Часы проектной деятельности по музыке для учащихся 5-х классов «Музыка в кино, театре, на телевидении».
методическая разработка по музыке (5 класс)
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно образном, жанрово-стилевом постижении пятиклассниками основных пластов музыкального, театрального, киноискусства, их взаимодействие с произведениями других видов искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasy_proektnoy_deyatelnosti_po_muzyke_dlya_uchashchihsya_5-h_klassov.docx | 45.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Часы проектной деятельности по музыке для учащихся 5-х классов
«Музыка в кино, театре, на телевидении».
Составитель: Мартынцова Н.И.
учитель музыки
Год разработки: 2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Актуальность программы
Актуальность программы разрешает противоречия между интересом ребенка к музыке и сложностью музыкального предмета. Способствует формированию в единстве содержательных, операционных и мотивационных компонентов учебной деятельности, позволяет развить у детей не только специальные (музыкально-творческие) знания, умения и навыки, но также способствует формированию у них общеучебных навыков, необходимых для успешности ребенка во всех сферах деятельности. Программа повышает мотивацию ребенка к музыкальным занятиям, способствует расширению границ музыкального творчества через разнообразную музыкальную деятельность, помогает освоить содержание и овладеть необходимыми умениями и навыками с учетом его индивидуальных творческих возможностей и, как следствие, повышает эффективность обучения.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно образном, жанрово-стилевом постижении пятиклассниками основных пластов музыкального, театрального, киноискусства, их взаимодействие с произведениями других видов искусства.
К основным методическим принципам программы относятся принцип увлеченности (в основе лежит эмоциональное восприятие музыки, развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования).
Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Реализация проекта направлена на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков.
В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, новые педагогические технологии.
Программа ориентирована на реализацию компенсаторской функции искусства: восстановление эмоционально – энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах, обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
В результате работы над проектом у обучающихся формируются проектировочные и исследовательские умения и компетенции, совершенствуются коммуникативные способности. Пятиклассники осознают важное значение и роль музыки в синтетических видах искусства – театре, кино, на телевидении.
Цель проекта – направлена на развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемая часть духовной культуры. Привлечь внимание учащихся к искусству, вызвать интерес к изучению данной темы.
Задачи:
Образовательные: познакомиться с темой взаимодействия музыки с театральным искусством, с кино и телевидением на основе осознания специфики «языка» каждого из них.
Развивающие: развивать внимание, мышление, певческие способности учащихся, эмоции, фантазию, воображение учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных и литературных произведений. Учить высказывать суждения об основной идее, передавать свои музыкальные впечатления в устной форме.
Воспитательныя: воспитывать художественно-образное мышление учащихся. Воспитывать культуру поведения при слушании классической музыки.
Личностные: у обучающихся будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку; обучающиеся научатся различать чувства, настроения, выраженные в произведениях искусства, развивать свое музыкально-эстетическое чувство. Ученики получат возможность наблюдать за использованием музыки в различных искусствах, совершенствовать свой художественный вкус.
Предметные: ученики научатся разбираться в понятиях «литературный сценарий», «музыкальный фильм», «тапер»; понимать, каковы роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении; сознавать, что музыка - неотъемлемая часть произведений киноискусств; осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам.
Ученики получат возможность научиться устанавливать связи между музыкой и другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино), представлять результаты собственной музыкально-творческой работы на данном уроке и во внеурочной деятельности.
Метапредметные.
Личностные: ученики научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки; получат возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.
Познавательные: обучающиеся научатся анализировать, сравнивать музыкальные, театральные произведения, кинофильм и находить общее и различное;
Ученики получат возможность научиться владеть понятийным аппаратом, терминами в пределах изучаемого курса, использовать их в различных ситуациях, где эти знания востребованы.
Регулятивные: учащиеся научатся исполнять музыку, передавая художественный смысл; исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическому интонированию); проявлять мотивацию к изучению музыки, знакомству с лучшими театральными и телевизионными постановками.
Обучающиеся получат возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока, цель деятельности, задачи, составлять план действий по решению проблемы урока.
Коммуникативные:
- обучающиеся научатся организовывать работу в паре, группе, коллективе.
- Обучающиеся получат возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.
Направленные на достижения метапредметных результатов:
- освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
- размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
Направленные на достижения предметных результатов:
- знание жанров музыки (опера, балет);
- осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий.
Характеристика проекта:
Проект коллективный, годичной подготовки, межпредметный, ведущий вид деятельности творческий, игровой.
Воспитательные аспекты –
Реализация программы «Музыка в кино, в театре, на телевидении» способствует формированию культуры воспитанников, творческого подхода к деятельности. Программа направлена на расширение знаний различных жанров искусств.
Возраст, возрастные особенности
Проект «Музыка в кино, в театре, на телевидении» предназначен для обучающихся 5 класса. Программа рассчитана на 1 год обучения на детей среднего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 1 часу. Программа учитывает возрастные особенности пятиклассников.
Формы работы
- Для реализации программы применяются следующие формы учебно-воспитательной работы: учебное занятие, выставки детского творчества: проект, размещение рисунков на школьной выставке, музыкальные конкурсы, концерты, семинары, «круглые столы», диспуты, репетиции, музыкально-театральные постановки.
- По охвату детей на занятиях необходимы индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая и фронтальная работы.
Методы:
- проблемной ситуации;
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод музицирования.
- метод соучастия.
- метод проекта.
- музыкального обобщения.
Ожидаемые результаты:
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Понимать:
- Духовно-содержательный, ценностный смысл, заключенный в музыкальных, театральных, кинообразах;
- Многофункциональное значение музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме
- Особенности музыки для театра и кино.
- Научатся понимать, что музыка в кино, театре, на телевидении служит музыкальной характеристикой героев, создает атмосферу действия, показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам, создает национальный колорит. Делает популярными произведения композиторов, показывает мастерство певцов и музыкантов.
Уметь:
- Воспринимать искусство как неотъемлемую часть музыкальной культуры
- Развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие различные образы, работать с учебником, анализировать музыкальные примеры, сравнивать их.
- Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
- Проводить исследования;
- Рисовать рисунки к прослушанной музыке;
- Писать отзывы о проделанной работе;
- Составлять презентации;
- Уметь эмоционально и осознанно относиться к музыке.
- Сотрудничать в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий.
- Представлять оценку своей работы на блоге рефлексии в Интернете. Оценивать художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.
Знать:
- Знать термины и их определения: либретто, литературный сценарий, музыкальный фильм, киномузыка, тапер, вид искусства, язык искусства, образ, интонация, художественные и музыкальные средства.
- Понятие «Золотой фонд» в кинематографии.
- Жанры музыки.
- Знать теоретический материал (термины, биографии композиторов, сценаристов, режиссеров)
Связь с другими объединениями основным образованием и будущей деятельностью:
К концу учебного года воспитанники, приобретая вышеуказанные навыки, будут подготовлены к более глубокому развитию способностей в данном объединении и могут продолжить занятия в других объединениях творческого направления, соответствующего возрасту.
11. Содержание программы
№ | Содержание | Кол-во часов |
«Музыкальный театр» | 7 | |
«Музыка на телевидении» | 9 | |
Презентация проекта | 1 | |
Всего | 17 |
12.Учебно-тематический план
№ темы | Разделы и темы | Практика | Общее количество часов |
«Музыкальный театр» 7 часов | |||
Введение. «Роль музыки в театре, кино, на телевидении» | Определение проблемы. Поиск и просмотр в интернет пространстве. | 1 | |
«Музыкальный театр» | Поиск необходимой литературной, музыкальной, художественной информации. Составление кроссворда, Постановка музыкального спектакля | 6 | |
«Музыка на телевидении» 9ч. | |||
«Киномузыка» | Сбор информации; Составление схемы-опоры; | 3 | |
«Композиторы кино» | Сбор информации; Создание презентации: | 2 | |
«Музыка на телевидении» | Музыкальная викторина; Творческая работа (эссе); | 2 | |
«Классика в рекламе» | Социальный опрос; | 1 | |
Защита проекта | 1 | ||
Итого 17 |
Содержание программы
№ п/п | Тема урока | Наименование изучаемой темы | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |
1. | Тема 1.1. | «Роль музыки в театре, кино, на телевидении» | Познакомить с темой взаимодействия музыки и литературы с театральным искусством, с кино и телевидением на основе осознания специфики «языка» каждого из них. | |
2. | Тема 2.1. | «Музыкальный театр» | Правила поведения в театре, кинотеатре, в музыкальном театре. Показать значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария. | |
3. | Тема 2.2. | «Ее величество - опера» | Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой | |
4. | Тема 2.3. | «Знакомьтесь – балет» | Показать, какую роль играет литература в жанрах музыкально-сценического искусства и в частности в балете | |
