Методическое сообщение "Основные этапы изучения навыков аккомпанирования на гитаре".
методическая разработка по музыке

Аккомпанимент на гитаре

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУ ДО “Детская школа искусств имени С.А.Кусевицкого города Вышний Волочек”

Основные этапы изучения навыков аккомпанирования на гитаре.

Методическое сообщение

Преподаватель Ваваев Ю.В.

01.11.2020


Основные этапы изучения навыков  аккомпанирования на гитаре.

    Программа предмета “Аккомпанемент” была разработана в 2012 году с целью формирования интереса у учащихся к особому, увлекательному виду творчества – аккомпанированию на гитаре. Занятия аккомпанементом позволяют значительно расширить репертуарные рамки гитариста и разнообразно проявить себя в общении с инструментом. Умение аккомпанировать дает возможность ученикам почувствовать свою значимость в среде сверстников, активно участвуя в художественной жизни общеобразовательной школы, и, тем самым, поднимая общественную значимость обучения в школе искусств или музыкальной школе. В этом учебном году эта программа заканчивает свое действие.

    В 2014 году была разработана Дополнительная общеразвивающая программа,  в учебно-тематическом плане которой есть темы, связанные с освоением аккомпанемента.

Однако, по моему мнению необходимо разработать программу Аккомпанемент“ и добавить ее в комплекс предметов, составляющих учебный план к программе  по ФГТ.  Почему?

   Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «гитара шестиструнная», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований. И она направлена на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на гитаре, на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность, т.е. планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.      

   А что входит в образовательную программу среднего профессионального образовании ?

К примеру, кроме подготовки и исполнения сольной программы выпускники сдают государственные экзамены, один из которых  «Концертмейстерский класс и ансамбль» по междисциплинарным курсам «Ансамблевое исполнительство» и «Концертмейстерский класс».

     А целью курса «Концертмейстерский класс» является воспитание квалифицированных исполнителей, способных:

  1. аккомпанировать солистам (певцам и инструменталистам);
  2. разучивать с солистом его сольный репертуар, а также партии в ансамблях;
  3. аккомпанировать несложные произведения с листа и с транспонированием.

    А поскольку данного курса нет в комплексе предметов, составляющих учебный план по программе ФГТ, выпускник ДШИ, к сожалению, не  владеет начальными навыками концертмейстера (аккомпаниатора).

Вывод напрашивается сам собой. Такой междисциплинарный предмет как Аккомпанемент или «Концертмейстерский класс» должен быть в учебном плане.

Какие основные этапы работы необходимы при освоении аккомпанемента?

    Первое. Воспитание свободной и естественной посадки, правильной  постановки рук. Этот этап начинается с 1 класса на занятиях по специальности. Учащийся учится правильно держать инструмент, соблюдать постановку  исполнительского аппарата. То есть основа – классическая посадка с инструментом, классическая постановка рук. Однако особенности выступлений в качестве концертмейстера при исполнении, к примеру, бардовских, патриотических песен, вынуждает отходить от канонов классической посадки. Приходится играть стоя, а держать инструмент, стоя, без фиксации — занятие довольно сложное.  Наверное, любой человек, который когда-либо выступал с гитарой в рамках какого-либо художественного номера, понимает, насколько важен ремень для этого музыкального инструмента, поскольку он,  в прямом смысле слова — опора музыканта. А если брать в оборот музыкантов, играющих на электрогитарах, то тут вообще без разговоров — ремень необходим. Возможно смещение гитары вправо, т.е. перенос расположения корпуса, с левой ноги на правую, использование высокого стула.

   Второй этап – звукоизвлечение. Важно изучить основные схемы приемов исполнения аккомпанемента правой рукой (чередование басов и аккордов), приемы арпеджио и другие гармонические фигурации, работать  над качеством звука. Играть боем (удар одновременно по всем струнам правой рукой). Как правило, в партии аккомпанемента присутствует басовый голос, гармония в виде аккордов или арпеджио + различные дополнительные элементы. По сути, аккомпанемент — это определенный тип музыкальной фактуры, который должен быть ритмичным, гармоничным и не мешающим основному голосу. Выше я уже сказал, что для аккомпанемента характерна ритмичность. Поэтому простейшая игра аккордов четвертями или даже просто постукивание по деке уже является аккомпанементом. 

