Музыкальная палитра
рабочая программа по музыке (6 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыкальная палитра»
Направление: художественно-эстетическое.
Тип: адаптированная.
( для обучающихся 5-6 классов)
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Современный россиянин – это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования. Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи, строится на принципиально новой образовательной парадигме: современная образовательная среда – это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Голос – это особое богатство, природный дар. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства, по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
В нашей школе, среди учащихся, обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться красиво петь.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа, направленная на развитие художественной одаренности обучающихся. Программа основана на программе Пономарькова И.В.
Новизна программы
Особенность данной программы в том, что она разработана для обучающихся общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь, при этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
В данных условиях эта программа – механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, последовательности, сопровождающей систему практических занятий.
Программа отличается тем, что:
-позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство»;
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;
-содержание программы «Музыкальная палитра» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
-программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока, а не общепринятое описание системы работы.
Роль и место программы в образовательном маршруте обучающихся, практическое назначение программы:
Программа - это обобщенный многолетний опыт по воспитанию вокалистов из числа одаренных учащихся школы № 2 г.Пыть-Ях. При создании вокального кружка «Звонкая радуга» в МОУ СОШ № 2 программа «Музыкальная палитра» особенно необходима. Реализация содержания программы ориентирована на применение наиболее эффективных методов и приемов формирования голоса.
В условиях вокальной студии МОУ СОШ № 2 занимаются 30 обучающихся. Это дает возможность каждому из них удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности, радовать школьный социум и окружение школы своими способностями, получить оценку и общественное признание в школе, в городе, округе, в России. Увлеченные любимым делом школьники высоконравственны, добры и воспитаны, принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа взаимодействия с окружающим сообществом.
Содержание программы предполагается реализовать в объеме 204 часов (за 3 года обучения).
Цель – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи:
-расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
-воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;
- развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение, формировать вокальную культуру, как неотъемлемую часть духовной культуры;
Программа отличается тем, что:
-позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство»;
-она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников в вокальном кружке соразмерно личной индивидуальности;
-программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока;
-содержание программы может быть основой для развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников.
-помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Особенности набора обучающихся в коллектив:
В коллектив принимаются учащиеся 5-6 классов СОШ№2 в возрасте от 11-12 лет, у которых есть желание научиться красиво и грамотно петь. Состав группы постоянный. Количество воспитанников-21 человек (5 классы); 18 человек (6 классы). Занятия проводятся 1 день в неделю (вторник с 14:00-14:40 5 классы; четверг 11:00-11:40 6 классы), как групповые, так и индивидуальные.
Методики, которые используются при реализации программы:
В основу программы «Музыкальная палитра» для организации творческого процесса воспитания вокалистов в условиях курсов по выбору положены, в первую очередь, практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные основоположником русской вокальной школы М.И.Глинки, который рекомендовал специальные этюды и упражнения для развития певческих навыков, предостерегал от увлечения темпом обучения и учил осторожному подходу к молодому голосовому аппарату.
Метод известного учителя- исследователя В.В.Емельянова принят мной, как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях - от детского сада до консерваторий и оперных театров.
Методика обучения вокалу Д.Огороднова (алгоритмы вокала, способствующие выработке певческого дыхания, воспитанию самоконтроля, слухового, зрительного, интонационного внимания, умения слышать и слушать себя.
Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слушать и слышать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Принципы педагогического процесса:
-принцип единства художественного и технического развития пения;
-принцип гармонического воспитания личности;
-принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
-принцип успешности;
-принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
-принцип творческого развития;
-принцип доступности;
-принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
-принцип индивидуального подхода;
-принцип практической направленности.
В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.
В основу разработки программы «Музыкальная палитра» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Программа определяет 2 направления обучения детей: вокально-хоровая работа и концертно-исполнительская деятельность. Первое направление состоит из 12 тематических блоков, объединяющих несколько вопросов теоретического и практического характера, которые реализуются на разных этапах обучения. Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности - это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству.
Организация учебного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием, видами деятельности, аппаратом контроля, при постепенном усложнении процесса обучения. Педагог свободно управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.
Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является вокальная студия. Вокальная студия позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса: регистры и диапазон соответствующий возрастным особенностям (чтобы подобрать материал для индивидуальной работы), особенности звуковедения.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живопись, элементов танца. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
При разучивании песенного и репертуара я обращаюсь к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, и соблюдать правильную интонацию при их произношении; на уроках литературы – формируется начальное понятие художественного языка, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.
Программа предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей на групповых и индивидуальных занятиях.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Педагогическая целесообразность программы в том, что программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Особое место уделяется концертной деятельности (2 направление программы): обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам. Это придает прикладной смысл занятиям вокальной студии. Обучение учеников вокалу подчинено личной и общезначимой цели. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Учебно-тематический план
Цель: раскрыть певческий голос ребенка через основы вокала, исполнение детских
песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
№ | Содержание занятия | Теория | Практика | Кол-во часов |
1 | Введение, знакомство с голосовым аппаратом. | 2 | 2 | |
2 | Работа над распевками. | 2 | 4 | 6 |
3 | Беседа о гигиене певческого голоса. | 2 | 2 | |
4 | Певческая установка, упражнения на дыхание. | 2 | 4 | 6 |
5 | Работа над сценическим образом. | 2 | 2 | 4 |
6 | Работа над чувством ритма. | 2 | 4 | 6 |
7 | Знакомство с музыкальными ладами. | 2 | 2 | |
8 | Вокально-хоровая работа. | 2 | 4 | 6 |
9 | Упражнения на дикцию, артикуляцию. | 2 | 2 | 4 |
10 | Основы нотной грамоты. | 2 | 2 | 4 |
11 | Разучивание песен. Работа над песнями. | 4 | 6 | 8 |
12 | Движения вокалистов под музыку. | 8 | 8 | |
13 | Вокальная позиция. |
| 4 | 4 |
14 | Концертная деятельность. | 8 | 8 | |
Итого: | 22 | 50 | 72 |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
(5-6 классы)
В результате обучения пению в вокальном кружке воспитанник должен:
- Знать, понимать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- основы музыкальной грамоты;
- различные манеры пения;
- место дикции в исполнительской деятельности;
- соблюдать певческую установку;
- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- жанры вокальной музыки;
- произведения различных жанров;
- великих вокалистов России и мира;
- Уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь, без сопровождения, отдельные попевки и фразы;
- петь легким звуком, без напряжения;
- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
- уметь делать распевку;
- к концу года петь выразительно, осмысленно; - правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- точно повторить заданный звук;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;
- петь чисто и слаженно в унисон;
- дать критическую оценку своему исполнению;
- характеризовать выступления великих вокалистов
- использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- работать в сценическом образе;
- принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.
