Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России", 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, обучение с использованием учебника Н.Ф. Виноградовой (Просвещение)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kushchenko_rab_programma_odknr_5_kl.docx | 97.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГАУФСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено: руководитель ШМО _________/_____________/ ФИО Протокол №____ от «__»________2013 г. | Согласовано: зам.директора по УВР МКОУ «Гауфская СОШ» _________/_______________/ ФИО от «__»________2013 г. | Утверждено: Директор МКОУ «Гауфская СОШ» ________/Н.И. Малимонова Приказ № ____ от «__»________2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу) «Основы духовно-нравственной культуры народов России »
17 часов
Основная, 5 класс
(Ступень, класс)
Программу составил(а):
Учитель истории Кущенко Г.В.
(ФИО учителя)
Высшая квалификационная категория
Гауф, 2013 го
Источники составления программы:
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 - http://standart.edu.ru/
- Примерная программа по обществознанию. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект - М : Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
- Положение о рабочей программе педагога муниципального общеобразовательного учреждения «Гауфская СОШ»
- Образовательная программа основной школы ОУ
- Образовательный план МКОУ «Гауфская СОШ» на 2013 - 2014 уч. г.
В Законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве одной из приоритетных задач образования обозначена задача формирования духовно-нравственной личности. В Стандартах нового поколения указано, что задача школьного воспитания — формирование целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся составной частью Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, направления организации духовно-нравственного развития и воспитания учащихся определены следующим образом:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека через формирование таких ценностей, как любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания через присвоение таких ценностей, как: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни через присвоение таких ценностей, как: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) через присвоение таких ценностей, как: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) через присвоение таких ценностей, как: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
В соответствии с этим в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования введена новая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» отвечает задачам реализации программы социализации и духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Основными целями и задачами реализации указанной предметной области
средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе
остаются следующие:
совершенствование способности к восприятию накопленной разными
народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и
конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к
нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному
саморазвитию;
углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие
ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические,
культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения,
религиозные верования;
осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека
является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки
в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах
и др.;
становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций,
убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью
к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером
поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам,
населяющим ее, их культуре и традициям.
В программе курса 5 класса представлены следующие содержательные линии: «В
мире культуры», «Нравственные ценности российского народа», «Религия и культура»,
«Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир».
Планируемые результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего
образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной
программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения,
которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную
деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника,
сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания
особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей
многонационального российского общества;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от
их возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество,
российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного
взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности,
вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических
потребностей.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных
действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные,
информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди
них:
владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное
использование речевых средств для решения задач общения с учетом
особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать
собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и
жанров);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией,
представленной в разном виде и разнообразной форме;
овладение методами познания, логическими действиями и операциями
(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной
задачей и культурой коллективного труда.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в
фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм,
трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую
работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и
делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе
графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из
прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и
прослушанных объяснений учителя.
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
учебной задачей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
Работать с историческими источниками и документами
Предметные результаты обучения
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о
российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В основе обучения лежит ряд методических принципов, реализация которых является условием выполнения требований к личностно значимым результатам освоения курса, развитию компетентностной сферы личности (таких ключевых компетенций, как коммуникативная, информационная, ценностно-смысловая, социального взаимодействия и др.):
- диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъект-субъектное построение учебного процесса, взаимодополнение фактов, точек зрения, учебной ситуации. Личностно значимая учебная ситуация возникает в случае предоставления ученику права выбора содержания и форм своей учебной деятельности, т. е. возможности выстраивать собственную коммуникацию с изучаемым материалом, формировать и формулировать самостоятельные суждения и аргументированные мнения, добывать информацию и интерпретировать факты, применять собственные способы умственной деятельности, оценивать результаты своего интеллектуального труда, рефлексировать.)
- приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;
- актуальность (изучаемое актуально для нравственной, интеллектуальной и духовной сферы учеников);
- опора на самостоятельность мышления учащихся, которое, в свою очередь, развивается не стихийно, а является результатом сознательной интеллектуальной деятельности по освоению содержания предмета и адекватных способов деятельности;
- вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);
- деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности. Деятельностный характер освоения знаний и умений предполагает построение субъект-субъектных отношений в ситуации обучения, а также создание коммуникативно активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности.
- соблюдение баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;
- органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности
В качестве основных подходов к преподаванию курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», как уже было отмечено выше, определены
культуроведческий, аксиологический, коммуникативный и деятельностный.
Обучение строится на сочетании различных методов обучения:
- словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
- наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
- практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
- репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
- индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5 классов готовности к нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Организуется также изучение небольших фрагментов адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе образовательные возможности и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.
Сроки реализации данной программы: 2013-2014 учебный год
Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «ОДКНР»: Согласно образовательному плану школы в 5 классе – 17 учебных недель в год: 1 четверть –8 часов, 2 четверть 9 часов.
Содержание обучения
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных
народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.
Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.
Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека
невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные
установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в
фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар,
Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения
патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван
Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий
Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над
фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,
легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и
трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности
на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь,
искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О
любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме,
исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в
фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси,
влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья
Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние
особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение.
Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)
– золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской
литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство
народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский
календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея.
Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.
Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России.
Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский
календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные
гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников
духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие
духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Нравственные качества человека.
Оценка усвоения комплексного учебного курса ОДКНР включает предметные, метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.
Критерии результатов усвоения курса | Инструментарий |
Предметные результаты: - знание и принятие ценностей; - понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений; - осознание и принятие нравственной нравственности и духовности в жизни. | - тесты, - составление словарей терминов и понятий, - контрольно - измерительные материалы, - защита проектов. |
Метапредметные результаты | - творческие работы, - участие в конференциях, - диспуты, - ролевые игры, - тесты, - тренинги. |
Личностные качества | - карта наблюдений, - диагностика качеств личности, - портфолио. |
Содержательный контроль и оценка знаний четвероклассников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ОДКНР учеником и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
- стартовые и итоговые проверочные работы;
- тестовые диагностические работы;
- текущие проверочные работы;
- «портфель» ученика.
Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить уровень знаний, необходимый для обучения.
Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку действий, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.
Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач.
Итоговая проверочная работа (проводится в мае) включает защиту проекта по основным темам учебного периода.
Система оценивания курса содержит диагностику теоретических знаний и диагностику личностных изменений учащихся.
Для диагностики теоретических знаний разрабатываются
поурочные тесты на бумажных носителях и анкеты, результат в которых оценивается словами «молодец», «хорошо», «отлично»;
тестовые задания предлагаются всех видов тестов:
- множественный выбор (с единственным правильным ответом и с несколькими правильными ответами);
- заполни пропуски;
- верно/неверно;
- соотнеси;
- краткий ответ.
контрольные тесты не содержат слайдов-подсказок, после выполнения теста ученик видит, насколько хорошо он усвоил тему, кроме того, он имеет возможность просмотреть все задания и проанализировать свои ошибки.
Все тесты соответствуют стандартному формату тестов, поэтому кроме своей основной функции – контроля полученных знаний, информационной, их можно использовать как тренажер для закрепления изученного материала.
Для диагностики личностных изменений учащихся реализуется мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, ведётся Портфолио ученика.
Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика по предмету, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр. В портфолио учеником должны быть размещены не менее двух третей творческих домашних заданий, выполнение которых фиксируется в специальной таблице.
Динамика результативности усвоения курса учащимися фиксируется учителем.
Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки не выставляются.
Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика), составленных согласно программам по каждому предмету.
Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:
«+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);
«/» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;
«-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.
Кроме того в портфолио ученика ведется специальная таблица учета выполнения творческих домашних заданий, оценивание которых осуществляется с использований клише «молодец», «хорошо», «отлично»;
К концу обучения учащиеся научатся:
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из
прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и
прослушанных объяснений учителя.