Виды аккомпанемента на гитаре.

Арпеджио.

    Термин «арпеджио» применяется для классических инструментов. В среде любителей знакомо слово «перебор». Это дословно «перебирание» струн аккорда в определённой последовательности. Ноты аккорда создают звуковую «педаль», которая звучит на протяжении всей композиции (или её части). В основном применяется в лирических произведениях. Часто применяется в качестве разнообразия между боями или в переходной части песни (перед припевом). Виды арпеджио также отличаются разнообразием.

Бас+Щипок.

    Ещё один интересный вариант аккомпанемент на гитаре – бас + щипок, которое используется в основном в простых песнях .Однако даже эту простую форму можно усовершенствовать и сделать неожиданную поддержку для всеми знакомой песни, разнообразить движение басовой линии.( к примеру песня “Ваше, благородие”)

Удары по струнам (бой).

      Эта ритмическо-гармоническая поддержка используется как в простых песнях, так и в более сложных жанрах – кантри, рок, даже частично классика (чаще всего в испанской гитаре). Видов таких ударов по струнам существует несчётное множество. В первую очередь потому, что к каждой песне можно подобрать индивидуальный бой со своей  ритмической основой. Но конечно существуют основные схемы, над которыми нужно работать. Вальс, румба, другие латиноамериканские ритмы, синкопированный ритм, рок. Требуется работа над самим ударом.  Каким пальцем большим или указательным, двумя, тремя. Как произвести глушение струн. Как отработать движение самой кисти (процесс напряжения и сброса этого напряжения).

Главное, что даёт изучения данного приёма – это совмещение действий левой и правой руки. Если ученик сумел зажать аккорд, а правой рукой продержать ритм на протяжении хотя бы первой строчки песни –вот он первый результат в освоении аккомпанемента.

Извлечение звуков с добавлением перкуссии.

   Тем, кто хочет добавить живости и танцевальности в своё исполнение, можно порекомендовать различные удары и щелчки по деке. Конечно, гитаристы в таких стилях как фингерстайл, фламенко часто добавляют похлопывания и постукивания по корпусу гитары. Это и звучит и выглядит эффектно. Более опытные и техничные музыканты составляют из подобных фишек ритмические дополнения и основу иногда даже целое произведение. В основном это так называемая «диско-бочка» — удар запястьем ровными четвертями или восьмыми с одновременным извлечением звуков пальцами правой руки. Таким образом, создаётся присутствие малого барабана и бочки. Кроме того, аккомпанемент аккордов можно разнообразить различными глушениями, которые тоже создают эффекты ударной установки.

    Одним из этапов необходимых  для освоения аккомпанемента это изучение буквенно-цифровых обозначений аккордов.

Буквенно-цифровая система обозначений–это способ записи звуков, аккордов и тональностей музыкальных произведений с помощью букв латинского алфавита, математических и нотных знаков, а также прочих специальных символов.  

 Для обозначения используются буквы латинского алфавита начиная от ноты ля.

    Почему нота ля? Ответ на этот вопрос можно найти, взглянув на клавиатуру классического фортепиано. Нота ля — самая низкая нота применяемая в классической музыке, поэтому ее и взяли в качестве точки отсчета. И латинский алфавит начинается с буквы А.

    Плюсы буквенно-цифровых обозначений аккордов. Во-первых, это простой способ разучивания новых произведений для музыкантов, играющих аккордами, и не владеющих нотной грамотой.

