Образы симфонической музыки «Цветок Байкала» С.Манжигеева
план-конспект урока по музыке
Данный урок предполагает создание условий для формирования представлений учащихся о музыкальной иллюстрации через осмысление музыкального образа на основе музыки С.Манжигеева «Цветок Байкала»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_6_klass_muzyka.docx | 30.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Учебник 6кл. «Музыка» Сергеевой Г.П.
Тема: Образы симфонической музыки С.Манжигеева «Цветок Байкала» | |
Тип урока: | изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Вид урока: | урок-размышление |
Цель урока: | создать условия для формирования представлений учащихся о музыкальной иллюстрации через осмысление музыкального образа на основе музыки С.Манжигеева «Цветок Байкала». |
Задачи: | научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение; - актуализировать жизненно музыкальные впечатления учащихся; |
Содержание: | Данный урок предполагает создание условий для формирования представлений учащихся о музыкальной иллюстрации через осмысление музыкального образа на основе музыки С.Манжигеева «Цветок Байкала» Дети постепенно убеждаются в возможности симфонического оркестра раскрытия образов, расширят свои представления о связях музыки и литературы. Учащиеся познакомятся со стилистическими особенностями бурятского ,музыкального языка. В процессе урока расширяется представление детей о средствах музыкальной выразительности, развивается умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства, пробуждается интерес к отечественной музыкальной культуре, к симфонической музыке. Особенности развития музыкального образа в программной музыке. |
Познавательные: | - формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности; |
Коммуникативные: | - создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества между учеником и учителем |
Регулятивные: - | способствовать самовыражению учеников через занятия музыкальной деятельностью; |
Предметные | ;: Обучающиеся смогут: - оценивать музыкальные произведения с точки зрения тембровой и динамической окраски звучания; |
Понятия | группы инструментов симфонического оркестра ; - динамика;- форте;- фортиссимо;- пиано;- пианиссимо;- крещендо;- диминуэндо; сюита, музыкальные иллюстрации; |
Метапредметные: | Учащиеся смогут: - размышлять о темброво-живописной красоте музыки; |
Личностные: | Учащиеся будут обладать: - основами познавательной и информационной культуры; |
Методы. иллюстрации к | Сравнительные обобщения, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный. Музыкальный материал: С.С.Манжигеев, музыкальные «Цветок Байкала»,С.С.Манжигеев песня «Табан хурган».. |
Ресурсы урока: | Портрет С.С.Манжигеев , символы F, FF, P ,PP, cres. < , dim. >, иллюстрация к произведению Видео-ролик отрывок балета «Цветок Байкала» |
ТСО | Интерактивная панель, аудиозаписи, видеозаписи. |
Ход урока
Организационный этап. (Звучит бурятская музыка) Проверка готовности к уроку. Цель: Закрепить полученные ранее знания. | Приветствие Сегодня мы продолжаем постигать секреты одного из самых совершенных видов искусства – музыки. -Жизнь является единой основой для всех видов искусства. Перед человеком всегда стояли и будут стоять вопросы добра и зла, любви и ненависти. И поэт, и композитор, и художник отражает эти вечные темы жизни в виде образа: поэтического, музыкального, художественного | |
Актуализация. Этап проверки знаний, умений, навыков.
| Музыкальная викторина -Симфония Л.Бетховена -Симфоническая музыка Г.Свиридова Вспомните какому жанру музыки относится данные отрывки? Какими могут быть музыкальные образы? • Какие два способа развития музыки вы знаете? • Какие формы музыкальных произведений вы знаете? Постановка учебной задачи. | Симфонии |
Мотивация: Слушание. отрывок «Цветок Байкала» : в исполнении бурятского симфонического оркестра. Цель: включить обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне. Анализ. | Я хочу начать наш урок с музыкального фрагмента. О чем вам расскажет музыка? : эта мелодия какого народа? Опишите, какие чувства, какое настроение вы слышите в этой музыке. | Веселая, танцевальная, затем одухотворенные зарисовки природы. Носят лирический оттенок, спокойные по характеру. Но есть чувственность и переживания |
Музыкальная иллюстрация | «Цветок Байкала» С.С.Манжигеева Назовите инструменты, которые композитор выбрал для создания образа природы. А какие инструменты являются солирующими?. | Ответы детей |
Изучение нового материала. | Музыка – один из языков на нашей планете. Начать урок нам помогла музыка выдающегося бурятского композитора композитора С.С.Манжигеева Заслуженного деятеля искусств России и Бурятии, Лауреата Государственной премии РБ, композитора, директора Колледжа искусств с 1992 по 1994 годы Сергея Степановича Манжигеева. Сергей Степанович являлся представителем плеяды композиторов Бурятии, внесших весомый вклад в становление культуры, искусства, художественного образования и композиторской школы нашей республики. (демонстрирует портрет) | Композиторы рассказывают о жизни людей с помощью музыкальных звуков. |
Как вы думаете , сегодня урок посвящен музыке какого народа? Познакомимся с творчеством как бурятского композитора С.С.Манжигеева и его музыкальным произведением «Цветок Байкала» Композитор сотрудничает с ансамблем песни и танца «Байкал», пишет музыку для хореографических номеров. «Первопроходцы», «Танец баторов», «Цветок Байкала», «Танец кукол» признаны успешными | бурятского | |
Постановка учебной задачи: Сравнить образы хореографического и музыкального произведений. | - Если мы говорим об образах и о том, как музыка симфонического оркестра помогает их раскрыть, значит, тема нашего урока? Тема нашего урока - «Образы симфонической музыки» . Запишите в тетради. -А теперь, слушаем музыку . Слушаем, какую же картину изображает композитор в начале произведения?; с помощью каких средств музыкальной выразительности симфонический оркестр раскрывает образ.? | (рассуждения детей) |
Просмотр фрагмента начала танца в исполнении ансамбля «Байкал» Открытие нового знания | Сегодня мы обсудим одно из средств, которым пользуется композитор, когда сочиняет музыку. | (ответы детей) |
Это слово может использоваться в разных жизненных ситуациях, в различных науках, поэтому оно имеет много толкований. : Запишите в тетрадь толкование слова «ДИНАМИКА», которое мы сегодня будем изучать на уроке: Какая динамика может встречаться в музыкальных произведениях?: (ответы детей) | ||
Композитору важно, с какой громкостью будут исполнять его музыку? Почему?: Композитор фиксирует громкость с помощь знаков: f – громко, ff – очень громко. p – тихо, pp – очень тихо. | (ответы детей) | |
Актуализация полученных знаний | Сегодня на уроке мы напишем динамический диктант. Как вы думаете, что это такое? : Мы будем записывать, как меняется громкость в музыкальном произведении. | (ответы детей) |
: | Записывать нужно в строчку, используя те знаки, с которыми мы познакомились. Если музыка звучит громко, мы пишем знак f, если музыка резко изменилась и стала очень тихой - в тетради появится знак pp. Если музыка изменяет громкость постепенно (была очень тихой, постепенно прибавляя звучание, стала громкой), мы будем использовать знаки < или >, если музыка постепенно затихала. Это требует от вас внимательности. Внимание! Готовы? А если музыка начнется очень громко? : После завершения звучания предлагаю записать на доске результаты прослушивания, обсуждаем правильность записи. Зачем композитору нужно было так изменять громкость?: | (ответы детей). |
Усвоение новых знаний | Какую историю хотел рассказать нам автор с помощью звуков?: : Что изменилось бы, если громкость была бы другой? : Музыкальное произведение, с которым мы работали, называется «Цветок Байкала». сочинил его С.С.Манжигеев : Какое средство музыкальной выразительности было объектом нашего исследования на уроке?: (ответы детей). : Только взаимодействие, система средств музыкальной выразительности создает яркое музыкальное произведение. | (ответы детей) |
Физ.минутка. | Пластические танцевальные движения из балета «Цветок Быйкала» | |
Проверка и применение новых знаний: Вокально-хоровая работа
| Продолжение работы над произведение С .Манжигеева : Ребята, скажите, на фортепиано или каком либо другом сольном инструменте возможно так глубоко раскрыть образ, как это представил нам симфонический оркестр? : Правильно. В оркестре около 80-ти музыкальных инструментов, бывает и больше. У каждого инструмента свой тембр. Динамическое звучание более мощное. И, соответственно, исполнение пьесы симфоническим оркестром более выразительное. Удивительный мир искусства создает для нас разные шедевры. Вера в добрые дела человека, понимание запросов своего современника, глубокие связи с народной музыкой — этим отличается творчество Заслуженного деятеля искусств Республики Бурятия композитора Сергея Степановича. Сегодня мы с вами разучим песню С.Манжигеева «Табан хурган» При исполнении песни использовать видео-клип (караоке). С.Манжигеева «Табан хурган» | (ответы детей) |
Рефлексия | Что нового вы для себя узнали на этом уроке? Какие открытия сделали для себя? Назовите имя композитора.
Перечислите средства музыкальной выразительности. Согласны ли вы с утверждением, что симфоническая музыка выразительна и изобразительна? Мы узнали, насколько многообразны возможности симфонической музыки. Это дает композитору воплотить через музыку образы: Композитора вдохновляет любовь к Родине, своему народу, его культуре, традициям, простым человеческим чувствам. Всё это выражено глубоко в музыке С.Манжигеева А сегодня за активную работу на уроке получают оценки… Если урок прошел для вас продуктивно, то прошу выразить это ОЧЕНЬ ТИХИМИ аплодисментами, если вы скучали на уроке, можете показать это ГРОМКИМИ хлопками. | Мы познакомились с творчеством бурятского композитора и его знаменитым симфоническим произведением «Цветок Байкала». - «Средства музыкальной выразительности» |
Домаш задание | Выучить песню «Табан хурган» | - |
Досвидание .Урок окончен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок музыки для 6 класса "Мир образов симфонической музыки"
Разработка урока музыки для 6 класса по теме "Василий Сергеевич Калинников. Симфония жизни в 4- х частях"...
Мир образов симфонической музыки
Данная разработка предназначена для проведения уроков по разделу "Мир образов симфонической музыки" в 6 классе....
УРОК в 6-ом классе по теме «Образы симфонической музыки».
ТЕМА: Образы симфонической музыки.ЦЕЛЬ: На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литера...
Технологическая карта урока. 6кл. Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»
Планируемые результаты обучения:Личностные, предметные, метапредметные.Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;Учить восприн...
Технологическая карта урока музыки в 6 классе «Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации»
Технологическая карта к уроку музыки в 6 классе "Образы симфонической музыки" по программе.авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Цель урока:познакомить с выразительными возможн...
Методической разработка урока музыки в 6 классе. Образы симфонической музыки. Г. В.Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». «Весна и Осень»
Данная методическая разработка направлена на формирование культуры музыкального восприятия школьников на уроках музыки в контексте ФГОС. Методическая разработка рекомендуется для уроков музыки в 6 кла...
Презентация к уроку музыки "Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель". 6 класс
Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель" Георгия Свиридова являются одним из самых ярких, возвышенных, поэтичных и в то же время популярных произведений композитора. Данный ур...