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
учебной задачей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
Работать с историческими источниками и документами
Календарно – тематический план:
№ п/п | Раздел, учебная тема | Количество часов | Дата | Содержание Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Оборудование урока | Оценочная деятельность обучающихся и/или учителя | Д/З | |
План | Факт | ||||||||
1 четверть – 8 часов | |||||||||
Раздел 1. В мире культуры УУД Личностные результаты: – осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности); – понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения; – проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; – стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. Познавательные: – характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»; – сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; – различать культовые сооружения разных религий; – формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов. Коммуникативные:
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.). Рефлексивные: – анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: – анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся: Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. К концу обучения учащиеся смогут научиться: Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. Работать с историческими источниками и документами | |||||||||
1 | 1. Величие многонационально й российской культуры | 1 | Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России представлен труд и усилия разных народов. Многонациональная культура укрепляла дружбу и добрососедство народов. Н: Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. ПВН:Работать с историческими источниками и документами | Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?». Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций | Проектор, презентация | Оценка учителя |
выдающегося деятеля культуры России». | ||
2 | 2. Человек – творец и носитель культуры | В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Н: Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. ПВН: намечать способы саморазвития. Работать с историческими источниками и документами | Чтение и обсуждение текста учебника «Человек – творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек – носитель культуры», «Человек – творец культуры» (на основе иллюстративного материала). Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов». Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» (составление плана пересказа текстов). | Проектор, презентация | Самооценка | Ур.2 Подобрать не менее 3 афоризмов или поговорок о культуре, объяснить свой выбор | |||
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа УУД Личностные результаты: – осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности); – понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения; – проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; – стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. Познавательные: – характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»; – сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; – различать культовые сооружения разных религий; – формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов. Коммуникативные:
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.). Рефлексивные: – анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: – анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). | |||||||||
3 | 3. «Береги землю родимую, как мать любимую» | Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах. Н:Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. Создавать по изображениям словесный портрет героя. Оценивать поступки героев произведений, Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. ПВН: Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. Работать с историческими источниками и документами | Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур – стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урал-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев. | Проектор, презентация | Взаимооценка | Ур.3, иллюстрация и сообщение об 1 из русских богатырей | |||
4 | 4. Жизнь ратными подвигами полна | Героические страницы истории нашей страны. Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества. Н: Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. Оценивать поступки реальных лиц, Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. ПВН: Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; Работать с историческими источниками и документами | Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов России. | Проектор, презентация | Самооценка | Ур. 4, сообщение или презентация «Моя семья на защите Родины» | |||
5 | 5. В труде - красота человека | Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре. Н:Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. Участвовать в диалоге Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. ПВН: Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. Работать с историческими источниками и документами | Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звёздочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович» (учебник, с.38- 40). Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К. Ушинского «Два плуга?», выделение главной мысли. | Проектор, презентация | Взаимооценка | Ур. 5 , сборник загадок о труде | |||
6 | 6. «Плод добрых трудов славен» Люди труда | Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. В любую историческую эпоху, у любого народа есть люди, славные трудовые дела и подвиги которых внесли вклад в развитие культуры общества Н: Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Участвовать в диалоге: Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. ПВН:Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. Работать с историческими источниками и документами | Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шантидевы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формулирование вывода по материалам урока. Чтение и работа с текстами учебника: Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?» Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников. | Проектор, презентация | Оценка учителя | Ур 6, коллаж или презентация «Трудовой вклад моей семьи в процветание Родины» | |||