Календарно-тематический план
(5 классы)
Месяц | Неделя | Занятие | Дата | Темы образовательного процесса | Кол-во часов |
Сентябрь | 1. | 1. | 3.09.13. | Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. | 1 |
2. | 2. | 10.09.13. | Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. | 1 | |
3. | 3. | 17.09.13. | Сценическое искусство. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. | 1 | |
4. | 4. | 24.09.13. | Знакомство с многоголосным пением. Освоение исполнения бэк-вокал. Упражнения на дыхание, дикцию. | 1 |
Итого: 4 часа.
Месяц | Неделя | Занятие | Дата | Темы образовательного процесса | Кол-во часов |
Октябрь | 1. | 5. | 1.10.13. | Участие в концерте к Дню пожилого человека в центре «Гелиос» | 1 |
2. | 6. | 8.10.13. | Разучивание песни «Учитель». Выбор солиста. | 1 | |
3. | 7. | 15.10.13. | Выучивание трудных мест в мелодии песни «Учитель». | 1 | |
4. | 8. | 22.10.13. | Работа над сценическим образом в песне «Учитель». | 1 | |
5. | 9. | 29.10.13. | Разучивание песни «Гимн детей России» | 1 |
Итого: 5 часов.
Месяц | Неделя | Занятие | Дата | Темы образовательного процесса | Кол-во часов |
Ноябрь | 2. | 10. | 12.11.13. | Участие в концерте «Радужный мост», исполнение песни «Гимн детей России». | 1 |
3. | 11. | 19.11.13. | Упражнения на дикцию, исполнение песен «Учитель», «Гимн детей России». | 1 | |
4. | 12. | 26.11.13. | Упражнения на дыхание. Работа над песней «Мамины руки». | 1 |
Итого: 3 часа.
Месяц | Неделя | Занятие | Дата | Темы образовательного процесса | Кол-во часов |
Декабрь | 1. | 13. | 3.12.13. | Мероприятие «Добрым быть совсем-совсем непросто», воспитание качеств, определяющих доброту. | 1 |
2. | 14. | 10.12.13. | Разучивание песни «Новый год». | 1 | |
3. | 16. | 17.12.13. | Работа над песнями «Закружит новогодний хоровод», «Новый год». | 1 | |
4. | 16. | 24.12.13. | Репетиция к новогодним утренникам. | 1 |
Итого: 4 часа.
Неделя | Занятие | Дата | Темы образовательного процесса | Кол-во часов | |
Январь | 2. | 17. | 14.01.14. | Мероприятие «Рождество Христово», из народных славянских песнопений. | 1 |
3. | 18. | 21.01.14. | Упражнения на дыхание. Работа над песней «Дружат дети всей земли», выучивание трудных мест в мелодии. | 1 | |
4. | 19. | 28.01.14. | Исполнение ранее выученных песен «Учитель», «Гимн детей России», «Мамины руки». | 1 |
Итого: 3 часа.
Месяц | Неделя | Занятие | Дата | Темы образовательного процесса | Кол-во часов |
Февраль | 1. | 20. | 4.02.14. | Работа над песней «Дружат дети всей земли». | 1 |
2. | 21. | 11.02.14. | Разучивание новых распевок по системе Емельянова. | 1 | |
3. | 22. | 18.02.14. | Работа над песней «Закаты алые». Упражнения на дикцию. | 1 | |
4. | 23. | 25.02.14. | Распевки, исполнение ранее разученных песен. | 1 |
Итого: 4 часа.
Месяц | Неделя | Занятие | Дата | Темы образовательного процесса | Кол-во часов |
Март | 1. | 24. | 4.03.14. | Репетиция к концерту «День 8 марта». | 1 |
2. | 25. | 11.03.14. | Повторение песни «Закаты алые». | 1 | |
3. | 26. | 18.03.14. | Упражнения на звуковедение, на контиленное пение, работа над песней «Цветы для мамы» | 1 |
Итого: 3 часа.
Месяц | Неделя | Занятие | Дата | Темы образовательного процесса | Кол-во часов | |
Апрель | 1. | 28. | 1.04.14. | Мероприятие «Мажорики и минорики» (на знание музыкальных ладов). | 1 | |
2. | 29. | 8.04.14. | Выбор солистов на песню «Закаты алые», работа над песней. | 1 | ||
3. | 30. | 15.04.14. | Работа с танцующей группой, исполнение песен «Учитель», «Гимн детей России», «Цветы для мамы»». | 1 | ||
4. | 31. | 22.04.14. | Генеральная репетиция к отчетному концерту. | 1 | ||
5. | 32. | 29.04.14. | Отчетный концерт «Праздник успеха». | 1 |
Итого: 5 часов.
Месяц | Неделя | Занятие | Дата | Темы образовательного процесса | Кол-во часов |
Май | 1. | 33. | 6.05.14. | Репетиция к участию в концерте «День Победы». Работа над песней «Закаты алые». | 1 |
2. | 34. | 13.05.14. | Исполнение песен наиболее понравившихся детям. | 1 | |
3. | 35. | 20.05.14. | Составление летописи, презентации о проделанной работе. | 1 | |
4. | 36. | 27.05.14. | Заключительное мероприятие и чаепитие. | 1 |
Итого: 4 часа.
