Всестороннее развитие личности средствами вокально-исполнительской деятельности в условиях инклюзивного образования
презентация к уроку по музыке
План работы по теме самообразования "Всестороннее развитие личности средствами вокально-исполнительской деятельности в условиях инклюзивного образования"
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План работы по теме самообразования
Всестороннее развитие личности средствами вокально-исполнительской деятельности в условиях инклюзивного образования.
Проблема школы: повышение качества обучения учащихся и уровня профессиональной компетентности педагога
Цели школы:
- Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
- Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителей.
Задачи:
- Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
- Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
- Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей;
- Совершенствование видов и форм диагностики и контроля;
- Разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов, сосредоточение основных усилий МО на создании научной базы у учащихся выпускных классов для успешного продолжения образования.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, я поставила перед собой вопросы по самообразованию.
Перечень вопросов по самообразованию
- Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов.
- Работать над созданием в коллективе вокальной студии «Большая перемена» творческой обстановки, здорового нравственно – психологического климата.
- Распространение педагогического опыта на муниципальном уровне (на муниципальном уровне показать открытые уроки для учителей школы и города, на региональном уровне – создать персональный сайт, который регулярно обновлять).
- Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
- Продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей.
- Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса.
- Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.
- Поставить задачу- проанализировать потребности и способности ребёнка, учитывая его возрастные особенности и заинтересованность вокальной деятельностью.
- Продолжать работу над методической проблемой: «Всестороннее развитие личности средствами вокально-исполнительской деятельности в условиях инклюзивного образования».
- Принять участие в конкурсах профессионального мастерства.
- Разработать и постоянно пополнять сайт педагога дополнительного образования, учителя музыки.
Срок реализации (работа над темой): 2022-2026 гг.
Цель: повышение интереса к вокальной деятельности в условиях инклюзивного образования.
Задачи:
1) изучение теории данного вопроса в психолого-педагогической и методической литературе;
2) подготовка и проведение различных видов и методов вокально-хоровых, сценических упражнений для повышения мастерства в вокально-исполнительской деятельности;
3) повышение сценической культуры учащихся, их творческой самореализации;
4) обобщение результатов работы и передача собственного опыта коллегам.
План работы:
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования;
- анализ различных видов устных упражнений;
- подбор и разработка материалов по теме самообразования с использованием интернет ресурсов;
- публикации по теме самообразования;
- создание наглядно-дидактического материала;
- проведение открытых занятий, выступлений студийцев на различных концертных площадках города;
- участие в конкурсах, фестивалях, проектах, акциях различного уровня;
Актуальность темы:
Изменения, которые происходят сейчас в нашей стране, оказывают активное влияние на организацию обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На данный период эта проблема становится еще более актуальной, так как дети этой категории тоже хотят жить и радоваться жизни, принимая в ней посильное участие. Развитие духовного мира ребенка, его творческих способностей, созидательного отношения к себе и окружающим служит источником укрепления его физического, духовного и социального здоровья. Это дает ему чувство принадлежности к обществу, ощущению нужности, возможность самовыражения, формирования и развития личности. Актуальность музыкальных занятий, в частности вокально-исполнительской деятельности, заключается в том, что они позволяют каждому ребенку с ОВЗ, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии. В связи с этим, можно выделить положительную роль музыкальных занятий в улучшении физического и морально-психологического состояния детей с ОВЗ, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения впечатлений, формирование душевного равновесия.
На мой взгляд, исходя из особенностей детей на занятиях решаются как общие, так и коррекционные задачи:
− оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, предоставить возможность каждому ребенку ощутить свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться гармонично;
− нормализация и регуляция психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, процессов возбуждения и торможения;
− тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; формирование правильной осанки и походки;
− развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности;
− обогащение эмоциональной сферы, расширение кругозора, формирование коммуникативных качеств. Для этого на занятиях осуществляется дифференцированный подход к детям, обеспечивается преемственность в усвоении материала и формирования умений и навыков, активизируются самостоятельные и творческие проявления детей в музыкальной деятельности, используется вариативность в построении занятия. Помимо этого, используются педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития у ребенка, включается различный наглядно-дидактический материал. Коррекция нарушений у детей осуществляется путем их участия в различных видах деятельности: это слушание, песенки-распевки, потешки, прибаутки, логоритмические упражнения, вокально-хоровые навыки, музыкально-ритмические движения, инсценирование песен. Очень важным направлением в коррекционной работе является пение, которое издавна используется как одно из средств реабилитации детей с ОВЗ. Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен, поскольку требует интенсивной мыслительной активности и интеллектуального напряжения, но в результате формируется вокальная и исполнительская культура, умение прислушиваться к инструментальному сопровождению, одновременно осуществляется коррекция имеющихся отклонений в развитии. Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое чувство, умение определять правильное и неправильное исполнение, слушать себя во время пения и слышать других, приобщает к исполнительской деятельности, развивает художественно-эстетический вкус. В процессе ознакомления и исполнения песен, дети учатся различать добро и зло, уважать труд людей, бережно относиться к окружающей природе и животным, с любовью и уважением общаться с близкими людьми, умению сопереживать и поддерживать других людей. Процесс хорового пения объединяет детей, создает условия для эмоционального позитивного общения, воспитывает культуру поведения, развивает коммуникативные и креативные способности, закрепляет интерес к музыке, развивает музыкальные способности. Учитывая особенности развития и восприятия детей с ОВЗ, нужно подбирать соответственный этому песенный материал, который должен выполнять не только этическую, нравственную и эстетическую функцию, но и способствовать умственному, физическому и творческому развитию, используя при этом игровые моменты для развития и поддержания интереса к музыкальной деятельности. Речь, музыка, движения между собой очень взаимосвязаны и дополняют друг друга. Благодаря этим компонентам активно укрепляется речевой и мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные и детская мимика. Все это вместе взятое повышает интерес детей к занятиям, пробуждает их фантазию. Ритмодекламация — чтение стихов на фоне ритмического или музыкального сопровождения. Отстранение от пения здесь связано с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребенка говорить) и направлено на развитие речевого и музыкального слуха. Специально подобранные четверостишия помогают детям почувствовать ритм. Применение ритмодекламации помогает формированию естественного звучания голоса, выработки речевого дыхания, выразительности исполнения. Логопедическая ритмика — сочетание слова с движением или пением, способствующим нормализации речи. Способствует развитию речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи, правильного дыхания, слухового внимания, мимики, двигательных умений и навыков. Применяя на занятиях логопедическую ритмику, дети учатся соотносить свои движения с определенным темпом и ритмом, а музыкальное сопровождение развивает слух, музыкальную память. Исходя из особенностей детей, на занятиях решаются как общие, так и коррекционные цели и задачи:
Цель: Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей детей через вокально-хоровую и музыкально-сценическую деятельность в условиях инклюзивного образования.
Задачи:
Обучающие:
- формирование у учащихся исполнительских вокально-хоровых умений и навыков (имеются в виду устойчивое певческого дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование);
- обучать звуковедению, фразировке, звукообразованию;
- обучать правильному дыханию, фразировке;
Развивающие:
- развивать индивидуальные, творческие способности детей;
- развивать эстетический и художественный вкус;
- развивать музыкальный слух, артистизм;
- развивать интерес и любовь к музыкальному искусству (к эстрадной, народной песне, классической музыке);
Воспитательные:
- воспитывать общую и музыкальную культуру детей;
-прививать навыки дисциплинированности, организованности, трудолюбия, самостоятельности, коммуникативности;
- обучать (учить) организации свободного времени как условия профилактики асоциального поведения;
- преемственность при оказании помощи в воспитании начинающих исполнителей, более старшими и опытными певцами;
Коррекционные:
- коррекция эмоционально волевой сферы.
Основная идея-через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у детей устойчивый интерес к пению в условиях инклюзивного образования
Направленность: художественно-эстетическая
Методы вокального обучения:
-концентрический метод;
-фонетический метод;
-объяснительно-иллюстративный;
-метод показа;
-метод мысленного или внутреннего пения;
-метод сравнительного анализа; наглядный метод;
-словесный метод;
-метод повторения.
Принципы работы:
1. Принцип добровольности
2. Принцип опоры на интерес
3. Принцип личностного подхода
4. Принцип доступности материала
5. Принцип последовательности (изложение материала, как практического, так и теоретического характера должно иметь логическую последовательность).
6. Принцип взаимоуважения (не допускать превосходства одних членов объединения над другими. Каждый ребёнок талантлив по-своему, и это требует внимания и уважения).
7. Принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному.
8. Принцип успешности.
- Принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья.
- Сохранение здоровья ребенка.
- Принцип творческого развития.
Предполагаемый результат:
- формирование положительного общественного отношения к музыкально-эстетическому воспитанию подрастающего поколения;
- развитие и пропаганда вокального искусства;
- совершенствование профессионального мастерства;
- становление системы массовых мероприятий в области вокального пения.
№ | Этапы | Сроки | Форма работы | Практические выводы |
1. | Диагностический. | 2022-2023гг. | Изучение предмета по проблеме и имеющегося опыта | 1.Курсы повышения квалификации. 2.Выступление на заседании школьного МО учителей. 3.Подписка на методическую литературу. 4.Изучение литературы. |
2. | Прогностический | 2023--2024гг. | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 1. Подбор и разработка материалов по теме самообразования; 2. Разработка памятки для диагностики у учащихся музыкального слуха, ритма, памяти. 3. Создание методического материала по вокально-исполнительской деятельности |
3. | Практический | 2024-2025 | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 1.Выступление на заседании ШМО учителей музыки, педагогов дополнительного образования 2. Создание методической копилки 3.Участие в концертной леятельности, в конкурсах, фестивалях, проектах. 4. Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с учащимися в условиях инклюзивного образования 5.составление индивидуального маршрута 6. консультирование родителей |
4. | Практический | 2025-2026 | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 1.Выступление на заседании ШМО учителей математики 2. Создание методической копилки 3. Участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее» 4. Контроль знаний учащихся в системе, диагностические карты на все виды контроля знаний, коррекция и устранение выявленных пробелов в знаниях. 5.Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях. |
4. | Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов на педсовете. | 1. Выступление на заседании ШМО учителей по теме самообразования. 2. Мастер-класс 4.Консультативная помощь учителям и учащимся. 5.Создание персонального сайта и еженедельное его обновление 6.Создание электронной почты для контакта с единомышленниками. | |
5. | Внедренческий | 2022-2026 | Распространение опыта работы | 1.Публикация методических разработок, статей. 2. Обмен опытом на ШМО и ГМО. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие и становление гармоничной всесторонне развитой личности школьника путем внедрения целевого географического образования
Статья знакомит нас с тем, что внедрение целевого географического образования позволяет развивать гармоничную, развитую личность. И именно изучение географии в школе позволяет сформировать компл...
Тестопластика как средство всестороннего развития личности воспитанников в условиях социально реабилитационного центра
Тестопластика для детей и взрослых способствует всестороннему развитию личности и является и является здоровьесберегающим компонентом в работе воспитателя...
«Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе в условиях введения ФГОС ООО »
1. Формирование всесторонне развитой личности на уроках физической культуры, обеспечение возможности каждому ребенку развивать свои двигательные способности, самостоятельно при...
Фольклор как средство коррекционного воздействия на психическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Гармоничному развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка с норматипичным развитием способствует активное применение фольклора. Фольклор органично вписывается в сис...
План-конспект занятия по эстрадному вокалу «Вокально-исполнительская работа в условиях инклюзивного образования»
Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей детей через вокально-хоровую и музыкально-игровую деятельность в условиях инклюзивного образования....
Статья "Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения"
Согласно новому ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.Туризм относится к тому виду внеурочной деятельности, воспитательный потен...
Развитие личности ребенка с ОВЗ:с нарушениями слуха.Инклюзивное образование.Проблемы.Поиск.Перспективы.
Проблемы вхождения детей с ОВЗ в коллектив здоровых сверстников....