ЭФФЕКТ МОЦАРТА — гармонизирующее действие музыки Моцарта на деятельность головного мозга, тело и энергетику человека.
методическая разработка по музыке (7 класс)

Ефимова Александра Владимировна

ЭФФЕКТ МОЦАРТА — гармонизирующее действие музыки Моцарта на деятельность головного мозга, тело и энергетику человека.

 

 

 

 О благотворном влиянии классической музыки на человека говорят уже дано. Беременным даже советуют слушать такую музыку, чтобы малыш хорошо развивался и смог раскрыть свои таланты. А с 90-х годов XX столетия появилась просто удивительная информация об уникальном воздействии на человеческий мозг музыки Моцарта. Необычное влияние назвали эффектом Моцарта. До сих пор ученые спорят о природе этого явления. Тем не менее, уже собраны очень интересные факты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effekt_motsarta.docx822.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТ МОЦАРТА — гармонизирующее действие музыки Моцарта на деятельность головного мозга, тело и энергетику человека.

C:\Users\sony\Desktop\М.jpg       http://classic-mocart.narod.ru/images/zhizn_mocarta4.jpg

 О благотворном влиянии классической музыки на человека говорят уже дано. Беременным даже советуют слушать такую музыку, чтобы малыш хорошо развивался и смог раскрыть свои таланты. А с 90-х годов XX столетия появилась просто удивительная информация об уникальном воздействии на человеческий мозг музыки Моцарта. Необычное влияние назвали эффектом Моцарта. До сих пор ученые спорят о природе этого явления. Тем не менее, уже собраны очень интересные факты.

Активизация коры головного мозга

Первые опыты в этом направлении были проведены на крысах. Два месяца их “заставляли” по 12 часов в сутки слушать одно и то же – сонату до-мажор Моцарта. В результате крысы “поумнели” и стали пробегать лабиринт на 27% быстрее и делали значительно меньшее ошибок (на 37%), чем обычные крысы.

Что касается людей, то здесь ученые исследовали активность мозга с помощью магнитного резонанса. Исследования показали, что любая музыка воздействует на человеческий мозг. Т.е. она возбуждает тот участок, который является слуховым центром. В некоторых случаях также возбуждались участки мозга, связанные с эмоциями. Но ТОЛЬКО прослушивание музыки Моцарта активизировало практически ВСЮ кору. Как образно выразились ученые, практически вся кора головного мозга начинала светиться.

Научные теории

Сила воздействия музыки Моцарта на головной мозг научно доказана по двум направлениям: частоте смены ритма и собственно по частоте звука.

Первое связано с тем, что наш мозг имеет циклы в своей работе. Нервная система, в частности, имеет ритм 20-30 секунд. Ученые предположили, что резонанс в коре мозга как раз могут вызвать звуковые волны, которые колеблются с той же частотой. В Университете штата Иллинойс проанализировали частотные характеристики музыки почти 60-и различных композиторов на предмет того, как часто в произведении встречаются волны длиной 20-30 секунд. Когда свели все данные в одну таблицу, оказалось, что авторы примитивной поп-музыки попали в самый низ, а вот Моцарт занял первое место сверху.

Именно в его музыке с ее неповторимыми нюансами, переливами и перетеканием звуков 30-секундные волны повторяются ЧАЩЕ, чем в любой другой музыке. Т.е. в этой музыке выдержан заветный 30-секундный ритм “тихо-громко”, что соответствует биоритмам нашего мозга.

С другой стороны, доказано, что самый большой резонанс в коре мозга получают звуки высокой частоты (3 000 – 8 000 гц). А произведения Моцарта буквально насыщены звуками высокой частоты.

Музыка, повышающая интеллект

C:\Users\sony\Desktop\EQ-1-e1500906296658.jpg

Активизация коры головного мозга – не просто научное чудо. Это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память. Повышенная мозговая активность значительно повышает интеллектуальный уровень человека. Американские ученые показали, что, если прослушать музыку Моцарта всего лишь 10 минут,  то IQ возрастет почти на 8-10 единиц. Так в университете Калифорнии был проведен очень интересный эксперимент, как влияет музыка на прохождение студентами теста. Были отобраны 3 контрольные группы:

1 – сидели в полной тишине;
2 – слушали аудиокнигу;
3 – слушали сонату Моцарта.

Все студенты проходили тест До и После эксперимента. В результате студенты улучшили свои итоги

1 – на 14%;
2 – на 11%;
3 – на 
62%.

Впечатляющие результаты, не правда ли?!

Европейские ученые доказали, что под действием музыки Моцарта умственные способности повышаются, не зависимо от того, как к ней относится (нравится она или нет). Даже после 5 минут слушания у людей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность.

Особенно сильно воздействует эта музыка на детей. Дети развивают свой интеллект значительно быстрее. В США вели наблюдение за детьми в течение 5 лет. У тех детей, которые посещали уроки музыки 2 года подряд, наблюдалось значительное развитие пространственного мышления.

У взрослых же эффект воздействия имеет значительную инерцию. У одних активность мозга пропадала с последними звуками. У других эффект сохранялся дольше, но потом мозг опять возвращался в исходное состояние. Отсюда вывод – надо постоянно поддерживать молодость.

Поразительный пример торжества воздействия музыки Моцарта

C:\Users\sony\Desktop\1477394725_01-fotor-990x557.jpg

Прежде всего, высокие звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, что приводит к улучшению слуха и речи. И наш пример об этом.

Наверное, мало кто знает, что всемирно известный актер Жерар Депардье в 60-е годы имел сильный дефект: он заикался и мало что помнил. К счастью, в его жизни встретился врач, который определил, что у Жерара серьезные проблемы со средним ухом, и приписал ему… несколько месяцев ежедневного слушания по 2 часа музыки Моцарта. Результат был ошеломляющим, и мы все его знаем.

Жерар полностью избавился от заикания, улучшил свою память, что позволило ему стать великим актером. Потом он скажет: «До встречи с Томатисом я не мог произнести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления».

В Канаде на государственном уровне на городских площадях играют произведения Моцарта (чтобы снизить количество аварий). У нас же на улицах вы не услышите классическую музыку. Да у нас даже трудно найти радиостанцию с нормальной музыкой. Но что вам мешает делать себе хотя бы непродолжительные сеансы музыкотерапии из удивительной музыки Моцарта.

Более подробно об эффекте Моцарта, принципах воздействия музыки на здоровье и мозг человека, о древних истоках музыкотерапии читайте в фрагменте книги Дона Дж. Кэмпбелла «Эффект Моцарта».

C:\Users\sony\Desktop\img1.jpg

В книге рассказывается о мощном целительном воздействии, колоссальной животворящей энергии музыки (и не только музыки) и предлагаются рассказы и советы, которые помогут каждому стать здоровым, жизнерадостным, счастливым человеком. Утончая восприятие музыки, звука, используя голос как наиболее эффективный инструмент, человек способен добиться не только равновесия в физическом теле, но и повышения своих интуитивных, творческих способностей, познать себя.

Эффект Моцарта

Мощь музыки Моцарта впервые привлекла общественное внимание благодаря новаторским исследованиям в Калифорнийском университете в начале 1990-х годов.

«Музыка Моцарта способна «разогревать мозги», — предположил Гордон Шоу, физик-теоретик и один из исследователей, после того как были объявлены результаты. — Мы предполагаем, что сложная музыка возбуждает столь же сложные нервные модели, которые связаны с высшими формами умственной деятельности, такими как математика и шахматы. И наоборот, простая и монотонная навязчивая музыка может дать противоположный эффект».

Конструкторы, декораторы, озеленители, летчики, игроки в гольф и другие специалисты, деятельность которых основана на визуальных представлениях, используют то, что Ховард Гарднер, профессор педагогики из Высшей школы Гарварда, назвал «пространственным интеллектом». Исследователи из университета в городе Ирвин (Калифорния) обнаружили, что прослушивание «Сонаты для двух фортепиано» Моцарта способствует усилению этих способностей. Я предпочитаю скрипичные концерты Моцарта, а также другую струнную музыку. Мой опыт показывает, что эти произведения дают больший эффект.

Предлагая объяснение такого эффекта, ученые предположили, что прослушивание музыки Моцарта позволяет «упорядочить огневую мощь» нейронов в коре головного мозга. Это в особой степени усиливает творческие процессы правого полушария, которые связаны с пространственно-временным мышлением. Прослушивание музыки, по мнению ученых, действует как «модельное упражнение», улучшая симметричную организацию, которая связана с высшими функциями полушарий мозга. Говоря более простым языком, музыка способствует повышению концентрации, усиливает способность к интуитивному мышлению и, говоря языком любителей игры в гольф, позволяет добиться результатов с меньшим количеством ударов.

Исследования Альфреда Томатиса, доктора медицины, выявили наиболее существенные факторы целебного воздействия звуков, музыки и «эффекта Моцарта» в частности.

Пятьдесят лет этот французский врач посвятил исследованию того, что такое человеческое ухо, сколь многообразны размеры и показатели процесса слушания. Помощники считают его Эйнштейном звука, Шерлоком Холмсом звуковой детекции. Для многих пациентов он просто «доктор Моцарт». Его новаторский подход к изучению человеческого уха привел к созданию новых методов обучения, исцеления и реабилитации.