7 | 7. Бережное отношение к природе | С давних времен люди с уважением относились к природе. Не зная ее законов, они одушевляли предметы и явления окружающего мира. Почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально. Н: Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Участвовать в диалоге: Оценивать поступки реальных лиц, , высказывания известных личностей. Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. ПВН: Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. | Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленной в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций материалом (учебник, с. 53). Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока | Проектор, презентация | Самооценка | Ур. 7., плакат «Человек, помоги природе!» | |||
8 | 8. Семья – хранитель духовных ценностей | Семья – первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа Н: Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. ПВН: Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. | Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей». Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь – главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?» Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказывание о традициях своей семьи. | Проектор, презентация | Оценка учителя | Ур. 8, интервью у членов семьи( любимый праздник, блюдо, детская книжка, герой исторический и литературный, уголок природы, песня, сказка, поговорка или девиз, художник, поэт, хобби) | |||
Раздел 3. Религия и культура УУД Личностные результаты: – осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности); – проявление правильноговзаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; – стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. Познавательные: – характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»; – сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; – различать культовые сооружения разных религий; – формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов. Коммуникативные:
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.). Рефлексивные: – анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: – анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). | |||||||||
9 | 9. Роль религии в развитии культуры | Роль религии в развитии культуры человека и общества. Использование религиозных образов и сюжетов в искусстве, литературе. Религиозные праздники, культовые сооружения (оживление имеющихся представлений) Н: Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. Участвовать в диалоге: Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. ПВН: Работать с историческими источниками и документами . | Оживление имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде? Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки». | Проектор, презентация | Оценка учителя | Ур.9, сообщение об одном из религиозных праздников разных народов и связанных с ним обрядах и обычаях | |||
10 | 10. Культурное наследие христианской Руси. | Принятие христианства на Руси. Древняя Русь после принятия христианства. Влияние церкви на образование, Обсуждение вопросов «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?» (по имеющемуся опыту). Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». культуру народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры Руси. Н: Воспроизводить полученную информацию, ; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Участвовать в диалоге: Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. ПВН: Работать с историческими источниками и документами | Учебный диалог («Обсудим вместе»): анализ информации, представленной в текстах учебника Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром. | Проектор, презентация | Взаимооценка | Ур.10. презентация «Христианские святыни Омской области» | |||
11 | 11. Культура ислама | Возникновение ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии мировой культуры. Искусство, литература, и архитектура ислама. Н: Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Участвовать в диалоге: Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. ПВНя: Работать с историческими источниками и документами | Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме. | Проектор, презентация | Оценка учителя | Ур. 11, кроссворд на тему «Исламская культура» | |||
12 | 12. Иудаизм и культура | Возникновение иудаизма. Тора и Ветхий Завет христианской Библии (оживление имеющихся представлений). Синагога. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Н: Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Участвовать в диалоге: Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. ПВНя: Работать с историческими источниками и документами | Чтение и обсуждение текста учебника «Как всё начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа- повторение пройденного по вопросам: «Что такое Ветхий Завет? Частью какой книги он является? Какие религии признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток» Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи» (учебник, с.114-119). | Проектор, презентация | Самооценка | Ур 12, пересказ 1 из мифов Ветхого завета из «Детской библии» | |||
13 | 13. Культурные традиции буддизма | Возникновение буддизма. Буддизм в России. Народы Р.Ф., исповедующие буддизм. Первый буддийский храм в российской столице. Культовые сооружения буддистов: ступа, пагода. Архитектура буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры. Искусство танка. Н: Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Участвовать в диалоге: Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. ПВНя: Работать с историческими источниками и документами | Обсуждение проблемы: какие народы РФ исповедуют буддизм (на основе имеющихся знаний). Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка». | Проектор, презентация | Самооценка | Ур. 13, групповой коллаж «Буддистская культура» | |||
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности УУД Личностные результаты: – осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности); – понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения; – стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. Познавательные: – различать культовые сооружения разных религий; – формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов. Коммуникативные:
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, благодарность.). Рефлексивные: – анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: – анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). | |||||||||
14 | 14. Забота государства о сохранении духовных ценностей | Государство заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии. Взаимная помощь и поддержка государства, общественных и религиозных организаций. Восстановление на территории России памятников религиозной культуры Н: Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