    Во-вторых, удобство считывания при игре аккордами (по сравнению с нотами). Причём, если  музыкант  хорошо знаком с обозначениями (точнее, умеет связывать их с реальными аккордами), то может играть с листа, без предварительной подготовки. Если же не знает, то всегда может воспользоваться каталогом аккордов  

    В-третьих, аккордовые символы оказывают помощь музыкантам, играющим в импровизационном стиле (не зависимо от того, какому инструменту эта роль отводится). Достигается это тем, что любое аккордовое обозначение несёт в себе точную информацию о составе звуков, исполнитель, зная этот состав, неизменно ведёт свою партию в рамках текущей гармонии, что позволяет ему избежать фальши в сочетании с другими инструментами и не "заблудиться"  в партитуре. Правда, для реализации данной возможности необходимо знать нотацию и основы теории музыки.

Какие минусы буквенно-цифровых обозначений аккордов?

    Во-первых, данные обозначения не дают представления ни о расположении звуков аккордов по отношению другу к другу, ни об их высоте. Поэтому исполнитель вынужден сам решать, как расставить звуки аккорда и в каком месте грифа их извлечь, что может не совпасть с задумкой автора, как правило предполагающего определённый нижний звук (для гитары басовый, основополагающий) и определённую высоту звучания аккорда.

    Во-вторых, данные обозначения не сообщают о моменте вступления аккорда и о его длительности без дополнительных инструментов, в виде элементов нотации (нотные станы, тактовые размеры, длительности).

    В-третьих, буквенно-цифровые обозначения не раскрывают каким образом извлекать звуки аккорда одновременно (бой на гитаре) или попеременно (арпеджио на гитаре), и с какой ритмикой.

     Табулатура (от лат. Tabula – доска, таблица) – это цифровой способ записи музыкальных звуков, показывающий их высоту, место извлечения на гитарном грифе (номер струны и номер лада), аппликатуру и используемые приёмы игры. Состоит из двух элементов – 6 горизонтальных линий и арабских цифр. Линии символизируют струны гитары (где первая линия сверху–первая, самая тонкая струна), а арабские цифры–номера ладов, на которые следует ставить пальцы. Таким образом, цифра"1", к примеру, находящаяся на первой линии сверху, сообщает о том, что первую струну следует прижимать на первом ладу. В табулатурной системе и происходит графическая запись аккордов. Применяются разворот табулатуры в вертикальную плоскость, зеркальное отражение аккорда.

Прием баррэ. Использование каподастра.

При освоение этого приема возникает необходимость объяснения что такое тон и полутон и привязать это понятие с грифом гитары. Заучивать названия нот на 6 и 5 струнах в пределах I-VIII позиций, так как именно на них  берется основной    басовый звук аккорда.

Освоить прием баррэ поможет упорство и усидчивость ученика, а также песня в которой есть хотя бы пара аккордов с баррэ. Хотя существуют и некоторые упражнения, этюды.

     Учащиеся, приступившие к освоению аккомпанемента, как правило умеют уже извлекать звук, знают основные виды арпеджио, умеют зажимать аккорды, играть по нотам, владеют различными техническими приемами игры на инструменте, различными штрихами. При работе над произведением ученик должен видеть в нотах и слышать где ведется мелодия, а где аккомпанемент. Что основа аккорда его бас. Игра в ансамбле, где мелодию играет  одна гитара, аккомпанемент другая, а бас третья и все учатся слушать друг друга большое подспорье для воспитания музыканта, владеющего навыками аккомпаниатора. Не зря два курса Концертмейстерский класс и Ансамблевое исполнительство объединяются в один государственный экзамен в музыкальных колледжах.

В результате освоения предмета ученик должен знать: различные  аппликатурные варианты аккордов в пределах I-VIII позиций. Мажорные, минорные, септаккорды, уменьшенные. Заучивание аккордов и трафаретных гармонических формул конечно же  лучше происходит при игре знакомых и любимых песен. Уметь подбирать по слуху мелодии и аккомпанемент с использованием трафаретных гармонических формул.

Знать различные виды арпеджио и гитарных боев.

Начальные азы техники аранжировки музыкального сопровождения, разновидность вступления, проигрыша и окончания аккомпанемента песни.

Играть в разных стилях, темпах и тембровых красках.

Петь с аккомпанементом.

Читать с листа,

транспонирование

Как научиться быстро переставлять аккорды?

    Ответ - играть их медленно. Как бы абсурдно это ни звучало, для того, чтобы играть быстро, сначала надо научиться играть медленно. Начинать переход немного раньше чем он возникает. Ощущения от этого поначалу немного странные, но делать это становится легко и естественно, когда привыкаешь к этому. Нужно просто поднять пальцы с предыдущего аккорда на 1-2 удара правой рукой раньше перед сменой аккордов. “Но тогда  будут звучать неправильные ноты на открытых струнах? Это не логично!” Да! :) Но мы занимаемся музыкой, а не математикой. Гораздо лучше сыграть 1-2 удара по открытым струнам и сыграть следующий аккорд вовремя и правильно, чем наоборот. Ритмичность основа аккомпанемента.

  1. Не видеть аккорд. Обязательно при разучивании аккордов держите перед глазами их аппликатуру. Конечно, ваши пальцы скоро привыкнут к тому, как они ставятся, но до этого всегда смотрите на то, что играете.
  2. Постановка сложных задач. Всегда разбивайте сложные песни на составные части и тренируйте их по отдельности. Не пытайтесь сразу сыграть сложный кусок – так вы только будете терпеть неудачи и терять мотивацию.
  3. Отсутствие тренировки пальцев. Если у вас не получается зажать аккорд из-за нехватки сил – то надо тренировать пальцы. Делать это можно упражнениями на гитаре, или же используя эспандер.
  4. Наблюдение за руками. Конечно, поначалу вам придется смотреть на то, что вы играете. Но со временем отучайте себя от этой привычки – вы должны научиться исполнять композиции несмотря на пальцы.
  5. Тренировка только одного аккорда. Старайтесь упражняться в аккордовой технике игры, исполняя прогрессии из разных трезвучий – так обучение будет продвигаться гораздо быстрее.
  6. Прятать неиспользуемые пальцы. Это ошибка касается техники. Когда вы пытаетесь поместить неиспользуемые пальцы за гриф, то сильно напрягаете руку, из-за чего она чрезмерно устает. Так делать не надо – лучше держите их перед грифом гитары в расслабленном виде.
  7. Отсутствие акцента на тонике. Тоника является главной нотой аккорда, поэтому ее ни в коем случае нельзя оставлять не звучащей. Старайтесь, чтобы при игре звучали все задействованные струны, а не только часть из них.
  8. Аккорд должен хорошо звучать от и до. Как уже было сказано выше, очень важно, чтобы ни одна струна в трезвучии не дребезжала и не глушилась. Поначалу обязательно проверяйте, все ли звучит нормально, и при необходимости двигайте и переставляйте пальцы в правильное положение.
  9. Учитесь всегда. Всегда уделяйте время гитаре, хотя бы по полчаса в день. Всегда следите за тем, как играют другие гитаристы, какие позиции они используют, как ставят пальцы – и тогда ваш навык будет расти очень быстро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков устной речи на начальном этапе изучения английского языка.

Данная статья содержит ряд упражнений и игр для развития навыков устной речи у младших школьников на уроках английского языка....

Открытый урок на тему: "Основные этапы начального обучения игры на гитаре"

План урока:  1)Организационный момент 2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата. 3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбре...

Методические рекомендации по проведению групповых занятий с заикающимися на этапе закрепления навыков здоровой речи

Данные методические рекомендации предлагают форму организации занятий, краткое описание целей, задач, этапов и методов групповой работы. Кратко описываются приемы и методы создания доверительной обста...

Методическая разработка по изучению романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Этапы изучения.

Методическая разработка по изучению романа Тургенева "Отцы и дети" в 10 классе. Этапы изучения....

Статья "О важности развития навыков аккомпанирования в фортепианном классе" (из опыта работы преподавателя и концертмейстера)

Предлагаемая статья адресована преподавателям предметов «Концертмейстерский класс» и «Аккомпанемент» детских музыкальных школ и школ искусств.  Содержание статьи раскрывае...

Методическое сообщение "Начальный этап постановки правой руки." (класс гитары)

Этапы постановки правой руки, звукоизвлечение, упражнения....