Воспитание экологической культуры посредством творческой деятельности
материал по экологии на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Станция юных натуралистов» г. Палласовки.
«Воспитание экологической культуры посредством творческой деятельности»
(из опыта работы)
Подготовил:
Педагог дополнительного образования
Гасюк Т. А.
Палласовка 2018г.
Воспитание экологической культуры посредством творческой деятельности.
Экологическое воспитание является основной целью любой образовательной программы нашего учреждения. Поэтому, каждый из педагогов ищет свои пути, делающие процесс обучения более живым и интересным. Для меня таковой стала творческая деятельность.
Экологическая культура обучающегося – это правильное отношение ребенка к природе, его окружающей, к себе и к людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Первоначальные элементы экологической культуры закладываются на основе взаимодействия детей под руководством педагога с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Формирование основ экологической культуры в условиях объединений, руководителем которых я являюсь,может осуществляться в различных формах: занятия экологии, наблюдения за природными явлениями в процессе ухода за растениями и животными уголка природы и учебно - опытного участка, экологические игры, экскурсии, прогулки, праздники, ведение календарей природы. Особый интерес у детей вызывают творческие занятия, на которых они своими руками изготавливают поделки из различных материалов, рисуют рисунки, готовят сценки в рамках экологической и природоохранной тематики.
В процессе наблюдения (за тем, как ведут себя дети на улице в естественных условиях природной среды, насколько они самостоятельны во взаимодействии с объектами природы, в какой степени усвоили нормы правильного отношения к ним, какова их реакция на различные явления природы), можно оценить уровень экологической культуры обучающихся и в соответствии с этим корректировать содержание занятий.
Формирование основ экологической культуры обучающихся предполагает решение следующих задач:
1) формирование экологических представлений о ценности природы и правилах поведения в ней;
2) формирование умений разнообразной деятельности в природе и взаимодействия с ее объектами;
3) накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
В объединении «Мой мир», дети, в соответствии с программой, выполняют поделки из различных видов материалов (природный материал, вторсырье, бумага, ленты, пряжа, макароны, ткань, пластилин) и в ходе этого создаются модели различных природных явлений живой и неживой природы, процессов и элементов.
Обучающиеся, зачастую, отправляются на экскурсии в парк, к пруду, в живой уголок. Все это сопровождается наблюдением, обсуждением различных природных явлений и тревожных экологических факторов. Сбор природного материала также происходит в соответствии с правилами поведения человека в природе.
К примеру, при создании комнатного водоема, и лепке его миниатюры из пластилина происходит изучение всех правил успешного существования в нем различных видов растений и животных, обсуждается проблема рационального использования человеком водных ресурсов.
Для создания топиария дети отправляются на УОУ за сбором природного материала. При этом заблаговременно проводится беседа о правилах сбора природного материала (о том, что нельзя обламывать ветки живого дерева, только собирать опавшие, старые ветки) и т.д.
Большой интерес у обучающихся вызывает изготовление книжки – малышки. Как правило, основной тематикой становится природа и охрана природных богатств. Я в этом проекте выступаю в роли консультанта, а обучающимся предлагаю самостоятельно выбрать тему, подобрать материал, используя различные источники и оформить книгу. Здесь дети могут в полной мере использовать фантазию и творчество: располагают основной материал, делают иллюстрации, составляют кроссворды, ребусы.
В объединении «Экотеатр» дети занимаются подготовкой мини- спектаклей, основной тематикой которых являются острые экологические проблемы. Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её творческая направленность. Большая часть учебного времени отводится на подготовку и осуществление зрелищных форм представления своих экологических знаний и умений. В процессе работы в объединении дети учатся сами и обучают других. Роль педагога заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы творчества, доверия и взаимопомощи на занятиях.
В ходе разработки спектакля первоначально происходит рассмотрение и анализ, дается оценка экологической проблеме и возможные пути ее разрешения. Далее предполагается подготовка костюмов, декораций для сценок, где опять- таки все должно быть связано и отображать обсуждаемую проблему.
Подобным образом мы стараемся прорабатывать каждую тему. Выпуск «Экологической газеты» и создание плакатов природоохранной тематики также сопряжено с творческой деятельностью обучающихся. Традиционными стали конкурсы рисунков: «Нарисуй весну», «Птицеград», «Ко дню защиты животных», «Мир глазами детей» и т.д.
Признанием благотворной работы в этом направлении я считаю награды в многочисленных конкурсах и смотрах различного уровня, но наиболее важным достижением все же является формирование осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее. Это также отношение к себе, как части живого, понимание ценности жизни и здоровья, их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой, а творческая деятельность станет лучшим помощником в этом!
Большой интересу детей к творческой работе дает мне возможность более глубоко и детально преподнести основные аспекты экологического воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач о...
Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач обществ...
Воспитание экологической культуры через проектную деятельность учащихся
Статья и сопроводительная презентация по теме "Воспитание эколгической культуры через проектную деятельность учащихся" (из опыта работы)...
тема самообразования "Воспитание экологической культуры учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности"
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком переросли в глобальный экологический кризис, который включает ...
Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии.
Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации,так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий выз...
Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры в преподавании географии и во внеклассной деятельности.
В проекте представлены эффективные пути реализации геоэкологического образования через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школ...
Мастер - класс для педагогов: "Формирование экологического воспитания учащихся посредством творческой деятельности"
Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологического воспитания, установить тесное сотрудничество между педагогами дополнительного образования и педагогами - орг...