Особенности работы концертмейстера в классе флейты
учебно-методический материал по музыке
Концертмейстер, пожалуй, самая востребованная профессия в музыке, особенно, концертмейстер-пианист. Концертмейстеры задействованы не только в совместных концертах с инструменталистами разных специальностей, с вокалистами, с хорами, но и принимают непосредственное участие в воспитании и обучении духовиков, струнников, вокалистов, народников. Но часто роль его недооценена, считается, что концертмейстер « всегда на вторых ролях и находится в тени солиста», играет вспомогательную роль. Этот стереотип необходимо развеять. Солист и пианист в художественном смысле являются членами единого, целого музыкального организма. Искусство аккомпанемента – это такой ансамбль, в котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не подсобная роль, которая не исчерпывается чисто служебными функциями гармонической и ритмической поддержки партнёра, речь идёт скорее не об аккомпанементе, а о создании полноценного инструментального ансамбля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_kontsertmeystera_v_klavsee_fleyty.docx | 19.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Особенности работы
концертмейстера в классе флейты
Из собственного опыта.
Оглавление
Роль и место концертмейстера в музыке.
Необходимые профессиональные качества и умения.
Работа в классе духовых инструментов.
а) этап ознакомления и разбора произведения,
б) работа над образностью в музыке,
в) подготовка к концерту, к конкурсу,
4. Заключительная часть.
5. Список литературы.
Цель работы: анализ работы концертмейстера в классе флейты.
1. Концертмейстер, пожалуй, самая востребованная профессия в музыке, особенно, концертмейстер-пианист. Концертмейстеры задействованы не только в совместных концертах с инструменталистами разных специальностей, с вокалистами, с хорами, но и принимают непосредственное участие в воспитании и обучении духовиков, струнников, вокалистов, народников. Но часто роль его недооценена, считается, что концертмейстер « всегда на вторых ролях и находится в тени солиста», играет вспомогательную роль. Этот стереотип необходимо развеять. Солист и пианист в художественном смысле являются членами единого, целого музыкального организма. Искусство аккомпанемента – это такой ансамбль, в котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не подсобная роль, которая не исчерпывается чисто служебными функциями гармонической и ритмической поддержки партнёра, речь идёт скорее не об аккомпанементе, а о создании полноценного инструментального ансамбля.
Концертмейстер не только исполняет произведение наравне с солистом на сцене, но и играет огромную роль в разучивании музыкального текста, в создании образа, интерпретации произведения. А на начальном этапе воспитания музыканта концертмейстер, наравне с преподавателем, должен обладать знанием психологии, педагогических приёмов, организаторскими способностями. Здесь требуется и терпение, и настойчивость в достижении нужного результата, гибкость и рельефность исполнения ,и дирижёрские способности, и умение «повести за собой».
2. Какие же качества являются показателями профессионализма концертмейстера? Прежде всего,
отличное владение техникой фортепианной игры,
артистизм,
отличная реакция,
владение тембральными красками, позволяющими изобразить на фортепиано звучание оркестра,
умение играть в ансамбле, обеспечивать точную ритмическую основу,
умение слышать мельчайшие детали партии и художественных
намерений солиста ,
умение соизмерять, звучание фортепиано и солирующего инструмента ,
необходимо ориентироваться в стилях исполняемых произведений,
знать основы музыкальной формы,
основы психологии и педагогики.
Помимо музыкальной чуткости, хорошей интуиции, концертмейстеру не помешало бы иметь крепкие нервы.
3.Работа в классе духовых инструментов, а в частности, флейты, предполагает знание истории создания и развития искусства игры на флейте.
Знание основных приёмов и специфики игры на духовых инструментах. Слышать строй инструмента, уметь помочь при настройке.
Основой игры на духовых инструментах, как и в вокале, является владение дыханием. Это предопределяет правильное и особое отношение к фразировке при исполнении музыкальных произведений.
а) Первым делом концертмейстеру необходимо ознакомиться с партией солиста (флейты) и выучить партию фортепиано, возможно, прослушать произведение в исполнении разных музыкантов в интернете или других источниках.
На этапе ознакомления с новым произведением желательно преподавателю вместе с концертмейстером исполнить его для учащегося, этим пробудив интерес ученика к достижению конечной цели.
Следующим шагом будет разучивание текста: выясняется динамический план, фразировка, форма произведения, уточняются штрихи. Для флейты проставляется правильное дыхание, которое не должно идти вразрез с фразировкой. В процессе этой работы концертмейстер, так же, как и преподаватель, может демонстрировать исполнение фрагментов пьесы на фортепиано. Происходит работа над отдельными тактами и фразами. Концертмейстер может предлагать варианты, которые используют в работе над произведениями пианисты, это рабочие приёмы: ритмические изменения трудных пассажей, двойное и тройное стаккато, пунктирный ритм и др.
Концертмейстеру очень важно соблюдать сбалансированность звучания солиста (флейты) и фортепиано. Необходимо сдержать громкость аккомпанемента в то время, когда флейта играет в низком регистре.
