвязи природных явлений подчеркивали еще великие педагоги эпохи Возрождения, которые выступали против схоластики обучения. Я.А. Коменский писал: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» [12, с. 368].
Одним из первых всестороннее психолого-педагогическое обоснование
значимости взаимосвязей между изучаемыми предметами и явлениями с точки зрения дидактики дал К.Д. Ушинский. В своей книге «Человек как предмет воспитания» он выводит их из различных ассоциативных связей, отражающих объективные взаимосвязи предметов и явлений реального мира. Он подчеркивал важность приведения знаний в систему по мере их накопления, так как связь между понятиями и их развитие в общей системе предметов ведет к расширению и углублению знаний, и к окончанию обучения они превращаются в целостную непротиворечивую мировоззренческую систему [1, 2].
Считалось, что установление связи между учебными предметами очень важны для формирования устойчивой системы знаний. Наиболее полное обоснование значимости межпредметных связей дал выдающийся русский педагог Ушинский К.Д. Он подчёркивал, насколько важно приводить знания в систему по мере их накопления: «Голова, наполненная отрывочными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть подписи, а в ящиках пусто» [32, с. 355].
В условиях современной школы возникает необходимость формирования у обучающихся обобщенных знаний и умений, обладающих свойством широкого переноса.
Принцип междисциплинарных взаимодействий в настоящее время является предметом активной педагогической полемики, так как открывает большие перспективы для обновления методологической базы российского среднего образования. Все это по-новому ставит вопрос межпредметных связей как приоритета в формировании навыков обучения современных школьников. Стартовой точкой в данном случае является сам процесс познания, который может проходить как в рамках системы образования, так и в личном общении. При всем том же объеме получаемой информации, возрастает ее ценность, так как ученики учатся не просто усваивать знания, но и применять полученные на одном уроке знания, как в изучении других предметов, так и в жизни.
Разработка отдельных направлений внедрения принципа междисциплинарных взаимодействий в освоении музыки учащимися является крайне перспективным направлением, разработаны методики
скоординированного преподавания различных дисциплин.
На сегодняшний день большой интерес получил аспект практической реализации проблемы межпредметных связей. Практическая реализация подразумевает соединение и использование различных приемов, методов и путей обучения. В первую очередь, это создание модулей, установление взаимосвязи между различными предметами и их составляющими.
Положительные аспекты модульного планирования: возможность совмещать различные элементы учебных программ; исключить дублирование материала и противоречия в трактовке одних и тех же понятий; постепенно формировать в сознании учащегося целостную картину мира, основы научных знаний и умений [4, 6](Омельченко Светлана Владимировна)
Общепедагогические методы:
∙ словесный;
∙ сравнительный;
∙ наглядно-слуховой;
∙ наглядно-зрительный;
методы музыкального образования:
∙ метод размышления о музыке;
∙ метод создания художественного контекста;
∙ метод жизненных ассоциаций;
∙ метод забегания вперед и возвращения к пройденному.
Список литературы:
1. Андреева И.Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др. М.: Академия, 2005. — 432 с.
2. Джуринский А.Н. История педагогики / А.Н. Джуринский. М.: ВЛАДОС,
1999. — 432 с.
3. Коменский А.Я. Избранные сочинения / А.Я. Коменский. М.: Учпедиздат, 1955. — 287 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс по ФГОС
Цель курса: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс (ФГОС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс (ФГОС)...
Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России", 5 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, обучение с использованием учебника Н.Ф. Виноградовой (Просвещение)...
Рабочая программа учебного курса Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс
Программа ОДНРК разработа с учетом требований ФГОС второго поколения...
Бережное отношение к природе. Урок по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России", 5 класс
Урок заставляет размышлять над актуальным вопросом "Зачем нужно беречь природу?" Ученики могут вложить посильную лепту в эту важную проблему....
Презентация к уроку по предмету Основы Духовно-нравственной Культуры Народов России 5 класс
Презентация к уроку по предмету Основы Духовно-нравственной Культуры Народов России 5 класс...
Методическая копилка «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс
В данной методической копилке можно найти примеры применения приёма "Фишбоун" на уроках ОДНКР в 5 классе . Это продолжение работы " Методическая копилка "Использование приёма...