Методические рекомендации по проведению групповых занятий с заикающимися на этапе закрепления навыков здоровой речи
методическая разработка на тему
Данные методические рекомендации предлагают форму организации занятий, краткое описание целей, задач, этапов и методов групповой работы. Кратко описываются приемы и методы создания доверительной обстановки в группе и методы создания коммуникации, способствующей эмоциональному созреванию заикающихся пациентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
групповая работа с заикающимися | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Афанасьева Е.С, Адонина Л.А.
Методические рекомендации по проведению групповых занятий с заикающимися на этапе закрепления навыков здоровой речи
Введение
Заикание - нарушение речи, неизбежно сопровождающееся различными невротическими изменениями и обычно нарушениями в коммуникативной сфере. Нередко лечение продолжается годами, а проводимых мероприятий недостаточно для успешной абилитации человека. Речь может меняться, но отношение к собственной речи, стили поведения и эмоционального реагирования в различных ситуациях общения и на повседневные трудности остаются прежними. Следовательно, повышение качества жизни не происходит. Зачастую можно наблюдать, что исчезнувшие симптомы заикания возвращаются к пациенту снова. Также часты случаи, когда пациенты с заиканием могут свободно говорить в специально созданной ситуации общения, однако продолжают говорить с запинками в повседневной жизни или в стрессовых ситуациях.
Исходя из того, что заикание в большинстве случаев является логоневрозом, т.е. речевой формой невроза, понятна необходимость работы также и над эмоциональными трудностями пациентов и имеющимися проблемами с коммуникацией.
Психолого-педагогическая коррекция способствует улучшению техники речи, снижению фиксации на речевом дефекте, расширению коммуникативных и адаптационных возможностей.
Одним из эффективных методов работы можно считать работу в группе, в которой можно свободно выражать мысли, исследовать эмоции, знакомиться с новыми моделями поведения, чувствовать принадлежность к коллективу, получить опыт в решении проблем, возникающих при межличностном взаимодействии. Так как занятие проходит в форме свободной дискуссии, участники постоянно могут использовать полученные речевые навыки, всесторонне анализировать те случаи, когда заикание появляется вновь, и исследовать причины, вызывающие заикание.
Группа пациентов, страдающих заиканием, обладает рядом специфических черт: относительная гомогенность состава в сочетании с фиксацией на дефекте речи создает почву для повышенной псевдосплоченности на основе похожих жалоб и проблем, а значит, тормозится развитие моделирующей и коррекционной функций группы. Ожидания заикающихся в отношении лечения, зачастую подкрепленные опытом предыдущих обращений за помощью, обычно предполагают технические приемы коррекции речи, суггестивную психотерапию, но никак не конфронтацию со своими личностными проблемами и конфликтами. Заикающиеся не только испытывают речевые и эмоциональные затруднения, но и отличаются тенденцией к монологическому высказыванию, своеобразным «коммуникативным эгоцентризмом». Поэтому групповая работа с заикающимися пациентами должна быть протяженной по времени и направленной на формирование и развитие навыков эмоциональной коммуникации участников.
- Состав и длительность группы
Рекомендуемое количество участников группы - 4-10 человек. Желательно, чтобы среди участников группы были женщины (известно, что заикание значительно больше распространено среди мужчин). Возраст участников от 18 и старше. Пациенты моложе 18 лет могут объединяться в отдельную группу. Состав участников группы необходимо по возможности оставлять постоянным, можно вводить в группу новых участников после обсуждения с действующими участниками группы.
Обычно те пациенты, которые прошли общий курс коррекции речи, легко могут быть включены в такую работу. Полезно будет участие пациентам-заикающимся, имеющим логофобический синдром и без одного из его компонентов – речевых судорог, когда заикающийся может говорить гладко и в то же время испытывать страх.
Длительность одного группового занятия – 1,5 часа. Групповые занятия проводятся раз в неделю.
- Цели и задачи группы
Целью работы является педагогическая, психологическая и социальная адаптация логопедических пациентов.
В процессе работы группы решаются следующие задачи:
- закрепление навыков свободной речи,
- уменьшение эмоционального напряжения, связанного с общением,
- повышение эмоциональной компетенции,
- преодоление некоторых привычных стереотипов поведения, в том числе сформированных в связи с нарушенной речью, и усвоение новых стилей поведения.
