Бережное отношение к природе. Урок по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России", 5 класс
план-конспект урока (5 класс) на тему

Урок заставляет размышлять над актуальным вопросом "Зачем нужно беречь природу?" Ученики могут вложить посильную лепту в эту важную проблему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berezhnoe_otnoshenie_k_prirode_urok_kursa.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Бережное отношение к природе урок курса «ОРКС» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс

The article deals with the problem of a mans careful attitude to the nature.

Key words: man, nature.  

     Цель урока: расширять и углублять природоведческие знания учащихся, воспитывать уважительное и  бережное отношение к природе и к животным;

обучение умению делать выводы из предложенной  информации; обучение умению анализировать иллюстративный материал; уяснить разницу между потребительским и ответственным отношением к природе; помочь учащимся осознать личную сопричастность в деле охраны природы.

Ход урока

На слайдах демонстрируются фотографии: поваленные деревья, сгоревший лес, куча мусора в лесу, зеленые луга. Цветы полевые, белка, заяц.

Задание: выберите фото, которое вызывает у вас радость. Почему? И выберите фото, которое вызывает гнев, возмущение. Почему?

Учитель: ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Мы будем говорить о бережном отношении человека к природе. Как вы думаете, проблема бережного отношения к природе появилась сейчас или  еще в древности? Пословицы свидетельствуют, что уже много лет тому назад человек стал задумываться, как сохранять природу.

Задание: продолжи пословицу

  1. Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса -… (посади).
  2. Умей охотиться, умей и о диче … (заботиться).
  3. Враг природы тот, кто леса… (не бережет).
  4. Береги природу любимую, как мать … (родимую).

В современное время многие писатели в своих литературных произведениях пишут о взаимоотношении человека с природой. Мы будем соавторами  с писателем Виктором Астафьевым. Читаем рассказ « Капалуха».

Мы приближались к уральским лугам, куда гнали скот на летнюю пастьбу. В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый черничником. У черничного бугорка поднялся  шум. Побежали телята, закричали ребятишки. Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка( охотники чаще называют ее капалухой).

- Гнездо! Гнездо! - кричали ребята.

Я стал озираться по сторонам, но гнезда не видел.

-Да вот же, вот! - показывали ребята на зеленую корягу.

Я глянул, и сердце мое забилось от испуга-чуть было не наступил на гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем, оно было теплое, почти горячее.

Задание: напишите продолжение рассказа, напишите, что будет с гнездом капалухи?

Продолжение ученики написали самое разное. Кто - то написал, что гнездо забрали домой и там вырастили птенцов; кто-то решил гнездо оставить на месте.

Обсуждаем предложенные версии. Чья же версия правильная? Почему? А теперь обратимся к рассказу  В. Астафьева и прочитаем его вариант….-А ну, пошли догонять стадо! И все весело побежали  от капалухиного гнезда.

Чему учит рассказ В. Астафьева?

В лесу живут не только звери и птицы. Каких обитателей в лесу мы еще встретим? Для этого отгадаем загадки.

В лесу под ёлкой Шапка.

Хвоинок целая охапка.

А, приметливый, Народ.

Туда весь жаркий день снуёт. (Муравейник.)  

Встреча с ней - одна беда,
Нос - как острая игла,
В щель забьется, вроде спит,
Только тронешь - зажужжит.  (оса)

Задание: (выполняется в группах) Напишите указ, как вести должен себя человек в лесу. Указы зачитываются и вывешиваются на доске.

А как государство защищает природу? Что предпринимается с ее стороны? Это спрятано в этих квадратиках

з

а

п

о

в

е

д

н

и

к

В нашей стране сто заповедников, а на территории Хакасии пятнадцать. Показать фото заповедника «Хакасский».  Есть «Красная Книга Хакасии».

Учитель показывает на слайдах животных, птиц, растений, занесенных в «Красную Книгу Хакасии».

Задание: порассуждайте устно над вопросом: Человек в лесу гость или хозяин? Почему?

В чем еще раз убедились на уроке? Что узнали нового? За выполнение какого задания себя хотите похвалить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и основ религиозных культур народов России "Православие в Древней Руси. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Цель урока: расширить,  закрепить знания обучающихся о Православии в Древней Руси и колокольных звонах на примерах музыкального и изобразительного искусстваЗадачи: познакомить учащихся с устройст...

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творчески...

Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой  Н.Ф. Основы...

Проверочная работа По теме « Бережное отношение к природе» по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс

Тест к параграфу  "Бережное отношение к природе" , базовый уровень. Рассчитан на учеников 5 класса общеобразовательной школы. Предлагается 10 вопросов с одним вариантом ответа. Тест составлен на ...

Конспект урока по духовно - нравственной культуре народов России на тему " Бережное отношение к природе"

Урок направлен, чтобы помочь детям осознать своё отношение к природе, вывести правила поведения в природе, помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться, дать им представлен...

Духовно-нравственный потенциал уроков « Истории православной культуры земли Смоленской» и « Основ духовно-нравственной культуры народов России» как средство раскрытия способностей школьников

Тема одаренности детей,  их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети-это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений....