Статья "О важности развития навыков аккомпанирования в фортепианном классе" (из опыта работы преподавателя и концертмейстера)
статья
Предлагаемая статья адресована преподавателям предметов «Концертмейстерский класс» и «Аккомпанемент» детских музыкальных школ и школ искусств. Содержание статьи раскрывает тему важности перечисленных предметов для каждого обучающегося с точки зрения формирования у него основных компетенций концертмейстера: владение умением играть вместе, хорошо читать с листа несложные партии, развивать воображение, фантазию, воспитывать устойчивое ощущение времени, ритма, темпа и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_vazhnosti_razvitiya_navykov_akkompanirovaniya_v_fortepiannom_klasse.docx | 44.44 КБ |
Предварительный просмотр:
О ВАЖНОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АККОМПАНИРОВАНИЯ
В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ
(из опыта работы преподавателя и концертмейстера)
С.В. Боровкова
Боровкова Светлана Васильевна – преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер музыкального отделения ЛГ МАОУ ДО «ДШИ»,
г. Лангепас, ХМАО-Югра
Аннотация: предлагаемая статья адресована преподавателям предметов «Концертмейстерский класс» и «Аккомпанемент» детских музыкальных школ и школ искусств. Содержание статьи раскрывает тему важности перечисленных предметов для каждого обучающегося с точки зрения формирования у него основных компетенций концертмейстера: владение умением играть вместе, хорошо читать с листа несложные партии, развивать воображение, фантазию, воспитывать устойчивое ощущение времени, ритма, темпа и т.д.
Ключевые слова: аккомпанемент, концертмейстерский класс, простейшие навыки аккомпанирования, камерная музыка.
Предназначение предметов «Аккомпанемент» или «Концертмейстерский класс» в условиях современного образовательного процесса в ЛГ МАОУ ДО «ДШИ» г. Лангепаса и их актуальность состоит в том, чтобы на практике ознакомить обучающегося с огромным пластом культурного наследия, включающим в себя произведения вокальной и инструментальной камерной музыки. Общеизвестна универсальность инструмента фортепиано. Чаще всего именно навыки, полученные обучающимися в классе аккомпанемента, оказываются востребованными в реальной жизни, а именно: игра в различного рода ансамблях, участие в художественной самодеятельности, в домашнем любительском музицировании. Данные предметы обеспечивают обучающимся овладение знаниями, умениями и навыками в пределах разработанных школьных образовательных программ, цель которых – ознакомление обучающихся с общими представлениями о специфике исполнения камерной (вокальной и инструментальной) музыки через конкретную практическую деятельность и формирование у них простейших навыков аккомпанирования.
Задачи программ:
- развивать творческие способности обучающихся посредством анализа и воплощения на практике специфики изложенных текстов;
- оказать обучающимся помощь в развитии познавательного интереса к камерной музыке (вокальной и инструментальной);
- развивать у обучающихся стремление к коллективному музицированию путем применения знаний на практике; способствовать накоплению осмысленного слухового опыта;
- создавать комфортную психологическую обстановку в процессе обучения;
- воспитывать и поддерживать устойчивый интерес к национальной и мировой культуре;
- сформировать специальные знания и умения по программам «Аккомпанемент» и «Концертмейстерский класс».
Анализ предыдущих лет обучения по перечисленным выше программам ЛГ МАОУ ДО «ДШИ» подтверждает:
- наличие у обучающихся стойкого интереса к аккомпанированию;
- развитие навыка чтения с листа с учетом специфических приемов воспроизведения нотного текста при игре в ансамбле;
- получение обучающимися знаний по жанровой стилистике произведений, средствам музыкальной выразительности и инструментоведению;
- развитие реакции и внимания при аккомпанировании;
- наличие положительных тенденций в процессе психологической подготовки к сценическим выступлениям в коллективе исполнителей.
Занятия по аккомпанементу приобщают учащихся к живому музицированию. А это в свою очередь способствует развитию творческой фантазии, воображения, то есть того, что определяет судьбу будущего профессионала или активного любителя и ценителя музыки. Звуки различных инструментов обогатят не только сознание юных музыкантов, но и их слуховой багаж.
Уроки по аккомпанементу в нашей школе начинаются с 6 – 7 классов. В старших классах роль аккомпаниаторской практики крайне важна, так как у учеников уже сформирован пианистический аппарат и есть исполнительский опыт. Сначала обучающиеся знакомятся с простейшими аккомпанементами и учатся видеть глазами трёхстрочную партитуру, слушать солиста, следить за звуковым балансом. Игра в ансамбле дисциплинирует обучающегося, развивает реакцию и умение слышать не только себя, но и партнёра. Учащиеся должны тщательно прорабатывать не только свои партии, но и партию солирующего инструмента (голоса). Чувствовать себя исполнителем сольной партии, «примерить» на себя музыку, исполняемую другим музыкантом – обязательное условие в процессе работы над произведениями. При этом постижение учениками другой природы звукоизвлечения, других техник фразировочного дыхания неминуемо будет нацеливать слух начинающих концертмейстеров на поиски красочных тембров и глубокого выразительного звучания. Особо следует отметить, что практика аккомпанирования даёт детям возможность научиться кантиленной игре, пению на фортепиано.
Занятия по аккомпанементу важны и для расширения динамического диапазона пианиста. Каждое произведение – загадка для исполнителей, каждый аккомпанемент играется по-другому, по-новому. Поиск силы звука, его плотности, подчёркивание регистров - всё это необходимые компоненты ансамблевой игры. Соответственно занятия по аккомпанементу развивают тембральный слух. Для продвинутых учащихся программы «Концертмейстерский класс» можно ставить и такие творческие задания как, например, имитировать на фортепиано оркестровые краски. Преподаватель помогает их найти при помощи разных приёмов, способов касания клавиш, погружения в клавиатуру, перемещений веса руки и т.д. Таким образом, ученик осваивает штрихи во всём их разнообразии.
Практика аккомпанемента также воспитывает чувство ритма, ритмическую волю, внутреннего дирижёра. По значимости в аккомпанировании – это, пожалуй, самый важный компонент игры. Играть с неритмичным аккомпаниатором невозможно. В классе автора этих строк для решения данной проблемы применяется усиленное внимание к партии баса, его ритмичное исполнение, совпадение с солистом по звуковым вертикалям и постоянный слуховой контроль. При частичной потере текста учеником, даются рекомендации не терять пульсацию и вступать в следующие доли, чтобы не разрушать целостность совместного исполнения.
В работе концертмейстера крайне важно умение переживать и сопереживать, чувствовать ответственность за совместную работу. Это особенно актуально на этапе подготовки к сценическому выступлению. Существует несколько этапов подготовки обучающегося к выступлению. Огромный период проходит в классе. Это как бы вхождение в произведение: разбор, многократные повторения фрагментов, работа над метро – ритмом, ансамблем, сыгрывание, работа над формой произведения. Преподаватель совместно с иллюстратором подсказывает обучающемуся верные образы, настроения музыки. Еще одним этапом является выучивание произведения. Здесь необходимы: детализация, игра с преувеличением, установление логических связей. Обучающийся концертмейстер шаг за шагом проделывает с солистом эту трудную, но, безусловно, интересную работу. Если все сделано правильно, то исполнение на эстраде станет приятной миссией, как для ученика, так и для солиста. Особую роль в подготовке к концертным выступлениям играют репетиции в зале. Мастерство концертмейстера заключается в нахождении нужного звукового баланса, соответствующего акустике помещения. Здесь, безусловно, нужна помощь преподавателя. Концертмейстер также должен приобретать артистические навыки общения с публикой. Педагогу необходимо учитывать различные типы темперамента начинающих артистов и быть готовым к любым сюрпризам. Поэтому преподаватель последовательно наблюдает за повторяющимися и устойчивыми проявлениями психики ребенка на сцене, подсказывает обучающемуся правильные психологические приёмы. Например, умение концентрировать внимание, смотреть вперед, владеть навыками игры «вслепую».
В процессе обучения навыкам аккомпанемента, то есть основам концертмейстерской подготовки, осуществляется принцип индивидуального подхода к ученикам. Объяснение главных функций партии аккомпаниатора в ансамбле, умение научить играть ярко, но не противоречить другим исполнителям, быть и ведомым и ведущим, держать баланс звучания и по вертикали и по горизонтали – основные задачи педагога.
Развитию внутреннего слуха способствует регулярное чтение аккомпанементов с листа. Техника чтения с листа предполагает:
- предварительный визуальный анализ текста своей и сольной партий, определение тональности, размера;
- предварительный анализ ритма, прохлопывание особо трудных фрагментов до игры;
- забегание глазами вперед, опережение взглядом процесса игры: «вижу-слышу-играю»;
- охватывание всего текста и выделение главного;
- совместная игра без остановок.
При подборе репертуара чтения аккомпанементов с листа преподаватель применяет принципы посильности и постепенности усложнения репертуара.
Не менее важная задача – воспитать у ученика навык самостоятельной работы, умение отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Важно выработать системность в самостоятельных занятиях. Кроме изложенного выше, игра в различных по составу ансамблях воспитывает настоящих музыкантов, как в плане профессионализма, так и в плане личностных качеств.
Воспитание патриотических качеств личности на занятиях по аккомпанементу ведется через изучение обучающимися аккомпанементов к народным песням, песням военных лет, современным песням о Родине и природе, через знакомство с пластом национальной культуры – русским романсом. Знакомство с литературными (стихотворными) текстами способствует более осмысленному отношению к культурным национальным ценностям.
Список литературы
- Аскарова, О.Б. Методические рекомендации для преподавателей по классу фортепиано и концертмейстеров / авт.- сост. О. Б. Аскарова. – Тюмень: РИЦ Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, 2011. – 44 с. ББК 85.315.3
- Голубовская, Н.И. О музыкальном исполнительстве: Сб. статей и материалов / сост.Е.Бронфин. – Л.: Музыка, 1985. – 142 с., нот.
- Гринди, К. Беседы с выдающимися пианистами и педагогами. Книга 1. – М.: Издательский дом «Классика-XXI»,2013. – 176 c. ISBN 978-5-89817-376-0 («Классика-XXI»)
- Либерман, Е. Я. Работа над фортепианной техникой. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2007, – 148 c., ил., компакт-диск.
ISBN 978-5-89817-214-5
- Перельман, Н. Е. В классе рояля. – С.- Петербург: Артистическое агентство «ИМПРЕСАРИАТ», «Петербургский театральный журнал», «БОРЕЙ», 1994. – 64 с. ISBN 5-7187-0094-X
- Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. А.Г.Каузовой, А.И. Николаевой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с. ISBN 5-691-00579-0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система работы учителя по развитию исследовательских навыков учащихся спортивных классов» (из опыта работы)
в работе представлена особенность работы в классах спортивного профиля обучения...
«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ» методические рекомендации для преподавателей из опыта работы преподавателя математики БУ «Лангепасский профессиональной колледж» Т.В. Политовой
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, т.к. происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует измене...
«О важности развития навыков чтения нот с листа»
Методическая работа....
Методическая разработка Развитие навыков коллективного музицирования в классе фортепианного ансамбля
Развитие навыков коллективного музицирования в классе фортепианного ансамбля Методическая разработка Кругловой Елены Ивановныпреподавателя фортепиано МБОУ ДО «Ни...
Развитие навыка игры по слуху в процессе обучения и профессиональной деятельности концертмейстера
Метдическая разработка, адресованная профессиональным концертмейстерам и всем любителям музыки.Я надеюсь, что моя работа будет интересна всем, кто хочет научиться играть по слуху....
Методические рекомендации заместителя начальника МсСВУ по учебной работе Ереминой И.А. по представлению опыта работы преподавателя на конкурсе "Педагог года"
Материал содержит рекомендации по структуре создания и описания педагогического опыта преподавателя на конкурсе "Педагог года"....
«Развитие навыков педализации в фортепианном классе ДМШ»
Педаль – ценнейшее, неповторимое достояние фортепиано. Ни какой другой инструмент не обладает специфическим богатством, подобным педальному звучанию. Это «самобытное и...