Конспект музыкального занятия для подготовительной к школе группы «Музыкальная палитра Татарстана»
план-конспект по музыке по теме
Конспект занятия "Музыкальная палитра Татарстана"
Цель занятия: пробуждение и стимулирование творческого потенциала дошкольников в процессе знакомства с музыкой композиторов Татарстана
Задачи:
Образовательные:
- углублять и расширять понятия «художественный образ», «прекрасное» в музыке и искусствах, превращая эстетическое переживание в сотворчество;
- расширять тезаурус дошкольников, посредством знакомства с понятием «пентатоника»;
- расширять общий и музыкальный кругозор детей, знакомя их с жизнью и творчеством композитора Фарида Яруллина, а такжес авторским музыкально-патриотическим творчеством музыкального руководителя;
- создавать на занятие эстетическую, эмоционально-положительную атмосферу;
- знакомить дошкольников с авторским творчеством музыкального руководителя, как возможного проявления патриотизма;
- закреплять знания о средствах музыкальной выразительности
Воспитательные:
- воспитывать подрастающего гражданина-патриота, имеющего представление о мировом уровне музыки композиторов Татарстана;
Развивающие:
- способствовать развитию интереса дошкольников к музыке родного края;
- развивать музыкальный слух, внимание, память, воображение;
-развивать вокально-хоровые, музыкально-ритмические, хореографические и инструментально-исполнительские умения;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emelina_s.a._konspekt_zanyatiya_muzykalnaya_palitra_tatarstana.docx | 38.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Светлана Александровна Емелина
Конспект музыкального занятия для подготовительной к школе группы
«Музыкальная палитра Татарстана»
Цель занятия: пробуждение и стимулирование творческого потенциала дошкольников в процессе знакомства с музыкой композиторов Татарстана
Задачи:
Образовательные:
- углублять и расширять понятия «художественный образ», «прекрасное» в музыке и искусствах, превращая эстетическое переживание в сотворчество;
- расширять тезаурус дошкольников, посредством знакомства с понятием «пентатоника»;
- расширять общий и музыкальный кругозор детей, знакомя их с жизнью и творчеством композитора Фарида Яруллина, а такжес авторским музыкально-патриотическим творчеством музыкального руководителя;
- создавать на занятие эстетическую, эмоционально-положительную атмосферу;
- знакомить дошкольников с авторским творчеством музыкального руководителя, как возможного проявления патриотизма;
- закреплять знания о средствах музыкальной выразительности
Воспитательные:
- воспитывать подрастающего гражданина-патриота, имеющего представление о мировом уровне музыки композиторов Татарстана;
Развивающие:
- способствовать развитию интереса дошкольников к музыке родного края;
- развивать музыкальный слух, внимание, память, воображение;
-развивать вокально-хоровые, музыкально-ритмические, хореографические и инструментально-исполнительские умения;
Материал к уроку:
Музыкальный: Д.Б. Кабалевский «Родной край»; А. Ключарёв «Новая Казань»; «Сююмбике» и «Детский танец» из балета «Шурале» Ф. Яруллина; Шома бас” бакча балалары өчен биюләр (аудиодиск); С. Емелина «Я живу в Татарстане».
Художественный: портреты: композитора Ф. Яруллина ипоэта Г. Тукая; выставка детских рисунков по теме сказка Г. Тукая «Шурале»;
Видеоматериал:видеофрагмент«Сююмбике» из балета «Шурале» Ф.Яруллина; презентация «Музыкальная палитра Татарстана».
Методы: наблюдение, сравнение, диалог, цветовое моделирование в процессе активного воображения (в процессе слушания), словесное рисование музыки, пластическое интонирование.
Ход занятия
Под музыку Д.Б. Кабалевского мальчики и девочки подготовительной группы входят в зал, занимают места.
Музыкальный руководитель приветствует ребят (на звуках пентатоники поёт): Здравствуйте, ребята!
Детиотвечают (поют): Здравствуйте!
Музыкальный руководитель: Тема сегодняшнего урока: «Музыкальная палитра Татарстана».
На доске высвечивается тема занятия: «Музыкальная палитра Татарстана».
Музыкальный руководитель садится за фортепиано и играет переложение песни «Новая Казань» А.Ключарёва.
Музыкальный руководитель (встает из-за инструмента): Ребята, прозвучало инструментальное переложение песни «Новая Казань» Александра Ключарёва
На экране портрет А.Ключарёва
– известного в Татарстане композитора, который сочинил множество замечательных произведений, имя которого символизирует музыку татарского народа. Мы отчётливо слышим в ней пентатонику – пятиступенный музыкальный лад, в котором сочиняется татарская музыка.
