Часы проектной деятельности по музыке для учащихся 6-х классов «Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе».
методическая разработка по музыке (6 класс)
Цель проекта – приобщение учащихся к патриотизму, формирование у них интереса и положительной мотивации к художественно-эстетическому направлению внутри гуманитарного профиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasy_proektnoy_deyatelnosti_po_muzyke_dlya_uchashchihsya_6-h_klassov.docx | 41.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Часы проектной деятельности по музыке
для учащихся 6-х классов
«Образы защитников Отечества
в музыке, изобразительном искусстве, литературе».
Составитель: Мартынцова Н.И.
учитель музыки
Год разработки: 2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Актуальность программы
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах, обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. В школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов. «Грядущие поколения не простили бы нам, если бы мы забыли о подвигах великих предков, равно как и мы не простили бы им, если бы они предали забвению дела и подвиги наши, наших героев. Без патриотизма, без горячей любви к своей Отечественной колыбели, земле предков, к традициям не родится и чувство единения со всем человечеством – чувство толерантности». М. Алексеев.
В результате работы над проектом у обучающихся формируются проектировочные и исследовательские умения и компетенции, совершенствуются коммуникативные способности. Школьники обращаются к героическому прошлому истории России, переосмысливают свое отношение к защитникам Родины. Результатом проекта станет познавательно-развивающая игра «Щит Родины моей»
Цель проекта – приобщение учащихся к патриотизму, формирование у них интереса и положительной мотивации к художественно-эстетическому направлению внутри гуманитарного профиля.
Задачи проекта -
- Дать знания о жизни Защитников Отечества через различные виды искусства: музыку, ИЗО, литературу.
- Формировать историческую культуру
- Побудить в душе ребёнка любовь к Родине и желание быть её Защитником.
- Развивать воображение и кругозор, эрудицию пятиклассника.
- Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- Освоение музыки и знаний о музыке, ее жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; классическом; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- Овладение практическими умениями и навыками в различных видах искусства, развитие навыков самостоятельной творческой деятельности;
- Воспитание устойчивого интереса к музыке, ИЗО, литературе, эмоционально-ценностного отношения к искусству;
Развивающие задачи:
- Расширять понятийный аппарат, социальный опыт учащихся;
- Развивать познавательный аппарат, память, мышление.
Воспитательные задачи:
- Способствовать воспитанию патриотизма, чувства национальной гордости за славные дела предков,
- героическое прошлое нашего народа.
Характеристика проекта:
Проект коллективный, годичной подготовки, межпредметный, ведущий вид деятельности творческий, игровой.
Воспитательные аспекты –
Реализация программы «Образы защитников Отечества в музыке, ИЗО, литературе» способствует формированию культуры воспитанников, творческого подхода к деятельности. Программа направлена на расширение знаний музыки, Изо, литературы.
Возраст, возрастные особенности
Проект «Образы защитников Отечества в музыке, ИЗО, литературе» предназначен для обучающихся 6 класса. Программа рассчитана на 1 год обучения на детей среднего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 1 часу. Программа учитывает возрастные особенности пятиклассников.
Формы работы
Для реализации программы применяются следующие формы учебно-воспитательной работы: учебное занятие, выставки детского творчества: проект, размещение рисунков на школьной выставке, музыкальные конкурсы, концерты, семинары, «круглые столы», диспуты, репетиции.
По охвату детей на занятиях необходимы индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая и фронтальная работы.
Методы:
- проблемной ситуации;
- ретроспективы («забег» вперед и «возвращение» к пройденному) и перспективы;
драматургии;
- музыкального обобщения.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Почему во все времена композиторы, поэты, художники обращались к теме защитников Отечества?
Проблемные вопросы
- В чем значимость патриотической музыки?
- О чем рассказывает нам патриотическая музыка?
- Чему мы можем научиться, слушая и изучая патриотическую музыку?
Учебные вопросы
- Кто из композиторов обращался к этой теме?
- В каких музыкальных жанрах сочинялись патриотические произведения?
- Чему может научить современных школьников такая музыка?
Условия реализации программы – 1 год
В реализации программы участвует 1 группа обучающихся 6-х классов. Занятия группы проходят 1 раз в 2 недели по 1 ч., в соответствии с нормами СаНПиН, Уставом школы, Положением о системе дополнительного образования.
Ожидаемые результаты:
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Понимать:
- Духовно-содержательный, ценностный смысл, заключенный в музыкальных, живописных, литературных образах;
- Место и роль патриотической музыки в жизни людей;
- В чем значимость патриотической музыки, в каких музыкальных жанрах она сочинялась,
- Что такое патриотизм;
- Значение и роль защитника в процессе становления и развития личности.
