В.А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро
план-конспект урока по музыке на тему
План открытого урока по музыкальной литературе (III-V класс)
Тема: «В.А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро»
Программные задачи:
- познакомить с музыкальными характеристиками и образами главных героев оперы (Фигаро, Сюзанны, Керубино)
- закрепить знание определений (опера, увертюра, либретто, ария);
- повторить историю создания оперы;
- продолжать развивать умение активно воспринимать классическую музыку;
- расширять музыкальный кругозор учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opera_svadba_figaro.doc | 36.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ»
Преподаватель: Шнайдер Л.В.
План открытого урока
по музыкальной литературе (III-V класс)
Тема: «В.А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро»
Программные задачи:
- познакомить с музыкальными характеристиками и образами главных героев оперы (Фигаро, Сюзанны, Керубино)
- закрепить знание определений (опера, увертюра, либретто, ария);
- повторить историю создания оперы;
- продолжать развивать умение активно воспринимать классическую музыку;
- расширять музыкальный кругозор учащихся.
Музыкальный материал:
В.А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро».
Наглядность и оборудование:
- Портрет В.А. Моцарта
- Телевизор, музыкальный центр, DVD-запись.
- Карточки (по количеству уч-ся).
План урока:
I. Опрос: 1. Работа по карточкам. (5 мин.)
2. Экспресс-опрос. (5 мин.)
1. Какое литературное произведение послужило основой для оперы Моцарта «Свадьба Фигаро»?
2. В каком году написана опера?
3. Кто написал либретто оперы?
4. Каково строение оперы?
5. Расскажите кратко сюжет оперы.
6. Назовите главных героев оперы.
7. К какому жанру опер относится данное произведение?
8. Кто перевёл текст оперы на русский язык?
II. Объяснение новой темы: (25 мин.)
На прошлом уроке мы послушали только увертюру к опере, сегодня более подробно познакомимся (увидим и услышим) с главными героями Фигаро, Сюзанной, Керубино.
Первый сольный номер Фигаро – каватина из первого действия.
Вспомним, что такое каватина? (первая ария героя или …)
Каватина состоит из 3 частей:
1 и 3 части – напоминают галантный менуэт (сыграть тему №43), Фигаро мысленно обращается к графу;
2 часть – портрет смелого, напористого, энергичного Фигаро (сыграть тему 44).
Голос Фигаро – баритон (какой по высоте?)
Слушаем каватину (Диск 1)
В заключении первого действия Фигаро обращается к пажу Керубино, который по приказу графа должен отправиться на службу в полк. Фигаро остроумно рисует юному Керубино его будущее. Звучит самая известная и популярная ария Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый». Основная тема – маршевая. (Сыграть тему №45)
Слушаем арию «Мальчик резвый» (Диск 1)
Значительна в опере роль пажа Керубино. В арии из первого действия он рассказывает Сюзанне о своих чувствах, в которых сам разобраться не может.
Арию Керубино исполняет женский голос меццо-сопрано (какой по высоте?) В арии передано волнение юноши (быстрый темп, светлая окраска музыки), задержания в конце фраз придают мелодии мягкость и изысканность. (Сыграть тему №46)
Слушаем арию Керубино (Диск 1)
Служанка Сюзанна находчива и смышлёна не менее Фигаро. Она со всеми кружится в водовороте шумной весёлой и бестолковой жизни замка. И только оставшись одна, Сюзанна может спокойно помечтать о своём женихе. Светло, нежно, проникновенно звучит её небольшая ария в четвёртом действии. (Сыграть тему №48)
(Слушаем арию Сюзанны (Диск )
В этой арии напевна не только мелодия, но и голоса оркестра тоже поют.
Опера заканчивается бурно и стремительно – весёлым свадебным праздником.
В своих операх Моцарт создаёт галерею художественных образов. Каждый персонаж – неповторимая личность и вместе с тем обобщённый человеческий тип. Когда речь заходит о музыкальном театре, то Моцарта часто сравнивают с великим Шекспиром.
III. Итог – выставить оценки. (5 мин.)
Домашнее задание – с. 48-53, выучить 1 тему из оперы.
Литература
1. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран./ М. «Музыка», 2000.
2. Гуревич Е. История зарубежной музыки. / М. «Academa», 2000.
3. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. / М. «Музыка», 1982.
4. Роланд Вернон. Жизни великих музыкантов. / М. ТОО «ПОМАТУР», 1996.
5. Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран. / М. «Музыка», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ Фигаро как бессмертный образ музыкальной культуры
Урок был проведён в рамках конкурса "Учитель года города Астрахани 2009". Основная задача - познакомить учащихся с новым произведением, показать интонационное многообразие музыки Моцарта на прим...
Презентация к уроку музыки в 7 классе. "Опера "Кармен". Самая популярная опера в мире".
Презентация предназначена для урока в 7 классе....
Образы драмы А.С.Пушкина “Моцарт и Сальери” в опере Н. А. Римского – Корсакова
Если темой пушкинской драмы, является трагедия Сальери, которую следует воспринимать, как проблему “гения и злодейства”, то у Римского – Корсакова акцент перенесен на Моцарта, то есть на т...
ЭФФЕКТ МОЦАРТА — гармонизирующее действие музыки Моцарта на деятельность головного мозга, тело и энергетику человека.
ЭФФЕКТ МОЦАРТА — гармонизирующее действие музыки Моцарта на деятельность головного мозга, тело и энергетику человека. [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"17603253","...
Вечный солнечный свет в музыке - Моцарт, Моцарт....
Музыкальная гостиная в школе для учащихся 7-8 классов...
В.А. Моцарт. Опера "Свадьба Фигаро"
Презентация к уроку музыкальной литературы...
«В.А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро»
Урок музыки для обучающихся 2 класса...