Развитие личности ребенка с ОВЗ:с нарушениями слуха.Инклюзивное образование.Проблемы.Поиск.Перспективы.
статья

Хисматова Чулпан Ильясовна

Проблемы вхождения детей с ОВЗ в коллектив здоровых сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_hismatovoy_ch.i.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Хисматова Чулпан Ильясовна

ГБОУ Елабужская школа-интернат для детей с ОВЗ.

Проблемы вхождения детей  с ОВЗ в коллектив здоровых сверстников.

 Причины низкой социальной активности и отсутствие инициативы перспективы своей жизни у людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) скрываются в своеобразии их окружения и взаимоотношения с людьми. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и  психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

 Каждый раз находясь в окружении своих одноклассников  у которых такие же проблемы со здоровьем усиливают чувство отчужденности от общества здоровых людей заставляют воспринимать заболевание в качестве фактора который мешает и препятствует в дальнейшей жизни.

 Существует много специализированных школ, в том числе и школ-интернатов где с детьми имеющими недостатки в развитии, занимаются по особой специальной методике .

Для того ,чтобы дети с отклонениями здоровья воспринимали себя как члена социума ,а не его частью, состоящая только из людей с ОВЗ. Нашим государством и всем обществом должны быть созданы условия для их общения с нормально развивающими сверстниками. Это было бы приемлимо для общеобразовательных школ. Постоянное общение с одноклассниками помогло бы преодолеть неуверенность этим детям, поверить в себя. Существует две формы совместного обучения интегрированное и инклюзивное образование.

 При интегрированном обучении  учащийся с физическим или психическим развитием не мешает учебе. Она обычно рекомендуется учащимся, у которых незначительные отклонениями, которые могут выполнить задания наравне с одноклассниками.

При инклюзивном образовании оно рассчитано на индивидуальный подход, на адаптацию каждого ученика, подход к нему и позволяет охватить круг детей обучения в общеобразовательной школе.

Когда в классе появляется такой ребенок, многие родители переживают, что в классе снизиться работоспособность, успеваемость. Потому что учитель много времени должен уделить ребенку с ОВЗ. Как показали исследования ,в школах этого не произошло, т.к.весь учебный процесс построен на удовлетворение образовательных потребностей каждого учащегося. Одним из  важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Тьюторство занимает  здесь особую роль. Не каждый учитель может выполнить роль постоянного сопровождающего для ребенка с ОВЗ. Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании. Таким образом, деятельность тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач.

Это создание комфортных условий, помощи для нахождения в школе: конкретная помощь  доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление трудностей в учебе. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения. Хотя тьютор в данное время редкость, его роль выполняют родители, опекуны или няни. Но в идеале и в скором будущем «тьютор» станет в ряд с воспитателем, учителем, педагогом.

Проверка домашнего задания в классе может быть как в устной форме, так и в письменной. Если среди учащихся есть ребенок, у которого нарушена мелкая моторика, которому  сложно писать, тому ребенку предложена будет альтернативная форма работы. Учителю в этой ситуации сложнее нужно подготовиться к уроку так и подобрать такой материал, чтобы учитывались все особенности учащихся. Поставить цель и достичь эту цель для всего класса.

Ученику с нарушение речи, можно предложить вместо устного ответа, написать письменно небольшое сообщение. Краткие и развернутые сообщения на уроке, должны отвечать всем требованиям ,темпам работы в классе. Очень хорош метод работы в малых группах по два-три ученика. Они вмести ищут ответы на вопросы, которые  учитель им задал, стимулирует их и поддерживает чувство сплоченности внутри класса.  

В классе, где присутствуют учащиеся с разным уровнем интеллектуального развития ,объяснения нового материала происходит по принципу работы малокомплектных школ. Сначала учитель объясняет новую тему, и ученики, которые не испытывают трудности его выполняют. А ученики которым сложно, повторяют пройденный  ранее материал. Затем сильные ученики получают задание на закрепление  новой темы, а учитель начинает доступно объяснять  материал новый ученикам с отклонениями  умственного развития, так же прибегая к помощи тьютора.

Некоторые дети с отклонениями здоровья вынуждены совмещать лечение амбулаторное либо стационарное  с учебой. Появляются пропуски, тем самым им сложнее усваивать материал. Ребенку независимо от его нарушения необходимо положительное эмоциональное отношение к социальному окружению для его личностного благополучия, физического и психического здоровья. Это облегчает решение образовательных, воспитательных и социальных задач.

Принцип инклюзивной  системы общего образования был положен в основу изменений это учитель-ученик-родитель. В случае, если учащийся не может овладеть школьной программой, перед учителем встают вопросы как активизировать возможности ученика, достаточно ли задействованы все каналы восприятия(зрительный, слуховой).Задавая эти вопросы себе учитель, и отвечая на вопросы понимает индивидуальные особенности ученика,  совершенствует свою работу, содействует более успешному обучению. «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет  почувствовать  востребованным.   
Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».
 Дэвид Бланкет.

Для детей с ОВЗ и их родителей обучение  в общеобразовательной школе является самым важным фактором процесса социализации, а родители здоровых учащихся заинтересованы в хорошем  и качественном уровне образования, в успешной сдаче выпускных экзаменов своими детьми и поступление в вузы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад классного руководителя Сопиной Л.А.«Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка»(духовно-патриотическое воспитание)

Доклад классного руководителя Сопиной Л.А. «Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка» (духовно-патриотическое воспитание)   Патриотизм, патриотические чувства у дете...

Индивидуальное развитие личности ребенка в условиях школы-интерната

Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности....

Создание оптимальных условий для развития личности ребенка посредством взаимодействия школы и семьи.

Доклад на педагогическом совете школы "Создание оптимальных условий для развития личности ребенка посредством взаимодействия школы и семьи"....

"Влияние творческой деятельности на развитие личности ребенка"

Презентация кафедры художественно эстетического цикла....

Создание культурно – образовательной среды для развития личности ребенка на основе применения кейсово – сетевого метода взаимодействия в северном сетевом образовательном округе муниципального района «Агинский район»

Современный мир характеризуется своей динамичностью развития, неожиданными, а иногда непредсказуемыми жизненными ситуациями. Говорят «если бы знал, где упаду, то соломку бы постелил». Дать все  р...

Роль ансамблевой игры в формировании всесторонне развитой личности ребенка в учреждениях дополнительного образования

В статье рассматривается значение ансамблевой игры в развитии и формировании творческой,всесторонне развитой личности ребенка ....

о «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания" Дополнительное образование – важнейшее средство интенсивного развития социальных умений,усвоения социальных ролей и профессиональн

Данная презентация была представлена на районных педчтениях "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания"в качестве иллюстритивного матер...