Достижений Томатиса множество. Он был первым, кто понял суть физиологии слушания в отличие от понятия слуха. Он прояснил значение преимущественно роли правого уха в контроле речи и музыкальных способностей и разработал специальные методы для повышения его функций. Сделал открытие, которое состоит в том, что «голос может воспроизвести только то, что ухо способно услышать», теорию, которая широко применяется в развитии человеческой речи. Над ней сначала иронизировали, а затем она стала общепризнанной, и был зарегистрирован «эффект Томатиса» во Французской академии медицины. Он разработал новую модель человеческого уха и вестибулярной системы, а также показал ее влияние на способности человека балансировать и регулировать мышечные перемещения.

Однако его самым существенным вкладом в науку было распознавание того, что эмбрион человека обладает способностью слышать звуки, находясь в утробе матери.

Когда Томатису было едва за тридцать, научное любопытство привело его в мир эмбриологии, где он обнаружил, что голос матери служит невидимой звуковой связью для развивающегося плода и существенным источником питания. Далее это привело к разработке специальной методики, которую он назвал «второе звуковое рождение». Суть ее состоит в том, чтобы воспроизвести звуки, которые плод слышал в утробе, для того чтобы дать дальнейшее развитие слуховым и эмоциональным способностям ребенка с целью устранения всевозможных заболеваний.

«Плод способен воспринимать весь спектр низкочастотных звуков, — объясняет Томатис в своей книге «Сознательное ухо», которая является по сути его творческой автобиографией. — Пространство звуков, в которое погружен эмбрион, отличается чрезвычайным богатством всевозможных оттенков… Внутренние шумы, движение лимфы во время пищеварения, сердечные ритмы, которые носят характер галопа. Он воспринимает ритмичное дыхание как далекий шум прибоя и водных потоков. И в этот контекст вливается голос матери». Томатис сравнивает весь этот «концерт» со звуками африканских прерий или буша в предвечернее время, когда они полны «далеких призывов, всевозможных шорохов и хлопанья крыльев». Когда такая аудиоголосовая связь организована правильно, то человеческий зародыш обретает чувство безопасности, основанное на этом постоянном диалоге, которое гарантирует ему гармоничное и спокойное созревание.

Далее Томатис заметил, что после рождения младенец часто находится в пассивном состоянии лишь недолгое время, до тех пор пока мать не начнет говорить. «В этот момент дитя оживает и всем телом тянется к матери… Новорожденный реагирует на звук конкретного голоса, единственного голоса, с которым он познакомился еще будучи в утробе. Инстинктивно чувствуя это, мать начинает петь младенцу песни, убаюкивая его колыбельной, прижимая его к своей груди под звук сладких мелодий, используя всевозможные детские стишки для ускорения его развития.

Предполагая, что разрыв этой естественной цепочки звуковых контактов может стать причиной детских недугов, Томатис начал искать пути для того, чтобы воссоздать весь этот звуковой фон, который существовал вокруг младенца в утробе матери. До рождения младенец слышит звуки, будучи погружен в жидкую среду. Спустя десять дней после рождения, когда жидкая оболочка плода рассасывается, младенец начинает слышать уже в воздушной среде. Наружное и среднее уши привыкают к воздуху, в то время как внутреннее ухо сохраняет водную среду околоплодной жидкости, в которую оно было погружено в течение девяти месяцев. Используя примитивные электронные устройства, Томатис воспроизвел звуковую среду, которая воздействует на развивающийся плод. Записав голос матери, он с помощью специальных фильтров выделил все низкочастотные звуки, воссоздав таким образом звучание голоса в том виде, как оно воспринималось в утробе. Результаты были поразительные: вместо голоса матери он вдруг услышал звуки, напоминающие мягкий зов, эхо и шуршание, похожие на звуки африканской саванны, которые он уже выделил ранее.

С годами Томатис усовершенствовал свою систему «звуковых родов», но суть метода осталась прежней. Подготовительная фаза «звуковой возврат» сопровождается музыкальной темой, обычно музыкой Моцарта. В качестве заменителя отсутствующего родителя музыка Моцарта дает наибольший эффект. «Моцарт — прекрасная мать, — считает доктор Томатис. — За пятьдесят лет клинической и экспериментальной практики я произвольно перебрал большое количество композиторов. Я до сих пор продолжаю испытывать новые музыкальные формы и виды музыкального искусства, такие как хоровое пение, народная музыка, классические произведения, но сила Моцарта, особенно его скрипичных концертов, оказывает наибольший целительный эффект на человеческий организм».

Анатомия звука, слушания и слышания

Звук — это энергия, которая может быть организована в форму, модели, фигуры и математические пропорции. Звук или слово — это то, что наши предки называли «началом». Это то, что на Востоке называют «ом», а на Западе «уорд». Это самый первый шум формирования галактик, симфония ветра и воды, вечный спутник поездов и движущихся объектов, а также диалог, который мы ведем друг с другом (и сами с собой).

Звук перемещается в воздушном пространстве в виде волн и измеряется частотами и интенсивностью. Понятие частота касается тона, высоких или низких качеств звуков и измеряется в герцах (количество колебаний в секунду, которые совершает звуковая волна). Чем выше тон, тем быстрее вибрация; чем ниже тон, тем вибрация медленнее. Звуковые волны, которые крайне низки, гораздо длиннее и покрывают огромные пространства. Возможно, вам приходилось видеть органы с большими медными трубами, которые достигают в длину тридцати двух или шестидесяти четырех футов (9,8 или 19,6 метра).

Человеческое ухо может воспринимать звуки в диапазоне 16—20000 герц. На фортепиано, например, клавиша самого нижнего регистра издает звук на частоте 27,5 герца, а самого высокого — 4186 герц. Порог слышания звука также зависит от культуры народа и среды обитания. В Африке племя маабанов живет в такой тишине, что они способны расслышать шепот с расстояния более тридцати метров. Нет сомнений, что они признали бы способность нью-йоркцев, парижан и представителей других современных племен вести разговор в ревущем поезде метро или в оживленном супермаркете как поразительное свойство человеческой натуры. Томатис уверен в том, что высокочастотные звуки (от 3000 до 8000 герц и выше) вызывают резонанс в мозгу и воздействуют на мыслительные функции, такие как мышление, пространственное воображение и память. Звуки среднего частотного диапазона (от 750 до 3000 герц), считает он, стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие звуки (от 125 до 750 герц) воздействуют на физическое движение. Низкочастотное жужжание может вывести нас из себя. Низкая ритмичная музыка не дает возможности сконцентрироваться или успокоиться.

Интенсивность или громкость звука измеряется в децибелах (в честь Александера Грейама Белла — изобретателя телефона). Шуршание листьев оценивается в 10 децибел, шепот — до 30 децибел. Спокойная обстановка в доме или конторе обычно оценивается уровнем от 40 до 50 децибел, а разговор обычной громкости — около 60 децибел. Транспортный поток в часы пик отличается громкостью около 70 децибел. Крик, звук отбойного молотка и рев мотоцикла оцениваются в 100 децибел, звук мотопилы — 110 децибел, громкая рок-музыка и автомобильный сигнал — около 115 децибел. Ракета при запуске может издавать звук до 180 децибел. Болевые ощущения в человеческом ухе начинаются на уровне 125 децибел. Шкала громкости в децибелах, как шкала Рихтера по измерению силы землетрясений, является логарифмической шкалой, когда увеличение в 10 децибел удваивает предыдущее значение. Громкая музыка в 110 децибел в два раза громче звука отбойного молотка, издающего 100 децибел, и в тридцать два раза громче обычного разговора на уровне 60 децибел. Отношение по громкости между самым слабым и самым громким звуками, которые способно воспринимать человеческое ухо, — триллион к одному. Что касается музыки, то здесь диапазон воспринимаемых звуков — миллион к одному.

Другой основной характеристикой звука является его тембр — качество голоса или инструмента, которое выделяет его среди других, вне зависимости от частоты или интенсивности. Не существует научно обоснованной шкалы для измерения тембра, поскольку это в основном свойство звуковой волны. Субъективные оценки, наподобие тех, которые используют гурманы при оценке вкусовых качеств вина («богатый», «вибрирующий», «глухой»; «насыщенный», «яркий»), часто применяются для описания тембра. Скрипка Страдивари, например, имеет чистый теплый тембр по сравнению с обычной скрипкой массового производства.

Форма звука

Звук обладает мистическими свойствами. Он может приобретать физическую форму и контуры, которые способны воздействовать на наше здоровье, сознание и поведение. В своей работе «Сайматика», описывающей то, как звук и вибрация воздействуют на вещество, Ханс Дженни, швейцарский инженер и врач, доказал, что с помощью звука можно строить сложные геометрические фигуры. Например, он вызывал вибрацию в кристаллах с помощью электрических импульсов и передавал ее на такую среду, как пластина или струна. Он также получал колеблющиеся фигуры в жидкостях и газах.

Формы и контуры, которые могут быть созданы звуками, бесконечны и могут изменяться с помощью изменения частоты, гармоник тона и материала, который вибрирует при звуке. Если добавить к этому струны, результаты могут быть или чудодейственными, или наоборот. Низкий звук «ОМ», например, создает несколько концентрических кругов с точкой в центре, а высокий звук «ЕЕЕ» создает множество окружностей с размытыми краями. Эти формы мгновенно меняются при изменении ноты или тона звука.

Искусство слушания

Умение правильно слышать — во всем спектре звуков окружающего мира — дает нам возможность осознавать свое присутствие в данной точке пространства в данный момент времени. Выработка умения правильно слышать является основной темой этой книги и секретом к постижению «эффекта Моцарта».

Разницу между слушанием и слышанием нельзя недооценивать. В отличие от слушания, которое является способностью воспринимать звуковую информацию через уши и другие органы, слышание является способностью отфильтровывать, избирательно сосредоточиваться на чем-то, запоминать и реагировать на звук. Наряду с получением звуков и передачей их в мозг уши снабжают нас дополнительными возможностями, включая способность определять расстояния и пространственное взаиморасположение предметов. Здесь нет ничего чудодейственного. Находясь в многолюдном и шумном ресторане, вы умудряетесь каким-то образом расслышать слова и шепот друга. Тем не менее, если включить в этом же ресторане портативный диктофон, он запишет только замысловатую симфонию стука тарелок и неразборчивого разговора. Слышание — активный процесс, а слушание — пассивный. Часто мы слушаем, но не слышим. Мы можем воспринять разговор, выпуск новостей или звучащую музыку без внимания к той информации, которая в них заключена. Неправильное слышание (прослушивание) является причиной множества проблем в личной, семейной и деловой жизни.

Правое ухо, левое ухо

Когда четкий и ясный гласный звук проникает в правое ухо, голос слушателя становится тверже, его поза — более прямой, а стресс уменьшается. Тот же звук, направленный в левое ухо, иногда вызывает нарушение ритма речи слушателя и снижение его внимания. Однако левое ухо воспринимает эмоциональную речь и более низкие тона столь же хорошо, как и правое. Правое ухо преобладает по той причине, что оно передает слуховые импульсы в речевые центры головного мозга быстрее, чем левое. Нервные импульсы от правого уха идут непосредственно в левое полушарие мозга, где находятся речевые центры. Нервные импульсы из левого уха проходят более длинный путь через правое полушарие мозга, в котором нет соответствующих речевых центров, и только потом попадают в левое полушарие. Результатом является замедленная реакция, которая измеряется миллисекундами, а также определенная потеря внимания и изменение тембра голоса.

Эти открытия имеют множество практических применений. Если вы будете разговаривать с собеседником, сидящим от вас справа, или прижмете телефонную трубку к правому уху, то это повысит качество вашего слышания, сфокусирует внимание и даст возможность лучше усвоить и запомнить информацию. В классе иногда достаточно пересадить ученика таким образом, чтобы учитель находился со стороны его правого уха, и это значительно повысит его внимательность и успеваемость. Тот же эффект может дать перестановка вашей домашней или конторской стереосистемы с ориентацией на правую сторону.

Слушание и поза

Человеческое ухо, подобно хореографу, «ставит танец» тела, регулирует его ритм и характер движений. От простых перемещений медузы до самой сложной деятельности homo sapiens ухо действует как гироскоп, центральный процессор, как дирижер оркестра для всей нервной системы. Ухо интегрирует информацию, передаваемую звуками, организует язык и дает нам возможность ощущать горизонтали и вертикали. Хороший слух создает целую гамму положительных эффектов, включая улучшенный контроль голоса, энергичное поведение, лучшую ориентацию и даже улучшение почерка и осанки. Отклонение или ослабление вестибулярного аппарата может привести к нарушению речи, недостаточной моторной координации и сложностям при сидении, стоянии и перемещении.

Через продолговатый и спинной мозг слуховые нервы соединяются со всеми мышцами тела. Таким образом, мышечный тонус, чувство равновесия и гибкость также находятся под непосредственным влиянием звуков. Вестибулярная функция уха действует и на глазные мышцы, влияя на зрение и выражение лица. Она также воздействует на процесс желания и вкус. Через блуждающий нерв внутреннее ухо соединяется с гортанью, сердцем, легкими, желудком, печенью, мочевым пузырем, почками, тонким и толстым кишечником. Это предполагает, что звуковые вибрации от барабанных перепонок передаются через парасимпатические нервы и могут регулировать, контролировать и «лепить» все основные органы человеческого тела.

Поза сидя или стоя выпрямившись, когда голова, шея и спина расположены вертикально, обеспечивает максимальный контроль за процессом слушания, настраивает и стимулирует мозг на абсолютную внимательность. Такая поза превращает человеческое тело, по словам Томатиса, «в прекрасную принимающую антенну, которая вибрирует в унисон с источниками звука».

В течение пятнадцати лет я много экспериментировал с различными позами слушания, которые позволяют выходить на новый уровень восприятия музыки. Самая лучшая аудитория, по моему мнению, такая, где можно активно подвигаться перед тем, как слушать музыку. Танцы или активные гимнастические упражнения в течение пяти—семи минут перед прослушиванием камерной музыки напитывают кровью наши уши и мозг, тело «лучше прислушивается» к музыке.

Две арфы, играющие в унисон

Значение правильного слушания нельзя недооценивать. Слушать — значит вибрировать вместе с другим человеческим существом. В тайских трактах Лао-цзы сравнивает двух находящихся в гармонии людей с арфами, которые играют в унисон. Слушая хорошего оратора или певца, мы начинаем глубже дышать, наши мышцы расслабляются, приводя к более глубокому равновесию и покою. С другой стороны, неудачный оратор или плохой певец заставляет нас напрягаться. Мышцы начинают сокращаться, как бы пытаясь оградить нас от раздражающих и неприятных звуков.

Этот процесс начинается с раннего возраста. Ученые пришли к выводу о том, что младенцы воспринимают музыкальные звуки так же, как взрослые, предпочитая гармоничные тона резким диссонирующим звукам. Тридцать два младенца четырех месяцев от роду были подвергнуты воздействию коротких отрывков малоизвестных европейских народных песен. Проигрывались гармоничные и негармоничные варианты одних и тех же мелодий. При прослушивании гармоничных мелодий повышалась сосредоточенность младенцев, они меньше плакали. Когда звучали негармоничные варианты мелодий, младенцы старались отодвинуться от источника звука.

Употребляемое на Востоке выражение «оригинальный ум» означает способность человека наблюдать мир свежим взглядом с чистотой и непосредственностью ребенка. Даже если вам не повезло жить около одного из центров Томатиса, первым шагом на пути к правильному слушанию является стремление слушать с детским восхищением. Как учил нас Ганди, который был одним из самых терпеливых слушателей: «Если у нас внимательные уши, то Бог всегда будет говорить с нами на нашем языке».

Целительные свойства звуков и музыки

Люди понимают понятие «исцеление» по-разному. Для меня исцеление и целительство являются искусством восстановления баланса духа и тела, чувств и души. Мне удается лучше всего достигнуть этого баланса за счет ежедневных упражнений, которые позволяют равномерно поддерживать гармонию различных сторон жизни. Но у нас разные потребности, и ваши могут не совпадать с моими.

Исцеление означает не только ощущение присутствия в этом мире, оно означает обретение цельности, гармонии и равновесия. Несмотря на то, что холистические системы лечения основаны на этой концепции, она представляется достаточно абстрактной. Каким образом мы можем стать более цельными?

Гораздо легче определить понятие цельности с помощью музыкальных терминов. Для этого мы должны перешагнуть через современную модель человеческого организма, по которой он представляет собой хорошо отлаженный механизм. Можно подумать о себе как об оркестре, который воспринимает и воспроизводит симфонию звуков, химических реакций, электрических разрядов, цветов и образов. Когда мы находимся в здравии, все инструменты оркестра играют в такт. Когда нам не здоровится, это значит, что один из инструментов расстроился. Часть организма выбилась из ритма. Каждый орган может хорошо исполнять свою партию, а общего звучания оркестра нет. Представьте себе, что все инструменты нашего «оркестра» играют максимально громко. Это будет самый кошмарный из концертов. Но есть и другая крайность — абсолютная тишина подразумевает то, что тело не подает признаков жизни.

Приведение организма в равновесие требует внимательного наблюдения за оркестром во всем его многообразии — это учет теперешнего состояния и прошлого опыта, его сильных сторон и возможностей. Подлинная гениальность исцеления заключается в том, чтобы научить свое тело, мозг и сердце открывать и исполнять свою музыку, а не те стандартные мелодии, которые диктуют нам социальные нормы.

Важно понять, что исцеление не всегда является синонимом лечения. Устранение болезни или уменьшение боли может быть целью, но главная задача исцеления заключается в объединении сознания и подсознания. Этот процесс идет постоянно.

Как музыка воздействует на нас

Многие из нас любят слушать музыку, не понимая до конца ее воздействия. Иногда она излишне стимулирует — становится навязчивой. Какой бы ни была наша реакция, музыка оказывает умственный и физический эффект. Для того чтобы лучше понять, как музыка исцеляет, нам необходимо понять, что именно она совершает. Когда мы будем это знать, мы сможем — вне зависимости от уровня нашей музыкальности — изменять нагрузку на свои «звуковые каналы» столь же быстро и результативно, как переключаем телевизионные каналы, чтобы найти нужное изображение.

Музыка может замедлить и уравновесить волны мозга. Было продемонстрировано неоднократно: создаваемые мозгом волны можно изменять с помощью музыки и произносимых звуков. Сознание состоит из бета-волн, которые вибрируют на частоте от 14 до 20 герц. Бета-волны генерируются нашим мозгом тогда, когда мы сфокусированы на повседневной деятельности или переживаем сильные отрицательные эмоции. Возвышенные ощущения и покой характеризуются альфа-волнами, которые распространяются на частоте от 8 до 13 герц. Периоды пиковых творческих способностей, медитаций и сна характеризуются тета-волнами, которые имеют частоту от 4 до 7 герц, а глубокий сон, глубокая медитация и бессознательное состояние генерируют дельта-волны, частота которых составляет от 0,5 до 3 герц. Чем медленнее волны мозга, тем более расслабленное и умиротворенное состояние мы испытываем.