Всего: 36 часов.
Календарно-тематический план
(6 классы)
Месяц | Неделя | Занятие | Дата | Темы образовательного процесса | Кол-во часов |
Сентябрь | 1. | 1. | 5.09.13. | Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. | 1 |
2. | 2. | 12.09.13. | Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. | 1 | |
3. | 3. | 19.09.13. | Сценическое искусство. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. | 1 | |
4. | 4. | 26.09.13. | Знакомство с многоголосным пением. Освоение исполнения бэк-вокал. Упражнения на дыхание, дикцию. | 1 |
Итого: 4 часа.
Месяц | Неделя | Занятие | Дата | Темы образовательного процесса | Кол-во часов |
Октябрь | 1. | 5. | 3.10.13. | Участие в концерте к Дню пожилого человека в центре «Гелиос» | 1 |
2. | 6. | 10.10.13. | Разучивание песни «Учитель». Выбор солиста. | 1 | |
3. | 7. | 17.10.13. | Выучивание трудных мест в мелодии песни «наш любимый преподаватель». | 1 | |
4. | 8. | 24.10.13. | Работа над сценическим образом в песне «Учитель». | 1 | |
5. | 9. | 31.10.13. | 1 |
Итого: 5 часов.
Месяц | Неделя | Занятие | Дата | Темы образовательного процесса | Кол-во часов |
Ноябрь | 1. | 10. | 14.11.13. | Участие в концерте «Радужный мост», исполнение песни «Гимн детей России». | 1 |
3. | 11. | 21.11.13. | Упражнения на дикцию, исполнение песен «Учитель», «Гимн детей России». | 1 | |
4. | 12. | 28.11.13. | Упражнения на дыхание. Работа над песней «Мамины руки». | 1 |
Итого: 3 часа.
Месяц | Неделя | Занятие | Дата | Темы образовательного процесса | Кол-во часов |
Декабрь | 1. | 13. | 5.12.13. | Мероприятие «Добрым быть совсем-совсем непросто», воспитание качеств, определяющих доброту. | 1 |
2. | 14. | 12.12.13. | Разучивание песни «Новый год». | 1 | |
3. | 16. | 19.12.13. | Работа над песнями «Закружит новогодний хоровод», «Новый год». | 1 | |
4. | 16. | 26.12.13. | Репетиция к новогодним утренникам. | 1 |
Итого: 4 часа.
Неделя | Занятие | Дата | Темы образовательного процесса | Кол-во часов | |
Январь | 2. | 17. | 16.01.14. | Мероприятие «Рождество Христово», из народных славянских песнопений. | 1 |
3. | 18. | 23.01.14. | Упражнения на дыхание. Работа над песней «Гимн детей России», выучивание трудных мест в мелодии. | 1 | |
4. | 19. | 30.01.14. | Исполнение ранее выученных песен «Учитель», «Гимн детей России», «Мамины руки». | 1 |
Итого: 3 часа.
Месяц | Неделя | Занятие | Дата | Темы образовательного процесса | Кол-во часов |
Февраль | 1. | 20. | 6.02.14. | Работа над песней «Дружат дети всей земли». | 1 |
2. | 21. | 13.02.14. | Разучивание новых распевок по системе Емельянова. | 1 | |
3. | 22. | 20.02.14. | Работа над песней «Закаты алые». Упражнения на дикцию. | 1 | |
4. | 23. | 27.02.14. | Распевки, исполнение ранее разученных песен. | 1 |
Итого: 4 часа.
Месяц | Неделя | Занятие | Дата | Темы образовательного процесса | Кол-во часов |
Март | 1. | 24. | 6.03.14. | Репетиция к концерту «День 8 марта». | 1 |
2. | 25. | 13.03.14. | Повторение песни «Закаты алые». | 1 | |
3. | 26. | 20.03.14. | Упражнения на звуковедение, на контиленное пение, работа над песней «Цветы для мамы» | 1 |
Итого: 3 часа.
Месяц | Неделя | Занятие | Дата | Темы образовательного процесса | Кол-во часов | |
Апрель | 1. | 28. | 3.04.14. | Мероприятие «Мажорики и минорики» (на знание музыкальных ладов). | 1 | |
2. | 29. | 10.04.14. | Выбор солистов на песню «Закаты алые», работа над песней. | 1 | ||
3. | 30. | 17.04.14. | Работа с танцующей группой, исполнение песен «Учитель», «Гимн детей России», «Цветы для мамы»». | 1 | ||
4. | 31. | 24.04.14. | Генеральная репетиция к отчетному концерту. | 1 | ||
5. | 32. | 30.04.14. | Отчетный концерт «Праздник успеха». | 1 |
Итого: 5 часов.
Месяц | Неделя | Занятие | Дата | Темы образовательного процесса | Кол-во часов |
Май | 1. | 33. | 8.05.14. | Репетиция к участию в концерте «День Победы». Работа над песней «Закаты алые». | 1 |
2. | 34. | 15.05.14. | Исполнение песен наиболее понравившихся детям. | 1 | |
3. | 35. | 22.05.14. | Составление летописи, презентации о проделанной работе. | 1 | |
4. | 36. | 29.05.14. | Заключительное мероприятие и чаепитие. | 1 |
Итого: 4 часа.
Всего: 36 часов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методы и формы реализации программы «Музыкальная палитра»
В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ресурсное обеспечение программы:
- Программа «Палитра детских голосов»;
- «Уроки пения», Журавленко Н.И., учебное пособие для обучающихся -Минск: «Полиграфмаркет», 1998;
- Методические рекомендации для учителя (см. список литературы для учителя);
- Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;
- Аудиосредства: магнитофон, микрофон, проигрыватель, электронные аудиозаписи и медиа – продукты;
- Компьютер;
- Усиливающая аппаратура;
- Возможности студийной записи голоса и прослушивания исполнения;
- Актовый зал;
- Мультимедийный проектор.