5. | Тема 2.4. | «Оперетта» | Расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся, связанных с «путешествиями» в музыкальный театр. | |
6. | Тема 2.5. | «Рок-опера» | Познакомить с различными направлениями современной музыки, научить в них ориентироваться | |
7. | Тема 2.6. | «Мюзикл» | Знакомство с особенностями жанра мюзикла | |
8. | Тема 3.1. | «Немое кино» | Знать понятия «литературный сценарий», «музыкальный фильм», «тапер»; понимать, каковы роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: кино, сознавать, что музыка - неотъемлемая часть произведений киноискусств; | |
9. | Тема 3.2. | «Киномузыка» | Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и кинематографического искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и кино на практике | |
10. | Тема 3.3. | «Саундтрек» | Понимать значение массового киноискусства в жизни и действиях общества. | |
11. | Тема 4.1. | «Отечественные композиторы кино» | Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы; | |
12. | Тема 4.2. | «Голливудские кинокомпозиторы» | Показать роль музыки в кино, её значение в этом жанре. Воспитывать любовь к музыке и интерес к творчеству композиторов, артистов кино. | |
13. | Тема 5.1. | «Музыка в документальных фильмах» | Учиться умению анализировать музыкальные произведения на основе средств музыкальной выразительности. Учиться различать с помощью музыкальных тембров эмоциональные характеристики героев и происходящих событий. | |
14. | Тема 5.2. | «Музыка в мультфильмах» | Показать какую роль играет музыка в мультфильмах» | |
15. | Тема 6.1. | «Классика в рекламе» | Почему в рекламе мы часто слышим классическую музыку. | |
16. | Тема 7.1. | Музыкально-театральное представление | Развитие творческих способностей детей. | |
17. | Тема 8.1. | Презентация проекта |
Использованная литература на печатной основе
Фомин В. Краткий музыкальный словарь. — М.: Музыка, 2005г. Электронная версия издания подготовлена в НТЦ «Информрегистр» по технологии ФЭБ «Русская литература и фольклор».
2. Википедия. Свободная электронная энциклопедия. http://www.wikipedia.org/
3. Г.П.Критская, Е.Д. Сергеева. Уроки музыки 5-6 классы. Пособие для учителя. М.,2007г.
4. Г.П.Критская, Е.Д. Сергеева. Учебник « Музыка 5 класс». М., 2009г.
5. Сборник рабочих программ. Музыка. Искусство.5-9 классы. Предметная линия учебников Е.Д. Сергеевой Г.П.Критской.
Музыкальный материал к уроку:
Э. Григ «Пер Гюнт», Р.Роджерс «Звуки музыки», Г.Гладков «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты», заставка к передаче«Спокойной ночи, малыши!» ( «Тик-так», «Спят усталые игрушки» муз. А.Островского, сл. З.Петровой), «Ледовое побоище» из фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский» на музыку С.Прокофьева, муз. темы из мультфильмов и кинофильмов ( х/ф «Мы из джаза» , «Автомобиль, скрипка и собака Клякса»(1974) , «Айболит 66» , мюзикл «Кошки», м/ф «Белоснежка», «Бременские музыканты», «Каникулы Бонифация» и др.
Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта
- Занимательная математика школьникам http://www.math-on-line.com/olympiada-edu/katalog-math-arithm-drobi.html
- Задачи на дроби - http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/df8084e4-85ca-4b83-bce4-c55a3ddb2648/55410/
- Персональный сайт учителя математики Зайцевой И.А. - http://www.zaitseva-irina.ru/html/f1147949063.html
Обыкновенные дроби - http://schools.keldysh.ru/sch1905/drobi/index.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки по ФГОС в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении".
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценари...
Тестовый контроль по музыке для учащихся 5-8 классов с применением национально-регионального компонента»
Любой квалифицированный учитель музыки может разработать тестовый контроль с применением национально-регионального компонента. Это важно сделать именно потому, что только музыка способна объедин...
Анкета по выявлению уровня интереса к урокам музыки для учащихся 5-8 классов.
Анкета по выявлению уровня интереса к урокам музыкидля учащихся 5-8 классов....
тест по музыке для учащихся 5-х классов
тест на обобщение материала на уроке музыки в 5-х классах...
Урок музыки на тему: "В чём сила музыки ?" для учащихся 6 класса.
На данном уроке формируются представления учащихся о связи музыки с жизнью....
Разработка программ внеурочной деятельности по предмету "Музыка" для учащихся 5-8 классов.
Актуальной задачей педагогов-музыкантов, реализующих программы в сфере искусств, является овладение процессами проектирования рабочих программ по внеурочной деятельности детей....
Часы проектной деятельности по музыке для учащихся 6-х классов «Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе».
Цель проекта – приобщение учащихся к патриотизму, формирование у них интереса и положительной мотивации к художественно-эстетическому направлению внутри гуманитарного профиля....