Бережное отношение к природе. Урок по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России", 5 класс
план-конспект урока (5 класс) на тему
Урок заставляет размышлять над актуальным вопросом "Зачем нужно беречь природу?" Ученики могут вложить посильную лепту в эту важную проблему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
berezhnoe_otnoshenie_k_prirode_urok_kursa.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Бережное отношение к природе урок курса «ОРКС» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс
The article deals with the problem of a mans careful attitude to the nature.
Key words: man, nature.
Цель урока: расширять и углублять природоведческие знания учащихся, воспитывать уважительное и бережное отношение к природе и к животным;
обучение умению делать выводы из предложенной информации; обучение умению анализировать иллюстративный материал; уяснить разницу между потребительским и ответственным отношением к природе; помочь учащимся осознать личную сопричастность в деле охраны природы.
Ход урока
На слайдах демонстрируются фотографии: поваленные деревья, сгоревший лес, куча мусора в лесу, зеленые луга. Цветы полевые, белка, заяц.
Задание: выберите фото, которое вызывает у вас радость. Почему? И выберите фото, которое вызывает гнев, возмущение. Почему?
Учитель: ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Мы будем говорить о бережном отношении человека к природе. Как вы думаете, проблема бережного отношения к природе появилась сейчас или еще в древности? Пословицы свидетельствуют, что уже много лет тому назад человек стал задумываться, как сохранять природу.
Задание: продолжи пословицу
- Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса -… (посади).
- Умей охотиться, умей и о диче … (заботиться).
- Враг природы тот, кто леса… (не бережет).
- Береги природу любимую, как мать … (родимую).
В современное время многие писатели в своих литературных произведениях пишут о взаимоотношении человека с природой. Мы будем соавторами с писателем Виктором Астафьевым. Читаем рассказ « Капалуха».
Мы приближались к уральским лугам, куда гнали скот на летнюю пастьбу. В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый черничником. У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, закричали ребятишки. Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка( охотники чаще называют ее капалухой).
- Гнездо! Гнездо! - кричали ребята.
Я стал озираться по сторонам, но гнезда не видел.
-Да вот же, вот! - показывали ребята на зеленую корягу.
Я глянул, и сердце мое забилось от испуга-чуть было не наступил на гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем, оно было теплое, почти горячее.
Задание: напишите продолжение рассказа, напишите, что будет с гнездом капалухи?
Продолжение ученики написали самое разное. Кто - то написал, что гнездо забрали домой и там вырастили птенцов; кто-то решил гнездо оставить на месте.
Обсуждаем предложенные версии. Чья же версия правильная? Почему? А теперь обратимся к рассказу В. Астафьева и прочитаем его вариант….-А ну, пошли догонять стадо! И все весело побежали от капалухиного гнезда.
Чему учит рассказ В. Астафьева?
В лесу живут не только звери и птицы. Каких обитателей в лесу мы еще встретим? Для этого отгадаем загадки.
В лесу под ёлкой Шапка.
Хвоинок целая охапка.
А, приметливый, Народ.
Туда весь жаркий день снуёт. (Муравейник.)
Встреча с ней - одна беда,
Нос - как острая игла,
В щель забьется, вроде спит,
Только тронешь - зажужжит. (оса)
Задание: (выполняется в группах) Напишите указ, как вести должен себя человек в лесу. Указы зачитываются и вывешиваются на доске.
А как государство защищает природу? Что предпринимается с ее стороны? Это спрятано в этих квадратиках
з | а | п | о | в | е | д | н | и | к |
В нашей стране сто заповедников, а на территории Хакасии пятнадцать. Показать фото заповедника «Хакасский». Есть «Красная Книга Хакасии».
Учитель показывает на слайдах животных, птиц, растений, занесенных в «Красную Книгу Хакасии».
Задание: порассуждайте устно над вопросом: Человек в лесу гость или хозяин? Почему?
В чем еще раз убедились на уроке? Что узнали нового? За выполнение какого задания себя хотите похвалить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки и основ религиозных культур народов России "Православие в Древней Руси. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
Цель урока: расширить, закрепить знания обучающихся о Православии в Древней Руси и колокольных звонах на примерах музыкального и изобразительного искусстваЗадачи: познакомить учащихся с устройст...
Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"
Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых, творчески...
Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы...
Проверочная работа По теме « Бережное отношение к природе» по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс
Тест к параграфу "Бережное отношение к природе" , базовый уровень. Рассчитан на учеников 5 класса общеобразовательной школы. Предлагается 10 вопросов с одним вариантом ответа. Тест составлен на ...
Конспект урока по духовно - нравственной культуре народов России на тему " Бережное отношение к природе"
Урок направлен, чтобы помочь детям осознать своё отношение к природе, вывести правила поведения в природе, помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться, дать им представлен...
Духовно-нравственный потенциал уроков « Истории православной культуры земли Смоленской» и « Основ духовно-нравственной культуры народов России» как средство раскрытия способностей школьников
Тема одаренности детей, их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети-это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений....