Всестороннее развитие личности средствами вокально-исполнительской деятельности в условиях инклюзивного образования
презентация к уроку по музыке

Леванова Люция Дамировна

План работы по теме самообразования "Всестороннее развитие личности средствами вокально-исполнительской деятельности в условиях инклюзивного образования"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План работы по теме самообразования

Всестороннее развитие личности средствами вокально-исполнительской деятельности в условиях инклюзивного образования.

Проблема школы: повышение качества обучения учащихся и уровня профессиональной компетентности педагога

Цели школы:

  • Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
  • Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителей.

Задачи:

  • Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
  • Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей;
  • Совершенствование видов и форм диагностики и контроля;
  • Разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов, сосредоточение основных усилий МО на создании научной базы у учащихся выпускных классов для успешного продолжения образования.

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, я поставила перед собой вопросы по самообразованию.

Перечень вопросов по самообразованию

  1. Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов.
  2. Работать над созданием в коллективе вокальной студии «Большая перемена» творческой обстановки, здорового нравственно – психологического климата.
  3. Распространение педагогического опыта на муниципальном уровне (на муниципальном уровне показать открытые уроки для учителей школы и города, на региональном уровне – создать персональный сайт, который регулярно обновлять).
  4. Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
  5. Продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей.
  6. Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса.
  7. Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.
  8. Поставить задачу- проанализировать потребности и способности ребёнка, учитывая его возрастные особенности и заинтересованность вокальной деятельностью.
  9. Продолжать работу над методической проблемой: «Всестороннее развитие личности средствами вокально-исполнительской деятельности в условиях инклюзивного образования».
  10. Принять участие в конкурсах профессионального мастерства.
  11. Разработать и постоянно пополнять сайт педагога дополнительного образования, учителя музыки.

Срок реализации (работа над темой): 2022-2026 гг.

Цель: повышение   интереса к вокальной деятельности в условиях инклюзивного образования.

Задачи:

1) изучение теории данного вопроса в психолого-педагогической и методической литературе;

2) подготовка и проведение   различных видов и методов вокально-хоровых, сценических упражнений для повышения мастерства в   вокально-исполнительской деятельности;

3) повышение сценической культуры учащихся, их творческой самореализации;

4) обобщение результатов работы и передача собственного опыта коллегам.

План работы:

- изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования;

- анализ различных видов устных упражнений;

- подбор и разработка материалов по теме самообразования с использованием интернет ресурсов;

           -  публикации по теме самообразования;

- создание наглядно-дидактического материала;

- проведение открытых занятий, выступлений студийцев на различных концертных площадках города;

- участие в конкурсах, фестивалях, проектах, акциях различного уровня;

Актуальность темы: 

Изменения, которые происходят сейчас в нашей стране, оказывают активное влияние на организацию обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На данный период эта проблема становится еще более актуальной, так как дети этой категории тоже хотят жить и радоваться жизни, принимая в ней посильное участие. Развитие духовного мира ребенка, его творческих способностей, созидательного отношения к себе и окружающим служит источником укрепления его физического, духовного и социального здоровья. Это дает ему чувство принадлежности к обществу, ощущению нужности, возможность самовыражения, формирования и развития личности. Актуальность музыкальных занятий, в частности вокально-исполнительской деятельности, заключается в том, что они позволяют каждому ребенку с ОВЗ, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии. В связи с этим, можно выделить положительную роль музыкальных занятий в улучшении физического и морально-психологического состояния детей с ОВЗ, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения впечатлений, формирование душевного равновесия.