Успехи реализации программы возможны:
- если будет реализована теоретическая и практическая часть программы на 100%;
- если учитываются возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
- если используется разнообразный методический материал по программе учебного курса;
- если в кабинете есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса.
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Организационно-методическая работа
1. Разработано программно-методическое обеспечение, которое включает программу, методические разработки занятий, систему дидактических материалов, перечень используемых средств обучения, в том числе видео-и электронных ресурсов.
- В 2009-2010,2010-2011 учебных годах программа успешно апробирована в вокальном кружке «Звонкая радуга» МОУ СОШ № 2.
Учебно-воспитательная работа
(концертно-исполнительская деятельность)
Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, городских мероприятиях. Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, участиях в фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКА
Модель выпускника вокального кружка «Звонкая радуга»
Первый год обучения:
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
- умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски. Второй год обучения:
- наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло);
- увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
- умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
- усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
- участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство. Третий год обучения:
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ритмы;
- умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
- импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
- исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
Оценка результатов дополнительного образования
Отслеживание уровня сформированности музыкально-слуховых представлений и соответствующих навыков учащихся проводится с помощью диагностики по следующим уровням:
1.Низкий.
2.Ниже среднего.
3.Средний.
4.Выше среднего.
5.Высокий.
Музыкальный слух:
1.Не различает звуки по высоте.
2.Различает некоторые звуки, ошибается.
3.Различает звуки по высоте.
4.Различает высоту, длительность звука.
5.Различает направление движения мелодий.
Пение:
1.Не интонирует мелодию.
2.Не точно интонирует.
3.Точно интонирует.
4.Поёт выразительно.
5.Ипровизирует.
Ритм:
1.Не может повторить ритмический рисунок.
2.Повторяет ритмический рисунок с ошибками.
3.Точно повторяет ритмический рисунок.
4.Выполняет ритмический аккомпанемент.
5.Ритмическая импровизация.
Ожидаемые результаты:
К концу года ребята должны:
- Привыкнуть петь естественно, чистым звуком, без крика, простые одноголосные песни, одновременно, вместе со всеми, начиная и заканчивая их.
- Естественно дышать, без напряжения, не сжимая ни горла, ни зубов. Брать дыхание после слова, а не в середине.
- Выработать ясное произношение слов, чёткую дикцию, точное выполнение напева и ритма, чистоту звучания.
- Держать корпус в прямом, но не напряженном состоянии.
- Разбираться в высоте и силе звука (высоко, низко, громко, тихо).
- Различать крупные части песни – музыкальные фразы.
Учебно-материальная база.
Музыкальные инструменты:
- Не озвученные музыкальные игрушки (для создания игровой ситуации).
- Озвученные музыкальные инструменты-игрушки:
а) С нефиксированным звуком: (погремушки, бубны, трещотки, барабаны, треугольники, молоточки, коробочки, ложки).
б) Издающие только звук одной высоты (дудки, свистульки).
в) С фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки).
г) С диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, колокольчики).
Музыкально-дидактические пособия:
- «Солнышко и тучка» - для развития у детей представления о различном характере в музыке.
- «Песня-танец-марш» - для развития представлений о жанрах.
- «Узнай сказку» - для различения контрастных частей в музыке.
- «Лесенка» - для различения высоты звуков и направления движения.
- «Ритмические кубики» - для развития представления о ритме.
- «Карусель» - для различения темпа.
Используемые атрибуты:
Ленты, флажки, мячи, погремушки, осенние листья. Наглядные средства: иллюстрации, таблицы и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учащихся
- Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998.
Литература для учителя
(обязательная)
1. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.:
- Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
Литература для учителя
(дополнительная)
1. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
2.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
4. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
- .Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
6.Пономарьков И.П. Методическое пособие для руководителей хоровых кружков в школе.
7. Сергеев А.А. Воспитание детского голоса.
8. Левидов И.И. Детское пение и охрана голоса детей.
9. Тугаринов Н.П. Хоровая работа в школе.
- Ковин Н.М. Хоровое пение в школе.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей у детей.
- Грачевский Ю. На орбите хорошего настроения.
1.Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков.
(4 часа)
Искусству пения, как и всякому другому искусству, должно предшествовать известные механические уменья.
Гёте.
Искусство пения – искусство души и для души.
Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.
«Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности. Способности к пению – перспективы развития и возможности участия в мире шоу-бизнеса.
Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.
Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый.
Регистровый порог. Механизм перевода регистра.
Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных.
Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.
Рупор. «Зевок» и полузевок».
Регулировочный образ: место и роль в пении.
Практические занятия:
- Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение способности к пению.
- Координационно-тренировочные занятия.
Блок 1.
Упражнение 1. Поиск вибрации: на губах (М) – на губной гармошке, расческе без оценки качества звуков.
Упражнение 2. Поток вибраций, поднимающийся из середины тела, вливается в вибрацию губ. Пение по одному звуку, двигаясь по полтона от «фа» до «си бемоль». Звук производится как жужжание. Звук из глубины.
Упражнение 3. Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.
Упражнение 4. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией «ММ»: от щек по всему лицу.
Упражнение 5. Вдуваем вибрацию сквозь губы (вздох облегчения, касание звука, вибрации «ммм»).
Упражнение 6. Вибрация внутри тела.
Блок 2.
Комплекс № 1. Упражнения для осознания действий мышц, участвующих в голосообразовании.
Комплекс № 2. Упражнения для осознания ощущений вибрации, давления, действия мышц от восприятия звука своего голоса.
Комплекс № 3. Упражнения для работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах).
Комплекс № 4. Упражнения для осознания связи режимов с разным тембром, силой голоса – через ощущения с разными энергетическими затратами, эмоциональными отражениями представлениями.
Комплекс № 5. Упражнения для осознания связи режимов с разными участками диапазона.
Комплекс № 6. Упражнения для осознания связи разных ощущений с эмоционально-образными представлениями.
Комплекс № 7. Упражнения на формирование связи эмоциональных слуховых представлений о высоте тонов и интервалов с режимом, тембром, силой голоса, с энергетическими затратами.
Комплекс № 8. Упражнения на формирование навыка выбора оптимальных энергетических затрат.
Комплекс № 9. Упражнения по овладению приемами, не позволяющими издавать звук привычным способом.
Комплекс № 10. Упражнения: язык лодочкой, язык на нижней губе в расслабленном виде.
Комплекс № 11. Упражнения на «Н - носовое».
Комплекс № 12. Упражнения двигательной программы (тренировки).
2. Певческая установка и певческая позиция. Дыхание.
Отработка полученных вокальных навыков.
(6 часов)
Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.
«Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук».
Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра, образованные аэродинамическим путем.
Соотношения работы органов дыхания и гортани.
Резонаторная функция трахеи.
Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий голос.
Практические занятия:
Дыхательная гимнастика.
3. Распевание
(6 часов)
Звук и механизм его извлечения.
Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.
Правила великих мастеров Ф.И.Шаляпина, К.С. Станиславского (И.О.Исаева с.158).
Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки. Нотные примеры в «до мажор» условной тональности.
Использование скороговорки на начало распевки.
Практические занятия:
- Упражнения по распеванию. Задачи занятий: научить учащегося правильно выполнять распевки (И.О. Исаева, стр. 160-164).
4.Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения.
Великие вокалисты прошлого и настоящего.
(5 часов)
История вокальных стилей. Классическая музыка. Жанры вокального исполнения: романс, опера, авторская (бардовая) песня, блюз, рок-н-ролл, рок, хард-рок, глэм-рок, британский бит, джаз, арт-рок, увертюра, соул, госпел, гэггей, «новая волна» (пост-панк, син-поп, панк-джаз, никакая волна, новый романтизм, техно-поп, электро-поп, неомод- рок, пауэр-поп), современная городская музыка, поп-музыка, эстрада, диско, фольклор, фолк-рок, этническая музыка.
Романс: Жанна Бичевская, Олег Погудин, Жанна Строенко.
Авторская песня: Юрий Визбор, Булат Окуджава, Александр Розенбаум.
Блюз: Бесси Смит, Роберт Джонсон, Лимон Джеферсон, Уилли Диксон.
Джаз: Этел Уотерз, Билли Холидей, Сэра Воэн, Бенни Гудман, Пегги Ли, Дайана Крол, Луи Армстронг. Джо Уильямс, Эла Жаро, Леонид Утесов, Валентина Пономарева, Ф.И.Шаляпин, Сергей Лемешев, Татевик Оганесян, Ирина Отиева, Лариса Долина.
Кантри: Тоннесси Эрни, Хэнк Уильямс (1 и 2), Джей Кэйл, Крис Кристоферсон, Уилли Нелсон, Долли Партон, Билл Хэйли, Карл Перкинс, Элвис Пресли, Эдди Коррэн.
Рок: «Битлз» - Пол МарКартни, «Роллинг Стоунз», «Кинс», «Ярдбердз», «Энималз», Эрик Берден, Саймон, Гарфакелл, «Криденс Кликруотер Ривайвл».
Поп-певцы: Фрэнк Синатра, Энди Уильямс, Дин Мартин.
Рок-н-ролл: «Статус кво». Арт-рок: «Дженезиз», Питер Гейбриел.
Хард-рок: Ху, «Лед Зеппелинг», «Доп Попл», «Блэк Сэббет», «Куин».
Рок-опера: «Артур», «Томми», «Иисус Христос – Суперзвезда» (Иан Гиллан, Мюрей Хе, Ивонн Эллимер).
Мюзикл: Барбара Стрейзанд, Лайза Минелли.
Глэм-рок: Род Стюарт, Гэрри Глиттер, Хаулин Вулф.
Стоул: Рэй Чарлз, Джеймс Браун, Этта Джеймс.
Городская музыка: Арита Фрэнклин, Ротис Реддинг, Уилтон Пикетт, Карла Томас, Соломон Берк, Сэм Кук, Билли Оушн, Уинли Хьюстон, Джо Коккер.
Регги: Джимми Клифф, Питер Тош, Бани Уэйлер, Боб Марли.
Эстрада: Фрэнк Синатра, Джуди Гарленд, Бэтт Мидлер, Барбара Стрейзанд, Лайза Минелли, Хулио Иглесиас, Алла Пугачева.
Поп: Фрэнки Эвэлон, Клифф Ричард, София Ротару, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Юрий Антонов, Эдита Пьеха, группа «Самоцветы», «Ласковый май», «Мираж», выпускники «Фабрик звезд», Майкл Джексон, Мадонна, Принс, Уитни Хьюстон, Джорж Майкл, Мэрайа Кэрри, Кристина Агилера, Бритни Спирс.
Диско: Дона Саммер, Глория Гейнор, группа «АВВА», «Бони М», «Арабеск», «Чингис хан», Барбара Стрэйзанд, Дейвид Боун, Род Стюарт.
Поп-соул, поп-франк: Тина Тернер, Майкл Джексон, Принс и др.
Евродиско: «Модерн Токинг», Кайли Миноуг, Рик Эстли, Сабрина, Дона Саммер.
Рэп: Кул-Ди-Джей Херк, Грэндмастер Флэш, группа «Фьюрнос Файв», Эм Си Хэммер.
Практические занятия:
Групповое прослушивание исполнения великих вокалистов и обсуждение манеры и стиля исполнения.
Примечание: особенность изучения темы в том, что изучение тематического блока рассчитано на 8 часов, из них 2 часа теории, 6 часов практические занятия. Тематический блок рассчитан на 3 года, при этом предполагается обращение к изучению творчества великих вокалистов не только на часах практических занятий в рамках данного блока, но и в течение всего периода изучения. Цель использования данного подхода: помочь воспитанникам постепенно углубляться в творчество отдельных вокалистов с целью формирования портретов кумиров.
5. Дикция. Артикуляция
(4 часа)
Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека.
Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.
Тембр певческого и речевого голоса.
Дикция и механизм ее реализации.
Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.
Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный, имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.
Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения.
3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.
Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.
Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.
Практические занятия:
- Артикуляционная гимнастика (методика и алгоритмы В.Емельянова – с. 161);
- Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации (программа В.Емельянова с.166-167);
- Упражнения тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса (программа В. Емельянова с. 168-172);
- Дыхательные упражнения по методике И.О.Исаевой (стр.78-80);
- Тренажер самоконтроля развития дикции;
- Упражнение на дикцию и артикуляцию по методике И.О.Исаевой (с.81-83).
6. Гигиена певческого голоса
(2 часа)
Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха.
Требования и условия нормальной работы дыхательных органов (В.Емельянов с.93).
Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.
Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса.
Меры профилактики лор – болезней, их необходимость.
Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса.
Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций.
О вреде курения на голосовые связки.
Защитная регулирующая и эстетическая функция вибрато – основа и показатель самоконтроля.
Запреты:
- грудного регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль (ре-диез) первой октавы;
- использование речевой формы гласных выше ми - бемоль (ре-диез) второй октавы;
- переход на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного.
Первая помощь голосовым связкам: молчание. Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса.
Практические занятия:
- Дозировки – тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении;
- Упражнения на принятие и осознание регулировочного образа как ориентира на успех, а не путь к стрессу;
- Упражнения по развитию вибрато вокалиста (эталон 5-8 колебаний в секунду);
- Составление памятки по гигиене голоса.
7. Сценическая культура и сценический образ
(4 часа)
Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.
Мимика. Выражение лица, улыбка
Владение собой, устранение волнения на сцене.
Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.
«Репетиция вдохновения»: необходимость, суть и назначение.
Практические занятия:
- Мимический тренинг (по методике И.О.Исаевой с.93-95);
- Психологический тренинг;
- Упражнение «Как правильно стоять» (по методике И.О.Исаевой с. 172-179 );
- Упражнения на координацию движений;
- Практическая работа по формированию сценического образа.
8. Основы нотной грамоты
(4 часа)
Элементы сольфеджио – как основа пения по нотам.
Ноты – как точный и удобный способ записи высоты звуков. Изобретение нотоносца и нот Гвидо Аретинским (995-1050 гг.). Название нот. Ключи. Клавиатура и расположение на ней нот.
Длительность нот: целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая.
Музыкальный ритм. Сильные и слабые доли.
Тональность: мажорная и минорная.
Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени. Ступени. Тоника.
Музыкальный размер ; сложный размер .
Ноты в басовом ключе.
Паузы.
Записи песен.
Альтерация – повышение и понижение звуков: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бека. Разные звуки. Интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Интервалы чистые, большие и малые.
Хроматическая и целоторная гамма. Правильное пение по нотам.
Интонирование. Фальшь и пути ее устранения.
Практические занятия:
- Выучить название нот и их последовательность от «до» и до «до» вверх и вниз. Научиться писать скрипичный и басовый ключи. Выучить название октав на клавиатуре;
- Выучить название и написание всех длительностей;
- Пение гаммы по нотам со словами и показом;
- Пение песен по нотам;
- Звучание интервалов и угадывание их на слух;
- Запись ритмического рисунка;
- Элементы контроля правильности пения по нотам;
- Секреты устранения фальши.
9. Движения вокалистов под музыку
(8 часов)
Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста.
Практические занятия:
- Просмотр и анализ выступлений вокалистов;
- Элементы ритмической гимнастики;
- Работа над возможными вариантами движений сценического образа.
10. Вокально-хоровая работа
(6 часов)
Регулировочный образ вокалиста. Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.
Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.
Развитие мышц глотки и языка.
Атака звука: твердая, мягкая, преддыхательная.
Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.
Практические занятия:
- Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные корни) вокального слуха;
- Упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования;
- Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени;
- Упражнения по инспираторной фонации – изданию звука во время вдоха. Поиск режима работы гортани: штробас, фальцет, свист - осознание вокально-телесных ощущений;
- Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в фальцетный регистр (программа В.Емельянова, стр. 172);
- Тренировочные программы для фальцетного регистра детского и женского голоса (программа В.Емельянова, стр. 143);
- Упражнения с твердой и мягкой атакой.
- Подготовка к выходу на сцену.
11. Импровизация
(2 часа)
Импровизация: сущность, важность использования в вокальном искусстве. Особенность вокальной импровизации. Эффекты импровизации. Требования к импровизации.
Практические занятия:
- Просмотр видеозаписей анализ импровизаций великих вокалистов. Оценка импровизации;
- Элементы импровизации в детском исполнении.
12. Собственная манера исполнения
(6 часов)
Тембр и динамика своего голоса.
Регулировочный образ своего голоса – представление о суммарном восприятии всех сигналов обратной связи, поступающих во время пения по каналам акустическим, вибро-, баро-, проприорорецепции, и отражающиеся в сознании вокалиста, их голосообразующее действие.
Многоголосое пение.
Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи.
Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни.
Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.
Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения.
Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа.
Ролевая подготовка: суть и назначение.
Практические занятия:
- Выбор песни;
- Заучивание текста;
- Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро;
- Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.
Концертно-исполнительская деятельность
(8 часов)
Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального произведения.
В основе репертуара воспитанников план воспитательной работы школы, городских мероприятий.
АППАРАТ КОНТРОЛЯ
Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, а в целях достижения цели, обеспечения качества обучения.
Содержание контроля
Оценке и контролю результатов обучения подлежат:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
- освоение образцов современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре и современном творчестве отечественных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно - стимулирующий и корригирующий характер.
Виды контроля:
- предварительный - диагностика способностей учащихся;
- текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства;
- итоговый - анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных. городских, окружных и российских мероприятий.
Для развития навыков самооценки и рефлексии введен дневник воспитанников вокального кружка «Путь к успеху»
ПУТЬ К УСПЕХУ (Фамилия, имя воспитанника) 2013-2014 уч. год | ||||
Мероприятия | Форма участия | Репертуар | Самооценка | |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. | ||||
8. |
Приложение 1
Советы учащимся
- Не пытайтесь петь громче, чем вам дано.
- Не злоупотребляйте слишком долгим использованием голоса (особенно при записи в студии), даже при абсолютно правильном пении связки устают.
- Боритесь с громким звучанием фонограмм, не пытайтесь перекричать играющий во всю силу ансамбль
- С самого начала надо петь в полный нормальный голос. Тихое пение – это миниатюрный вариант громкого, и до тех пор. Пока вы не научитесь мощному пению, вы не сможете петь тихо. Но не надо форсировать звук.
- Не подражайте чужому тембру.
- Не издавайте резких звуков, которые сжимают горло и нарушают согласованность действия мышц горла и гортани (только при этой согласованности возникает голос). Горло должно быть свободным.
- Главное правило пения состоит в том, что наилучшие результаты всегда достигаются при минимальных усилиях.
- Никогда не забывайте, что инструмент, с помощью которого вы извлекаете звуки, - это мышцы, кровеносные сосуды, нервные окончания, это живая материя, с которой надо обращаться бережно.
Приложение 2
Методическое обеспечение программы
Материал к беседам
Певческий голос
Пение – естественный процесс, не надо напрягаться, дергаться, особенно это относится к артикуляционному аппарату. Во время пения лицо должно оставаться всегда спокойным и естественным. Если лицо напрягается, то неизбежно напрягается и весь артикуляционный аппарат. Чем более спокойными останутся лицо, челюсть, рот, язык, тем раньше появится положительный результат.
Наиболее типичной ошибкой является поджатая, выдвинутая вперед или очень напряженная при пении нижняя челюсть и напряженный язык. Это приводит к неправильному формированию звука и, как результат, к невнятному произношению текста и форсированному звучанию. Челюсть должна свободно «ходить» и нигде не зажиматься. Положение языка тоже должно быть естественным, он не должен ни вставать горкой, что способствует задиранию гортани, ни излишне глубоко укладываться, что может привести к горловому призвуку.
Певческая установка
Сегодня мы займемся очень важным делом – будем учиться правильной вокально-певческой постановке корпуса во время пения.
От того, как вы держите «корпус», зависит осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения – особенно.
Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничто не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок (а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать).
Очень важно психологически почувствовать в себе наличие своеобразного стержня, который объединяет все части тела от головы до ног. Для нахождения этого же ощущения надо, взявшись кистями за локти, поднять руки в согнутом положении и положить их за голову.
Заниматься пением лучше всего стоя. Только при большой продолжительности занятий можно сидеть, не касаясь спинки, на краю стула.
Если приходится петь сидя, не ставьте ноги на стул того, кто сидит перед вами, чтобы не горбиться: это очень мешает свободному звучанию голоса. Нужно сесть прямо, руки положить на колени.
Поговорим о дыхании
Дыхание не должно быть прерывистым, коротким и чрезмерно длинным. Дыхание должно быть ровным! Старайтесь вдыхать ртом и носом одновременно. Рот чуть приоткрыт. Ощущение такое, как будто вы нюхаете цветок. При таком положении аппарата все мышцы правильно сокращены.
Не старайтесь говорить очень длинную фразу или несколько фраз на одном дыхании. Это вредно. Из-за нехватки дыхания голос будет угасать и перейдет на горло, а в таком состоянии аппарат очень быстро устает, слушатель же через некоторое время от нехватки воздуха начнет зевать и чувствовать дискомфорт.
Слух является основным регулятором голоса
Голос напрямую связан со слухом. Без участия слуха голос не может правильно формироваться. Качество голоса зависит от состояния здорового аппарата точно так же, как слуховой аппарат от состояния здоровья голосового аппарата: здесь связь двусторонняя – одно не может существовать без другого.
Слуховые восприятия через деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку или пение, мы «про себя», а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем. Перед тем как воспроизвести звук, необходимо представить себе его будущее звучание. Для воспитания внутреннего слуха детей важно научить их сознательному интонированию. Этому способствует пение без сопровождения (выработка более сосредоточенного внимания поющего).
Берегите свой голос
Человек наделен от природы чудесным даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Соответственно разным чувствам по-разному может звучать голос в разговоре. Разнообразны интонации человеческой речи. Но какую чарующую силу приобретает человеческий голос в пении!
Сравнение звучания скрипки, альта, виолончели, флейты, валторны с красотой пения человеческого голоса является для исполнения особой похвалой. Голос – бесценное богатство – его надо уметь беречь и развивать.
Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Что такое голос? Как он возникает?
У нас в горле есть голосовые складки. Когда они смыкаются, возникает звук – голос. А если не беречь горло, напрягать его постоянной болтовней есть мороженое после горячего чая или долгого бегания складки воспаляются и голос получается грубым, сиплым.
Закаляй свое горло полосканием. Каждое утро, почистив зубы, набери глоток воды в рот и, запрокинув назад голову, произноси протяжно следующие звуки:
А – а – а
Э – э – э
И – и – и
О – о – о
У – у – у
Звуки нужно произносить поочередно: на каждый новый глоток воды – новый звук. Так ты закаляешь горло – это как обливание холодной водой – и прочищаешь его, удаляя остатки пищи.
Голос хорошо звучит только тогда, когда певец здоров, бодр и в хорошем настроении. От настроения певца очень часто зависит качество репетиции. Если певец пришел на урок расстроенным, подавленным, угнетенным, то занятие продуктивным не будет. Настроение – эмоциональная настройка – влияет на активность нервной системы и на общий тонус организма.
Самое частое простудное заболевание – это насморк (воспаление слизистой оболочки носа). Заболевание несерьезное, но неприятно способностью спускаться вниз на гортань. В таком состоянии наступает длительное расслабление голосовых мышц, и голос надолго теряет свою настоящую звучность. Бывают и длительные – хронические насморки. И те, и другие необходимо серьезно лечить, так как при них выключается полностью или частично нос как резонатор, а это ухудшает качество озвученной речи. Насморк часто бывает вместе с острым воспалением верхних дыхательных путей, и его не следует путать с гриппом, вирусным заболеванием, которое очень часто дает осложнение на гортань. После гриппа может долго наблюдаться ослабленное смыкание или даже несмыкание голосовых складок.