3. Краткое описание этапов групповой работы.
Условно можно обозначить три этапа.
На первом этапе работы обозначаются и обсуждаются цели, задачи, правила, режим работы, прочие технические вопросы.
Одна из особенностей работы с пациентами в амбулаторных условиях состоит в том, что пациенты, испытывающие на занятиях слишком сильное напряжение, всегда имеют возможность избежать неприятных переживаний, прервав курс коррекции речи или часто пропуская встречи. Поэтому важно с первого занятия включить во взаимодействие всех участников, создать доброжелательную и безоценочную атмосферу. Также важно соблюдать временные границы и регулярность встреч.
Второй этап является основным. Работа в группе осуществляется в ходе свободного диалога. Участники учатся свободно выражать свои мысли, реакции, участвовать в диалогах, дискуссиях, возможно, в конфликтных ситуациях, неизбежно возникающих в ходе межличностного общения, проявлять инициативу во взаимодействии, распознавать и анализировать эмоции и коммуникацию, как собственные, так и согруппников, давать и получать обратные связи о своих поступках и эмоциях, наблюдать и анализировать групповые взаимодействия, таким образом повышая эмоциональную компетенцию и упражняясь в свободной речи.
В ходе этой работы постепенно выявляются и корректируются особенности поведения участников, мешающие им полноценно общаться в группе и, следовательно, в повседневной жизни.
У этого процесса пять стадий.
- Мы помогаем участнику увидеть, как он воздействует на окружающих, если он сам этого не видит. (Вы его обижаете)
- Мы помогаем участнику увидеть, как именно происходит это воздействие.
- Мы помогаем участнику понять, как это поведение вредит его коммуникации с окружающими. (Человек, которого вы обижаете, злится на вас и не хочет с вами общаться)
- Мы прибегаем к помощи группы при работе с сопротивлениями, не позволяющими увидеть что-то из вышеперечисленного.
- Мы помогаем участнику увидеть варианты иного поведения. (Если бы вы должны были рассказать Ане, что на самом деле к ней чувствуете, что бы вы сказали?)
У стороннего наблюдателя за сессией группы может сложиться впечатление, что все происходит случайно, однако эта видимость обманчива. Со стороны цель неочевидна, однако она должна структурировать и направлять весь процесс. То есть пищей для изучения становятся все высказывания отдельных участников, которые и составляют взаимодействие в группе – коммуникация мыслей и чувств и функционирование участников в соответствии с этими выражениями. В процессе работы группа анализирует особенности коммуникации участников и помогает выработать новые навыки общения.
Опыт группы дает возможность пациенту впоследствии функционировать определенными способами.
- Он дает всем участникам группы право говорить и слушать. Об этом свидетельствует демократическое распределение времени и внимания.
- Он своим поведением показывает, что ценит и уважает коммуникацию участников группы по поводу их проблем.
- Групповой опыт позволяет ему функционировать так, словно он признает ценность принадлежности к группе.
- Его манера держаться отражает принятие того факта, что эмоциональные проблемы есть у всех.
- Своим поведением он показывает, что признает различие точек зрения и установок окружающих.
На третьем, завершающем, этапе обсуждаются результаты проведённой работы, отмечаются происшедшие изменения, как в групповых взаимодействиях, так и каждого участника индивидуально; обсуждается полученный опыт и реакции участников в связи с окончанием групповой работы.
4. Роли ведущего группы и ее участников
Ведущий организует регулярную и постоянную возможность встреч участников, следит за соблюдением временных границ, следит за соблюдением правил группового взаимодействия и постепенно обучает членов группы этому, помогает группе вовлечь в процесс коммуникации всех участников, показывает значимость и влияние эмоций в процессе общения, обучает распознавать и анализировать обнаруженные чувства и происходящие процессы в коммуникации в текущем же моменте. Ведущий применяет в речи мягкую интонацию, позволяет участникам перебивать себя, приучает к самостоятельному ведению разговора, к ощущению значимости их собственных высказываний.
Ожидается, что участники регулярно посещают занятия, соблюдают основные правила, речевая активность каждого из участников группы примерно одинакова в течение встречи. Они занимаются самоисследованием и наблюдают за поведением и эмоциями других участников, дают обратную связь и получают её. Могут в связи с этим изменять поведение и оценку собственных поступков, возможностей, эмоций, самооценку.
5.Некоторые методы, применяемые при работе в группе
Эмоциональное подпитывание
Часто пациент нуждается в получении определенных эмоций, таких, как одобрение, восхищение, чувство принадлежности к сообществу, и группа может обеспечить ему эти чувства. Группа также может помочь пережить в безопасной обстановке тяжелые и неприятные чувства, с которыми обычно пациент избегает соприкасаться.
«Наведение мостов»
Ведущий помогает участникам говорить друг о друге, о чувствах и мыслях друг друга, включая в разговор как можно больше участников группы. Для этого ведущий спрашивает одного участника, что он думает о чувствах и мыслях другого участника. Это стимулирует к разговору обоих участников, к ним могут присоединиться и другие.
Прогрессивная эмоциональная коммуникация
Участники группы учатся говорить о своих чувствах по отношению к окружающим, избегая оценок, осуждения и грубости. Поощряется называние участниками своих эмоций вместо вынесения суждений.
Анализ сопротивлений, мешающих коммуникации
Группа при помощи ведущего выявляет особенности общения пациента, разрушающие коммуникацию, и помогает найти другие способы установления эмоционального контакта с участниками группы.
- Ожидаемые результаты
Ожидается, что в результате работы расширится диапазон ситуаций, в которых пациенты будут способны пользоваться свободной плавной речью, в связи с повышением эмоциональной устойчивости, появлением новых стилей поведения, развитием коммуникативных способностей и эмоциональной компетенции.
Рекомендации по подготовке и сопровождению групповой работы.
Специалисту необходимо пройти обучение ведению группы. Неоценимую помощь может оказать собственный опыт участия в группах, способствующих развитию эмоциональной коммуникации.
Рекомендуется регулярная консультативная помощь других специалистов – логопедов, психологов, психотерапевтов (интервизорские, супервизорские группы) для лучшего понимания динамики группы, изменений, происходящих с ее участниками, решения проблем, возникающих в работе с группой. Важно постоянно координировать работу всех специалистов, занимающихся обследованием и лечением заикающихся, продумывать сочетание различных методов коррекции с учетом индивидуальных особенностей каждого пациента. При такой взаимодополняющей работе работа в группах становится эффективно действующим инструментом в рамках комплексной психолого-медико-педагогической системы коррекции заикания.
Литература:
- Миссуловин Л.Я. Заикание, учебное пособие. – СПб, 1999
- Миссуловин Л.Я. Патоморфоз заикания. – СПб, 2002
- Кьел Рудестам. Групповая психотерапия. - СПб, 1999
- Шкловский В.М. Заикание. – М., 1994
- Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. - М.,2005
- Louis R. Ormont. Cultivating the Observing Ego in the Group Setting. – International Journal of Group Psychotherapy, 45 (4), 1995
- Hyman Spotnitz. The Concept of Goals in Group Psychotherapy, 1985
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проведению открытого занятия
Методические рекомендации по проведению открытого занятия...
Методические рекомендации по проведению музыкальных занятий в МДОУ
Музыка как часть культуры, искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах, является одним из средств воспитания и развития детей дошкольного возраста. Необхо...
Методические рекомендации по проведению практических занятий по дисциплине "Менеджмент"
Данные материалы предназначены для проведения практических занятий по дисциплине "Менеджмент"для специальности "Менеджмент".Помогают преподавателю формулировать и выполнять цели урока и проводить заня...
Методические рекомендации по проведению практического занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методические указания составлены для проведения практического занятия по учету операций по продаже готовой продукции и финансовых результатов. Вводу и редактированию информации, формированию отч...
Методические рекомендации по проведению групповой консультации
Методические рекомендации по проведению групповой консультации по теме: «Принятие управленческих решений» по дисциплине: Менеджмент специальность 100701 «Коммерция (по отраслям)...
Методические рекомендации по проведению практического занятия - психологический тренинг невербальных навыков «Угадай эмоцию».
Мной разработаны методические рекомендации по проведению практической работы - тренинга "Угадай эмоцию" - в рамках практических занятий по дисциплине "Психология общения"....
Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»
Методическая разработка «Методические рекомендации по проведениюпрактических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»...