«Путешествие в мир звуков»
план-конспект по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие в мир звуков»
Тип занятия: Занятие для изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель занятия: Оптимизация условий для развития у детей музыкального слуха и творческих способностей (через игру на шумовых и музыкальных инструментах).
Задачи:
Образовательные:
1. Дать знания детям, откуда берётся музыка через игру на шумовых и музыкальных инструментах.
2. Формировать умение правильно называть шумовые инструменты, ритмично играть на них, прислушиваться друг к другу.
3. Способствовать активному использованию музыкальных и шумовых инструментов в самостоятельном творчестве
Развивающие:
1. Развивать чувствительность ребёнка к шумовому, звуковому и музыкальному миру.
2. Развивать музыкальный слух путем дифференцировки звуков на шумовые и музыкальные.
3. Развивать музыкально-сенсорное восприятие тембра музыкальных звуков
4. Развивать у детей коммуникативные, интегративные качества, социальную компетентность в процессе музыкально-игровой деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру слушания музыки
2. Побуждать выполнять групповые правила, соблюдать культуру общения
Краткое описание: Занятие посвящено ознакомлению с музыкальными и шумовыми звуками. Побуждает детей вслушиваться в окружающий мир звуков и способствует активному использованию музыкальных инструментов для создания музыки, с помощью звуков.
Методы:
Словесный (беседа).
Наглядный (презентация, шумовые, музыкальные инструменты).
Практический (игра музыкальных и шумовых инструментах, танец с тарелочками, пение песни с использование музыкальных инструментов).
Игровой (угадай инструмент)
Планируемый результат: у детей сформирован интерес к музыке; на высоком уровне развито чувство ритма; они владеют культурой слушания, пения, простейшими навыками игры на детских музыкальных инструментах; воспитанники проявляют творчество во всех видах музыкальной деятельности
Ход занятия
Вид деятельности Репертуар | Деятельность педагога | Деятельность детей | Сопровождение слайдами |
Организационный момент «Марш» Диск Диск Ноты | Дети входят под «Марш» Знакомство с детьми стоя в кругу. 1. Доброе утро! (разводят руки в стороны и слегка поворачиваются. Улыбнись скорее! (кланяются друг другу). И весь день сегодня ("пружинка") Будет для всех веселее. Доброе утро скажем гостям И они улыбнутся тоже нам. (поднимают ручки вверх). 2. А теперь я предлагаю поздороваться немного по-другому. Пока звучит музыка вы на носочках легким бегом бегаете врассыпную по залу, только музыка замолчала вы останавливаетесь и здороваетесь друг с другом (здравствуйте и поклон). 3. Подскоки, боковой галоп, бег на носочках – на полу разложены музыкальные инструменты по кругу (дети под первую часть музыки выполняют какое-либо движение под вторую часть останавливаются играют на муз.инструментах. (3 раза) | Дети выполняют музыкально-ритмическую гимнастику | |
Активное слушание «Великаны и гномы» диск | Ребята, а на чём мы сейчас с вами играли. А что же издают музыкальные инструменты. А я знаю, что звуки могут издавать любые предметы. Хотите узнать? Приглашаю вас отправится в путешествие в страну звуков. А для того чтобы добраться до страны звуков мы с вами превратимся в гномов и великанов. Какие у великанов шаги большие и широкие, а у гномов маленькие, семенящие. Слушайте внимательно музыку. | Дети выполняют музыкально-ритмические движения под музыку, реагируя на смену темпа и характера. |
|
Дидактическая игра на развитие чувствительности к шумовым и музыкальным звукам "В мире звуков" Игра на тазиках «Летка енка» флешка Игра на скорлупках Диск Игра на палочках Диск | Ребята посмотрите мы с вами в стране звуков нас встречает мышонок и что-то нам хочет сказать. Предлагаю вам сесть на стульчики и послушать Мышонка (дети садятся на стульчики). Мышонок: Здравствуйте ребята. Я, друзья, большой талант, люблю слушать музыку, могу петь и танцевать, но не умею сочинять музыку(фото-мышонка). Что за звуки тут и там как собрать их по местам. (речь мышонка можно записать фоном или как вариант прочитать педагогу). Как вы думаете, мы сможем помочь мышонку разобраться в звуках? Мир, окружающий нас, наполнен различными звуками. Какими кто подскажет? При ответе мы будем поднимать руку. - Весь наш мир наполнен разными звуками. Звук нельзя потрогать руками, положить на стол, рассмотреть под микроскопом. Но эти звуки всегда и везде. Какие же звуки может издавать человек? Посмотрите, какой-то сундучок здесь оставлен. Давай те заглянем в него, что же там такое лежит, странно какие-то предметы. Что же это: скорлупа грецких орехов, какие-то палочки, тазики, тарелочки. И зачем же они здесь оставлены (нечаянно постучать скорлупой друг о дружку). Ребята я поняла, мы же с вами в волшебном мире звуков, здесь все предметы издают звуки (показать какие звуки издают эти предметы). Сначала показ педагога потом дети. Ребята – эти звуки называются шумовыми. Их может издавать любой предмет. Все на свете знают, звуки разные бывают: журавлей прощальный клёкот (слайд), Самолёта громкий рокот, (слайд) Гул машины во дворе, (слайд) Лай собаки в конуре, (слайд) Стук колёс и шум станка, (слайд) Тихий шелест ветерка. (слайд) Это звуки шумовые (слайд) Только есть ещё другие. Не шуршания, не стуки – Музыкальные есть звуки. | Дети определяют звуки окружающего мира и сравнивают шумовые и музыкальные звуки. Дети играют под музыку на скорлупках палочках, тазиках. |
|
Пение Насауленко «Осень наступила» | - Ребята, а для композитора все эти обыкновенные звуки сплетаются в красивую мелодию. Композитор музыку слышит в шуме дождя и грома раскатах, ноты в тетрадь композитор запишет, а музыканты исполнят сонату. Композитор музыку слышит в шелесте листьев, в плеске прибоя. Ноты в тетрадь композитор запишет – Песню споём мы вместе с тобою! Мы сейчас с вами исполним знакомую вам песню. Но на слова «кап-кап» мы будем играть на музыкальных инструментах. Какие музыкальные инструменты помогут нам изобразить капельки дождя? Правильно, треугольники. | Дети исполняют знакомую им песню и используют музыкальные инструменты | |
Музыкально-дидактическая игра "Распредели звуки на шумовые и музыкальные" Русская народная музыка (флешка) | - А теперь нам нужно помочь мышонку разделить звуки на шумовые и музыкальные. А помогут нам в этом наши музыкальные и шумовые инструменты. Давайте мы разделимся на 2 команды: 1я будет издавать шумовые звуки, а вторая – музыкальные звуки (дети выходят берут инструменты какие хотят и встают в ту команду которая соответствует инструменту). У нас будет сводный оркестр музыкально-шумовых инструментов. Нам нужен дирижёр. Показать, как надо дирижировать. | Музыкально-игровая деятельность Дети делятся на две команды. Дирижёр показывает какие инструменты сейчас будут звучать. |
|
Танцевальное творчество Танец «Часики» (флешка) | -Ребята, что же ещё у нас осталось на чём мы не играла. Это тарелочки. А мы с вами используем эти шумовые инструменты в танце. | Дети исполняют танец по показу. | |
| - Ребята, вам понравилось наше путешествие. С какими звуками мы сегодня (звуки музыкальные и шумовые). Я надеюсь, мы помогли мышонку различать звуки, уметь их находить. Он вас благодарит и дарит вам свои подарочки. До свидания – пропеть (дети прощаются и выходят из зала)
| Дети прощаются |
|
Используемая методическая литература:
1.На пути к музыке Методические рекомендации для музыкальрных руководителей и воспитателей. Автор: Кулагина Т.Ю., Серде Т.А. Издательство: Ульяновск: ИПК ПРО Год издания: 1999
2. Музыкальное воспитание в детском саду. Автор: Давыдова М.А. Год издания: 2006
3.Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст]/ Ю.М. Говриц-М.: ЛИНКА-IIPЕСС. 1998.
4.Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке [Текст]/О.С.Фомичева - М.: "Гелиос АРВ".2000.
5.Название: В мире фантазии и звуков Автор: Никашина Г. А. Издательство: Мозырь: ООО ИД «Белый ветер»
Год издания: 2004
6. Музыка и чудеса. Музыкально - двигательные фантазии Автор: И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева
Издательство: Композитор-Санкт-Петербург Год издания: 2000
Используемое оборудование: проектор, ноутбук, детские музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, деревянные ложки, маракасы; скорлупа грецких орехов, деревянные палочки, ванночки детские, пластмассовые тарелки.
Иллюстрации фотографий, презентации.
Музыкальный материал: П.И Чайковский "Щелкунчик», Е.Железнова "Поезд", И Штраус "Пиццикато", А.Варламов "Где ты солнце в самом деле", Шаинский "Улыбка"
Моя педагогическая концепция основывается на сознательно-коммуникативном методе обучения, где я учитываю особенности детей, их индивидуальность, интеллектуальное развитие. Моя позиция: «научить каждого, а не работать только на сильного ученика».
Открытое интегрированное занятие с детьми логопедической группы
«Путешествие в страну музыкальных инструментов»
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», » Познание«, «Художественное творчество», «Музыка», «Здоровье».
Цель: Введение ребенка в мир искусства через творчество.
Используя разные виды деятельности закрепить знания
о музыкальных инструментах .
Задачи:
Музыка: Учить различать тембры музыкальных инструментов, внимательно слушать музыку, ритмично играть на детских музыкальных инструментах.
Формировать певческие навыки, петь слаженно в ансамбле и сольно, четко произносить слова песен. Учить подстраивать свой голос под пение педагога.
Развивать умение двигаться в соответствии с музыкой, развивать чувство ритма, координацию движений.
Изобразительная деятельность: Развивать навыки в нетрадиционной технике рисования. Способствовать развитию детского творчества.
Коммуникация: Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук, совершенствовать коммуникативные навыки.
Учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации.
Здоровье: Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей, используя здоровьесберегающие технологии.
Познание: Закреплять знания о музыкальных инструментах. Развивать умение различать тембры инструментов. Закреплять знание о жанрах в музыке. Расширять кругозор детей .Развивать познавательную активность через использование ИКТ.
Социализация: Воспитывать эмоциональную отзывчивость, восприимчивость, музыкально — эстетический вкус средствами музыки.
Воспитывать интерес к игре на детских музыкальных инструментах, желание играть на инструментах, беречь их.
Планируемый результат.
Систематизация знаний детей о музыкальных инструментах. Развитие памяти, мышления, речи, слуха, воображения. Развитие мелкой моторики рук, коммуникативных умений и навыков.
Содержание организованной образовательной деятельности с детьми.
Звучит музыка. В группу входят дети, встают полукругом.
Приветствие по принципу «эхо».
Валеологическая распевка:
Здравствуй, солнце золотое! (дети повторяют)
Здравствуй, небо голубое! (дети повторяют)
Шлем привет мы всем вокруг. (дети повторяют)
Я твой друг и ты мой друг! (дети повторяют)
Шлем привет мы всем гостям (дети повторяют)
Очень, очень рады вам! (дети повторяют)
Музыкальный руководитель: Итак, мои друзья, сегодня я вам предлагаю отправиться в волшебную страну музыкальных инструментов. Путь туда очень длинный и трудный. Под музыку мы с вами будем преодолевать различные припятствия. Ну, что готовы?
Вводная ходьба: «По дорожке» (авторская) (дети выполняют движения по тексту)
Друг за другом мы идем, ножки поднимаем,
И в страну волшебную весело шагаем. (идут высоко поднимая колени)
Вдруг тропинка узкая, встанем на носочки
Аккуратно мы пойдем, не задев цветочки. (идут на носочках)
Вдруг поднялся сильный ветер, он деревья крутит.
Он сбивает нас с пути: «Хватит ветер, не шуми». (вращение туловищем вправо и влево)
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке (Поскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке. (Поскоки на левой ноге)
По тропинке мы, легко весело бежали. (Бег на месте)
Вот страна волшебная, мы тебя узнали! (бегут и машут руками)
Дети садятся на места.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о музыкальных инструментах.
На земле у каждого есть родимый дом.
Хорошо и весело, и уютно в нем.
У собаки — конура, у лисы — нора,
А у птичек дом — гнездо, у совы — дупло.
Отгадай загадку, маленький мой друг,
Где живет, по-твоему, музыкальный звук?
Где же , ребята живет музыкальный звук?
Дети: Музыкальный звук живет в музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель: Правильно, музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах, и звучать музыкальные инструменты начинают тогда, когда на них заиграют музыканты. А сейчас давайте вспомним, какие группы музыкальных инструментов мы с вами знаем.
(дети отвечают)
Струнные, Духовые , Клавишные, Ударные. ( музыкальный руководитель показывает картинки и поясняет ,почему они так называются, с примерами)
Ребята, у меня есть волшебные загадки про музыкальные инструменты. Хотите их отгадать? Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Я загадываю загадки, а отгадки вы должны найти среди вот этих картинок.
Загадки:
1. Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка — будет музыка слышна.
Подумайте минуточку…Что же это? (Дудочка)
2. У него рубашка в складку, любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет — если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем с перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян голосистый наш… (Баян)
3. Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко. Затихло все: играет… (Скрипка)
4. Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит — В ногу всем шагать велит. (Барабан)
5.Он стоит на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль. Как зовут его? (Рояль)
6. В руки молоточки взяли
По пластинкам застучали.
Слышен музыкальный звон,
Так звучит… (Металлофон)
7. Есть бубенчики на нем,
По нему мы громко бьем.
С ним сейчас играть мы будем,
Дайте в руки звонкий … (Бубен)
8. Ей для музыки нужны лишь всего-то три струны
Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит!(Балалайка)
Музыкальный руководитель: Молодцы, все загадки отгадали. А у меня для вас следующее задание. Посмотрите на доску, вы видите ряд музыкальных инструментов. Сейчас зазвучит один из них, и вы должны угадать — какой.
Проводится дидактическая игра на интерактивной доске
» Угадай, что звучит«
Музыкальный руководитель. Ребята, скажите, как одним словом называется: «Группа музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах одно музыкальное произведение?» (оркестр) (слайды)
Правильно! Оркестр. А кто главный человек оркестра? Конечно, дирижер!
Просмотр слайдов
Давайте послушаем, как звучит симфонический оркестр.
Слушание : Г. Свиридов «Вальс»
Музыкальный руководитель. «Вальс» — означает «кружиться». А какой характер у этого вальса — спокойный , нежный, ласковый? (дети отвечают)
Нет. Давайте охарактеризуем, подберем слова. (дети отвечают)
Торжественный, праздничный, стремительный, быстрый.
Кто какие инструменты услышал? (дети отвечают)
А сейчас мы с вами немножко отдохнем и поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Музыканты» (дети показывают движения в соответствии с текстом)
Балалайка, балалайка нам сегодня поиграй —ка.
Разверни бока баян. Барабань наш барабан.
Ты рояль, сыграй нам песни, чтобы стало интересней.
Бубен звонкий и тугой, ты звени, стучи и пой.
Заиграй-ка скрипка в лад, всех развесели ребят!
Музыкальный руководитель. А скажите мне, какой музыкальный инструмент есть у человека? (дети отвечают) Правильно — это наш голос
И я предлагаю вам извлечь из вашего инструмента звуки, то есть мы сейчас с вами, что будем делать? (дети отвечают)
Правильно! Мы будем петь. Давайте вспомним песню «С нами друг» композитора Георгия Струве. Я пою, а вы за мной повторяете.
Исполняется песня: «С нами друг» Г. Струве.
Музыкальный руководитель. Ребята, я пела одна, значит я кем была? (дети отвечают) Правильно солистом, а вы были ? (дети отвечают)
Совершенно верно, хор. А кто из вас хочет стать солистом?
Песня повторяется с солистами — детьми.
Музыкальный руководитель. Молодцы и солисты и хор! А теперь я предлагаю вспомнить три наших кита в музыке. Это…….. правильно песня , танец и марш. Вот у вас на столе лежат «Веселые ладошки» . Одевайте их на ручки и слушайте задание. Когда я буду играть марш вы маршируете, если заиграет танцевальная музыка, то и ваши ладошки будут танцевать. А если я запою песню, то ладошки должны лечь спать, потому, что я буду петь какую песню? Правильно , колыбельную.
Проводится дидактическая игра: » Песня-танец-марш«
Музыкальный руководитель. Очень весело играли. Понравилось вам?
А сейчас снимайте ладошки и мы с вами поиграем на музыкальных инструментах.
Стихотворение «В лесу» ( сначала дети проговаривают все стихотворение, а потом озвучивают музыкальными инструментами)
Ранним утром на рассвете:
«Шур- шур- шур, 1.Шуршать ладошками в ритме » ти-ти-та»
Шур- шур- шур» 2.Маракасы в ритме » ти-ти-та«
То ли аист ,то ли ветер
«Шур- шур- шур, 1.Шуршать ладошками в ритме » ти-ти-та»
Шур- шур- шур» 2.Маракасы в ритме » ти-ти-та«
Пролетел среди берез:
«А-а, А-а!» 1.Спеть от низкого звука к высокому
Новость свежую принес:
«А-а, А-а!» 2.На металлофоне глиссандо снизу вверх
И по лесу слухи, слухи:
«Дзынь, дзынь, дзынь, дзынь!» 1.Высоким звонким голосом
Полетели словно мухи:
«Дзынь, дзынь, дзынь, дзынь!» 2. На бубне удар и тремоло
Покатился лесом гул:
«Гу-гу-гу, 1.Низким голосом в ритме „ти-ти-ТА“
Гу-гу-гу!» 2. На барабане двумя палочками
То спросонок лес вздохнул 1.Вдох носом, продолжительный выдох.
2. Играют на дудочке.
И посыпалась роса:
«Динь-динь-динь, 1.Светлым и высоким голосом „ти-ти-ТА“
Динь-динь-динь!» 2. Треугольники в ритме «ти-ти-ТА»
Зазвучали голоса: 1. Дружно произносят «А-А-А»
«А-а-а, А-а-а!» 2.Тутти тремоло
Музыкальный руководитель. Молодцы ребята! Положите музыкальные инструменты и садитесь за столы. И сейчас я предлагаю вам нарисовать любой музыкальный инструмент по вашему желанию.
Проводится рисование в нетрадиционной технике.
Музыкальный руководитель. Давайте посмотрим на ваши рисунки.
(дети показывают рисунки гостям)
А сейчас, в завершении нашего занятия давайте сделаем игровой массаж. Выходите на коврик и вставайте друг за другом.
Игровой массаж «Погреем друг друга»
Идет по спинке холодок — (постукивают пальчиками по спине друг друга)
ок-ок-ок — (стучат ладонями по спине)
Дует зимний ветерок — (гладят ладонями)
ок-ок-ок — ( стучат ладонями по спине)
Сделаю тебе массаж — (растирают ребрами ладоней)
Аш-аш-аш — (стучат ладонями по спине)
Тебя согрею, друг ты мой — (поколачивают кулачками)
Ой-ой-ой — (стучат ладонями по спине)
Музыкальный руководитель. На этом наше занятие закончилось. Давайте мы с вами вспомним, что мы знаем о музыкальных инструментах. Какие группы вы знаете. На каких инструментах мы с вами играли? А какое произведение слушали ? К какому жанру он относится? А какие еще жанры в музыке вы знаете? Молодцы!
Предлагаю вашему вниманию конспект музыкального занятия «Звуки вокруг нас. Музыка природы».
Приоритетная образовательная область:
- Музыка
- Познание
Интеграция:
- Коммуникация
- Физическая культура
- Здоровье
Виды детской деятельности:
- Игровая
- Коммуникативная
- Музыкально-художественная
- Познавательно-исследовательская
- Трудовая
Цели и задачи:
Образовательная:
- Способствовать расширению музыкального кругозора через слушание песни «Ты откуда, музыка, в песенку попала».
- Обогащение словарного запаса через слова: звуки, шум, музыка, стеклянный, железный, деревянный, шуршащий, арфа, флейта, оркестр, дирижёр.
Развивающая:
- Активизация воображения через слушание произведения, развитие музыкально-ритмических навыков через выполняемые движения.
- Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве. Самостоятельно перестраиваться в круг.
- Развивать выразительность и плавность движений.
Воспитательная:
- Пробуждать эмоциональную отзывчивость на музыку.
- Воспитывать вежливость с партнерами по игре.
Планируемые результаты:
Знают, что такое ноты и для чего они служат, как они изображаются, выстраивают связный рассказ по картинкам, знают названия музыкальных инструментов, выражают свои эмоции в исполнении песен, игре и танце, различают шум, звуки природы и музыкальные звуки.
Музыкальное занятие «Звуки вокруг нас. Музыка природы»
1. Слушание
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами в нашем музыкальном зале. Давайте поприветствуем друг друга.
Валеологическая распевка:
Посмотрите все вокруг, (покрутили головой по сторонам)
Ты мой друг и я твой друг (показать рукой на себя и надруг друга)
Мы сейчас переглянёмся (переглянулись)
И друг другу улыбнёмся (улыбнулись)
Дети выполняют движения
Музыкальный руководитель: А сейчас мы послушаем песенку. Но мы не просто будем слушать, мы будем смотреть на картинки и искать в них слова песенки.
Песня «Ты откуда, музыка, в песенку попала?»
Ты откуда, музыка в песенку попала?
Я в горах по камешкам весело скакала.
С горки как по лесенке прыгала с волною,
Вот и стала песенкой, песенкой простою,
Вот и стала песенкой, песенкой простою.
А кому подаришь ты песенку простую?
Подарю я клавишам, подарю я струнам.
Подарю рассветам я, подарю закатам.
Подарю, конечно, я песенку ребятам.
Подарю, конечно, я песенку ребятам.
Ты откуда, музыка в песенку попала
Я в горах по камешкам весело скакала
С горки, как по лесенке прыгала
С волною так и стала песенкой
А кому подаришь ты песенку простую
Подарю я клавишам подарю я струнам
Подарю рассветам я подарю закатам
Подарю, конечно я, песенку ребятам
Музыкальный руководитель: Про что поётся в песне?
Ответы детей, рассматривание картинок.
2. Звук, шум и музыка.
Музыкальный руководитель: Давайте на минуту прислушаемся и расскажем о том, что мы слышим.
Минута тишины, дети закрывают глаза, слушают.
Музыкальный руководитель: Что вы слышали?
Дети: Шум шагов, разговор, щебет птиц, шум с улицы.
Музыкальный руководитель: Как назвать одним словом всё, что вы слышали?
Дети перечисляют всё, что услышали
Музыкальный руководитель: Вы слышали разные звуки. А ещё звуки бывают вот такие.
Играет фрагмент музыкального произведения.
Музыкальный руководитель: Как называются такие звуки?
Дети: Это музыка.
Музыкальный руководитель: А что это такое?
Хлопает в ладоши, топает, стучит по столу, стучит по стакану, тарелке.
Дети: Это тоже звуки.
Музыкальный руководитель: Правильно, это звуки. Эти звуки – музыка?
Дети: Нет.
Музыкальный руководитель: Правильно, это не музыка. Это шум.
Давайте поиграем, закроем глаза и каждому шуму дадим название.
Дети закрывают глаза и слушают.
Деревянные палочки – деревянный звук.
Музыкальный треугольник – железный звук.
Звон бокала – стеклянный звук.
Сминание бумаги – бумажный звук, шуршание.
Музыкальный руководитель: Чем отличается шум от музыки?
Дети: Шум нельзя спеть, сыграть на музыкальном инструменте.
3. Музыка природы
Музыкальный руководитель: Давайте посмотрим на картинки. Что вы видите?
Дети перечисляют: Дождь, поле, птицы, грозу, ручей, море.
Музыкальный руководитель: Скажите одним словом, что изображено на картинках.
Дети рассматривают картинки с природой.
Дети перечисляют: Дождь, поле, птицы, гроза, ручей, море.
Музыкальный руководитель: Скажите одним словом, что изображено на картинках.
Дети перечисляют: Это природа.
Музыкальный руководитель: Давайте расскажем, как звучит каждая картинка.
Ответы детей: Гром гремит, море шумит, ручей журчит, капает дождь, поют птицы, веет ветер.
Музыкальный руководитель: Это тоже звуки. Давайте подумаем, на что похожи эти звуки – на шум или на музыку?
Дети высказывают свои предположения.
Музыкальный руководитель: На что похоже пение птиц – на музыку или на шум?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Чем отличается музыка природы от той, которую я вам сыграла?
Дети: Музыку природы нельзя петь или сыграть.
Музыкальный руководитель: Давайте с вами поиграем. Посмотрим на картинки.
Сейчас прозвучит небольшой концерт-загадка. Если вы слышите музыку, которую поют или играют – вы показываете карточку с изображением музыкальных инструментов, если вы слышите голос природы – показываете карточку с природой.
Дети-дежурные помогают раздать карточки.
Концерт-загадка.
В любом порядке звучат фрагменты детских песен («Улыбка», «Антошка», «Два весёлых гуся», ), инструментальных произведений (Моцарт «Колокольчики», Шуман «Смелый наездник») и звуки природы (ветер, ручей, гроза, пение птиц, прибой, вьюга).
После концерта дети рассматривают иллюстрации и рассказывают о том, что услышали.
Физминутка
Все захлопали в ладоши дружно веселее.
Ножки, ножки застучали громче и быстрее.
По коленочкам побили тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем, потянулись выше.
Завертелись, закружились
Низко поклонились.
Дети выполняют движения ритмично с чётким произнесением текста. После физминутки садятся на места.
4. Музыка природы в музыке
Музыкальный руководитель: У меня есть картинки. Что на них изображено?
Дети: Музыкальные инструменты.
Музыкальный руководитель: Давайте их назовём по именам.
Дети называют знакомые инструменты: Рояль, скрипка, барабан.
Музыкальный руководитель (показывает картинки с изображением арфы и флейты): А вот инструменты, которые вы ещё не знаете, послушайте, как они звучат.
Запись флейты и арфы.
Музыкальный руководитель: Теперь послушайте, как эти инструменты звучат вместе.
Звучит Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром
Показ картинок с изображением оркестра и дирижёра, знакомство с новыми словами: оркестр, дирижёр
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, почему так много звуков?
Дети: Потому что в оркестре много инструментов и у каждого инструмента свой голос.
Музыкальный руководитель: Многие композиторы пытались в музыке выразить звуки природы. Давайте послушаем.
(Звучат фрагменты произведений Э.Григ «Утро», П.И.Чайковский «Осенняя песня», Равель «Море», П.И. Чайковский «Апрель.Подснежник», Вивальди «Зима»)
Дети слушают музыку, рассматривают картинки.
Музыкальный руководитель: Мы с вами слушали музыку про солнце, а сейчас давайте станцуем танец «Солнышко».
Дети становятся в круг
Танец «Солнышко»
Ярче, ярче солнышко
С неба нам свети.
(Фонарики)
Помогай нам, солнышко,
Побыстрей расти.
(Медленно поднимают руки вверх)
Топ, топ, ножки
Прямо по дорожке
(ритмичные притопы)
Хлоп, хлоп, малыши
До чего мы хороши.
(Ритмичные хлопки)
Тучка, тучка тёмная
Быстро улетай.
(Взмахи руками над головой)
Ярче, ярче солнышко
Для детей сияй.
(Фонарики)
Топ, топ, ножки
Прямо по дорожке
(ритмичные притопы)
Хлоп, хлоп, малыши
До чего мы хороши.
(Ритмичные хлопки)
Дети садятся на места
Музыкальный руководитель (показывает картинку с нотами): Кто знает, что это за крючочки и значки.
Дети: Это ноты.
Музыкальный руководитель: Правильно, это ноты. А для чего они нужны?
Дети: Нотами записывается музыка.
Музыкальный руководитель: Правильно. Ноты – это значки, которыми записывается музыка. Как называются ноты и как они записываются, мы узнаем на следующем занятии.
5. Итог (рефлексия)
Что такое звуки? Какие они бывают? Чем музыка отличается от шума? Что такое «музыка природы»? Как она звучит в музыке? Что такое ноты и для чего они нужны? Что такое оркестр? Кто им управляет? Какие новые музыкальные инструменты мы узнали?
Музыкальный руководитель:
А сегодня в свободное время вы можете нарисовать музыку природы. До свидания. Наше занятие закончено.
Дети под музыку выходят из зала. На этом музыкальное занятие «Звуки вокруг нас. Музыка природы» завершается.
Задачи: - привлечь внимание детей к красоте и богатству звуков окружающей природы, развивать тонкость и остроту тембрового слуха, слуховое воображение: способствовать установлению связей между слуховыми, зрительными, тактильными и мускульными ощущениями.
Музыкальный материал:
- «Вальс» муз.А.Т.Гречанинова.
- «Танец осенних листьев» муз. А.Филиппенко , сл.Е.Макшанцевой.
- «Осеннее настроение» муз.П.Васильева.
- «Осенний дождик» муз.М.Парцхаладзе.
Музыкальные инструменты: колокольчики, треугольник.
Шумовые инструменты:
- осенние листья, цветные газовые платки, детский калейдоскоп.
- бумага разной фактуры ( шуршащая и хрустящая)
- маракасы различных размеров и звучания
- «шуршалки»
- «звучащие нити»
- деревянные палочки разного размера, толщины и длины
- коробки (шкатулки)
- шуршащие мешочки
Методика проведения
1-я часть занятия. «Осеннее настроение».
Воспитатель предлагает послушать стихотворение И.Михайловой.
Осень тонкой длинной кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой,
Как хорош ты, лист цветной!
Воспитатель: - Вспомните, как приятно шуршат опавшие разноцветные листья в парке. Кажется, что этот шорох витает в самом осеннем воздухе и слышится нам осенним вальсом.
Шух, шух-шух, шух (маракасы из «киндер-сюрпризов»).
Шур, шур, шур…(шуршащие мешочки).
( Дети шуршат принесенными на занятие листьями).
Воспитатель: - А теперь подберите инструменты для аккомпанемента и, разделившись на две группы, аккомпанируйте вальсу ( муз. А. Гречанинова).
Но вот ветер щеки толстые надул, надул,
И на деревья пестрые подул, подул…
( Дети надувают щеки и резко выдыхают - «Пф-у-у»,
Листья кружатся в легком танце под ту же музыку).
2-я часть занятия. «Осенний калейдоскоп».
Воспитатель: - Послушайте песенку (по звукам гаммы вверх и вниз аккомпанируя себе на металлофоне).
Листья желтые летят, скоро голым будет сад.
Вдруг их ветер подхватил, в легком танце закружил.
- Посмотрите, ребята, я принесла вам калейдоскоп. Какие красивые разноцветные узоры получаются в нем от малейшего поворота. В солнечный осенний день, куда ни посмотришь, везде видишь узор из листьев, как в калейдоскопе.
А теперь вы станете осенними листиками. Вы будете кружиться и танцевать в удивительном танце, придуманном прямо сейчас.
(Для этой двигательной импровизации надо раздать детям «живые» листья. В качестве сопровождения используется песня А.Филиппенко « Танец осенних листочков». Игровое упражнение «Осенний лист». В конце вальса предложить детям замереть в какой-нибудь произвольной позе – превратиться в красивый осенний лист).
3-я часть занятия. «Разговор листьев».
Воспитатель: - Листья могут не только танцевать, но иногда и неслышно разговаривать. Будем по одному произносить текст стихотворения В.Берестова очень тихо и сопровождать его шуршанием.
Мы с кленов…
Мы с яблонь…
Мы с вязов…
Мы с вишен…
С осинки…
С черемухи…
С дуба…
С березы…
Везде листопад,
На пороге – морозы.
(Дети после каждой строчки озвучивают по-разному каждое дерево).
4-я часть занятия. «Фантазируем и импровизируем».
Ритмодекламация «Осеннее настроение» муз.П.Васильева.
Тихо ходит осень по дворам,
Вьются в пляске листья тут и там.
Тихо плачут ниточки дождя.
Ветер гонит тучи никуда.
Воспитатель: - Скажите, ребята, я пела или красиво говорила?
(Необходимо сразу вовлечь детей в исполнение с помощью пластического отображения текста. Движения руками делать на каждую строчку текста, чтобы они соответствовали ему).
5-ячасть занятия. «Осенний дождик».
Воспитатель: - Ребята, текст ритмодекламации можно сделать видимым не только в пластике рук, но и в пластике тела. Попробуйте подвигаться в соответствии с содержанием стихотворения.
( Дети слушают пьесу М.Парцхаладзе «Осенний дождик». Во время слушания подушечками средних пальцев ритмично касаются различных частей тела, как будто это капает нескончаемый осенний дождик. Ощущения от прикосновения точнее всего передадут детям его характер.
Можно послушать «дождик», ударяя пальцем по ладони и держа ее близко к уху.
При следующем исполнении ребята могут поискать способ аккомпанировать дождику, который «плачет» осенью почти беззвучно. Для этой цели подойдут деревянные палочки, пустые коробочки от йогурта, по донышку которых нужно играть пальцем.).
Воспитатель: - Удивительное время осень, В этом мы убедились сегодня на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в страну звуков и букв
Интегрированное логоритмическое занятие для обучающихся начальной коррекционной школы VIII вида...
Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну звуков"
Для учащихся начальной школы...
Мастер - класс по подготовке к обучению грамоте "Путешествие по стране звуков и букв"
Данный мастер - класс разработан совместно учителем - дефектологом и учителем - логопедом. Цель мастер – класса:сформировать представления родителей о методах и приемах работы педагогов гру...
Конспект логопедического занятия с использованием ЭОР по теме «Волшебное путешествие в мир звуков» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи
Подробный конспект урока с использованием современных педагогических технологий и ЭОР для учеников 1-го класса общеобразовательной школы, может быть использован как в логопедической практике, на групп...
"Путешествие в мир звуков и красок русской поэзии 19 века"
Урок литературы в 5 классе по произведениям поэтов 19 века...
"Путешествие по стране Звуков и Букв"
Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка для 5 класса "Путешествие по стране Звуков и Букв" с презентацией.Цель урока: систематизация и закрепление знаний учащихся по изученным раздел...
Развлечение "Путешествие в страну звуков и букв"
Для закрепления изученного материала проводятся развлечения....