Статья "Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения"
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Бауэр Людмила Васильевна

Согласно новому ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Туризм относится к тому виду внеурочной деятельности, воспитательный потенциал которого практически неисчерпаем. Почти все проблемы, связанные с социализацией детей, можно решать средствами туризма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование всесторонне развитой личности средствами

туризма и краеведения 

Согласно новому ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Туризм относится к тому виду внеурочной деятельности, воспитательный потенциал которого практически неисчерпаем. Почти все проблемы, связанные с социализацией детей, можно решать средствами туризма.

Самодеятельный пешеходный туризм – трудоёмкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм приучает детей переносить бытовую неустроенность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.

Постановка туристской работы в школе зависит от многих факторов: прежде всего, от того как администрация школы понимает оздоровительную, познавательную и воспитательную роль туризма. Помощниками администрации в организации туристской работы в школе могут стать и родители школьников.

Начинаю работу по организации секции по туризму с проведения со школьниками нескольких походов выходного дня (ПВД). Интересной становится встреча с опытными туристами, которые рассказывают о своих походах, показывают фотографии, слайды, фильмы. Все это помогает найти желающих заниматься в школьных туристских занятиях. Пусть вначале их будет 10—12 человек. Как говорят великие: «Из капель рождается море, а из мелких песчинок — гора». Эти первые в дальнейшем станут ядром в создании школьных туристских занятий.

Вовлекаются в работу по туристско-краеведческому направлению школьники разного возраста, т.к. легко происходит передача опыта между поколениями: старшие держат себя «на высоте», младшие «тянутся» за ними, приобретая практику правильного поведения; реализуется труд-забота друг о друге; дела легко распределяются по степени сложности и по физической силе; формируется педагогическая профориентация. Опыт показывает, что начинать лучше с ребятами одного возраста, которым предстоит учиться в школе еще 3—5 лет. Ребята  5— 7 классов отличаются склонностью к романтике, фантазии,  это возраст начала самоутверждения личности в сфере общения.

Первый набор учащихся провожу в сентябре. На первых занятиях рассказываю подробно о планах работы в кружке на год, перспективах их «походной» жизни. Такую же информацию полезно дать и родителям этих детей на родительском собрании.

Мне, как руководителю занятий по туризму необходим тесный контакт с родителями воспитанников. Эта необходимость вызвана рядом соображений:

1)      родители должны знать цели, формы и методы, планы работы объединения;

2)   родители должны быть уверены в безопасности детей во время занятий;

3)      родители должны быть в курсе проблем личностного развития ребенка. Они же могут сообщить сведения о состоянии здоровья, индивидуальных особенностях психики ребенка (об этом должен знать только руководитель);

4)      родители могут оказать практическую помощь в работе.

Работа с родителями строится на основе доверия и уважения к семье, по принципу «Не навреди ребенку».

г) многие родители участвуют в мероприятиях и походах.

Программа кружка «Туризм» предназначена для оздоровительной работы с детьми, которые проявляют интерес к коллективным занятиям и стремятся достичь мастерство в туризме, составлена на 3 часа в неделю.

Главная задача занятий состоит в привитии школьникам туристских навыков. Считаю, что каждому учащемуся независимо от его склонностей, желаний, увлечений школа за годы учёбы должна дать некоторую порцию туризма. В.М. Коротков, доктор пед. наук, заметил, что «школа, в которой не ведётся туристско-краеведческая работа с обучающимися, - это школа не современная, ущербная». Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования не только полезен, но и необходим каждой развивающейся личности, так как даёт всем, кто вступает на туристическую тропу:

  • радостные переживания (эмоциональность);
  • любопытную, полезную информацию;
  • физическое развитие;
  • яркие впечатления;
  • разного рода полезные умения и навыки.

Широкая доступность, красота природы края, способствуют популярности, как школьного туризма, так и спортивного ориентирования. Занятия в кружке содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу, участвовать в городских и районных соревнованиях:

 по спортивному ориентированию,

технике пешеходного туризма,

в туристических слётах, походах,

фестивалях детско-юношеского туризма,

в военно-спортивных играх,

конференциях, викторинах, спортивных эстафетах по охране природы,

экологических акциях и пропагандировать экологическую культуру среди местного населения.

В содержание занятий включаю не только выполнение разнообразных физических упражнений, но и формирую знания о природе; успешно реализую межпредметные связи с предметами естествознания, литературы, математики. Это, несомненно, делает занятия познавательно-образовательными. Кружковцы изучают основы туризма в форме туристских игр и заданий, эстафет, а также различных упражнений туристско-прикладного характера (вязку узлов, укладку рюкзака, установку палатки), включаемых в полосу препятствий.

Наша гимназия тесно взаимодействует и сотрудничает с турклубом «Экватор».  Организуются и проводятся экскурсии, туристические поездки, спортивно - оздоровительные походы.

       Такая плодотворная работа даёт мне возможность постоянно совершенствоваться в теоретической подготовке, повышать свой профессиональный уровень и открывать всё новые возможности для своего творческого роста.

       Я убеждена, что саморазвитие учителя – это необходимое условие саморазвития ученика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           В настоящее время общественное развитие страны требует от  педагогов подготовки активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.  При должной организации туристская деятельность может стать развивающей и воспитывающей, поскольку она организует деятельность ребят, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников в условиях и ситуациях, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях  и качествах.

      Обучение туристским навыкам — от умения преодолевать трудности     походной жизни до умения принимать решение и нести за него реальную ответственность перед товарищами, что является фактором формирования характера личности и гражданина.

 Школьный туризм с элементами спортивного ориентирования позволяет учащимся достичь успехов не только в усвоении программы данного курса, но и развить свой умственный, интеллектуальный и физический потенциал. Занятия по туризму дают возможность проникнуться любовью к своей малой родине, бережно относиться к природе, пропагандировать экологическую культуру и вести активный образ жизни, познавая окружающий мир.  Достигнутые успехи в соревнованиях помогут ребятам быстрее определиться с выбором будущей профессии, а совместные походы и экскурсии научат их коммуникабельности и человечности. Оздоровительные занятия по программе «Туризм» выполняются учащимися с интересом и дают ощутимые результаты. Подтверждением являются призовые места на соревнованиях по туризму и спортивному ориентированию, как в командном, так и личном зачётах. Таким образом, туристская  деятельность при  правильной организации, влияет на формирование всесторонне развитой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестопластика как средство всестороннего развития личности воспитанников в условиях социально реабилитационного центра

Тестопластика для детей и взрослых способствует всестороннему развитию личности и является и является здоровьесберегающим компонентом в работе воспитателя...

Метод проектов как средство формирования всесторонне развитой личности

Метод проектов в образовательной школе реализует личностно-ориентированное, деятельное обучение учащихся. Данный метод осуществляется путем интеграции информационно-коммуникационных технологий с образ...

Театрализованные представления как средства формирования всесторонне развитой личности

Была предоставлена презентация многолетней работы классного руководителя по формированию творческого потенциала учащихся....

Подвижная игра-как средство всестороннего развития личности ребенка.

Поможет разъяснить о важности подвижных игр в развитие ребенка...

Всестороннее развитие личности средствами вокально-исполнительской деятельности в условиях инклюзивного образования

План работы по теме самообразования "Всестороннее развитие личности средствами вокально-исполнительской деятельности в условиях инклюзивного образования"...