На экране запись: Пентатоника – основа татарской музыки.
Музыкальный руководитель: скажем вместе «пентатоника» (дети повторяют хором, затем по одному 2-3 человека)
Музыкальный руководитель:В татарской музыке много замечательных имён. Какие композиторы вам знакомы?
Дети: С.Сайдашев, С.Садыкова…
Музыкальный руководитель: Верно, есть среди них и те, которые знает вся наша страна и даже весь мир. Я назову имена композиторов, с которыми мы сегодня будем встречаться. Имя первое - Фарид Яруллин
(на экране демонстрируется портрет Ф. Яруллина, к нему жестом обращается внимание класса)
Музыкальный руководитель:Повторим вместе Фарид Яруллин (говорят хором, затем по одному 1-2 человека). Фарид Яруллин - композитор, основатель татарского балета, который создал первый и до сих пор лучший в татарской музыке балет «Шурале». Знаком вам сказочный образ Шурале?
Кто это?
Дети: злодей, живущий в лесу…
Музыкальный руководитель: По преданию Шурале живёт в лесной чащобе , как об этом писал Г.Тукай нам расскажет Алёна:
Алёна выразительно зачитает (наизусть, заранее подготовлено с воспитателем группы, родителями):
Алёна: «…Не пугайся, не грабитель, не разбойник я, не вор,
Ну не праведник, конечно, но о том ли разговор?
Вот обычай мой: щекоткой умерщвляю я людей,
Заревел тебя увидев, я от радости, ей-ей.
Мои пальцы существуют для того, чтоб щекотать,
Я могу убить любого, заставляя хохотать…»
Музыкальный руководитель: Молодец, Алёна, ты очень выразительно и красочно донёсла до всех ребят образ Шурале!
В этом балете история очень интересна…
Ночь в лесу. Едва пробивается бледный свет луны сквозь клочковатые облака. Здесь, в глубине лесной чащи, в дупле громадного высохшего дерева живёт Шурале – страшный владыка дремучих дебрей.
На лесную поляну выходит юноша – это Блтыр. Заметив пролетающую птицу, стреляет в неё из лука и скрывается в чаще леса.
Вдруг оживает одна из ветвей огромного дуба. Но это не ветвь – это сам Шурале. Шурале выходит на поляну, глаза его сверкают, точно уголья. Просыпается вся подвластная Шурале нечисть. Но как только солнце восходит, на поляне остаётся лишь Шурале с шуралятами. Солнце поднимается всё выше и выше. Над ожившим лесом пролетает стая птиц. Птицы спускаются на зелёную поляну, сбрасывают крылья и, превратившись в девушек, разбегаются по лесу.
Только одна птица остаётся на поляне, она весело кружится, не замечая притаившегося за деревом Шурале. Наконец и она, сбросив крылья, превращается в красивую девушку, и тоже скрывается в лесу. Шурале хищно крадётся к крыльям и, схватив их, утаскивает в своё логово.
Девушки выходят из леса. Они играют на солнечной поляне. Неожиданно Шурале спрыгнув с дерева, бросается на них. Испуганные девушки стремительно поднимают свои крылья и превращаются в птиц, улетают. На поляне остаётся одна девушка, она не может найти свои крылья. В отчаянии она мечется, смотрит вслед подругам, улетающим всё дальше и дальше. И вдруг перед ней вырастает Шурале. Выбегает Балтыр и и бросается на помощь девушке! Ловко заманив лешего в чащобу, Балтыр прищемляет лапу Шурале. Балтыр и Сююмбике возвращаются в деревню. Проходит немного времени, в деревне справляют свадьбу Блтыра и Сююмбике.
Среди общего веселья появляется Шурале и подбрасывает крылья Сююмбике. Истосковавшаяся по воле девушка надевает их. Вороны окружают её и несут в чащу леса. Она вновь предстаёт перед Шурале. Блтыр бросается на поиски Сююмбике. Лесная нечисть набрасывается на Блтыра, и Блтыр факелом поджигает лес. Обнаружив крылья, он отдаёт их Сююмбике, но Сююмбике, покорённая преданностью Блтыра, бросает крылья в огонь. И вдруг огонь отступает. Свет побеждает тьму. Блтыр на руках выносит Сююмбике из лесу.
Ребята, если бы вы были композиторами, музыку какого характера вы сочинили бы на тему красавицы Сююмбике?