Уметь:
- Воспринимать искусство как неотъемлемую часть музыкальной культуры
- Чувствовать, понимать, рассуждать о языке выражения чувств, мыслей и переживаний разных народов в музыке;
- Разбираться в многообразии программной музыки.
- Проводить исследования;
- Рисовать рисунки к прослушанной музыке;
- Писать отзывы о проделанной работе;
- Составлять презентации;
- Представлять оценку своей работы на блоге рефлексии в Интернете.
Знать:
- Теоретический материал (термины, биографии композиторов)
- Фамилии композиторов, писателей, художников обращавшихся к теме защитников Отечества;
- Знать песни Великой Отечественной войны;
Связь с другими объединениями основным образованием и будущей деятельностью:
К концу учебного года воспитанники, приобретая вышеуказанные навыки, будут подготовлены к более глубокому развитию способностей в данном объединении и могут продолжить занятия в других объединениях творческого направления, соответствующего возрасту.
11. Содержание программы
№ | Содержание | Кол-во часов |
«Образ защитника Отечества в музыке, ИЗО, литературе» | 9 | |
«О подвиге, о доблести, о славе» | 6 | |
Презентация проекта | 1 | |
Познавательно-развивающая игра “Щит Родины моей”. | 1 | |
Всего | 17 |
12.Учебно-тематический план
№ темы | Разделы и темы | Практика | Общее количество часов | |
«Образ защитника Отечества в музыке, ИЗО, литературе» 9 часов | ||||
Введение. “Русские богатыри – защитники Отечества” | Определение проблемы. Поиск и просмотр в интернет пространстве. | 2 | ||
“Великие полководцы России” | Поиск необходимой литературной, музыкальной художественной информации. – Создание альбома “Великие полководцы России” | 3 | ||
“Щит и герб” | Создание презентации. Изготовление динамической открытки “Воин чудесный на белом коне”; | 3 | ||
Музыкально-игровое занятие: “На заставе богатырской” | Создание информационного альбома. | 1 | ||
«О подвиге, о доблести, о славе» 8ч. | ||||
«Роль искусства в годы Великой Отечественной войны» | Сбор информации. Оформление выставки «Дети войны» Муся Пинкензон. | 2 | ||
«Песни великой победы» | Создание презентации | 2 | ||
“Наша армия” | Поисковая работа “Защитники Отечества в моей семье”; | 2 | ||
Презентация проекта | Защита | 1 | ||
Познавательно-развивающая игра “Щит Родины моей”. | Формат праздника | 1 | ||
Итого 17 |
Содержание программы
№ п/п | Тема урока | Наименование изучаемой темы | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |
1. | Тема 1.1. | “Русские богатыри – защитники Отечества” | Дать первоначальные представления об особенностях былинного жанра, познакомить с понятием “русский богатырь”, Поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей. | |
2. | Тема 1.2. | «Богатыри земли Русской» | Просмотр видеофильма “Илья Муромец”; – Этическая беседа “Родина моя”; – “…В чешуе, как жар, горя…33 богатыря…” – Коллективная творческая работа по ИЗО: “Кто с мечом к нам войдет…”; | |
3. | Тема 2.1. | “Великие полководцы России” | Познакомить детей с историей жизни, родословной Александра Невского, Александра Суворова. Рассказать о подвигах во имя Родины на примере конкретных исторических событий и личностей, воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству; | |
4. | Тема 2.2. | Ролевая игра “Помним, ценим, храним” | Суть игры состоит в непродуктивной условной деятельности, мотив которой лежит не в её результате, а в самом процессе. – Создание альбома “Великие полководцы России” - Опера «Иван Сусанин» | |
5. | Тема 2.3. | Музыкальное занятие: “Учил Суворов” Тема 3.1. “Щит и герб” | Развивать творческую активность детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности. Воспитывать художественный вкус. Формировать у детей интерес к православному преданию, закреплять желание узнавать о житиях православных святых и героев, познакомить с образом святого Георгия Победоносца, развитие творческой деятельности учащихся; | |
6. | Тема 3.1. | “Щит и герб” | Развивать творческие способности, фантазию и воображение, логическое мышление. Создание презентации. Изготовление динамической открытки “Воин чудесный на белом коне”; | |
7. | Тема 3.2. | “Георгий Победоносец”– народный защитник |
| |
8. | Тема 3.3. | Изготовление Георгиевской ленточки; | Развивать творческие способности, фантазию и воображение, логическое мышление. Воспитывать такие качества, как трудолюбие, терпение, аккуратность. Формирование духовно-нравственных качеств личности, патриотичности. | |
9. | Тема 4.1. | Музыкально-игровое занятие: “На заставе богатырской” | Исполнительство и музыкальное творчество, помогают детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию их мировоззрения, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы. | |
10. | Тема 5.1. | «Роль искусства в годы Великой Отечественной войны» | Понимать значение массового искусства в жизни и действиях общества на примере роли музыки в Вов; воспитание чувства патриотизма за героизм советского народа, народа победителя; развитие внимания, эстетического вкуса, музыкального слуха, искусства воспроизведения музыкального произведения. | |