б) Для придания исполнению большей яркости и выразительности ведётся работа над образностью. Чтобы понять, услышать и передать смысл и красоту исполняемого произведения, приводятся поэтические строки, вызываются ассоциации с природными явлениями, с живописными образами картин великих художников, проводятся параллели с другими музыкальными произведениями. Этим даётся толчок к развитию у учащегося образного мышления и фантазии. Концертмейстер может показывать выразительное звучание мелодии не только на фортепиано, но и голосом (пропеть).
В старших классах ДМШ и колледжах исполняются концерты для флейты с оркестром, в связи с тем, что эти произведения имеют двойную экспозицию, возникает необходимость сделать купюру. Концертмейстер должен уметь сделать эту купюру незаметной: соблюсти симметрию и сделать переход логичным в тонально-гармоническом плане.
в) Произведение выучено, почти готово. Наступает этап подготовки к публичному исполнению. В этот период произведение играется целиком и в настоящем темпе. Огромное внимание обращается на яркость, « выпуклость» образов. Уделяется внимание манере держаться на сцене, это включает в себя постановку корпуса, осанку, артистизм, подачу звука «на зал».
Полезно записывать исполнение на видео и, просматривая совместно, анализировать, делать выводы, исправлять ошибки.
Концертмейстер совместно с преподавателем настраивает психологически учащегося на выступление, так как любое публичное выступление является стрессом. Поэтому большое количество выступлений вырабатывает в учащихся уверенность в себе, преодолевается боязнь сцены.
Во время концерта, конкурса, экзамена концертмейстер берёт на себя всю ответственность за выступление подопечного. Подбадривает, поддерживает, улавливает все нюансы исполнителя, следует за ним или ведёт за собой, как дирижёр.
Во время выступления концертмейстер не должен навязывать свою исполнительскую волю (это было возможно на уроках, когда была необходимость «встряхнуть», «разбудить» эмоционально учащегося), но должен прислушиваться к нюансам исполнения ученика, подхватывать и поддерживать в этом, так как это творческий процесс. Но во время выступления могут происходить и неприятные казусы : солист забыл текст, «перескочил» с одного места на другое , в этом случае концертмейстер должен быть начеку и «поймать» солиста моментально, сделав незаметным для большинства слушателей, данный изъян.
Для эффективного обучения ученика большое значение имеет характер общения и взаимодействия концертмейстера и педагога. Часто преподаватели уделяют основное внимание техническим приёмам и задачам (чистота интонации, штрихи, технические способы исполнения на инструменте), слово концертмейстера, его взгляд «со стороны» бывает очень полезен. Поэтому совместная работа преподавателя, концертмейстера и ученика, единомыслие дают положительные результаты.
4. Итак, роль концертмейстера в классе флейты в современных условиях – важная составляющая процесса реализации личностно-ориентированной модели обучения. Приобщившись во время обучения к миру классической, народной, современной музыки, овладев приёмами игры на флейте, навыками ансамблевой игры, приобретя опыт выступления на сцене, дети могут и не стать профессиональными музыкантами, но они пополнят ряды любителей музыки, посещающих концертные залы. А учащиеся колледжей становятся профессиональными оркестровыми музыкантами и преподавателями.
Деятельность концертмейстера вносит немалую лепту в воспитание духовности и в формирование гармоничной личности современного человека.
5.Список литературы:
1.Бахчиев А.Г. Пианист как солист и ансамблист. - Беседы о педагогике и исполнительстве. Сборник статей. Выпуск 4. М. 1999
2.Володина С.Н. О роли образных ассоциаций в воспитании музыкантов. Методическая работа. М.: МВМУ, 2001 г.
3. Чачава В. Уметь подчиняться активно. / Советская музыка, 1991, № 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы концертмейстера в классе скрипки и скрипичного ансамбля в ДМШ, ДШИ
Данная статья затрагивает актуальные проблемы концертмейстеров-пианистов, трудящихся на ниве дополнительного образования, содержит элементы методической разработки....
Особенности работы концертмейстера в классе сольного вокала
Эта работа написана с целью обмена опытом с коллегами-концертмейстерами, работающими с вокалистами. В ней отражены некоторые проблемы работы с певцами, обучаемыми в колледже, а также приведены рекомен...
Методическая разработка "Особенности работы концертмейстера в классе домры"
О работе концертмейстера в классе домры...
Методическая работа на тему «Особенности работы концертмейстера в классе хореографии»
Данная работа будет полезна начинающим концертмейстерам музыкальных школ....
Особенности работы концертмейстера в классе духовых инструментов ДМШ
специфика духовых инструментов, а также основные задачи концертмейстера в классе духовых инструментов...
Доклад "Специфические особенности работы концертмейстера в классе балалайки"
Роль концертмейстера в создании ансамбля с обучающимся в классе балалайки...
Особенности работы концертмейстера в классе сольного пения
методические рекомендации для концермейстера...