Участвовать в диалоге: Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. ПВНя: Работать с историческими источниками и документами | Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей». Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя» (учебник, с.133); чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме. | Проектор, презентация | Оценка учителя | Ур 14, сообщение о восстановлении памятников религиозной культуры в Омской области» | |||
15 | 15. Хранить память | Без памяти нет нравственности, совести. Беспамятный человек – неблагодарный, безответственный.Уважение к труду, Н: Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. Участвовать в диалоге: Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. ПВН:Работать с историческими источниками и документами | Учебный диалог: обсуждение статьи Д. Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная обычаям, вере предков. Благотворительность как духовно- нравственная ценность. деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (И. Репин. Портрет С.И. Мамонтова). Учебный диалог (обсудим вместе): оценим жизненные истории. | Проектор, презентация | Самооценка | Ур. 15, сочинение-рассуждение на тему «Память оживляет даже камни прошлого» | |||
Е Раздел 5. Твой духовный мир. УУД Личностные результаты: – понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения; – проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; – стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. Познавательные: – характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»; – формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов. Коммуникативные:
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.). Рефлексивные: – анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: – анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). | |||||||||
16 | 16. Твой духовный мир | Что составляет твой духовный мир. Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона – этикет. Твоя культура поведения. Н: Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. Участвовать в диалоге: Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. ПВН: Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. Работать с историческими источниками и документами | Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?». Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д. Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете».__ | Проектор, презентация | Самооценка | Ур 16, составить мини-учебник «Правила этикета» | |||
17 | 17. Фестиваль проектов | Презентовать свои проекты | Предъявление проектных работ | Проектор, презентации | Оценка учителя |
Учебно-методический комплект
- 1.ПРОГРАММА курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс . Виноградова Н.Ф. М, Внтана-Граф, 2013
- «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений . Виноградова Н.Ф. М, Внтана-Граф, 2013
- «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Поурочно-тематическое планирование. Виноградова Н.Ф. М, Внтана-Граф, 2013
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:
- Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001.
- Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманника. – М., 2000.
- История религий в России / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2002.
- Поснов М.Э. История христианской церкви. – М., 2005.
- Хопко Ф. Основы православия. – Минск, 1991.
- Теологический энциклопедический словарь / под ред. У. Элвела. – М., 2003
- Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1-11. – Иерусалим, 1976-2005.
- Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культурные традиции и общество. – М., 1983.
- Введение в буддизм. – СПб., 1999.
- Беляева Е.В. Этика: курс лекций. – Минск, 2004.
- Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2005.
- Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. – М.: Академический Проект, 2006.
- Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2010.
- Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2007.
- Карандашев В.Н. Педагогическая психология. – М., 2006.
- Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М., 2005.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2008.
- Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004.
- Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. - 2007.
Образовательные сайты:
- http://easyen.ru/современный учительский портал
- http://ifmir.info/budd.htm
- http://www.pravoslavie.ru/
- http://www.muslim.ru
- http://www.buddhism.ru
- http://www.feor.ru
- http://www.proshkolu.ru/tag/37017/
- http://annaellada.narod.ru/интересные
- http://ludmilafed.rusedu.net/post/1774/11013
- http://wikikurgan.orbitel.ru
- http://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи»
- Яndex-энциклопедии. http://encycl.yandex.ru
- Рубрикон. http://www.rubricon.ru/
- Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. http://www.megabook.ru/
Литература для дополнительного чтения:
- Барто, А. Стихи и поэмы: собр. соч.: в 3 т. - М.: Детская литература, 1970.
- Домострой / под ред. В. Сенина. - СПб.: Лениздат, 1992.
- Михалков, С. Избранные произведения: в 2 т. - М.: Детская литература, 1967.
- Морозова, С. А., Элиасберг, Н. И. О самом главном: книга для чтения (для 7-9 классов общеобразовательных школ). - СПб.: Специальная литература, 1998.
- Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М, Педагогика, 1990.
- Пословицы русского народа: сборник В. Даля. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс по ФГОС
Цель курса: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяю...
Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы...
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса
Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....
Рабочая программа кружка "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 7 класса
Программа на основе курса "ОДНКНР" для 7 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....
Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России ( Модуль "Основы мировых религиозных культур")
Целью рабочей программы является формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многона...
Аннотация к рабочей программе по основам духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс
Аннотация к рабочей программе по основам духовно-нравственной культуры народов России (5 класс) включает в себя: 1) Место учебного предмета в структуре основной общеобразовательной программы школ...