Дети: нежную, спокойную
Музыкальный руководитель: Посмотрите на экран и выберите те характеристики, которые соответствуют образу Сююмбике.
(на экране перечень прилагательных, обозначающих характер, музыкальный руководитель зачитывает их: нежный, певучий, мягкий, грозный, мрачный, воздушный)
Детив сопровождении музыкального руководителя выбирают наиболее очевидные характеристики: нежный, певучий, мягкий, воздушный
А теперь послушаем музыку, которую Фарид Яруллин сочинил в этом номере. Подумайте, какого характера пьеса и с помощью каких средств музыкальной выразительности композитору удалось донести его нам.
Слушают «Сююмбике» Ф.Яруллина из балета Шурале (живое исполнение, фортепиано).
Музыкальный руководитель:Ребята, какой характер темы, отображающей образ красавицы Сююмбике?
Дети: нежный, задумчивый, спокойный…
Музыкальный руководитель: Верно, характер, который нарисовали вы, соответствует характеру, созданному для Сююмбике Ф.Яруллиным. Он нежный, пленительный. Сююмбике воплощает мир добра и красоты.
Музыкальный руководитель:Какой лад лежит в основе мелодии (играет пентатонику)?
Дети: пентатоника.
Музыкальный руководитель:пентатоника мажорная или минорная?
Дети:мажорная
(музыкальный руководитель играет мажорную пентатонику)
Музыкальный руководитель:всегда ли мелодия одинаково плавная. Какая она становится? (Играя два такта)
Дети: она меняется, становится радостной, игривой.
Музыкальный руководитель: Верно, в мелодии возникает изящная танцевальность. Как вы думаете, какое действие происходит в это время?
Дети: Похоже, что начинаются танцы.
Музыкальный руководитель: Верно, по легенде, Сююмбике сбрасывает крылья и танцует на поляне, лишь потом убегает в лес.
В каком регистре звучит мелодия (играет в верхнем регистре)?
Дети: Мелодия звучит в верхнем регистре.
Музыкальный руководитель: Почему в верхнем, а не в нижнем, может быть он что-то изображает?
Дети включаются в ситуацию, обсуждают музыку фрагмента
Музыкальный руководитель: возможно он рисует нам утончённый силуэт и прекрасный высокий, нежный голос красавицы. Ребята, а помогает ли нам раскрыть образ Сююмбике такое средство музыкальной выразительности, как динамика? Какая она?
Дети: Да. Динамика не очень громкая.
Музыкальный руководитель: Верно, динамика mf, что значит не очень громко. Послушайте, какая динамика во время танца Сююмбике? (исполняю два такта).
Дети: Динамика тихая.
Музыкальный руководитель: Верно, звучит пиано, что значит тихо. Какую черту подчёркивает такая динамика?
Дети: Аккуратность, хрупкость. Сююмбике настолько хороша, что танец её такой же хрупкий, изящный, грациозный.
Музыкальный руководитель:Какие ещё средства музыкальной выразительности вы назовёте?
Дети: Диапазон - широкий, используются все регистры.
Музыкальный руководитель: диапазон позволяет нарисовать во всей полноте красоту Сююмбике. А запомнили ли вы темп?
Дети: Темп - сдержанный, неторопливый…
Музыкальный руководитель: верно, прослушивается вальс. Фарид Яруллин обозначил темп valse lento, что значит вальсируя протяжно.
Все средства музыкальной выразительности играют свою роль в передаче характера. Ребята, в 1955 году балет «Шурале» был поставлен на сцене Большого театра СССР, партию главной героини исполняла Майя Плисецкая(фото на экране), которая позднее отмечала, что роль Сююмбике одна из любимых, а балет привлекает поэтичностью сюжета Г.Тукая, истинно национальным характером, выразительностью хореографии. А знаете ли вы, что в балете, как и в нашей настоящей жизни, есть дети. И в этом балете участвуют дети, и даже есть детский танец. Сейчас я исполню «Детский танец», а вы закройте глаза и мысленно нарисуйте яркую картинку, пофантазируйте с помощью музыки, а также обратите внимание на характер и настроение пьесы.
Исполняется «Детский танец» из балета «Шурале Ф.Яруллина»
Музыкальный руководитель: здесь такой же характер, как и в пьесе «Сююмбике»?
Дети: нет, он игривый, задорный, озорной…
Музыкальный руководитель: Верно, пьесы отличаются друг от друга. «Детский танец» рисует кого?
Дети: детей!