Подобно медитации, йоге, биологической обратной связи и другим методам, нацеленным на объединение души и тела, музыка, ритм которой составляет около 60 ударов в минуту, включая некоторые произведения в стиле барокко и современных оркестровок, может сдвинуть наше сознание от бета-волн в направлении альфа-диапазона, повышая таким образом общее самочувствие и внимательность. Исполнение музыки в домашних условиях, на работе или в школе может создать динамичный баланс между более логичным левым и более интуитивным правым полушариями мозга — взаимообмен мыслями является основой творчества.

Если вы «расплываетесь мыслью по древу», грезите наяву, музыка Моцарта или барокко, которая звучит в течение десяти-пятнадцати минут, поможет вашему сознанию обрести четкость и повысит уровень умственной организации.

Музыка влияет на дыхание. Наше дыхание ритмично. Если мы не карабкаемся вверх по лестнице и не лежим на животе, то обычно делаем от двадцати пяти до тридцати пяти вдохов в минуту. Более глубокий, медленный ритм дыхания является оптимальным, способствует покою, контролирует эмоции, более глубокое мышление и лучший метаболизм. Быстрое, сбивчивое дыхание может привести к поверхностному и рассеянному мышлению, импульсивному поведению и склонности делать ошибки.

Как показывает практика, прослушивание быстрой, громкой музыки после «диеты» из медленной музыки может привести к такому эффекту. «Мои возражения против музыки Вагнера являются физиологическими, — как-то сказал Ницше. — Мне становится трудно дышать, когда на меня воздействует музыка Вагнера». Замедлив темп музыкального произведения или прослушивая более медленную музыку, можно углубить и замедлить дыхание, дать возможность успокоиться мозгу. Григорианские песнопения, современные оркестровки и народная музыка обычно дают такой эффект.

Музыка влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление. Ритм сердечных сокращений можно регулировать с помощью звуков и музыки. Сердцебиение реагирует на частоту, ритм и громкость, которые могут ускорять или замедлять сердечные ритмы. Чем быстрее музыка, тем быстрее бьется сердце; чем медленнее музыка, тем медленнее ритм сердечных сокращений. Все это, конечно, в разумных пределах. Как и с ритмом дыхания, более медленное сердцебиение успокаивает мозг и помогает организму самоисцеляться. Музыку можно назвать «естественным миротворцем».

Ритмичная музыка может взбодрить нас и наполнить энергией, но исследования, проведенные в университете штата Луизиана, открывают нам и «темную сторону» рока. Исследователи обнаружили, что прослушивание рока повышает ритм сердечных сокращений и снижает качество тренировки у спортсменов. И наоборот, прослушивание легкой и плавной музыки успокаивает сердечный ритм и позволяет тренироваться дольше и с большей пользой.

Музыка может влиять на ритм сердечных сокращений, но верно также и обратное: сердце может определять наши музыкальные предпочтения.

Музыка снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела. Через автономную нервную систему слуховые нервы соединяют внутреннее ухо с мышцами тела. Следовательно, сила, гибкость и тонус мышц зависят от звука и вибраций. Ритм и точность выполнения движений очень зависят от ритма и темпа музыкального произведения.

Все звуки и музыка оказывают тонкое, но сильное влияние на температуру нашего тела и, следовательно, на способность адаптироваться к изменениям температуры, теплу и холоду. Противный скрип двери, вой ветра и неприятные звуки могут вызвать гусиную кожу. Голливудские фильмы ужасов используют эти эффекты, усиливают их раздражающей диссонансной музыкой в сценах неопределенности, опасности и насилия, столь часто появляющихся на экране. Божественная музыка может наполнить нас теплотой, громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру тела на несколько градусов, в то время как мягкая музыка со слабовыраженными ритмами способна снизить ее. Как заметил Игорь Стравинский: «Ударные и басы… действуют как система центрального отопления». В холодный зимний день теплая музыка (особенно музыка с сильным ритмом) помогает согреться, в то время в летнюю жару абстрактная отвлеченная музыка может «охладить» нас.

Музыка может повысить уровень эндорфина. Эндорфин, вырабатываемый мозгом, «собственный опиум», был предметом многочисленных биомедицинских исследований в последнее время. Результаты некоторых из них предполагают, что эндорфин может снимать боль и вызывать «естественный подъем». Сущесивует теория, согласно которой «музыкальное удовольствие» — ощущение подъема, которое вызывается прослушиванием определенной музыки, — является результатом высвобождения эндорфина. Он вырабатывается гипофизом и является результатом электрической активности, которая распространяется в области мозга и связана с деятельностью лимфатических и автономных управляющих центров.

Музыка регулирует выделение гормонов, снижающих стресс. Анестезиологи сообщают, что уровень гормонов стресса в крови значительно уменьшается у тех, кто регулярно слушает расслабляющую спокойную музыку. В некоторых случаях это может заменить лекарственные препараты. Эти гормоны включают адрено-кортикотропин (АККТ), пролактин и гормон человеческого роста. Политические деятели, адвокаты, хирурги, преподаватели и люди других профессий, которые часто работают в условиях стресса, понимают, что музыка может успокоить и расслабить их. «Я не имею возможности часто слушать музыку, — говорил Ленин после прослушивания сонаты Бетховена. — Она побуждает меня говорить людям добрые, глупые вещи и гладить их по головке».

Музыка и звуки могут активизировать иммунную функцию. Если организм способен успешно противостоять болезням, это объясняется тем, что все его системы работают в гармонии: кровь, лимфа и другие жидкости циркулируют правильно; печень, селезенка и почки работают как единый механизм. Последние исследования в области иммунологии предполагают, что недостаток кислорода в крови может стать основной причиной иммунодефицита и развития дегенеративных заболеваний. Именно здесь может сказаться «эффект Моцарта». Определенные музыкальные жанры так же, как пение и декламирование, могут повысить содержание кислорода в клетках организма. Будда Герас, исследователь из города Лейк-Монтезума (штат Аризона), разработал систему вокальных упражнений, которая может повысить скорость обращения лимфы в организме в три раза. Ученые пришли к выводу, что предпочтительная музыка «может вызвать глубокий позитивный эмоциональный опыт, который в свою очередь стимулирует выработку гормонов, способствующих снижению факторов, которые ускоряют развитие болезни».

Музыка изменяет наше восприятие пространства. Как показали исследования «эффекта Моцарта» в городе Ирвин, определенная музыка может повысить деятельность мозга в восприятии окружающего мира, формировании образов и распознавании различий между объектами. Другими словами, музыка может влиять на то, как мы воспринимаем окружающее пространство. Медленная музыка содержит больше пространства, чем быстрая. Когда мы ощущаем дефицит времени, оказываемся в пробке на шоссе или в каком-то ограниченном пространстве, камерная музыка Моцарта или легкая музыка вроде «Спектральной сюиты» Стивена Халперна могут создать вокруг нас расширенное пространство для успокоения и отдыха. В этом смысле музыка является «звуковыми обоями». Она может дать нам возможность почувствовать окружающую обстановку более светлой, объемной и приятной. Она может создать для нас более упорядоченную эффективную и активную среду. В больничных восстановительных палатах музыка может помочь снизить чувство замкнутости.

Музыка изменяет восприятие времени. Мы можем выбрать музыку, которая «ускоряет или замедляет» наши действия. Резкая музыка типа марша может ускорить шаг. Классическая музыка и музыка в стиле барокко провоцирует замедленное поведение. Музыка высокого романтизма или современные оркестровки помогают смягчить напряженную атмосферу. В некоторых случаях такая музыка может заставить время остановиться. С другой стороны, в больнице или поликлинике, где минуты кажутся часами яркая живая музыка может ускорить бег времени.

Музыка может улучшать память и обучаемость. Мы видели, что выполнение упражнений под музыку повышает наше самочувствие и тонус. Это же верно и в отношении учебы. Прослушивание легкой музыки (например, Моцарта или Вивальди) в виде фона помогает некоторым ученикам концентрироваться в течение большого периода времени. Других она может отвлечь. Если слушать музыку в стиле барокко во время учебы, можно улучшить память, запоминание новых и иностранных слов, а также стихов.

Музыка повышает производительность труда. Исследования работающих и состояния их памяти привели к радикальному изменению взглядов на то, как можно использовать музыку на рабочем месте.

Музыка улучшает подсознательное восприятие символики. Кинорежиссеры прекрасно понимают, что «звуковая дорожка» фильма обеспечивает делу успех. Часто звук способен создавать и поддерживать напряженность при просмотре фильма лучше, чем то, что происходит на экране, пробуждая различные символы и взывая к подсознанию зрителя. Аналогично новые экспериментальные способы лечения используют расслабление в сочетании с музыкой для «прорыва» в подсознательную область пациента и излечения травм, которые в течение длительного времени были как бы «заперты» внутри организма.

Музыка помогает вырабатывать чувство безопасности. «Безопасная» музыка не всегда прекрасна или романтична. Это музыка, которая обеспечивает слушателю покой. Мои родители и родители моих родителей «находили свою безопасность» в возвышенных гимнах, которые они знали наизусть. С помощью этих песен, похожих на молитвы, им было легче преодолеть Великую депрессию, мировые войны и другие трагедии. Сегодня молодежь использует музыку в качестве убежища. Включая максимальный звук, слушая высокоэнергетическую музыку, современный хип-хоп, рэп, панк и грандж, молодые люди изолируют себя от внешнего мира, который представляется им чересчур материалистичным и лицемерным.

Вибрация, ритм и образ

Музыка отличается импульсивностью, как и все живое, импульсивность означает поток, устойчивое течение энергии, которая окружает нас. Структура нашей жизни построена как сложная сеть приливов и отливов, периодов активности и отдыха. Почувствовать пульсацию музыки — значит почувствовать или настроить на нее пульсацию организма слушателя.

Мы не синхронизируем наше поведение с музыкой, когда слушаем ее, но музыкальные импульсы неизбежно оказывают влияние на ритм нашего мышления и поведение. В танце, например, музыка стимулирует движения тела. Различные музыкальные стили могут заставлять нас двигаться по-разному.

Тем не менее, вне зависимости от того, сосредоточены мы на ней или нет, музыка ненавязчиво формирует и определяет границы нашей физической, умственной и общественной среды, влияя на то, сколь энергично, гармонично и плавно жизнь течет внутри и вокруг нас.

Понятием, тесно связанным с ритмом, является шаг. Быстрый или медленный «шаг звука» может определять то, будем ли мы чувствовать себя здоровыми, решительными, расслабленными, готовыми к неприятностям или поникшими. Музыка, которая не имеет стандартного, четко организованного шага, может воодушевить нас, но вскоре начнет раздражать. Шаг звука влияет на наш внутренний метроном, на способность координировать физические и умственные функции.

Музыка одновременно создает множество образов. Структура и последовательность ее тонов воздействуют на организм и движение человека, в то время как меняющаяся гармония и струны могут возбуждать наши эмоции. Лирические стихи или рассказы, положенные на музыку, могут вернуть нас в прошлое, когда мы были счастливы. Вот почему мы так любим слушать песни нашей юности. Музыка вызывает к жизни приятные воспоминания.

Музыка может быть деликатной и спокойной, но она никогда не бывает мертвой. Даже мелодия, которая длится часами, несет в себе пульсирующую волну, которая влияет на мозг и тело на различных уровнях. То, что мы вкладываем в каждый свой звук, — также жизненно важно. С точки зрения целительства, «эффект Моцарта» распространяется за пределы чисто звуковых или качества исполнения. В конце концов именно слушатель определяет итоговое воздействие: вы сами являетесь активным проводником и участником процесса «оркестровки» своего здоровья.

У каждого человека есть любимая музыка, которая действует на его душу наиболее эффективно. Следует иметь в виду, что в рамках каждого жанра существует разнообразие стилей. Некоторые из них активны и несут энергию, другие пассивны и помогают расслабиться.

Голос

Голос человека — замечательное средство исцеления, одно из наиболее доступных звуковых лекарств. Даже отдельно произнесенный звук может произвести массаж мышечных тканей верхней части тела и заставляет все вибрировать изнутри. Каждое движение человеческого тела, в свою очередь, влияет на то, как мы вдыхаем и выдыхаем, воздействуя таким образом на характеристики нашего голоса. Тем не менее мы очень редко уделяем внимание своему голосу, пока не начинаем его использовать необычным образом, например изучая новый язык. Тогда, когда не отвлекаемся на содержание и значение произносимых нами звуков.

Основой голоса является дыхание. Мы вдыхаем воздух, он проходит через легкие, а затем мы его выдыхаем. Во многих религиях дыхание подразумевает дух, душу. Еврейское слово ruach означает не только единый дух Вселенной, который носится над землей, но и дыхание Господа. Аналогичное значение этих понятий можно найти во многих языках. По мере того как мы находим пути выразить свою душу посредством голоса, мы замечаем, что и дыхание имеет определенную мелодику, как и движения нашего тела. Я предлагаю, чтобы вы думали о своем дыхании следующим образом: это прана, ки, т. е. жизненная сила, на которой основан голос. С каждым вдохом вы втягиваете в себя тот же воздух, которым дышали Будда, Иисус, Шекспир и Моцарт.

Я подаю сигналы — я существую

Книга Лорел Элизабет Кейес «Тонирование: творческая энергия голоса» содержит множество историй об исцелении людей — с помощью тонирования (издавания звука посредством произнесения гласного звука в течение длительного времени).

Хотя мои успехи с использованием этой методики были гораздо более скромными, я наблюдал, как тысячи людей могут расслабляться от звука собственного голоса, становятся более концентрированными, избавляются от страхов и прочих негативных эмоций, освобождаются от физической боли. За последние восемь лет я наблюдал людей, которые используют тонирование в разных практических целях, начиная от расслабления накануне серьезного испытания до избавления от шума в ушах или мигрени. Тонирование может снять стресс перед хирургической операцией, снизить кровяное давление и ритм дыхания, а также напряжение у тех, кому предстоит сканирование на установке магнитного резонанса или компьютерном томографе. Тонирование хорошо помогает при бессоннице и других проблемах со сном.

Любые формы вокализации, включая пение, декламацию, чтение стихов нараспев, пение йодлер (манера исполнения тирольских песен), «мурлыкание», пение без слов или с закрытым ртом, чтение вслух прозы или поэзии или просто разговор, могут оказывать терапевтическое воздействие. Но я обнаружил, что ничто не сравнится с тонированием. Прочие методы, в особенности пение и декламация, перемещают вибрирующие эпицентры столь быстро, что звукам остается мало времени для того, чтобы «зацепиться» или вызвать резонанс какого-нибудь органа. Тонирование насыщает организм кислородом, углубляет дыхание, расслабляет мышцы и стимулирует поток энергии. Если выполнять тонирование голосом, богатым по тембру, оно способно массировать весь организм.

В 1940-х и 1950-х годах несколько самых крупных новаций в области терапии голосом были сделаны доктором Полем Дж. Мозесом, профессором клиники речи и голоса факультета отоларингологии Стэнфордского медицинского университета. Он считал, что голос является основной формой выражения индивидуальности. Если внимательно прислушаться к нему, можно проанализировать нервные модели поведения, понаблюдать за ними и лечить их. Подобно годовым кольцам на срезе дерева, интонация, модуляции, интенсивность и другие объективные характеристики голоса дают простой ключ к анализу истории жизни и судьбы каждого человека.

Проводя анализ записанных на пленку бесед с различными людьми, Мозес научился ставить медицинский диагноз каждому пациенту по его голосу. Основываясь на диапазоне и симметричности голоса каждого человека, на преобладании в нем определенных интонаций, на том, как голос выражает мелодику и ритм а также на громкости, четкости, акцентах и других переменны величинах, он построил сложную физическую и психологическую модель (профиль) голоса. «Голосовая динамика является точным и достоверным отражением психодинамики, — заключил он. — Каждая эмоция человека имеет свое вокальное выражение».

Поющее излечение

В захватывающей книге «Поющее излечение» Пол Ньюхэм, основатель Международной ассоциации целителей голосом и движением в Лондоне, исследует терапевтические различия между речью и пением. Развитие у пациентов свободных ассоциаций обеспечивает «прямую дорогу» к их подсознанию. А поющий голос обеспечивает гораздо более прямой доступ к подсознанию. Общей задачей психоаналитика является снятие защитной функции сознания, чтобы посмотреть, каким естественным голосом говорит подсознание. Очередным шагом вперед является отход от словесной коммуникации и предоставление голосу возможности выражать себя непосредственно (например, в форме пения)».

Другой подход к лечению голосом был впервые предложен Альфредом Вольфсоном, учителем пения из Германии, исследования которого находятся на переднем крае науки исцеления голосом. Получив психическое заболевание от звуков артиллерийской канонады, которых он наслушался в окопах в первую мировую войну, Вольфсон излечил себя от слуховых галлюцинаций путем воспроизведения и имитации тех кошмарных звуков, которые загубили его психику. Тем самым он изгнал из себя демонов страха и чувства вины. Обнаружив, что он способен воспроизводить широкий спектр звуков — от радости и блаженства до ужаса и страданий, — Вольфсон продолжал разрабатывать терапевтические методы, основанные на методе «открывания» голоса. Убежав из нацистской Германии в Лондон, он открыл там небольшой исследовательский центр, в котором учил студентов и пациентов тому, как прорваться сквозь собственные «звуковые барьеры» и воспроизвести широкий диапазон спонтанных шумов, включая звуки, издаваемые животными, птицами, даже машинами и механизмами.

Вольфсон энергично возражал против классической певческой традиции разделения голосов на виды: сопрано и альт у женщин; тенор, баритон и бас у мужчин. Основываясь на концепции понятий Юнга анима и анимус (женского начала у мужчины и мужского начала у женщины), Вольфсон учил, что, расширяя голосовой диапазон посредством упражнений и пения, можно открыть в себе противоположный пол, объединяя тем самым свою психику и излечивая психологические и физические расстройства и недомогания.

В 1955 году для того, чтобы показать диапазон человеческого голоса, Вольфсон продемонстрировал одну из своих учениц, Дженни Джонсон, у которой ученые и врачи признали диапазон голоса в пределах между восемью и девятью октавами. Джонсон могла петь все партии из оперы Моцарта «Волшебная флейта» от высокого сопрано Королевы ночи до баса колдуна Сарастро.

На протяжении своей долгой и чрезвычайно продуктивной жизни Вольфсон сумел показать, что развитие личности может быть углублено и обогащено за счет раскрытия голоса. «Истину заключается в том, что естественный голос человека, освобожденный от искусственных ограничений, способен покрыть все эти категории и регистры, но может сделать гораздо больше», — сделал вывод ученый.

Мощь григорианских песнопений

Григорианские песнопения ведут свое происхождение от определенной формы песен римско-католической церкви, которые зародились под эгидой папы Григория. Родившийся в конце VI века, Григорий остался в памяти христиан благодаря дару петь прямо с алтаря, представляя Дух Святой, который сидит у него на плечах и поет ему в ухо.

Григорианские песнопения коренным образом отличаются от современных форм музыкального искусства. В них нет ритма, свойственного классической и рок-музыке, этого устойчивого, отбиваемого ногой такта, который дает нам возможность двигаться в такт звукам. Их ритм скорее органичен, естественен, основан на потоке текста, дыхании и тональных моделях, базирующихся на удлиненном произнесении гласных. В песнопениях не нужен аккомпанемент, в них нет богатых струнных разделов. Истинные григорианские песнопения монофоничны. Это означает то, что все поют в одной тональности. В них может быть призыв и реакция взаимодействия между кантером, священником и хором. (Берегитесь тех григорианских песнопений, в которых есть аккомпанемент органа или гармоническое пение. Это не является их подлинным воспроизведением.)

Григорианские песнопения могут создать положительную атмосферу на рабочем месте, дома или в автомобиле. В них не так много нот, лишь легкие вариации простого мотива. Длинные, часто основанные на одной ноте фразы, предполагают длинный выдох. Всякий раз, когда поется гласный звук, он плавно меняет свою форму, подобно фимиаму, который распространяет свое благоухание в воздухе. Кажется невероятным, что некоторые слоги можно растягивать на десятки нот. Вспомните, например, восхитительные интонации в «Аллилуйя» — вершине священных песнопений. Ее можно повторять часами. Не нужно быть монахом, чтобы восхититься и получить удовольствие и пользу от того покоя, который несут с собой длинные гласные этого песнопения.

Григорианские песнопения внушают нам ровное расслабленное дыхание. Мелодии имеют повторяющийся рисунок или ровный образ, составленный из нескольких слов. Используя всего три ноты и повторяя одни и те же фразы множество раз, мы можем ощутить в себе колоссальный эффект от песнопений.

Церковное пение по-латыни полно чистых гласных звуков в отличие от сложных дифтонгов английского языка (или трифтонгов техасского английского). Песнопения растягивают гласные звуки, которые вызывают реверберацию на коже и в костях. Эти вибрации стимулируют передние доли головного мозга. Петь вместе с записью или составить свои собственные песни, подобные григорианским, — то же самое, что регулярно выполнять массаж мозга.

Пение в обертонах

Возможно, вам доводилось слушать пение тибетских монахов, которые умудряются петь на двух или трех тональностях одновременно или издают звуки, которые расширяют звуковые октавы. В отличие от высокочастотного характера григорианских песнопений, тибетцы издают низкочастотные, утробные звуки, которые мало напоминают то, что мы называем музыкой. Но именно такой вид пения, известный под названием пение в обертонах, может быть необычайно целебным.

Пение в обертонах характерно не только для Тибета. Певческая культура Индии, Филиппин и Китая также отдает дань такому стилю. В городе Тува происходят певческие конкурсы в обертонах каждую весну.

Джонатан Голдмен, основатель Ассоциации целителей звуком, уверен в том, что голосовые гармоники успокаивают тело и очищают мозг более эффективно, чем любая другая форма звука.

Духовное тонирование

Одной из наиболее распространенных форм вокала сегодня являются мантры, или короткие песнопения, состоящие из одного слога или фразы, которые повторяются снова и снова. Санскритская мантра ом, которую ежегодно напевают миллионы людей, популярна не только в Индии, но и во всем мире. Заставляя звучать этот ом как можно медленнее, вы обретаете единство со всем живым и сущим на земле.

Этот замечательный слог, который обычно фонетически транскрибируется как «ом» на Западе, лучше всего представить тремя буквами «аум», как это делается на Востоке. Звук «а» произносится как «ах» — представляет начало вдоха одновременно с издаванием звука. Звук «у», который произносится как длинное «о» со скольжением и переходом в короткое «у», является полным, удлиненным телом самого звука. Вы можете назвать этот звук серединой слова и сердцем мантры. Он содержит гласный звук и растягивает выдох до финального звука «м». Это мычание, произнесение звука «м» с закрытым ртом, получается как длинное «м». Она является затухающей частью цикла и представляет собой как бы растворение всей спирали жизни, дыхания и звука. Эти три части мантры представляют собой триединый аспект Бога в индуизме: Брахма, создатель, олицетворяется первой частью, звуком «а»; Вишу, сохранитель, — звуком «у»; Шива, разрушитель, — звуком «м». Таким образом, один простой звук, как и все звуки на планете, представляет собой зарождение, поддержание жизни и ее завершение. Иудаистско-христианская традиция имеет свою версию мантры: «аум» — «аминь».

Легенда о первобытной песне

Научные и исторические свидетельства показывают, что танцы, звуковое тонирование и песни появились раньше, чем членораздельная речь. Это означает, что музыка является первобытным и исходным языком человечества. Исследователи обнаружили, что около двух третей ресничек (микроскопические волоски во внутреннем ухе, которое находится на плоской поверхности наподобие клавиш пианино, реагирующие на звуки различной частоты) реагируют на звуки высокого музыкального диапазона (от 3000 до 20 000 герц). Это значит, что когда-то давно люди общались в основном с помощью песен или высокочастотного тонирования. Флейта — самый старый из известных в мире музыкальных инструментов — была сделана из кости 43-82 тысячи лет тому назад. Этот инструмент был найден в середине 1990-х годов в Словении.

На Западе существуют мифы и легенды, которые говорят о том, что еще до строительства Вавилонской башни существовал универсальный алфавит, который состоял из тонов и ритмов. Есть научные данные о том, что эта первобытная песнь состояла из серий по две или три ноты, соединеных различными тонами. Их мог понять любой человек.

Корни шаманской и волшебной музыки уходят вглубь веков, когда звук барабана, трещотки или другого примитивного инструмента собирал людей, предшествовал началу сельскохозяственных работ, возвещал о смене времен года и отправлял племена на битву. Музыкой отмечали рождение, женитьбу, вступление нового человека в жизнь, а также смерть. Искусство шаманов (большая категория древних целителей) пробуждало величие духа, способного исцелять и защищать как отдельных людей, так и целые племена и семейства. Звуки были той средой, через которую распространялись молитвы, призывы и объединяющие стимулы. Можно представить себе, что музыка и звуки были теми волшебными средствами, которые объединяли «верхи» и «низы» в единое сообщество. Шаман служил мостиком между мирами, позволяя призывать подчиненных и взывать к власть имущим.

В древнейших системах исцеления главенствовал духовный мир. Считалось, что дух или духи несут ответственность за создание (и разрешение) самых главных и сложных проблем жизни. Поэтому древние целители, в отличие от современных докторов, которые просто ставят диагноз и выписывают лекарства, стремились построить мостик между обычным и высшим сознанием чаще всего с помощью талисманов, музыки и звуков. Церемонии и ритуалы, такие как песнопения индейцев племени навахо, которые покрывают себя воинственной окраской и кричат, позволяли объединить искусство, музыку и другие процессы исцеления в единое целое.

Целительство представляло собой драму высокого искусства, состоящую из трех элементов: шамана или лекаря-практика, пациента и невидимки (духа), который должен был выполнить свою работу между двумя этими мирами. Древние понимали, сколь важно как для больного, так и для семьи и общества стать частью процесса лечения. Вызывая, к жизни подсознательные символы, которые разделяло все общество и которые воплощали его мифы, они использовали различные образы, тотемы, признаки власти и сновидения в процессе исцеления. Музыка использовалась священнослужителями, а также целителями, чьи действия не были основаны на вере, для того чтобы помочь страдальцу объединить дух и тело и сфокусироваться на причинах заболевания. Такая звуковая терапия позволяла ускорить выздоровление пациента, собрав воедино его волю, направив ее на исцеление от физических и умственных недугов.

Музыкотерапия в Китае

В Китае традиционная музыкальная терапия «приноравливается» к современным болезням и расстройствам. Недавно мне показали серию альбомов с аудиозаписями, которые озаглавлены: «Ожирение», «Запор», «Бессонница», «Расслабление», «Стресс», «Печень», «Сердце», «Легкие», а также дополнительные оркестровые пьесы, которые я про себя назвал «Мочепочечная сюита». В большинстве альбомов записана традиционная китайская инструментальная музыка, которая исполняется без пауз.

На протяжении веков целительные системы развивались в медицине и философии Дальнего Востока по пентатонической или пятинотной музыкальной шкале, связанной с временами года, органами и функциями человеческого организма, а также с конкретными видами пищи и вкусами. Эти пять нот олицетворяют различные инструменты, способы составления музыкальных композиций и стили исполнения. Описанная выше китайская музыка является пентатонической.

Индийская исцеляющая музыка

Зародившись в Гималаях, традиция соединения музыки и медицины получила в Индии благодатную почву для развития. Священная музыка и песни в Индии считаются даром богов. Согласно мифам, бог Шива создал музыку и танец из первородного звука и обучил им богиню Парвати, свою жену, которая поделилась этим таинством с другими богами и богинями. Пожалев человеческие существа, бог Брахма принес музыку на землю в качестве пятой Веды, Самоведы. Бог Нарада тем временем изобрел вину, арфообразный инструмент, а бог Бхарата ввел песнопения рагас в классическое учение натьяшастра. С тех пор индусы поклоняются богине Сарасвати, жене Брахмы, как богине музыки, знаний и речи. На протяжении веков развивались жанры и школы, среди которых искусство рагас на Альварсе, с использованием томильского языка в Южной Индии.

Рага представляет собой традиционную композицию религиозной музыки с импровизированным тонированием, ритмичными моделями и мелодичными формулами. В отличие от западной музыки, где ноты четко разделены, интонации в рагах, как и в большинстве других произведений индийской музыки, как бы сливаются вместе, образуя успокаивающий единый звук.

В больницах, университетах и центрах целительства по всей Индии традиционная индийская музыка является предметом исследований и средством активной терапии. В Мадрасе в Исследовательском центре paг была создана специальная многопрофильная группа врачей, невропатологов, психиатров, психологов и музыкантов, активно экспериментирующая с различными рагами, используя их в музыкотерапии. Исследователи написали две раги, которые особенно эффективно применяются при лечении гипертонии и психических расстройств.

Энергия афро-американской музыки

Основой традиционной африканской музыки является кольцо — круг, в который люди становятся для того, чтобы петь, танцевать и радостно выкрикивать под аккомпанемент ритмичных барабанов. В своей книге «Мощь черной музыки» Сэмюэл А. Флойд, директор Центра исследований черной музыки в колледже Колумбия, Чикаго, прослеживает пути, которые прошли многие стили афро-американской музыки, включая проповеди, джаз, блюз, духовную музыку и рэп. «Для африканцев, — пишет он, — песни и танец были явлениями религиозных культов. Они были с детства приучены к музыке и танцам как к средству поддержания контакта со своими предками для того, чтобы «сохранить силу своего самовыражения или погибнуть». Для афро-американцев спиритуалы были музыкальным средством, которое объединяло их в нацию, поскольку эти песни были «хранилищем африканского культурного духа», а также стали основой для развития и распространения африканских культурных ценностей».

В Африке игра на барабане стала высоким искусством. За счет использования одновременно двух барабанов для выбивания из них своеобразного двоичного кода наподобие азбуки Морзе умелые «говорящие барабанщики» могли доводить до слушателей сложную информацию в радиусе до шестидесяти миль. Опасаясь восстаний и бунтов, плантаторы Южной Африки быстро сообразили, что к чему, и стали запрещать игру на барабанах, когда рабство перекочевало в Америку. Хотя кольцо и круг были разрушены, исчезла и религиозная традиция. Музыкальные африканские традиции продолжали развиваться в виде полевых и охотничьих криков, элементов христианской молитвы, негритянских песен и других форм вокального выразительного искусства под аккомпанемент банджо или скрипки, которая вытеснила барабаны и стала основным музыкальным инструментом. «Кукурузные голоса», с помощью которых рабы передавали информацию, вернулись эхом в африканские саванны пигмеев Конго, людей африканского буша. Выкрики, крики и вопли, богатые по эмоциональному выражению, стали использоваться для информационной связи между людьми. Фольклорные песни черных, песни о работе, о любви, напевы для детей, гимны и другие музыкальные произведения распространялись местными музыкальными врачевателями. Часто эти беглые рабы, которые попадали на север, не имея ничего, кроме дешевой скрипки, становились поэтами, журналистами, историками, юмористами и хроникерами на первом этапе появления африканцев в Америке.

Самопроизвольное исцеление музыкой

Следует знать, что физиологический настрой слушателя или пациента, индивидуальная звуковая среда и то, что можно назвать «магией момента», могут взаимодействовать самым невероятным образом. Это очень трудно воспроизвести в исследованиях. Дело в том, что современная медицина просматривает все человеческие организмы как сопоставимые механизмы, которые можно «отремонтировать и настроить» с помощью современных инструкций по эксплуатации. Гораздо лучше сравнивать человеческий организм с оркестром из высокочувствительных музыкальных инструментов. У каждого из них свои музыкальные и художественные свойства, а также методы «настройки». В новейшей медицине мозга и тела врачеватели обычно подчеркивают особую важность интуитивного, спонтанного и духовного подхода. Здесь целительство нужно рассматривать как искусство.

В популярной книге «Спонтанное целительство» доктор Эндрю Вейл рассказывает, что в течение многих лет он получал сотни свидетельств, подтверждающих особую силу отдельных растений, специальной еды и диет, витаминов и пищевых добавок, йоги, молитв, музыки, песнопений и других видов нетрадиционной терапии. «Как и многие мои коллеги, я часто ставил под сомнение слишком простые причинно-следственные отношения, которые возникали из этих сообщений, и колебался перед тем, как внедрять это в практику, — поясняет он. — В отличие от большинства других я не выбрасываю эти отчеты. Все эти свидетельства являются важными признаками главного. Это необходимое подтверждение мощи и силы целителей и отдельных продуктов. Они подчеркивают необыкновенную силу человеческого духа и его способность к целительству. Никто не будет спорить с тем, что человеческий организм способен исцелять самого себя. Если игнорировать этот факт, то врач уничтожает источник оптимизма и самоисцеления».

Музыка и танец

Движения и танец часто повышают целительное воздействие музыки, поэтому на основе мифологических историй, особых моделей движения и древних песен были созданы целительные драматические произведения. Рудольф Штайнер, австрийский мистик начала XX века, помог создать вид целительства, известный как ритмика. Объединив движения, музыку и поэзию, ритмика представляет собой особый ритуал. Замедленные, грациозные движения способствуют улучшению здоровья и используются для лечения астмы, заикания и дыхательных заболеваний. Врачи учат пациентов двигаться по кругу, сопровождая движения жестами, которые символизируют музыкальные интервалы и интонационную расцветку, в то время как опытный аккомпаниатор играет на фортепиано. Некоторые современные формы психотерапии также включают использование плавных движений под музыку, пение или тонирование. Все это направлено на достижение того, чтобы информация, которая содержится в человеческом организме, переходила в сознание и выполняла роль целительного процесса.

Образность: не только визуальная

Многие люди понимают понятие «образность» как исключительно визуальное. Но этот термин охватывает все виды чувств и все виды «чувственной памяти» (воспоминания о звуках или голосах, запахи, ожидаемый вкус пищи). Образы, многие из которых являются чувственными, всплывают в нашем подсознании и диктуют ним делать что-то, начиная от новой прически и кончая планированием иовбй кладовки в доме. Образность может быть стимулирована извне, например, когда вы смотрите телевизор или проезжаете мимо рекламы. Она может появляться спонтанно, когда вы спите или мечтаете о чем-то наяву.

Образы вызывают в нас физиологические и психологические реакции: они определяют кровяное давление, могут остудить Нас или вызвать воспоминания. Некоторые слова вызывают образный опыт — огонь, дом, мать. А некоторые образы выходят за пределы понятий. Мы называем их архетипами, если они связаны с такими абстрактными понятиями, как доброта или зло. Они вызывают в нас глубокий резонанс, указывая на глубочайшие тайны жизни. Мы называем мощные образы иконами, когда они порождаются религиозными или культурными ассоциациями — образ девы Марии, репродукция Моны Лизы…

Многие формы молитвы и медитации используют образность, включая архетипы и иконы, в качестве инструментов для того, чтобы сфокусировать и сконцентрировать энергию. Психоаналитики часто используют свободные ассоциации для «развязывания» силы воображения и вывода на поверхность подсознательных мыслей и чувств. Этим занимается и реклама, которая, по сути, манипулирует образами. В настоящее время терапия духа и тела, как и традиционные целительские методы, активно использует визуализацию и образность для лечения различных заболеваний, от болей в спине до кровяного давления, от вялой иммунной системы до опухолей. Поистине образность обладает колоссальной силой и может изменить нашу жизнь.

Музыка увеличивает энергию и мощь образности, приумножая физическое, умственное и духовное воздействие. Музыка способна создавать поток, по которому движутся образы, в то же время она может поймать образ в свои «сети» — зафиксировать его так, что его можно проанализировать и в одно мгновение «отправить» назад в небытие.

Выпустить образы на волю

Каждый орган нашего тела имеет свою память. Исследования показывают, что то, как сокращаются и расслабляются наши мышцы, то, как мы спим, разговариваем, думаем и беспокоимся, записано у нас внутри — не только в сознании, но и в клетках организма. Доктор Дипак Чопра объясняет, что все атомы, клетки и ткани организма находятся в «невидимой связи», которая представляет собой микроскопические вибрации — то, что традиционная медицина Индии называет «первородным звуком». Те микроскопические колебания, которые удерживают вместе ДНК, утверждает он, являются самой великой силой в природе. Тем не менее бывают случаи, когда последовательность и порядок молекулы ДНК нарушаются, например, как результат болезни или несчастного случая. «В таком случае, — утверждает Чопра, — традиционная медицина Индии рекомендует нам применять специально подобранный первородный звук в качестве формы или шаблона, надетого на нарушенные клетки и позволяющего поставить их на место, не чисто физически, а с помощью вибраций или звуков, которые доходят до сердца каждой клетки».

Специалисты по традиционной китайской медицине и философии соглашаются с тем, что звуки и образы воспринимаются, сохраняются и передаются не только посредством мозга, но и через другие структуры и функции организма. Это означает, что в результате заболевания, несчастного случая или травмы болезненные эмоции и негативный опыт могут оказаться замкнутыми внутри организма, оставаясь там в течение недель, месяцев и даже лет, ожидая своего высвобождения. Во многих случаях этого можно добиться с помощью правильного применения звуков и образов.

Музыка и «внутренний пейзаж»

Музыка может изменять восприятие пространства. Это одно из самых великих достижений синтезатора. До 1960-х годов композиторы и исполнители полагались только на соборы, водоразделы и создающие эхо горы для того, чтобы создать чувство архитектурного пространства и придать музыке объемность. Григорианские песнопения, усиленные длинными реверберациями в монастырях, часовнях и соборах, как и повторяющиеся буддистские песнопения, являются примером звуков, которые использовались для того, чтобы усилить в человеке чувство осознания самого себя, продлить молитву и повысить концентрацию. Медленные композиции романтического, классического и барочного периодов также давали бальзам душе, позволяя мозгу свободно «плавать» в струях звука. С наступлением эпохи синтезаторов композиторы получили возможность воссоздавать различные звуковые эффекты, возникающие в замкнутом пространстве, чтобы пробудить таким образом память, которая дремлет в организме человека.

Традиционные индонезийские фольклорные оркестры, известные под названием гамелан, приезжали в Париж в 1960-х годах. На мой взгляд, никакой звук не оказал столь глубокого влияния на новое музыкальное искусство Запада, тем не менее далеко не все на Западе знакомы с таким музыкальным явлением, как гамелан. В каждой из моих поездок в Бали, на один из наиболее прекрасных индонезийских островов, я вспоминал мощь древних индуистских мифов, которая отражена в металлических звуках гонгов и ксилофонов. Звуки гамелана с их отчаянными каскадами и плавными вспышками пробуждают глубины и высоты нашего духа.

По мере того как мы постигаем новые электронные формы глубокого слушания, соединяя вместе музыку окружающей среды, синхронизацию волн мозга и минималистские структуры, мы все чаще обнаруживаем, важность замедления ритма жизни для того, чтобы сохранить контакт с самим собой. «По мере того как наш мир становится все более динамичным, — пишет Джозеф Ланза в книге «Музыка подъема», — наша музыка становится все более заполненной пространством, чтобы уравнять свой бег с внутренними биологическими часами». Музыка окружающей среды создается не для того, чтобы развлекать или стимулировать интеллект. Она призвана воздействовать на организм и чувства человека, позволяя восстановить наш «внутренний пейзаж», придать нашей жизни ощущение пространства и воссоединиться с ритмами природы.

Музыкальное образование и школа Орфа*

Изучение музыки может быть столь же важным для воспитания интеллекта ребенка и его эмоционального развития, как и уче6а под аккомпанемент музыки.

В 1930-х годах Карл Орф, прогрессивный композитор, автор «Кармины Бураны», разработал систему интегрирования естества человека в «мир движений, выражения и звуков». Его подход, который получил название «школа Орфа», включает обучение в сочетании с ритмикой, речитативной речью, искусством жеста и движения, а также импровизацию с пением и игрой на простейших ударных инструментах. Таким образом, в классной комнате дети рассказывают стишки, рассказы, в то же время перемещаясь по классу и играя на барабанах и ксилофонах. Народная традиция понимания музыки без необходимости читать ноты «по бумаге» помогает изучать музыку посредством движения, песен, танца и игры на инструментах, а не за счет сложной аналитической мыслительной работы.

«Как гумус в природе делает возможным рост растений, так и элементарная музыка дает ребенку основы, которые другим образом в него не заложить, — пояснял Орф, приводя аналогию из мира природы. — В возрасте начальной школы следует особо стимулировать воображение ребенка; возможности для эмоционального развития, которые содержат опыт умения чувствовать и энергию контролировать выражение этих чувств, также должны быть обеспечены. Все, что ребенок испытывает в этом возрасте, все, что пробуждается и воспитывается в нем, является определяющим фактором для его дальнейшей жизни».

С помощью метода Орфа дети пробуждаются в мире, где музыкальный словарь преобразуется в словарь движений, речи, ритма и музыки. В настоящее время более трех тысяч школ в Соединенных Штатах Америки используют школьную модель Орфа в программах начальной школы. Международная деятельность в этой области координируется Институтом Орфа, который находится в Зальцбурге (Австрия).

Мостик между жизнью и смертью

От первозданного взрыва Вселенной, от образования первых космических тел, от первого звука Логоса звук служил и фактом, и метафорой. Звуки и вибрация пульсируют и дышат, превращая энергию в вещество и создавая время в безмерной, бесконечной глубине космического пространства. Планета Земля музыкальна по своей сути, и все живое на ней внемлет музыке. До сих пор мы исследовали музыку и звуки применительно к циклу человеческой жизни — от появления зародыша в утробе матери до рождения человека и его поведения в школе и на работе. Сейчас мы приблизим симфонию человеческой жизни к музыке, сопровождающей смерть и превращения душ.

Для множества людей музыка является своеобразным мостиком между жизнью и смертью. Истории о смерти или пережитых на грани смерти мгновениях сопровождаются рассказами о мистическом туннеле из света и звука с иллюминацией, куда после смерти отправляется в свое странствие душа.

Тибетские буддисты считают, что в момент смерти человек должен бодрствовать, чтобы не прервать бесконечный и вечный цикл реинкарнации (перевоплощения). Они считают жизнь вечным процессом, требующим постоянной подготовки, памяти и свободы. Из «Тибетской книги усопших» монахи и монахини запоминают и исполняют песнопения в течение всей жизни, для того чтобы к моменту смерти не впасть в иллюзию несуществования. Молитвы и песнопения, исполняемые вокруг усопших, действуют как своеобразная вышка для души, которая покидает бренное тело. Монахини своими голосами направляют душу, летящую по воздуху, к вечному пристанищу.

Католиков с детства учат повторять молитву: «Святая Дева Мария, Матерь Божья, помолись за нас, грешных, сейчас и в момент нашей смерти. Аминь». Таким образом они готовятся к тому, чтобы услышать голое Богоматери в последний свой миг перед тем, как попасть в ад или рай. Протестанты поют традиционный припев к гимну: «Ведь правда, жизни круг не будет прерван, о Боже, никогда, никогда?» Благодаря таким традициям человеку легче выйти в свой последний путь, в то время как чьи-то голоса продолжают петь и молиться за него.

Григорианские песнопения, пожалуй, лучше всего готовят к такому путешествию и дают возможность жить одновременно как бы в двух мирах. Основной закон монахов-бенедиктинцев, или треллис, управляет монашеской жизнью полтора тысячелетия. Треллис напоминает монахам о том, что во время пения они присутствуют среди ангельских хоров. Когда они восхваляют ангелов и святых, Господь благославляет их на продление бесконечного молитвенного вдохновения.

В конце каждого дня бенедиктинские монахи исполняют вечернюю службу, последний из канонических часов, который означает «завершение». Поскольку дневные песнопения завершаются в шестом часу вечера, эта молитва является заключительной и читается не в часовне, а в уединенной келье. «Ее заключительный припев «Мирная ночь и прекрасный конец дня дарованы нам», — как пишет брат Дэвид Штайндл-Раст в своей вдохновляющей книге «Музыка тишины», — соединяет конец каждого дня с концом всей жизни. Он утверждает, что ритмы каждого нашего дня параллельны ритмам всей нашей жизни. То, как мы проживаем каждый свой час и каждый свой день, определяет характер нашей жизни. Ритмы наших часов учат нас, как строить ритмы жизни».

Связанная с музыкой духовная практика не является уникальной для тибетцев, буддистов, католиков и индусов. Американский психиатр Эдгар Кейс отмечал важность песнопений, называя их «излиянием души». В своей книге «Музыка как мостик» Ширли Рэбб Уинстон цитирует спящего пророка: «Бормочите, напевайте сами себе, и пусть вас никто не слышит, но вы слушайте себя сами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

беседа для учащихся 9-11 классов "Действие наркотиков на головной мозг"

Беседа: «Действие наркотиков на головном мозг» Цель занятия: показать разрушительное воздействие наркотических веществ на головной мозг.Основные понятия: эмоции, потребности, наркотики, головной мозг,...

Основные центры коры больших полушарий головного мозга человека

Лобная доля.1)Двигательный анализатор располагается в передней _центральной извилине и парацентральной дольке. В V и отчасти VI слое располагаются гигантские пирамидные клетки Беца, волокна кото...

Прзентация к лабораторной работе "Строение головного мозга человека"

Данная презентация может быть использована на уроке биологии как на этапе изучения нового материала, так и на этапе закрепления знаний по теме "Строение головного мозга человека"...

Влияние музыки на нейроны головного мозга

Мозг обладает удивительной способностью реорганизовать себя, формируя новые связи между клетками мозга (нейроны). По мере роста ребенка происходит развитие его головного мозга. Взаимодействие обоих по...

Конспект урока по биологии в 8 классе "Строение и функции головного мозга человека".

На уроке используется флипчарт в программе AcyivInspire. Скачать данный флипчарт можно перейдя по ссылке: http://www.edcommunity.ru/lessons/stroenie-i-funktsii-golovnogo-mozga-8-klass/...

Разработка открытого урока по теме "Головной мозг человека", 30.03.17 г.

Материал содержит презентацию и конспект урока по теме "Головной мозг человека"...

Урок по теме "Строение головного мозга человека"

Разработка урока представлена в виде презентации, индивидуальной карты для учеников. Материалы предназначены для учеников 8 класса...