Формирование у дошкольников экологической культуры посредством музыки.
материал по музыке

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                     МБДОУ Рыбно-Слободский детский сад «БЕРЕЗКА»

Формирование у дошкольников экологической культуры посредством музыки.

Создателем первых музыкальных звуков стала наша природа. Это и шум прибоя, и шелест листвы. Но в настоящее время, к сожалению, самой актуальной проблемой человечества является неблагоприятная экологическая обстановка. Вырубаются леса, повсюду свалки отходов, загрязняются реки, озера, моря, океаны. Окружающая природа на грани уничтожения. Причиной серьезных нарушений на планете является экологическая неграмотность человека, который относится к окружающему миру потребительски. Поэтому очень важно развивать экологическую культуру детей уже в дошкольном возрасте.

Как же рассказать ребенку о природе? Как поведать о ее тайнах, пробудить у дошкольников интерес к природе? Показать им ее красоту можно через непосредственное общение с животными и растениями, игру и, конечно, через прекрасный мир искусства - музыку.

В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. Музыка способна зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства. Она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее. Общение с музыкой приводит детей к более эмоциональному и бережному восприятию природы и окружающего мира. Дети очень тонко чувствуют музыку, через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, природе.

Приобщение детей к вопросам экологии происходит на музыкальных занятиях с раннего возраста, а тема экологии прослеживается во всех видах музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения). Выполняя музыкально-ритмические движения, малыши представляют себя птичкой, зайчиком, мишкой, кошечкой. Из песен, дети начинают понимать, что все вокруг живое, что и природу, и животных и птиц, нельзя обижать, а нужно любить, защищать и помогать.

В программе музыкального воспитания «Ладушки» (авторы И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева), по которой я работаю, предлагается немало игровых моментов, сюрпризов, в процессе которых дети встречаются с игрушками-зверятами, оказавшимися в затруднительном положении. Ребятишки с удовольствием помогают мышке спрятаться от злющего кота в ворохе бумаги, глупому птенчику найти среди множества птиц свою маму, поют для своих новых друзей песни, танцуют, играют с ними.

Познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, музыкально-образные движения. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка, склонившая веточки, хомячок, набивший зерном щечки, котенок, свернувшийся клубочком на коврике, и др.). Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов.  Дети поют песни о березке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, про грибочки, поясняя заодно про съедобные и несъедобные, про овощи, выращенные на своем огороде и т.д.

На каждом занятии посвященном природе, красной нитью проходит призыв любить и оберегать родную природу, заботиться о братьях наших меньших: не ломать ветки деревьев, не бросать мусор, не рвать цветы, а любоваться тем, что подарила нам природа.

Для формирования у дошкольников экологического сознания применяю театрализованную игру, ведь театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Подготавливая роли, дети закрепляют усвоенные знания о природе. Перевоплощение в персонажей воспитывает в детях заботливое отношение к объектам природы. Дети в эмоциональной форме соприкасаются с природой. Они с удовольствием танцуют как листья, поют, как птицы, играют в подвижные игры, где обыгрывают животных, музицируют на шумовых музыкальных инструментах, т.е. воспроизводят многоголосие леса, и т.д.

Но не только на занятиях затрагивается экологическая тема. Интерес к чудесному и таинственному миру природы помогают поддержать музыкальные праздники. Экологический праздник для ребенка это волшебный мир без границ во времени и пространстве, это творческое проявление отношения к природе, это гимн Жизни, это воспитание патриотизма и любви в Родине. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. На чувства детей в комплексе оказывают влияние красочное художественное оформление, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей и т.д. Важным в таких праздниках является не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр и загадок о природе, сколько включенность детей в переживание событий, осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сценария стараюсь пробудить у детей гуманные чувства, сочувствие, острое желание помочь героям, решить возникшую проблемную ситуацию.

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле!

Музыкально-экологические занятия, развлечения не только обогащают знание детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.

        


Список использованных источников

1. Горькова Л.Г. , Кочергина А.В. , Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию:  Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО,  2011. – 240 с.

2. Дольник В. Р. Вышли мы все из природы : Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей  - М. : Фирма "Linka-press", 1996. - 323,[4] с.

3. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 152 с.

4. Лучич М.В.  Детям о природе : Кн. для воспитателя дет. сада - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1989. - 139,[3] с.

5. Николаева С.Н.  Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010. – 82 с.

6. Пушкина С.И. Картинки русского календаря: Сценарии праздников для детей. – М: Школьная пресса, 2005. – 64 с. / Серия: Мы танцуем и поем. («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание дошкольников»; Вып.110)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Формирование экологической культуры воспитанников посредством работы с комнатными растениями»

В данной статье показано как работая с комнатными растениями  формировать экологическую культуру детей....

Презентация "Формирование этнографической и экологической культуры на уроках математики"

Презентация создана к выступлению на методическом объединении учителей математики...

Формирование экологической культуры школьников посредством предметов естественнонаучного цикла

В статье раскрываются основные задачи экологического воспитания школьников, приводятся примеры методов формирования экологической культуры школьников, способы решения задач экологического образования ...

Самообразование на тему "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соответствии с ФГОС"

Самообразование "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соо...

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования экологической культуры"

Воспитывая у дошкольников сочувствие и сострадание к окружающей природе, мы тем самым ненавязчиво учим любить окружающий мир, Родину, болеть душой за родной дом, семью, народ....

Формирование компетенций учителя физической культуры посредством создания условий для обеспечения качества образования

Формирование компетенций учителя физической культуры посредством создания условий для обеспечения качества образования...