Музыкальный руководитель: Да, потому и характер пьесы озорной, как сами дети. А сейчас, внимание на экран, внимательно, не отвлекаясь просмотрите фрагмент из балета Ф.Яруллина «Шурале», будет ли вам знакома эта музыка, я спрошу у Вас после.
Демонстрируется видеофрагмент «Сююмбике» из балета Ф.Яруллина «Шурале»
После видеофрагмента на экране появляется портрет Ф.Яруллина
Музыкальный руководитель: Ребята, этот балет был написан в 1941 году, готовился к постановке на декаде татарского искусства в Москве, однако работа была прервана из-за начавшейся Великой Отечественной войны. Композитор был призван в ряды Советской Армии. На фронте он погиб. Это случилось в 1943 году. Премьера балета состоялась в 1945 году. Через пять лет балет с большим успехом был поставлен на сцене Ленинградского театра оперы и балета. Совсем скоро балет стал знаменитым, его ставили во многих оперных театрах.
Народ помнит Фарида Яруллина и как композитора и как патриота своей страны, своей малой Родины – Татарстана!
Сейчас я попрошу Вас образовать круг и мы с Вами исполним «Детский танец» Ф.Яруллина. Мы хорошо знаем татарские национальные движения «Основной ход» («Төп йөреш»); «Боковой ход» («Кырынйөреш»); «Дробный ход» («Тыпырдаулыйөреш»); «Простой шаг» («Гадиадым»); «Приподнимание на полупальцах» («Күтерелү»); «Присядка» («Чүгү»); (музыкальный руководитель озвучивает, показывает, просит повторить).
Музыкальный руководитель с воспитателем одевают детям татарские национальные головные уборы – тюбетейки и калфаки.
Исполняют, повторяя за музыкальным руководителем, «Детский танец» под музыку Ф.Яруллина
Музыкальный руководитель: Наше занятие продолжается. У меня для Вас есть музыкальный сюрприз. Эта песня «Я живу в Татарстане», которую я сочинила для Вас, потому что мы все живём в Татарстане, в замечательном городе…!
Дети: Казань!
Музыкальный руководитель: (озвучивает первые строчки припева песни)
Мы живём в Татарстане!
Наш дом – в Казани!
Учитель исполняет песню «Я живу в Татарстане»
Музыкальный руководитель:Сегодня мы разучим припев этой песни,
но сначала настроимся на пение:
Распевание:
- Разминка артикуляөионного аппарата «Путешествие в лесу»: лошадка едет утром (цоконье языком близко к зубам), лошадка едет ночью (цоконье языком с округлым нёбом), утром, ночью. Устала лошадка, остановилась под деревом, а на дереве…
Дети: обезъянка, ела банан (показывают: закрытым ртом язык ходит по внешней стороне зубов).
Музыкальный руководитель:а теперь поталкали бананчик то в одну, то в другую щёчку. Хорошо. Увидели обезъянка с лошадкой как расцветал цветочек. Дети присаживаются и набирая воздух через нос вырастают, (поднимаются в полный рост, разводя рукми через стороны вверх, рисуя, тем самым, распустившийся бутон цветка), опускают ручки выдыхая через рот (3 раза). И вот вес лес замер, все услышали звук (музыкальный руководитель задаёт тон (ми), дети подхватывают, переходят на пение
- «Нишли?» (У.М.К.);
- Бер, ике, өч - кошка просит есть.
Бер, ике, өч, дүрт, биш – засыпай, малыш.
Музыкальный руководитель: Хорошо, теперь ваш голосочек готов к пению. Послушайте первую фразу припева новой песни. Музыкальный руководитель разучивает припев по фразам, акцентируя внимание на чёткое произношение окончаний и начала слов в таких местах песни, как, «Пусть цветут», «Про городвТатарстане». Хорошо, молодцы. Сейчас, мы исполним с вами песню с движениями, повторяйте за мной. Не забывайте, про хорошую артикуляцию и дыхание.
Исполняют песню «Я живу в Татарстане» С.А. Емелиной (музыкальный руководитель поёт куплет, дети запевают в припеве).
Музыкальный руководитель: Отличное исполнение (вы справились с поставленой задачей; или недостаточно чётко были исполнены следующие фрагменты, проговорим их...; или будьте внимательны к моим пожеланиям, во время исполнения вы забываете о правильном дыхании и хорошей артикуляции и т.д.).
Кто из ребят вспомнит, под какую музыку мы входили в зал?
Дети: То берзка, то рябинка... Наш край...
Музыкальный руководитель: Верно, песня «Наш край» нам знакома, кто является её композитором?