На мой взгляд, исходя из особенностей детей на занятиях решаются как общие, так и коррекционные задачи:

 оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, предоставить возможность каждому ребенку ощутить свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться гармонично;

 нормализация и регуляция психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, процессов возбуждения и торможения;

  тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; формирование правильной осанки и походки;

 развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности;

 обогащение эмоциональной сферы, расширение кругозора, формирование коммуникативных качеств. Для этого на занятиях осуществляется дифференцированный подход к детям, обеспечивается преемственность в усвоении материала и формирования умений и навыков, активизируются самостоятельные и творческие проявления детей в музыкальной деятельности, используется вариативность в построении занятия. Помимо этого, используются педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития у ребенка, включается различный наглядно-дидактический материал. Коррекция нарушений у детей осуществляется путем их участия в различных видах деятельности: это слушание, песенки-распевки, потешки, прибаутки, логоритмические упражнения, вокально-хоровые навыки, музыкально-ритмические движения, инсценирование песен. Очень важным направлением в коррекционной работе является пение, которое издавна используется как одно из средств реабилитации детей с ОВЗ. Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен, поскольку требует интенсивной мыслительной активности и интеллектуального напряжения, но в результате формируется вокальная и исполнительская культура, умение прислушиваться к инструментальному сопровождению, одновременно осуществляется коррекция имеющихся отклонений в развитии. Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое чувство, умение определять правильное и неправильное исполнение, слушать себя во время пения и слышать других, приобщает к исполнительской деятельности, развивает художественно-эстетический вкус. В процессе ознакомления и исполнения песен, дети учатся различать добро и зло, уважать труд людей, бережно относиться к окружающей природе и животным, с любовью и уважением общаться с близкими людьми, умению сопереживать и поддерживать других людей. Процесс хорового пения объединяет детей, создает условия для эмоционального позитивного общения, воспитывает культуру поведения, развивает коммуникативные и креативные способности, закрепляет интерес к музыке, развивает музыкальные способности. Учитывая особенности развития и восприятия детей с ОВЗ, нужно подбирать соответственный этому песенный материал, который должен выполнять не только этическую, нравственную и эстетическую функцию, но и способствовать умственному, физическому и творческому развитию, используя при этом игровые моменты для развития и поддержания интереса к музыкальной деятельности. Речь, музыка, движения между собой очень взаимосвязаны и дополняют друг друга. Благодаря этим компонентам активно укрепляется речевой и мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные и детская мимика. Все это вместе взятое повышает интерес детей к занятиям, пробуждает их фантазию. Ритмодекламация — чтение стихов на фоне ритмического или музыкального сопровождения. Отстранение от пения здесь связано с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребенка говорить) и направлено на развитие речевого и музыкального слуха. Специально подобранные четверостишия помогают детям почувствовать ритм. Применение ритмодекламации помогает формированию естественного звучания голоса, выработки речевого дыхания, выразительности исполнения. Логопедическая ритмика — сочетание слова с движением или пением, способствующим нормализации речи. Способствует развитию речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи, правильного дыхания, слухового внимания, мимики, двигательных умений и навыков. Применяя на занятиях логопедическую ритмику, дети учатся соотносить свои движения с определенным темпом и ритмом, а музыкальное сопровождение развивает слух, музыкальную память.  Исходя из особенностей детей, на занятиях решаются как общие, так и коррекционные   цели и задачи:

Цель: Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей детей через вокально-хоровую и музыкально-сценическую деятельность в условиях   инклюзивного образования.

Задачи:

Обучающие:

   - формирование у учащихся исполнительских вокально-хоровых умений и навыков (имеются в виду устойчивое певческого дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование);

-  обучать   звуковедению,   фразировке,  звукообразованию;

-  обучать правильному дыханию, фразировке;  

Развивающие:

-  развивать индивидуальные, творческие способности детей;

-  развивать эстетический и художественный вкус;

-  развивать   музыкальный  слух,  артистизм;

    - развивать интерес и любовь к музыкальному искусству (к эстрадной, народной песне, классической музыке);

Воспитательные:

    -  воспитывать общую и музыкальную культуру детей;

    -прививать навыки дисциплинированности, организованности, трудолюбия,    самостоятельности,  коммуникативности;

   - обучать (учить) организации свободного времени как условия профилактики асоциального поведения;

   - преемственность при оказании помощи в воспитании начинающих исполнителей, более старшими и опытными певцами;

Коррекционные:

- коррекция эмоционально волевой сферы.

Основная идея-через активную музыкально-творческую деятельность   сформировать у   детей устойчивый интерес к пению в условиях инклюзивного образования 

Направленность: художественно-эстетическая

Методы вокального обучения:

-концентрический метод;

-фонетический метод;

-объяснительно-иллюстративный;

-метод показа;

-метод мысленного или внутреннего пения;

-метод сравнительного анализа; наглядный метод;

-словесный метод;  

-метод повторения.

Принципы работы:

1. Принцип добровольности

2. Принцип опоры на интерес

3. Принцип личностного подхода

4. Принцип доступности материала

5. Принцип последовательности (изложение материала, как практического, так и теоретического характера должно иметь логическую последовательность).

6. Принцип взаимоуважения (не допускать превосходства одних членов объединения над другими.  Каждый ребёнок талантлив по-своему, и это требует внимания и уважения).

7. Принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному.

8.  Принцип успешности.

  1. Принцип соразмерности   нагрузки уровню и состоянию здоровья.
  2. Сохранение   здоровья ребенка.
  3.  Принцип   творческого   развития.

Предполагаемый результат:

- формирование положительного общественного отношения к музыкально-эстетическому воспитанию подрастающего поколения;

- развитие и пропаганда вокального искусства;

- совершенствование профессионального мастерства;

- становление системы массовых мероприятий   в области вокального пения.

                                                   

Этапы

Сроки

Форма работы

Практические

выводы

1.

Диагностический.

2022-2023гг.

Изучение предмета по проблеме и имеющегося опыта

1.Курсы повышения  квалификации.

2.Выступление на заседании школьного   МО учителей.

3.Подписка на методическую литературу.

4.Изучение литературы.

2.

Прогностический

2023--2024гг.

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

1. Подбор и разработка материалов по теме самообразования;

2. Разработка памятки для диагностики  у учащихся музыкального слуха, ритма, памяти.

3. Создание методического материала по вокально-исполнительской деятельности

3.

Практический

2024-2025

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

1.Выступление на заседании ШМО учителей музыки, педагогов дополнительного образования

2. Создание методической копилки

3.Участие в концертной леятельности, в конкурсах, фестивалях, проектах. 

4. Апробация различных

педтехнологий и методик

организации работы с

учащимися в условиях инклюзивного образования 5.составление индивидуального маршрута 6. консультирование

родителей

4.

Практический

2025-2026

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

1.Выступление на заседании ШМО учителей математики

2. Создание методической копилки

3. Участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее»

4.  Контроль знаний учащихся в системе,  диагностические карты на все виды контроля знаний, коррекция и устранение выявленных пробелов в знаниях.

5.Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях. 

4.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов

работы по теме

самообразования.

Представление

материалов на

педсовете.

1. Выступление на заседании ШМО учителей по теме самообразования.

2. Мастер-класс

4.Консультативная помощь учителям и учащимся.

5.Создание  персонального сайта и еженедельное его обновление

6.Создание электронной почты для контакта с единомышленниками. 

5.

Внедренческий

 2022-2026

Распространение опыта работы

1.Публикация методических разработок, статей.

2. Обмен опытом на ШМО и ГМО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и становление гармоничной всесторонне развитой личности школьника путем внедрения целевого географического образования

Статья знакомит нас с тем, что внедрение целевого географического образования позволяет развивать гармоничную, развитую личность.  И именно изучение географии в школе позволяет сформировать компл...

Тестопластика как средство всестороннего развития личности воспитанников в условиях социально реабилитационного центра

Тестопластика для детей и взрослых способствует всестороннему развитию личности и является и является здоровьесберегающим компонентом в работе воспитателя...

«Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе в условиях введения ФГОС ООО »

1.     Формирование всесторонне развитой личности на уроках физической культуры, обеспечение возможности каждому ребенку развивать свои двигательные способности, самостоятельно при...

Фольклор как средство коррекционного воздействия на психическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Гармоничному развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья  и ребенка с норматипичным развитием способствует активное применение фольклора. Фольклор органично вписывается в сис...

План-конспект занятия по эстрадному вокалу «Вокально-исполнительская работа в условиях инклюзивного образования»

Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей детей через вокально-хоровую и музыкально-игровую деятельность в условиях  инклюзивного образования....

Статья "Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения"

Согласно новому ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.Туризм относится к тому виду внеурочной деятельности, воспитательный потен...