11. | Тема 5.2. | «Музыка как оружие» | Воспитывать истинных патриотов, граждан России на примерах жизни героев боевых и трудовых подвигов жителей нашей малой родины – Кубани. Оформление выставки «Дети войны» Муся Пинкензон. | |
12. | Тема 6.1. | «Песни великой победы» | Привлечь внимание детей к праздничной дате; воспитывать историческую память, уважение к старшему поколению; | |
13. | Тема 6.2. | «Роль военных песен в годы ВОВ» | Формировать у детей знания о Великой Отечественной войне 1941-1945г, её защитниках и их подвигах;
| |
14. | Тема 7.1. | “Наша армия” | Расширять знания детей о том, что Российская Армия – защитница нашей Родины; уточнить представления детей о родах войск; развивать навыки контекстной речи; учить детей навыкам словообразования; развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук; воспитывать уважение к людям военных специальностей. Виртуальная экскурсия: “Российская армия сегодня”; – Поисковая работа “Защитники Отечества в моей семье” | |
15. | Тема 7.2. | Музыкально-игровое занятие: “Наша армия сильна!” | Расширять представления детей о государственном празднике; – способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций; – создать в школе торжественную атмосферу праздника, желание участвовать в конкурсах со своей семьей; – закреплять навыки содержательного праздничного общения с ровесниками и взрослыми. – Этическая беседа “Профессия –Родину защищать”; | |
16. | Тема 8.1. | Презентация проекта. | Обобщение познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | |
17. | Тема 9.1. | “Щит Родины моей”. | Проект заканчивается познавательно-развивающей игрой. По своей форме – это общешкольный праздник, со своими правилами, законами, требующими от всех участников большой слаженности, согласованности, который является одной из самых распространенных и сложных форм работы школы. |
Использованная литература на печатной основе
- Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. - М., 2000;
- Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.;
- Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие. – М., 2000;
- С.А. Домрачева. Проектная деятельность в образовании – г.Йошкар – Ола, 2007;
- Музыкальный энциклопедический словарь – М., «Советская энциклопедия», 1991;
- Пахомов В.Г. «Методика социально-образовательного проекта «Гражданин», издательство «Учитель», 2004;
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000;
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005;
- Чуракова О.В, И.С.Фишман Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии, Самара, 2002;
- Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических новвоведений». М., 1995.
Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта
- Занимательная математика школьникам http://www.math-on-line.com/olympiada-edu/katalog-math-arithm-drobi.html
- Задачи на дроби - http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/df8084e4-85ca-4b83-bce4-c55a3ddb2648/55410/
- Персональный сайт учителя математики Зайцевой И.А. - http://www.zaitseva-irina.ru/html/f1147949063.html
Обыкновенные дроби - http://schools.keldysh.ru/sch1905/drobi/index.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Образы защитников Отечества в музыке, живописи, поэзии" (в рамках преемственности)
Интегрированное занятие для старших дошкольников....
Конспект урока с интеграцией предметов - литературы, музыки, изобразительного искусства - и использованием ИКТ (2 часа)
Данный урок с интеграцией предметов: литература, музыка, изобразительное искусство – проводится в 10 классе. Работу можно использовать в качестве учебного материала во внеклассной работе по лите...
Разработка классного часа для учащихся 7 класса "День защитника Отечества"
Разработка классного часа для учащихся 7 класса "День защитника Отечества"...
Тема урока: « Журавли Победы» - образ защитника Отечества в искусстве 20 века, посвящённый 75 –летию Победы в Великой Отечественной войне
75 лет отделяют нас от победного 9 мая 1945 года. Вновь и вновь оживают образы военного времени в песнях и кинофильмах, в стихах и прозе, в памятниках и обелисках, ...
Урок музыки в 3-м классе "Образ матери в музыке и изобразительном искусстве"
Мама - это слово звучит почти одинаково на многих языках. Его мы старательно произносим в первый раз, учась говорить, с ним начинаем читать букварь. Мы кричим "мама!" непроизвольно, когда на...
Часы проектной деятельности по музыке для учащихся 5-х классов «Музыка в кино, театре, на телевидении».
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно образном, жанрово-стилевом постижении пятиклассниками основных пластов музыкального, театрального, киноискусства, их вза...
Литературно-музыкальна гостиная"Образ матери в музыке изобразительном искусстве"
Музыкальный материал к досуговой деятельности детей дошкольного возраста...