«В.А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро»
план-конспект урока по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок № 26 Дата___________________2-А Учитель: Ломинская О. В.
Дата___________________2-Б Учитель: Ломинская О. В.
Тема урока: «В.А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро»
Цель: познакомиться с жизнью и с музыкальным наследием В.А. Моцарта
Планируемые результаты:
Предметные: научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение; использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.
Метапредметные: умение понимать учебную задачу урока; умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии; планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение; наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Личностные: у обучающегося будут сформированы эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребёнку по настроению музыкальные произведения.
Формируемые УУД:
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке; умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.
Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- выполнять действия в громкоречевой (устной) форме.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки, исполнять музыкальные произведения со сверстниками.
Оборудование: учебник по музыке 2 класс, мультимедийная презентация, интерактивная доска.
Ход урока:
- Организационный момент.
Эмоциональный настрой и физиологическое воздействие музыкального звука.
- Актуализация опорных знаний.
И вновь я приглашаю вас в концертный зал. Занавес закрыт. И чтобы открыть его, нам надо ответить на вопросы.
Повторение.
1.Что такое оркестр? Оркестр - большой коллектив музыкантов-инструменталистов.
2.Какие виды оркестров вы знаете? (народных инструментов, духовой, симфонический).
3.Какой композитор сочинил симфоническую сказку «Петя и волк»? (С.С. Прокофьев).
4.С какой целью композитор написал симфоническую сказку «Петя и волк»? (познакомить детей с инструментами симфонического оркестра).
5.Как называется произведение М.П. Мусоргского, написанное им после посещения выставки В. Гартмана? (сюита «Картинки с выставки»)
6.Что такое сюита? (Сюита –это произведение, состоящее из нескольких частей и имеющее одну тему).
7.Сколько частей в сюите «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского? (10).
8.Какие из частей сюиты запомнились вам?
- Мотивационно-целевой этап
Сегодня нас ждет удивительная встреча с австрийским композитором Вольфгангом Амадеем… Догадались, о каком композиторе идет речь? Тогда я попрошу открыть вас учебники на странице 98 и назвать мне фамилию этого композитора.
Давайте назовем тему нашего урока и определим цель урока (ученики самостоятельно определяют тему и цель урока).
IV. Работа по теме:
В солнечный ноябрьский день 1763 года в Версальском дворце - резиденции французских королей - царило необычайное оживление. Повсюду только и слышались разговоры о чудо - детях, недавно приехавших из маленького австрийского городка Зальцбурга и уже успевших покорить парижан. Сегодня дети должны предстать перед королевской фамилией. И вот в дворцовую гостиную вошли в сопровождении отца тоненькая девочка двенадцати лет и хрупкий мальчик, из-за маленького роста казавшийся ещё младше своих лет.
Одетые согласно дворцовому этикету - девочка в длинном парадном платье, а малыш в атласном камзоле с крохотной шпагой на боку, в пудренных париках, - брат и сестра вызывали умилительный восторг присутствующих. Но настоящие чудеса были впереди. Дети сели за клавесин и исполнили в четыре руки несколько труднейших пьес. Затем мальчик с большим чувством и безукоризненной чистотой играл на скрипке - сестра ему аккомпанировала, потом он увлеченно импровизировал за клавесином на заданную тему, блестяще играл "с листа" (без подготовки) новые пьесы, аккомпанировал по слуху певцам.
Со всех сторон сыпались все новые и новые задания: исполнить трудную пьесу только одним пальцем, играть на закрытой платком клавиатуре, определить точную высоту звуков издаваемых звоном хрустальных бокалов. И со всеми заданиями мальчик справлялся легко, непринужденно и с удовольствием.
Имя этого "маленького чародея" было Вольфганг Моцарт. Он родился 27 января 1756 года в Зальцбурге в семье придворного композитора и органиста Леопольда Моцарта. Вольфганг был самым младшим ребенком. Живой, веселый, с добрым сердцем, мальчик был общим любимцем.
Заметив яркое музыкальное дарование трёхлетнего ребёнка, Леопольд Моцарт отнесся к таланту сына очень бережно. Он боялся за хрупкий организм мальчика и всячески откладывал начало серьёзных занятий. Но Вольфганг часами не отходил от клавесина. Отцу пришлось сдаться на уговоры мальчика. К шести годам Вольфганг уже прекрасно играл на клавесине и сочинял небольшие пьесы. Леопольд Моцарт решил, что пришло время познакомить Европу со своими необычайно одарёнными детьми.
Несколько лет проходят в непрерывных концертных поездках. Особый успех выпадает на долю Вольфганга. Мальчику порой приходится играть несколько часов подряд. Такой напряженный труд и бесконечные переезды с места на место плохо сказываются на здоровье ребёнка. Отец старается всячески развивать изумительный талант сына. В Париже издаются первые сочинения восьмилетнего автора, а двенадцатилетний Моцарт пишет свою первую оперу. Леопольд Моцарт заботится о и том, чтобы мальчик получил разностороннее обще образование: занимается с ним иностранными языками, историей, географией, арифметикой. В Париже и Лондоне отец водит детей в оперные театры и на симфонические концерты, и яркие музыкальные впечатления очень обогащают юного композитора.
В возрасте 14 лет Моцарт блестяще выдерживает испытание и получает почётный диплом члена Болонской музыкальной академии. Такой чести удостаивались очень немногие опытные композиторы.
К этому времени Моцарт - уже автор нескольких десятков сочинений, многие из которых изданы и широко известны в разных странах. Кончилось детство, Вольфганг стоял на пороге юности. Он перестал быть чудо - ребенком, теперь его ждала трудная, полная невзгод жизнь придворного музыканта. В возрасте 34 лет, Моцарт умирает.
Он создал много замечательных сочинений: опер, симфоний, концертов, сонат, песен. Его лучезарная, полная сердечной теплоты, по - весеннему прекрасная музыка до сих пор приносит радость людям.
СЛУШАНИЕ 1 часть Симфонии 40
- Какой оркестр звучал? (симфонический)
- Для симфонического оркестра, композитор пишет крупное музыкальное произведение, которое называется СИМФОНИЯ.
Т.К. в симфоническом оркестре большое количество музыкантов (до 100 человек), то композитор для каждого инструмента пишет свою ПАРТИЮ. Поэтому ноты для симфонического оркестра называются ПАРТИТУРОЙ.
- Ребята, вы помните, кто руководит симфоническим оркестром? (ДИРИЖЕР)
- А для чего необходим дирижер? Дирижер только с помощью рук передает настроение, характер, громкость, темп).
Сейчас вы на несколько минут станете ДИРИЖЕРАМИ (попробуйте с помощью рук передать настроение, характер, темп, громкость).
ИГРА «Дирижер»
V Вокально – хоровая работа.
VI Рефлексия и подведение итогов урока.
- Вспомните, что мы хотели узнать в начале урока?
- С жизнью и творчеством какого композитора мы познакомились?
- С какими музыкальными произведениями познакомились?
- Какие новые термины узнали? (партия, симфония, партитура, рондо)
Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ Фигаро как бессмертный образ музыкальной культуры
Урок был проведён в рамках конкурса "Учитель года города Астрахани 2009". Основная задача - познакомить учащихся с новым произведением, показать интонационное многообразие музыки Моцарта на прим...
Презентация к уроку музыки в 7 классе. "Опера "Кармен". Самая популярная опера в мире".
Презентация предназначена для урока в 7 классе....
Образы драмы А.С.Пушкина “Моцарт и Сальери” в опере Н. А. Римского – Корсакова
Если темой пушкинской драмы, является трагедия Сальери, которую следует воспринимать, как проблему “гения и злодейства”, то у Римского – Корсакова акцент перенесен на Моцарта, то есть на т...
В.А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро
План открытого урока по музыкальной литературе (III-V класс)Тема: «В.А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро»Программные задачи:познакомить с музыкальными характеристиками и образами главных героев опе...
ЭФФЕКТ МОЦАРТА — гармонизирующее действие музыки Моцарта на деятельность головного мозга, тело и энергетику человека.
ЭФФЕКТ МОЦАРТА — гармонизирующее действие музыки Моцарта на деятельность головного мозга, тело и энергетику человека. [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"17603253","...
Вечный солнечный свет в музыке - Моцарт, Моцарт....
Музыкальная гостиная в школе для учащихся 7-8 классов...
В.А. Моцарт. Опера "Свадьба Фигаро"
Презентация к уроку музыкальной литературы...