Дети: Дмитрий Кабалевский
Музыкальный руководитель: Верно, Дмитрий Борисович Кабалевский. Мы исполним его пеню с игрой на музыкальных инструментах. Сегодня Артур и Арина будут на барабанах отмечать сильную долю в песне, попробуем (музыкальный руководитель играет аккомпанемент и поёт в течение 4 тактов). Хорошо, а мы со всеми ребятами возьмём кастаньеты (возможно использование погремушек и других шумовых инструментов ) и на слабые доли будем играть следующим образом (музыкальный руководитель поёт и подигрывает на кастаньетах на 2 и 3 доли). Теперь попробуем, сейчас я буде играть мелодию с аккомпанементом, и говорить 2, 3, когда должны играть вы (пробуют, воспитатель группы также играет на кастаньетах, помогает детям). Соеденим без пения (пробуют 8 тактов).
Исполняют «Наш край» Д.Б. Кабалевского с игрой на детских музыкальных инструментах (2 барабана и кастаньеты)
Музыкальный руководитель: Молодцы, вы справились! Получился настоящий оркестр. Сегодня Мария и Доминик соберут инструменты, Артур и Арина, поставьте самостоятельно барабаны на своё место.
Складывают инструменты
Музыкальный руководитель: Мы с ребятами играли
Дети: хорошо
Музыкальный руководитель: Мы напелись и устали
Дети: но ещё
Музыкальный руководитель: Сделаем скорей зарядку!
Дети: и здоровице в порядке!
Музыкальный руководитель: Выходите в круг.
Исполняют с музыкально-ритмическими движениями татарскую песню про зарядку «Нэнилэргэ физкультура» (У.М.К.)
Музыкальный руководитель: Ребята, тема нашей музыкальной встречи называлась «Музыкальная палитра Татарстана». Вспомним, с фамилиями каких композиторов мы встретились. Кто сочинил яркое, праздничное произведение «Новая Казань»?
Дети: Александр Ключарёв
Музыкальный руководитель: Кто автор выдающегося балета «Шурале»?
Дети: Фарид Яруллин
Музыкальный руководитель: а сейчас закройте глаза… и поднимите руку те ребята, кому тоже захотелось сочинить какое-нибудь произведение о Родине, доме или о чём-нибудь другом?
Дети поднимаю руки
Музыкальный руководитель: Хорошо. Вы были очень внимательны, я вас хвалю за красивое пение, наше занятие подошло к концу (пою) До свидания
Дети: (поют) До свидания.
Воспитатель группы уводит детей из зала под праздничную композицию А. Ключарёва «Новая Казань».
Список используемой литературы:
- Ибрагимова З.Г. Шома бас: мәктәпкә чәяшь тәге балаларга татар бию хәрәкәтләре өйрәтү буенча аудио-кушымталы методик кулланма. – Казан: “Халкыбызмирасы”, 2012. – 136 б.
- Композиторы и музыковеды советского Татарстана. - Казань Татарское кн. изд-во, 1986. - 208с.
- Композиторы Татарстана. - Москва: Издательство «Композитор», 2009. - 260 с.
- Настольная книга музыкального руководителя / авт. – сост. И.П. Равчеева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 123с.
- Старая Казань и её окрестности = Иске Казан Һәм аның тирә-ягы = Old Kazan and its surroundings: альбом /[авт. Проекта, сост. А.И. Дубинин]. – Казань: Заман – Татар. КН. Изд-во, 2011. – 208 с.
- Татарские танцы / Тагиров Гай. Казань, Татарское кн. Изд-во. 1984.
- Тукай Г. Шурале: сказка / Г.Тукай. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1997.- 16 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме – «Звук и буква Б»
Представленный конспект занятия предназначен для коррекционно-педагогической работы с детьми подготовительной группы, имеющими фонетико-фонематическое нарушение. Занятие комплексное, охватывает раздел...
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П,Б
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию звукопроизношения и обучению грамоте...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе “В гостях у сказки”.
Много сказок есть на свете,Сказки очень любят детиВсе хотят в них побыватьИ немножко поиграть.Мы по стрелочкам пойдем,В добру сказку попадем!...
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "Осенняя пора".
Закрепление материала на тему "Осенняя пора"....
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "Наша Родина - Россия"
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "Наша Родина - Россия"...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «По дорогам радуги спешим мы в школу»
обобщение знаний детей через организацию различных видов деятельности, по пройденному материалу за учебный год....
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе по теме «Город Настроения»
Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности....