Методическая работа на тему «Особенности работы концертмейстера в классе хореографии»
методическая разработка на тему

Сопко Людмила Васильевна

Данная работа будет полезна начинающим концертмейстерам музыкальных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_rabota_2017_moya.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

детская школа искусств станицы Крыловской

муниципального образования Крыловский район

Методическая работа на тему

«Особенности работы концертмейстера в классе хореографии»

      Составитель:

                                                         преподаватель фортепиано, концертмейстер

                                 Сопко Людмила Васильевна.

ст. Крыловская 2017г.

Оглавление.

1.Вступление.

2.Основная часть.

2.1.Специфика работы концертмейстера;

2.2. Комплекс навыков и умений, необходимых концертмейстеру в работе.

3.Заключение.

     

1.Вступление.

Концертмейстер - самая распространенная профессия среди пианистов. Без концертмейстера не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества и дома культуры.

          Работа концертмейстера уникальна и увлекательна, его роль в учебном процессе детских школ искусств неоспоримо велика, а владение в совершенстве “комплексом концертмейстера” повышает востребованность пианиста в разных сферах музыкальной деятельности от домашнего музицирования до музыкального исполнительства.

           Концертмейстерство как отдельный вид исполнительства появился во второй половине Х1Х века, когда большое количество романтической камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение количества концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений. В то время концертмейстеры,  как правило,  были «широкого профиля» и умели делать многое: играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы и т. д.

           Со временем эта универсальность была утрачена. Это было связано с все большей дифференциацией всех музыкальных специальностей, усложнением и увеличением количества произведений, написанных в каждой из них. Концертмейстеры также стали специализироваться для работы с определенными исполнителями.

Рассмотрим деятельность концертмейстера-пианиста, работающего с детьми разных возрастных групп на занятиях хореографии.

Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.

Поэтому очень важно, чтобы концертмейстер не только художественно исполнял музыку, но и доносил ее содержание.

        Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Концертмейстер должен так продумать   музыкальное оформление урока, чтобы научить детей слышать музыкальную фразу, разбираться в характере произведения, динамике, ритмическом рисунке. У детей формируются первичные эстетические оценки. Для занятий в классе хореографии нужно подбирать такой музыкальный материал, на котором будет формироваться музыкальная культура, развивается музыкальный слух и музыкальная культура.   Концертмейстер должен представлять на занятиях ту музыку, которую создали великие композиторы–хореографы: Глинка, Чайковский, Глазунов, Штраус, Глиэр, Прокофьев, Хачатурян и другие.

2. Основная часть

2.1 Специфика работы концертмейстера

Работа концертмейстера имеет ряд объективных трудностей. Например то, что  ему приходится работать с детьми разного возраста (от начинающих  школьников до выпускников), с педагогами разных танцевальных направлений – народной хореографии, классического и современного танца. Нужно обладать большим багажом музыкальных произведений, овладеть репертуаром разных возрастных категорий. Для этого необходимо постоянно совершенствоваться в работе, изучать новые примеры для оформления занятий.

    В обязанности концертмейстера хореографических классов входит:

  • Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий
  • Знакомство с новыми методиками «движения под музыку»;
  • Систематическая работа по музыкальному развитию танцоров. 

Программирует и планирует работу в хореографических классах педагог-хореограф.

 Концертмейстер обязан знать и программу, и план каждого года обучения, и план каждого занятия. Сотворчество педагога-хореографа и концертмейстера необходимо во всех сферах (планирование, реализация программ учебной и постановочной работы). Но именно от концертмейстера зависит эмоциональный фон урока, от того, какую музыку он предложит.

В процессе обучения хореографии осуществляются следующие задачи музыкального воспитания:

  • Ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;
  • Развитие музыкальности танцевальных движений;    
  • Развитие воображения, художественно-творческих способностей;
  • Развитие умения эмоционально воспринимать музыку, повышения интереса к ней;
  • Развитие музыкального кругозора учащихся.

2.2. Комплекс навыков и умений, необходимых концертмейстеру в работе.

          Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, всякий хороший пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента.

              Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст и сразу отличать существенное от менее важного.

       Перечислю, какие же знания и навыки необходимы концертмейстеру для начала профессиональной деятельности в школе искусств.

  1. В первую очередь умение читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого, играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его выражению;
  2. Владение навыками игры в ансамбле; умение транспонировать в пределах терции текст средней      трудности.

     Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода. Оно многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту – главному действующему лицу. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом (которое представляет основу основ ансамблевого музицирования), звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.

             Мобильность,  быстрота и активность реакции также очень важны  для профессиональной деятельности концертмейстера. Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое  волнение и нервное напряжение ребят перед эстрадным выступлением.

     Воля и самообладание – качества, также необходимые концертмейстеру. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на эстраде, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.

       Стремление разобраться в специфике хореографического аккомпанемента, побудило  меня обобщить и поделиться мыслями о профессии концертмейстера хореографии, о той роли и задачах, какие  приходиться осуществлять в танцевальном коллективе.

        Концертмейстеров именно хореографии  в нашем регионе не готовят ни в одном учебном заведении. А  ведь у хореографического искусства свои специфические требования, которые приходиться постигать на практике.

Играть сопровождение к занятиям классического танца труднее вдвойне, концертмейстеру приходится быть постоянно на виду. Необходимо показать владение инструментом, владение звуком, в зависимости от характера движения, также максимально точно переложить музыку на исполняемое движение, создать единый чуткий ансамбль. Еще сложнее, когда танцуют дети. Надо научить их слушать сильные и слабые доли, где-то подождать исполнителей, дать им возможность «вздохнуть» перед броском ноги или прыжком. Сделать это нужно умело, чтобы не пострадал темп и ритм мелодии.

Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнений, с ясно прослушиваемой фразировкой. Все заданные преподавателем-хореографом комбинации урока должны подчиняться музыкальной фразировке.

Так, музыкальные построения, особенно в младших классах, могут соответствовать 4т, 8т, 16т, 32т и т.д.

В практике подбора музыкального материала принципиально утвердились два метода для оформления танцевальных занятий:

- импровизационный;

- приспособление музыкальных миниатюр или их фрагментов.

Подобрать готовое произведение под заданную преподавателем -хореографом комбинацию, ничего в нём не видоизменяя, на практике довольно сложно. Поэтому большинство концертмейстеров танцевальных классов предпочитают работать по импровизационному методу. В этом случае пианист демонстрирует свои композиторские навыки:

- умеет сочинять несложные мелодии;

- умеет выразительно гармонизовать сочинённую мелодию;

- умеет сделать фактурные преобразования;

- умеет сделать удачную модуляцию, соответствующую смене движения;

- провести смену размера ( а может и темпа), не нарушая законов стиля и т. п.

Работа начинающего концертмейстера хореографии делится на две части: освоение музыкального материала, связанного с преподаванием той или иной дисциплины и ее хореографической специфики.

          Освоение музыкальной специфики основы предмета возможно только при параллельном изучении специфики хореографического искусства.

Во-первых, я овладела танцевальной терминологией, чтобы знать о каком упражнении идет речь. Музыкальные термины итальянского происхождения, а хореографические – французского. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Например, Plie, Demiplie, Grandsplie (фр.) - это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды: полуприседание или полное, глубокое приседание. Значит, музыкальное сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4). Или Battementstendus (Battementstendusjetes) – выдвижение ноги на носок (или резкий маленький бросок). В этих упражнениях происходит отведение и приведение ноги вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в позицию. Поэтому музыкальное оформление должно быть очень четким. Музыкальный размер для обоих упражнений – 2/4, 4/4.

Во-вторых, необходимо знать, как то или иное упражнение исполняется. Чтобы четко представлять себе структуру упражнения, накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное – научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом –  уметь ориентироваться в нотном тексте. Дело в  том, что педагог может остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно. И для этого нужно знать, с какого места нотного материала проигрывать отрывок для отработки того или иного движения.

Следует обратить внимание на исполнение воспитанниками «preparations» - обязательные в каждом музыкальном отрывке. Вот здесь  и будут востребованы импровизационные навыки концертмейстера хореографии. Вступление составляет два-четыре такта, в зависимости от размера и темпа произведения. Подобно дирижёру хора, который показывает хору ауфтакт, пианист также «должен каждое движение экзерсиса предварить вступительными аккордами, при которых вся фигура танцовщика готовится к исполнению заданного упражнения.  Чтобы дети не делали его «промахивая», как нередко случается, концертмейстер должен исполнить вступление в  темпе и ритме всего дальнейшего упражнения. Вступление можно взять из окончания музыкального произведения (2 или 4 такта с конца, в зависимости от размера) или сочинить самому. То же самое касается и окончания – завершения упражнения. Обычно берется два последних аккорда произведения, или «домината» и «тоника» относительно тональности произведения. Во время исполнения учитываются разные физические способности воспитанников. Здесь выступает проблема темпового соответствия хореографического исполнения и его музыкального сопровождения, ведь в каждом классе дети по-разному усваивают материал, необходимо брать темп исполнения соответствующее четкому исполнению движений.

Деятельность концертмейстера требует от пианиста применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики – в их взаимосвязях.

         Что  формирует хорошего аккомпаниатора:

1. Аккомпанировать все и при любой возможности; 

2. Развивать себя неустанно умственно, эстетически, морально

3. Развивать интерес к чтению, искусству, размышлению;

4. Быть дисциплинированным, обязательным и пунктуальным.

Работа концертмейстера школы искусств отнюдь не замыкается на непосредственной его обязанности - помощи учащимся довести работу над произведением до концертного исполнения. Он наряду с другими педагогами выполняет свои обязанности посредством основных направлений деятельности образовательного учреждения.

В учебной деятельности он удовлетворяет потребности детей в занятиях музыкой, при получении необходимых знаний и навыков создаёт необходимые для учебного процесса условия.

Во внеклассной работе помогает в организации содержательного досуга, где совместно с детьми принимает участие в различных общешкольных и внешкольных мероприятиях.

В воспитательной работе создаёт среду для личностного и творческого развития детей, их профессионального самоопределения. И, наконец в методической работе принимает участие в мастер - классах, в написании и     реализации проектов, программ, методических разработок и т.д..

        Несмотря на незвучное определение “учебно-вспомогательного персонала”, концертмейстеры активно участвуют в учебной, воспитательной и музыкально-просветительской работе, а в отсутствие преподавателя самостоятельно проводят занятия и репетиции.

3.Заключение

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных специальностей. Главным из всех составляющих качеств концертмейстера и основным условием совместной с ним работы является удобство, которое обеспечивает солисту чуткий партнер-аккомпаниатор.

        Любовь к своей профессии, трудолюбие, требовательное отношение к себе, как к участнику ансамбля и  музыканту, все это будет способствовать творческому росту концертмейстера и росту его профессиональных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад на тему: «Особенности работы над кантиленными произведениями в старших классах ДМШ и ДШИ»

В работе над кантиленой важно уделить особое внимание работе над мелодией,уяснить её развитие,членение на построения большего или меньшего масштаба.Необходимо настойчиво добиваться,чтобы каждая фраза ...

Особенности рабты концертмейстера в классе хореографии театральной школы.

Специфика и особенности работы концертмейстера в театральной школе, в классе хореографии....

Методическая разработка на тему: Особенности работы с песком на световом столе, для развития познавательной сферы детей и подростков

Песок - та же краска, только работает по принципу «света и тени», добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передава...

выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»

laquo; Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся...

Методическая работа на тему "Особенности работы с детьми младшего школьного возраста на уроке по саксофону"

1.    Возрастные особенности работы с детьми младшего школьного возрастаМладший школьный возраст (9-10 лет) является важным событие в жизни ребенка, ведь именно в этом возрасте происход...