Всякое заболевание носа или глотки не проходит бесследно для гортани. Она в той или иной степени вовлекается в болезненный процесс.
Острые и нечастые ангины быстро излечиваются и не оставляют следа.
Очень неблагоприятны для голосовых складок все простудные заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся кашлем. Сам по себе этот симптом несерьезен. Но кашель связан с сильными выдыхательными точками на голосовые складки, с их травмированием. Поэтому даже небольшой кашель может ухудшить звучание голоса. А после сильного приступообразного кашля, особенно без мокроты, голос может надолго потерять свою звучность.
Мелодия
Греческое слово «мелодия» означает «пение», «напев». Мелодию можно напеть или сыграть на каком-нибудь музыкальном инструменте.
Мелодия лежит в основе любого музыкального произведения. Она является, как часто говорят, душой музыки. Благодаря мелодии музыка способна передать любые наши переживания и чувства.
Мелодия всегда имеет тот или иной ритм – чередование звуков, различных по длительности и силе звучания. Короткие звуки сменяются более длинными, протяжными, слабые – сильными.
Из чего складывается мелодия? Из семи основных звуков лада.
Сколько же можно сложить мелодий из семи звуков? Миллиарды! Бесчисленное множество! И ни одна не будет повторять другую.
Вокальная музыка
Итальянское vokale означает голосовой. То есть это музыка для голоса или многих голосов. Петь человек научился в глубокой древности – сначала это, скорее всего, были звуковые сигналы, связанные с охотой, войной или совместным трудом. Постепенно вокальная музыка стала самостоятельным искусством, отделившись от ритуалов, которые она сопровождала, и от танца.
Вокальная музыка звучит в различных жанрах – это может быть песня, романс, опера, оратория, кантата. За немногими исключениями вокальные произведения состоят не только из музыки, но и из слов. Наибольшее развитие вокальная музыка получила в эпоху средневековья.
Песня
Песня относится, прежде всего, к вокальной музыке и к народному музыкальному творчеству. Именно в песне каждый народ выражает свои чувства, настроения, желания, намерения, мечты.
В песне закрепляется образ мыслей и чувств народа, его философия, его отношение к жизни, к любви, к детям, к природе – животным, цветам, растениям; к своей истории, к своей Родине.
Каждая эпоха имеет свои песни – по ним можно понять, чем жили люди.
Песни бывают самые разные по жанрам, количеству исполнителей, тематике. Это лирические, былинные, революционные, «цыганские» - в духе городского романса, авторские, эстрадные, массовые, хоровые. Есть песни – плачи и жалобы, а есть песни, зовущие на подвиг, песни протеста. Есть песни времен Гражданской и Великой Отечественной войн, песни – баллады, написанные на какой-то развернутый сюжет. Есть песни детские (фольклорного происхождения) – веселые считалки, дразнилки, прибаутки, теплые, душевные колыбельные. Большое признание у детей получили песни на современные эстрадные мотивы – песни из мультфильмов, сказок, художественных фильмов.
Композиторы бережно и любовно относятся к народной песне. Для них это – неисчерпаемый мелодический источник, а главное – заповедное слово о душе народа.
Если авторы (композитор и поэт) люди талантливые, то их песня может жить очень долго, иногда становясь как бы народной.
Необычайно широкое распространение имеет песня и в наши дни. Поскольку она отличается сравнительной простотой формы, то пишут песни многие – от профессионалов до любителей.
В современной России огромное количество авторов песен. Музыканты рок-групп поют, как правило, только свои собственные песни. Тексты таких песен обычно не имеют литературной ценности и должны восприниматься лишь наряду с мелодией, инструментальным сопровождением и голосом исполнителя. Но иногда сочинители песен пишут музыку на шедевры русской поэзии – стихи С.Есенина, М.Цветаевой, О.Ман-
дельштама, Б.Пастернака. В таких случаях мелодия, как правило, является лишь музыкальным аккомпанементом к гениальным строкам.
Приложение 3
Материал для индивидуальной беседы с обучающимися
«Значение музыки»
«Музыка дорога нам потому,
что является наиболее глубоким
выражением души, гармоническим
отзвуком ее радостей и скорбей»
Ромен Роллан
Язык слов и язык музыки…
На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой.
Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Речь человека – универсальный язык нашего общения между собой. Разговаривая, мы отлично понимаем, что хочет сказать наш собеседник, какие картины рисует он нашему воображению. Но не всё можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке.
Музыкальные звуки, по утверждению композитора и критика Александра Серова, «досказывают то, что можно иногда прочитать между строк поэзии, дорисовать весь этот внутренний душевный мир, для которого слово – только самая внешняя и довольно глубокая оболочка».
Музыка, не упоминая ни о чем, может рассказать все. Происходит общение чувств – разговор сердец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная палитра
Подборка замечательных песен для малышей...
Урок с презентацией "Музыкальная палитра осеннего пейзажа"
Музыкально – образная педагогика на уроке музыке....
Разработка урока "Музыкальная палитра весеннего пейзажа"
Музыкально – образная педагогика на уроке музыке....
Разработка открытого урока "Музыкальная палитра родного города".
Разработка открытого урока "Музыкальная палитра родного города". Подготовила :учитель ИЗО первой квалификационной категории муниципального бюджетного обще...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Музыкальная палитра" в рамках ФГОС.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки РФ от 6 октя...
Конспект музыкального занятия для подготовительной к школе группы «Музыкальная палитра Татарстана»
Конспект занятия "Музыкальная палитра Татарстана"Цель занятия: пробуждение и стимулирование творческого потенциала дошкольников в процессе знакомства с музыкой композиторов ТатарстанаЗадачи:Обра...
Разработка внеклассного мероприятия "Музыкальная палитра образов и чувств"
Воспитание культуры межличностного взаимодействия и общения учащихся в совместном творчестве....